(читая статью о.Г.Митрофанова «Русская Православная Церковь и русское антикоммунистическое движение»)
Уже 19 января 1918 г. появилось послание патриарха Тихона, которое было принято 22 января в качестве соборного документа. Главная его идея – призыв к православным людям опомниться и отлучение от Церкви всех идущих путём смуты за большевиками. 25 октября 1918 г. появляется послание патриарха Тихона к Совнаркому, «явившееся самым политизированным и антибольшевицким из его посланий, давшее исчерпывающую оценку большевицкого режима, его политики и тех перспектив, которые открывались перед страной в случае его сохранения». «Однако даже в этом послании, - пишет о.Георгий, - отсутствовал прямой призыв к вооружённому сопротивлению большевикам.» Возникает закономерный вопрос – почему? Ведь если бы ещё в начале 1918 г. появился такой призыв со стороны высшего церковного иерарха, тем более поддержанный соборно, не повлияло бы это на позицию широких масс русского народа, прежде всего крестьянства, не побудило бы их активно выступить с оружием в руках и тем самым сделать антибольшевицкое вооружённое сопротивление массовым? Ведь «на территориях, освобождённых от большевиков, церковная иерархия недвусмысленно заявляла о своём благословении Белому движению». Не сыграла ли такая позиция патриарха Тихона в 1918 г. роковой роли в судьбе Белого движения, предопределив его конечное поражение изначальным отсутствием у него широкой народной поддержки из-за отстутствия авторитетного в глазах народа призыва к борьбе со злом большевицкой власти?
salery
July 23 2009, 19:40:19 UTC 10 years ago
enzel
July 24 2009, 06:08:19 UTC 10 years ago
ru_antifem
February 15 2010, 12:27:58 UTC 9 years ago
Люди, воспринимающие христианство серьезно, систематически выдавливались и преследовались династией Романовых. У них не было повода для симпатии ни к РПЦ, ни к Романовым.
Вследствие этого никакие призывы РПЦ не могли оказать существенного влияния.
filonenko1
May 4 2010, 22:09:06 UTC 9 years ago
enzel
May 5 2010, 06:32:37 UTC 9 years ago