Нижеследующий пассаж как-то сам напросился на цитирование, хотя ничего нового, доселе неизвестного в нём не содержится. Просто он показателен для стиля и интонации данного незаурядного произведения, написанного по меркам художественной литературы только что:
" - А что на фронте? - спросил Алексей Васильевич, чтобы сменить тему.
- На фронте-то? - прищурился Добужский. - Да какой же теперь фронт?! Война, фактически, прекратилась. По всему фронту идёт братание. Немцы свободно ходят по нашим окопам, забираются в наши тылы, однако к себе "товарищей" не пускают! Солдатики наши продают немцам орудия, деньги делят. Такого скотства ещё не было. Верховным Главнокомандующим у нас теперь - прапорщик Крыленко, или товарищ Абрам, это как тебе больше нравится,- убийца Духонина. Ниже падать некуда, большего позора и представить себе невозможно. Вот я рапорт-то и подал, что не считаю для себя возможным далее выполнять свои обязанности.
- Подожди! Крыленко в газетах негодовал по поводу убийства Духонина!
- Ну, разумеется, сам товарищ Абрам своими руками не убивал последнего Верховного Главнокомандующего Русской Армии,- ответил Добужский с непроницаемым выражением лица.- Он всего лишь клеветническими обвинениями методично натравливал на Духонина солдат. А те и выкинули генерала из вагона на штыки и, умирающего, затоптали. А потом, мёртвому уже, глаза штыком выкололи, а в рот папироску воткнули." (Е.Колмовская. Белый крест. М., 2008, с. 274.)
Уголовно-скотско-дегенаративные истоки Эрэфии.
oubique
June 10 2009, 17:19:58 UTC 10 years ago
Что, по-Вашему, сподвигло революционные массы на дикие античеловеческие преступления? Век террора? Уголовная практика? Война? Революция 1905-07 гг.?
На мой взгляд,то все не повод и не причина. Скорее всего - коллективная одержимость бесами.
enzel
June 10 2009, 19:36:01 UTC 10 years ago
orthoved
June 10 2009, 22:41:11 UTC 10 years ago
Это слишком просто и снимает ответственность.
Дѣло въ томъ, что у одержимости есть явные характерные внѣшніе признаки (въ частности и тѣ, что Вы назвали), такіе признаки тогда наблюдались массово, это признавали епископы въ своихъ проповѣдяхъ уже весной-летомъ 17-го. Нельзя сказать, что всѣ поголовно стали бѣсноватыми, но впечатленіе такое было, т.к. это были массовыя явленія.
«Бѣсы вселились въ души людей и народъ Россіи сталъ одержимымъ, буквально бѣсноватымъ…», - писалъ богословъ, бывшій духовникъ Царской семьи епископъ Ѳеофанъ Полтавскій.
О психическомъ массовомъ безумствѣ и исступленіяхъ въ то время указываютъ и многочисленные другіе очевидцы. Напримѣръ князь Жеваховъ, Бунин, Вырубова, В. К. Елизавета Ѳёдоровна. Или вотъ митрополитъ Серафимъ (Чичаговъ) одну изъ своихъ яркихъ проповѣдей посвятилъ цѣликомъ бѣснованію и его тогдашнимъ проявленіямъ.
И нельзя сказать, что бѣснованіе снимаетъ отвѣтственность. Вѣдь вселеніе бѣсовъ возможно только для того человѣка, который отступилъ отъ вѣры и Бога. Т.е. бѣснованіе есть только послѣдствіе отступничества и поэтому можетъ быть преодолено.
И подробнѣе о признакахъ одержимости. Безконечная безсмысленная лживость. Такое явленіе, когда человѣкъ произноситъ безсмысленныя рѣчи, какъ бы не отъ себя. Намѣренное и необъяснимое шутовство и карнавализмъ, съ явнымъ оттѣнкомъ глумленія. Необъяснимое никакими причинами жестокое желаніе убивать, разрушать, глумиться и издеваться, своеобразная изощрённость въ этомъ. Особая тоже необъяснимая ненависть ко всякой святынѣ, ко всякому порядку и приличію. Намѣренная матерщина и богохульство. Внѣшніе проявленія психическаго заболѣванія, возникшіе внѣзапно.
И нужно всё таки отдѣлять подобные нехарактерныя для человѣка проявленія отъ просто изпорченности и грубости нравовъ, дѣйствія страстей. Т.е. есть нѣкая грань, за которой начинается уже собственно бѣснованіе.
enzel
June 11 2009, 08:59:22 UTC 10 years ago
orthoved
June 15 2009, 14:05:42 UTC 10 years ago
Такъ вся исторія совѣтчины до сегодняшняго дня и есть проявленіе этого забѣсовленія народа. Бѣснованіе проявляется не только буйно (какъ я описалъ выше), но въ видѣ покорнаго послушанія вождямъ и комиссарамъ, вплоть до самоубійства. Суть всѣхъ проявленій въ одномъ: въ своеобразной замороченности сознанія, которое начинаетъ безоговорочно вѣрить вождямъ и комиссарамъ. Вотъ это наважденіе, морокъ, эта "вѣра лжи" - это типичное бѣснованіе. И излѣченіе возможно только когда человѣкъ начинаетъ искренне понемногу искать правду, вплоть до готовности признать свою (а не кого-то другого: враговъ народа, евреевъ, большевиковъ, бѣсовъ и далее по списку) первостепенную вину въ случившемся съ нимъ. Т.е. выходъ изъ тупика возможенъ только тогда когда человѣкъ перестаётъ врать самому себѣ, оправдывать себя. Вѣдь виноватъ только онъ и никто другой. Да его совращали, да обманывали, да запугивали, но рѣшеніе согласиться со зломъ принималъ самъ человѣкъ. Вотъ такъ и начинается процессъ покаянія.
Тогда уже возможно церковное изгнаніе бѣсовъ безъ возврата и возрожденіе человѣка для жизни съ Богомъ.
Вѣдь пораженіе бѣсомъ возможно почему? Потому что человѣкъ начинаетъ мыслить такъ, что становится духовно-идейно всё далѣе отъ Бога и всё ближе къ бѣсамъ, т.е. важно внутреннее сродство.
martin_luter
June 12 2009, 01:02:54 UTC 10 years ago
И благодаря этим поступкам их дети через 20 лет в штрафбатах гибли, идя на немецкие пулемёты. Печально бесконечно всё это.