Год назад я завершил свой проект ЖЖ, который вел двенадцать лет, с 10 октября 2003 года. Каждый желающий мог мне задавать вопросы, я старался на них прилежно отвечать, иногда даже при явном недоброжелательстве собеседника.
Люди использовали эту возможность по разному, но, думаю, мало кто понимал, что это некоторый шанс. Ведь обычно человек не может общаться с теми, кто его намного лучше. Такая ситуация естественна для ребёнка, а потом человек живёт среди себе подобных, и учиться ему не у кого. Он может учиться по книгам, но там нет обратной связи – а она очень важна. Людей, которые сильно превышают стандартный уровень, очень мало и они, в отличие от учителей, не любят общаться с теми, кто от них отличается в худшую сторону.
Я это сделал, причём по нескольким причинам. Одна из них – назидание потомкам. Если мои невежественные современники не понимают, с кем беседуют, то их дети и тем более внуки будут это видеть очень ясно, и, возможно, многим из них будет стыдно за поведение своих отцов и дедов.
В интернете сложилось устойчивое мнение о том, что Галковский очень умный человек, но человек безнравственный. По моему же мнению, тоже очень устойчивому, я не обладаю исключительным интеллектом. Просто я трезв, трудолюбив и у меня есть интеллектуальная дисциплина. У меня нет достаточных знаний в области точных наук, а также отсутствуют способности к изучению языков – а это очень важно. Но зато я всю жизнь играл на повышение и всю жизнь относился к людям лучше, чем они того заслуживают. И при этом не жалел, когда ошибался, а ошибался я, естественно, довольно часто. Просто я в молодости решил, что стану хорошим и буду помогать людям. Как это ни странно, забота о других помогла мне решить и свои собственные проблемы – ведь дарить приятнее, чем получать подарки, а помощь другим даёт внутреннюю уверенность и силу.
Резко оборвать диалог мне показалось жестоким, и я год назад решил на некоторое время сохранить возможность комментировать свои тексты. Это вызвало резкое понижение уровня дискуссии: раньше я всё время подыгрывал собеседникам и давал им возможность быть немного умнее, чем они есть на самом деле. Но для многих людей, привыкших к моему блогу, наверно было важно иметь возможность хотя бы односторонней связи.
Сейчас необходимость в этом отпала. Год достаточный срок, чтобы адаптироваться к новому формату, а комментарии в известный момент начали выглядеть как пародия, и стали не только не помогать, а прямо мешать чтению основного текста. Я уже давно получаю письма с просьбой отключить нелепых глупцов. Два-три человека по инерции пытаются меня от них защитить, не понимая, что глупость самодостаточна и в дальнейшем разоблачении не нуждается. Ибо дальше некуда. А 99% процентов серьёзных комментаторов давно перестали сюда писать, потому что для них был важен диалог с автором.
Поэтому я с сегодняшнего дня отключаю комментарии. Постараюсь, время от времени, обозревать, что обо мне пишут в других блогах и отвечать здесь. Я это делал и ранее.
Ввожу также новую нумерацию для постов. А1 и далее – для личных сообщений, В1 и далее для литературоведения и истории литературы, С, D и далее – для других тем, если появятся.
Спасибо за интерес к моему блогу, за последний год число его подписчиков даже увеличилось. Постараюсь и дальше писать более-менее регулярно. Я сознательно ухожу от злобы дня – она мне никогда не была особенно интересна. Это жанровая особенность блога, которой я, как писатель, старался следовать. Но сейчас мой блог просто форма публикации, и я постараюсь больше заниматься тем, что мне интересно на самом деле. Наверно кого-то это огорчит. Но кого-то и обрадует.
И последнее. Особенности блогосферы требовали от меня также определенного типа поведения. В условиях неизбежного троллинга надо было выглядеть человеком невозмутимым, с железными нервами и несколько циничным. Думаю, мне это вполне удавалось, ведь я профессиональный писатель.
Но в жизни я человек другой. Я часто плачу, для меня мучительны любые формы конфликтов, я не умею говорить «нет». В общем, по складу характера я не гожусь для общения в интернете. К тому же я уже не молод. Мой формат это любящая семья или дружеская кампания. Там я раскрываюсь и мне легко.
Главное я очень впечатлительный, а на таких людей среда действует очень сильно. Если среда глупая и злая, глупость и злость неизбежно проникают в душу и с ними нужно постоянно бороться. ЖЖ это место, дающее возможность общения и тиражирования своих мыслей, но также место злое и глупое. Я двенадцать лет пытался сделать его добрее и умнее, думаю, что-то у меня получилось. Но годы идут и, честно говоря, по графе «социальная педагогика» я превысил норму раз в десять.
Еще раз спасибо читателям, и спасибо благожелательным собеседникам. Их было не так мало.