В целом же комменты чётко распадаются на две группы: "холодно" - "а мне не холодно". Стоит человек на морозе в демисезонном пальтишке, замёрз как собака. Жалуется: "Холодно". А ему из окна натопленного дома распаренный чаями-вареньями "оппонент" резонно возражает: "А мне не холодно".
Кому было "не холодно" при социализме или там не жил, или жил на правах особых. Это дети партийной номенклатуры, гебни, генералитета. Научной номенлатуры – навряд ли, у этих был прижим идеологический и общая культура.
Вот это тоже забыли НАПРОЧЬ: социализм был системой абсолютного, тотального неравенства. Общество делилось на касты. Вроде бы всё было при коммунистах типовое: жилища, одежда, магазины, школы, армия, газеты. СТАНДАРТ. И невдомёк современному молодому человеку, что разница между полюсами этих стандартов была гигантская.
В детстве жестокие родители направляли меня в пионерские "лагеря". Каждый год на две, а то и на три смены. Более культурный отец лицемерно улыбался: "Отдохнёшь на свежем воздухе, наберёшься сил." (Умудрялся выгонять "на свежий воздух" даже зимой.) Простодушная мать говорила без затей: "Хоть отдохнём тут от тебя. Надоел, сил нет". Я не понимал, что родители у меня ненормальные, и верил в первый вариант, считая что мама шутливо "ворчит". "Лагеря" я, умный и впечатлительный ребёнок, ненавидел до рвоты. Буквально. За день до отъезда у меня начиналась сильная рвота на нервной почве. Под утро родители выносили таз с блевотиной, обтирали морду мокрым полотенцем и в полубессознательном состоянии тащили любимое чадо за руку к автобусу или поезду: "шнеллер-шнеллер".
Не то, чтобы в лагерях меня сильно третировали, наоборот, без пресса "учёбы" я, скорее, расправлял крылья. Но скучал по дому, мне казалось, что родители меня забудут, я не мог заниматься там любимыми занятиями, а главное я очень быстро врастал в ситуацию, лагеря же были все РАЗНЫЕ. В результате жизнь правращалась в сводящий с ума калейдоскоп.
Внизу социальной лестницы были лагеря родителей – мамин от швейного объединения и папин от "ЗиЛа". Зиловский лагерь в Мячково был гигантский, с десятками отрядов. Это был настоящий "город детей"; Бухенвальд со сталинской детской архитектурой: гипсовые трубачи, трибуны, ор радио, фабрика-столовая, к которой подгоняли по рельсам вагоны продуктов.
Образ жизни? Что сказать... Во время кормёжки добрая повариха принесла на подносе доппорции компота из сухофруктов: "Берите ребятки, у нас лишнее осталось". Мальчик из старшего отряда солидно взял, остальные испуганно отказались. Я не понял, решил воспользоваться халявой. Старшеотрядник смотрел на меня, загадочно ухмылялся. Я вышел, держа в руках компотный бонус - абрикосовые косточки. Их полагалось разбить кирпичом и съесть, а то сточить об асфальт, аккуратно выковырить вкусную начинку и сделать свистульку. На выходе старшеотрядник с размаха ударил меня поддых, добавил сверху по шее ребром ладони. Косточки покатились по асфальту...
На отца я не обижаюсь. В детстве не обижался потому что не понимал. Взрослым, потому что понял. В школьном классе отца до тридцати лет дожило два человека. Мать первый раз трахнул, она ему суп из курицы сделала, он есть отказался: чего же девку объедать – КУРИЦА. Как пел Галич: "поколение обречённых".
Совсем другой лагерь был под Солнечногорском, у озера Сенеж. Путёвки туда доставал дядя, преподаватель в Академии бронетанковых войск имени Малиновского. Лагерь был небольшой, в несколько отрядов, находился на территории воинской части. У АБТВ там был полигон и летние лагеря для курсантов. В лагере процветала шагистика, детей офицеров воспитывали как потомственных военных. Водили на стрельбища, танкодром, учили стрелять, ориентироваться на местности. Вспоминая сейчас, вижу, что всё было очень продуманно, по военному трафарету. В общей сложности я там был смены три-четыре. Каждую смену был запланирован просмотр танковой стрельбы. Каждый раз один танк "случайно" стрелял рядом с командным пунктом, где находились пионеры, от выстрела вышибало стёкла. Это делалось специально, чтобы приучить волчат не бояться выстрелов и вообще "продемонстрировать мощь". 10-летние октябрята стреляли из карабинов, 12-летним пионерам доверяли калашникова. Разбор и сборка автомата были детской игрой, вроде кубиков и мозаики. В общем для мальчишек всё было интересно. Плохо ли полазить по танку, прокатиться на бронетранспортёре. Иногда правда дяденьки заигрывались – например прогоняли старшеотрядников через слезоточивый газ без противогазов. Сначала бежали через маскировочный чёрный дым от обычной дымовой шашки, расслаблялись, и попадали в белое облако газа слезоточивого. "Закалка, тренировка". Ну и шагистика, "смотры".
Отношения у детей офицеров были другие. В отличие от детей рабочих малышню не обижали. Будучи в Сенежском лагере совсем маленьким, играл в футбол. Наша команда выиграла у команды второго отряда и мы ходили по территории как котята, завалившие гуся. Потом, через несколько лет ситуация зеркально повторилась. Нас, второотрядников, собрала пионервожатая и сказала:
- Ребята, сыграйте пожалуйста с малышами. У вас футбольный турнир, им тоже играть хочется. Только играйте осторожно, не зашибите.
Первую половину матча сыграли, малышня естественно продула. Вожатая говорит:
- Ну, я думала вы уже взрослые. Сладили с детским садом.
Девчёнки-вожатые в этом лагере были как на подбор: красивые, интеллигентные. Офицер в академии это не слесарь на ЗиЛе – жёны и дочки были что надо.
Хотя идеализировать и этот лагерь не следует. Например, одну смену я побыл "евреем". Впечатлений хватило на всю жизнь. Было мне лет 11. У нас в отряде был мальчик, сын слушателя из Одессы. Он постоянно рассказывал про родной город, говорил с какой-то странной для москвича интонацией. Любимыми персонажами его рассказов были Карцев и Ильченко. Для Москвы имена этих провинциалов значили мало, в Одессе это были Кумиры. Рассказывал он смешно. Другой темой его разговоров были "жиды". Слово для меня было известное, но в моём лексиконе (т.е. лексиконе рабочей окраины Москвы) "жид" было понятие не этническое, а социальное. Жид это жадина, отсюда глагол "жидиться", то есть жадничать: "Дай морожное куснуть, не жидись". Жадин в рассказах одесского мальчика почему-то звали Абгамами и Саггами, они в его пересказе изъяснялись на каком-то инопланетянском картавом наречьи. Почему он так кривляется и почему так не любит Абгамов и Сагг, являющихся в его глазах жадинами, я не понимал. Из расспросов понял, что жиды это евреи, точнее, евреи это жиды. Я за евреев вступился.
Надо сказать, что евреев в Нагатино было мало, все они были ассимилированны и как евреи не воспринимались. Да и были полукровками. Киркоровоподобного красавчика-заводилу в нашем классе звали Андрей Кондратьев, отец его был евреем, о чём я узнал к классу восьмому и тут же сочинил двустишие:
А Кондратьев наш Андрей
В детстве тоже был еврей.
Все хохотали и Кондратьев громче всех: в младших классах Андрюха был любимцем учителей и обаятельным подлизой.
В общем, я одесситу говорю:
- А чего ты к евреем так пристаёшь? Чего они тебе сделали? Мало ли кто какой национальности.
Одессит на меня пристально посмотрел:
- А ты случайно по фамилии не Рабинович будешь? (были первые дни смены и фамилий друг друга мы не знали).
- Нет, Галковский.
- Понятно. А ты случайно не еврей?
И тут я в пылу полемики допустил фатальную ошибку:
- А хоть бы и еврей. Какое это имеет значение.
У одессита отвисла челюсть. Он от меня отбежал как от зачумлённого, стал о чём-то шептаться с ребятами.
Стали меня травить. Сначала решили "изменить социальный статус". Не получилось – драться в Нагатино умели: предворительный словесный наскок, "приёмчики" - подножки, "стальной зажим". Кроме того, по обстоятельствам жизни я был устойчив ко всякого рода стрессам, на конфликт шёл, считайте, с радостью.
Тогда пошла травля медленная, изподтишка. И дошло вот до чего. В озере мы купались в специально огороженном лягушатнике. Однажда заводила травли ко мне подходит (кстати, это был то ли татарин, то ли чеченец по имени Шамиль) и говорит:
- Я бы тебе не советовал с ребятами плавать. Плавай отдельно.
- Это ещё почему? С ума сошёл?
- Нет, просто я так думаю.
В этот день Шамиль (а может и Равиль – их два брата-погодка было), незаметно подбросил мне в воде бутылочное стекло, ногу я сильно порезал. Правда наказаны были все. Лягушатник закрыли, вызвали солдата-водолаза чистить дно. Поскольку стекло умные азиаты убрали, его естественно не находили. Два дня никто не купался. Потом, чуть ли не просеяв грунт через сито, запустили. Я больше до конца смены в воду не лез. Сначала нога заживала, потом не хотелось. В конце концов Шамиль-Равиль подошёл ко мне и пряча глаза сказал:
- Галковский ты это... Плавай давай.
Видимо понял, что переборщил. Или оценил, что я не стукнул. А скорее всего, струсил: заинтересуется пионервожатая, почему Дима не плавает, чего боится. Начнутся вопросы.
С тех пор для меня шовинист - не человек. Разумеется, Шамиль должен получить шамилево, Абрам – абрамово. Но травить людей, науськивать детей друг против друга (напомню, что случай был в специфической социальной среде во время наката государственного антисемитизма)... Да ещё, как это часто бывает в ЖЖ, анонимно стёклышко под ноги подкладывать...
У АБТВ было два пионерских лагеря. Второй в Алуште. Там мне побывать тоже пришлось. Говорить ничего не буду, достаточно оценить две вещи.
Первая – климат. Подмосковье летом это одно. А южный берег Крыма совсем совсем другое. Октябрята в зиловском Мячково ещё жили в отапливаемых корпусах. А пионеры - в "летних павильонах", то есть в остеклённых фанерных бараках. Представьте: ночью +8, дождь, а мальчишки под солдатскими одеяльцами лежат. Одетые. Помню, простудился, ночью лежу, кашляю, рот зажимаю – ребят разбудить западло. А на следующую ночь лафа – весь барак кашляет, кашляй – не хочу.
Вторая вещь. Жили пионеры в Алуште в отдельных гостиничных номерах на два или на три человека. Туалет в коридоре, но чистый, с настоящими унитазами (редкость). В каждом номере – умывальник, шкаф, балкон. С балкона вид: горы и море.
Как говорится, "почувствуйте разницу". Контингент тоже был другой. В Подмосковье в основном дети слушателей, адьюнктов, техперсонала. В Крыму – дети преподавателей и начальства, т.е. старших офицеров и генералов. Там, кстати, я впервые близко и увидел настоящего мальчика-еврея: курчавого Гурвинека со шнобелем. Был сыном какого-то очень любимого преподавателя Академии. Отдыхали в Алуште и родственники маршала Баграмяна, дедушка приезжал их навещать, что было Событием.
Но конечно и это не вершина. На вершине был находящийся рядом Артек. Там всё было покруче ещё на порядок: спецпитание, профессиональные педагоги, дети иностранцев. "Другой мир" даже по сравнением с алуштинским оазисом. До Артека я, как вы понимаете, не дорос. В Алушту-то попал только потому, что дядя работал там физруком.
Хорошо это или плохо – пионерский лагерь? Трудно сказать, и явление это, кстати, совсем не советское. Пионеры - это скауты, пионерские лагеря - это лагеря скаутов. Практика для запада обычная, появившаяся до возникновения СССР, хотя в СССР англичане довели систему до логического завершения.
Я о другом. Собираются сейчас советские старожилы, начинают вспоминать былое. Один был в пионерском лагере, другой, третий. Вроде бы сходный опыт. Начинают спорить. Одного от лагерей бьёт дрожь, другой относится индифферентно, а третий благодарит товарища Сталина за счастливое детство. Если же капнуть, то детство-то у всех при социализме было РАЗНОЕ.
Я специально взял область воленс-ноленс унифицированную. Дети есть дети. Разница между 5-летним наследным принцем и 5-летним сыном истопника не большая. А если взять неравенство, например, в распределении информации?
Так получилось, что я в 20 лет уселся на информационную трубу и к периоду написания "Бесконечного тупика" был одним из самых информированных людей в СССР. На меня работал огромный ИНИОН – институт закрытой информации для номенклатуры, созданный Андроповым по приказу англичан. У меня там служила родственница (кстати, подготавливала реферативные сборники по технологии будущих постнуклеарных войн), и давала мне читать все закрытые издания. Издания были под номерами, в основном ДСП ("Для служебного пользования": поймают-уволят), некоторые имели гриф посерьёзнее (поймают-посадят). В ИНИОНЕ работало несколько Людей. Например, Ляликов. В Лондоне его родственница-эмигрантка была главной переводчицей Вл.Соловьёва, которого тогда насаждали в Москве в тандем Бердяеву; сам Ляликов числился непонятно кем, был шизофреником, пьяницей и наркманом, но имел доступ, с ним было интересно разговарвать. С дурачками на филфаке МГУ неинтересно, а Ляликов, повторяю, имел волшебные очёчки. И давал поносить.
На филфак меня навострил знакомый отца, учившийся в аспирантуре МГУ. Когда я поступил, он аспирантуру уже закончил, преподавал в Симферопольском университете. Приехал в Москву на конференцию, встретились. Он мне:
- Вот, сейчас достал Ясперса на английском, читаю. Только трудно идёт.
Я ему:
- Помилуйте, зачем же такие сложности, да ещё перевод с перевода делать.
Он захлопал глазами:
- А что, разве Ясперса перевдили на русский? Это наверное в эмиграции?
- Зачем же, в Москве.
- ?
- Ну в ИНИОНЕ.
- ??
- ДСП, я имею в виду.
- ???
Принёс ему почитать Ясперса, Макса Вебера, сборник западных хайдеггероведов. Поимеля ((с) одного остроумного жижиста) крякнул, покраснел ушами (отчего-то отчётливо помню), забросил свою конференцию и четыре дня сидел в университетской гостинице, конспектировал.
Сам он был умный, порядочный человек. Очень высокий украинец – под два метра. Родился и вырос в Благовещенске. Доступа не имел. И в этом весь совок.
Неравенство при демократии есть и ещё какое. Но это неравенство естественное (денег-ума-красоты) и неравенство открытое (человек ЗНАЕТ, что он неравен).
Поэтому при воспоминаниях о жизни в СССР надо, по возможности, указывать социальное происхождение мемуариста, возраст и национальность. Это, В ДАННОМ СЛУЧАЕ, очень важно. И очень важно не быть нравственно чёрствым, то есть обладать способностью поставить себя на место другого и почувствовать, что это такое – "быть ДРУГИМ". Особенно при социализме.
verybigfish
November 27 2004, 06:46:29 UTC 14 years ago
Кстати, в провинции школьники совсем были отрезаны от "настоящих знаний" - кроме школы, "Комсомолка" плюс одна программа ТВ. Библиотеки были только тех, кто жил "в квартирах". Дети рабочих в основном были дети недавних крестьян (как и я). Я жтко завидовал тем, у кого была "Детская энцилопедия". Её купить в магазине было невозможно. Только читать в библиотеке (для "служебного пользования"). И чем дальше в жизнь - тем больше неравенства и несправедливости.
Но в школе по крайней мере знания и умения оценивали "по-честном"...
galkovsky
November 27 2004, 09:08:19 UTC 14 years ago
Во втором классе новая классная руководительница провела опрос у кого какие родители. Выяснив, что моя мать портниха, приветливо заулыбалась, стала гладить меня по головке. Поставив несколько пятёрок, вызвала маму в школу. Мать, издёрганная двумя работами, злая, пришла. Учительница (45-летняя тётка) с улыбочками стала расспрашивать о работе, предложила починить пальто. Мамахен себя показала:
- Ёпт, я думала что такое - в школу вызывают. Щас, обшивать тебя буду.
Всё. На этом моя карьера в школе закончилась. Средний балл аттестата 3,0. Сказали, что аттестат дают "из жалости".
Младшая сестра училась в другой школе. Мать, повзрослевшая и поумневшая, учителей обшивала. Разумеется не бесплатно, но по льготным расценкам. Сестра училась прилично.
verybigfish
November 27 2004, 09:27:44 UTC 14 years ago
У одноклассницы отец был большой начальник на крупном заводе - это никак не сказывалось, я об этом знал классе в 9-м...
Зато в Москве увидел "социальную сегрегацию". У нас учились Марала Гапурова - дочь первого секретаря КП Туркмении, Макс Никулин... Москвичи держались "могучей кучкой", от иногородних особняком... В общагу редко кто приходил. На "пролетариев" смотрели снисходительно...
galkovsky
November 27 2004, 09:39:34 UTC 14 years ago
verybigfish
November 27 2004, 09:45:32 UTC 14 years ago
Хотя с другой стороны - мои друзья женились на дочерях дипработников - так что "социальные барьеры" преоделеть нетрудно было.
apophates
December 1 2004, 18:10:05 UTC 14 years ago
Задним числом одноклассники вспомнили, что она никого не приглашала домой, никогда не рассказывала, где проводила лето.
Внучка замдиректора ГУМа проводила лето в пионерлагере на Рузском водохранилище, впрочем, в полудомашних условиях: ее бабка летом работала начальницей того пионерлагеря. Жили дед и бабка (евреи, ага) на Ленинском проспекте, в большой трехкомнатной квартире, в еще такой же по соседству жили единственная их дочь с мужем и внучкой.
Ну да, "лишняя" квартира на такую семью. Никакой, кроме этого, вызывающей роскоши. Даже дачи своей не было.
makar_007
November 27 2004, 12:22:01 UTC 14 years ago
Ой ли?
wg_lj
November 27 2004, 15:17:18 UTC 14 years ago
«Опросов» у кого какие родители тоже не помню.
Что троечника за определенные услуги могли подтянуть в итоговом аттестате на «4» еще могу себе представить, но чтобы травить потенциального отличника – это уж извините, полный бред.
Впрочем, этот самый «потенциальный отличник» якобы затравленный мог сам довести чем-то учителей до белого каления, тогда конечно следовали некоторые неудобства.
Re: Ой ли?
galkovsky
November 27 2004, 16:45:37 UTC 14 years ago
Причин несколько, главное я был страшно неусидчивым ребёнком, "на пружинах", с другой стороны то, что меня занимало, занимало до умоисступления. Интересную книгу я мог читать по 14 часов в день, до посинения. Или вылепить из пластилина 120 солдатиков в амуниции. Но то, что выпадало из сферы непосредственного интереса выпадало полностью. В это число входило 80% школьных предметов. Я просто не учил уроки. Вообще. Всё остальное - издевательство над учителями, драки и т.д. было следствием.
Школа не заметила резкого изменения психики в районе восьмого класса - это была ошибка серьёзная. Меня по инерции считали хулиганом, а я был романтичным юношей с ярко выраженной позитивной установкой. Плюс вырос умищще, его не не заметили тоже.
Re: Ой ли?
falcao
November 27 2004, 23:42:57 UTC 14 years ago
Доставали меня совсем другие вещи.
Вы говорите о резкой перемене, произошедшей с Вами в районе восьмого класса. В чём это выражалось? Как это ощущалось внутренне? Были ли какие-то сильные внешние поводы?
Re: Ой ли?
galkovsky
November 28 2004, 11:38:12 UTC 14 years ago
Перемена произошла по причинам обычным - кончился подростковый возраст. Развивался я скачками, в периоды, когда убирался "дебилятор Краузе". Дебилятор работал круглый год: 9 месяцев школа, 3 месяца лагеря. Оставались периоды болезней и короткий летный пересменок в один месяц, когда не удавлось достать путёвку. В 8 классе я два месяца провёл в больнице с переломом руки, летом месяц не был в лагере и прочитал "Войну и мир".
Re: Ой ли?
nick_pershin
December 28 2004, 16:40:08 UTC 14 years ago
Re: Ой ли?
byzdec
November 28 2004, 04:10:38 UTC 14 years ago
Re: Ой ли?
galkovsky
November 28 2004, 11:39:29 UTC 14 years ago
koscheyushka
January 19 2007, 17:36:38 UTC 12 years ago
Тоталитаризм нужен нашему человеку, буд-то левый или правый, как пинок под зад, а иначе всем холодец!
aadamchuk
November 27 2004, 07:06:53 UTC 14 years ago
Deleted comment
galkovsky
November 27 2004, 09:19:35 UTC 14 years ago
Но в лагерях было по разному. В "Мячково" было много пионервожатых-парней, работавших за дополнительную прибавку к отпуску, да и сама работа в лагере была не бей лежачего. Педагогического опыта у них не было, они выбирали в отряде пару ребят побойчее и делали своими холуями. Если те особо борзели - могли дать подзатыльник. Но и без борзения обстановка была в отрядах сами понимаете какая. Зона не зона, но лагерьком попахивало.
Поскольку дети были дисциплинированы школой, и сами вожатые недавно были пионерами, в общем вожатых любили.
В лагерях от АБТВ вожатыми были в основном женшины, но мужчин тоже хватало и общий дух лагеря был мужской, скаутский.
Бабскими были лагеря от швейного объединения. И конечно сама школа. Это провал. Только два мужчины на всю школу - учитель труда и (недолго) учитель истории. И о том, и о другом - самые светлые воспоминания. 80% учительниц были жуткими дурами.
про феминизацию (оффтопик)
malinxi
November 27 2004, 11:13:34 UTC 14 years ago
Конечно, в советской феминизации есть своя специфика, может, она связана с тем, что нашего населения больше погибло на войне, может -- с растиражированным образом родины-матери, не знаю. Но если Вы выскажете свои соображения по этому поводу, буду благодарна -- меня эта тема интересует крайне.
Re: про феминизацию (оффтопик)
maryxmas
November 27 2004, 12:14:09 UTC 14 years ago
схема довольно традиционная.
женщины как рабсила массово появляются на рынке труда как вследствие массовой эмансипации (которая в Российской империи началась задолго до октябрского переворота. и кстати, гражданские права женщины не получили от Совецкой власти. они добились признания себя равноправными гражданами после февральской революции, массово выйдя на улицы и проводя демонстрации протеста), так и вследствие нехватки мужских рабочих рук, например, во время войны.
и традиционная уже схема. когда женщины массово входят в какую-то профессию, там падают зарплаты. не потому что женшины хуже работают, а потому что считается, что за ту же работу женщинам можно платить меньше, поскольку мужчина традиционно "содержит семью". те же учителя. те же врачи. те же инженеры.
после снижения уровня зарплат в данной сфере мужчины туда идут уже не так активно.
в общем, так.
Re: про феминизацию (оффтопик)
galkovsky
November 28 2004, 11:42:00 UTC 14 years ago
Что касается коммунизма, то уже Аристофан указывал, что это будет царство женщин.
guest_informant
November 27 2004, 08:36:51 UTC 14 years ago
galkovsky
November 27 2004, 09:25:33 UTC 14 years ago
ritovita
November 27 2004, 08:49:46 UTC 14 years ago
"Неравенство при демократии есть и ещё какое. Но это неравенство естественное (денег-ума-красоты) и неравенство открытое (человек ЗНАЕТ, что он неравен)".
Демократия, как и любая другая система, создаёт свои образцы (идеалы) богатства, ума, красоты.
И при этом настойчиво лжёт, что достичь такого образца может каждый, достаточно только хорошенько потрудиться.
Открытое и естественное (при всей относительности этого понятия) неравенство существует в аристократиях, а не при демократии.
Более того, демократия усиленно насаждает совершенно противоестественное неравенство. Достаточно здесь указать на уже довольно многочисленные примеры, как в тех же Штатах работодателю проще уволить белого работника, нежели цветного, поскольку в последнем случае он рискует быть обвинённым в "расизме". То же касается "прав" сексуальных меньшинств, инвалидов (в последнее время, включая умственно неполноценных), женщин.
О какой "естественности" здесь может идти речь?
Что же касается России, то, наблюдая, например, за своими одноклассниками с т.зр., кому раньше было "тепло" или "холодно", и кому теперь, могу отметить, что в большинстве своём (за редкими исключениями) это люди одного и того же типа.
galkovsky
November 27 2004, 09:34:43 UTC 14 years ago
Относительно "неравенства", то как Вы считаете, "звуковой светофор" для слепых это неравенство? Прикажете инвалидам доходить на общих? до этого даже Сталин не додумался.
А "тепло" - "холодно" в социальной области может быть только по одной причине. ЗАКОН.
ritovita
November 27 2004, 12:42:10 UTC 14 years ago
Знаете, Дмитрий Евгеньевич, почему, несмотря на некоторое согласие, у меня с Вами всегда будет гораздо больше расхождений? У нас разная оптика.
Вы - в историческом плане "близоруки", у меня, напротив "дальнозорокость", то если Вам "виднее" то, что происходило в мире, условно говоря, после 1500 г., то у меня как раз этот период расплывается в тумане и, наоборот. Впрочем, за это я Вас и ценю, благодаря Вам "нынешние" становятся мне чуть понятнее (по-крайней мере, на уровне рацио).
"Аристократическая республика" в древнем мире не имеет ни малейшего сходства с современной демократией. Позвольте напомнить о существовании в "республиках", например, рабства, почти полное отсутствие прав у детей, женщин, ну и т.п. Собственно, что касается древних республик, включая греческие полисы легче перечислить категорию лиц, обладавших правами, нежели тех, кто их был лишён.
"Относительно "неравенства", то как Вы считаете, "звуковой светофор" для слепых это неравенство?"
Безусловно, неравенство, причём именно "естественное" неравенство. Но проблема в другом. Пускай это звучит жестоко, но я полагаю, что государство должно, прежде всего, заботится о здоровых и работоспособных. Знаете, очень легко развести на жалость, показав ребёнка-инвалида. И ему пойдёт помощь со всех сторон. Но на пяток потенциально здоровых детей, которые "просто" не доедают никто не обратит внимание.
"Прикажете инвалидам доходить на общих? до этого даже Сталин не додумался".
Нет, не на "общих", но и не на равных. Возьмём простейшую ситуацию. Двое слепых. Один ослеп, получив ранение на войне, другой - глотнув палёной водки. Как к ним относится? На равных?
А Сталин - да! Он "додумался" в своё время до амнистии стариков-доходяг. Огромная часть умерла, едва покинув пределы лагеря. Единственной их мечтой было как раз там остаться, "на общих".
Видите ли, забота о "сирых и убогих" как раз и есть дело пресловутого "гражданского общества" - заниматься благотворительностью, а не политикой. Но поскольку почти все организации подобного рода кормятся за счёт иностранных "благодетелей", то и цели у них соответствующие.
"А "тепло" - "холодно" в социальной области может быть только по одной причине. ЗАКОН".
"Закон" с большой буквы может существовать только тогда, когда в качестве законодателя признаются либо боги, либо предки (каковым, впрочем, как правило, также приписывалось божественное происхождение). В противном случае, мы имеем дело с "общественным договором", соблюдение которого зависит лишь от того, насколько обе стороны исполняют взятые на себя обязательства.
В своё время некий президент некой страны во время избирательной кампании клялся, что не допустит ввязывания данной страны в войну. Я намеренно говорю "некая" страна, поскольку это столь распространенный случай демократического правления, что можно с ходу вспомнить десятки стран, где глава государства не просто нарушал свои обещания, данные в процессе прихода к власти, но и не понёс за это ни малейшего наказания.
galkovsky
November 27 2004, 13:01:34 UTC 14 years ago
>говоря, после 1500 г., то у меня как раз этот период
>расплывается в тумане и, наоборот.
Гм-гм. Вам не кажется это подозрительным?
>"Аристократическая республика" в древнем мире не имеет
>ни малейшего сходства с современной демократией. Позвольте
>напомнить о существовании в "республиках", например, рабства
Вы считаете что США образца 1860 года не демократия?
>Возьмём простейшую ситуацию. Двое слепых. Один ослеп,
>получив ранение на войне, другой - глотнув палёной водки.
>Как к ним относится? На равных?
Именно так. В этом СУТЬ права. Вот ещё одна черта социализма - полнейшая правовая неграмотность. С т.з. права совершенно неважно, что мурзилка стырил кошелёк у драмбы или даже у другого мурзилки. Он вор и должен сидеть в тюрьме. Всё остальное - адвокатская риторика, при помощи которой можно немного смягчить или увеличить наказание в пределах очерченных законом рамок.
ritovita
November 27 2004, 14:37:25 UTC 14 years ago
Не очень, особенно на фоне Ваших сообщений о "контактах с инопланетянами":).
"Вы считаете что США образца 1860 года не демократия?"
Да, были ближе. Но на эту тему исчерпывающе высказался Паунд, кажется в "Carta di visita". Где-то у меня сохранилась цитата на этот счёт, если считаете необходимым, могу поискать. Но каунт-даун для американской демократии он начинает довольно рано.
"С т.з. права совершенно неважно, что мурзилка стырил кошелёк у драмбы или даже у другого мурзилки. Он вор и должен сидеть в тюрьме".
Подчеркнём, современного права. С точки зрения древнего права, далеко не всякий имел право на совершение того или иного поступка. Соответствующим образом, рознились и наказания.
"Всё остальное - адвокатская риторика, при помощи которой можно немного смягчить или увеличить наказание в пределах очерченных законом рамок".
Совершенно верно "адвокатская риторика" плюс "суд присяжных" - вот основы современного права. В результате применения которого откровенного бандита можно посадить только за неуплату налогов, а дурного (дурного, по молодости) мальчишку упечь на десяток лет.
Причём на подобного рода судопроизводство, почему то излюбленный лозунг о "равенстве возможностей" не распространяется.
Хижина дяди Тома.
gl_nsk
November 28 2004, 09:30:19 UTC 14 years ago
>Да, были ближе. Но на эту тему исчерпывающе высказался Паунд, кажется в "Carta di visita". >Где-то у меня сохранилась цитата на этот счёт, >если считаете необходимым, могу поискать. Но >каунт-даун для американской демократии он начинает довольно рано.
А еще на эту тему исчерпывающе высказался user ritovita...
Чуть выше:
===
"Аристократическая республика" в древнем мире не имеет ни малейшего сходства с современной демократией. Позвольте напомнить о существовании в "республиках", например, рабства, почти полное отсутствие прав у детей, женщин, ну и т.п. Собственно, что касается древних республик, включая греческие полисы легче перечислить категорию лиц, обладавших правами, нежели тех, кто их был лишён.
===
Конечно система выборщиков президентов построена так, что общее представительство штата зависит от его населения, и негров при этом там тоже кажется учитывали, по 3/5 vote за одну штуку.
Но чтобы назвать этот учет по этому тарифу "правом" надо быть очень ироничным.
А уж по факту наличия рабства в США в 1860-м наверное глупо спорить?
GL
Re: Хижина дяди Тома.
sapojnik
November 29 2004, 13:09:46 UTC 14 years ago
Re: Хижина дяди Тома.
galkovsky
November 29 2004, 13:20:20 UTC 14 years ago
Разумеется в культурном отношнии Россия 1860 года превосходила США раз в сто. В России жили молодые Толстой и Достоевский, а в США "Отмерь два", он же "Марк II".
Re: Хижина дяди Тома.
sapojnik
November 29 2004, 13:54:37 UTC 14 years ago
Но дело ведь в динамике общественного устройства - Америка развивалась-то повеселее, чем мы. Александр 2, Александр 3, Николай 2 - и кранты... Доехала телега до обрыва - и свалилась в пропасть.
А вот тезис про "рабства не было с 18 века" я бы попросил прояснить. Как это? А что же отменил Александр 2-й в 1861 году? Или Вы не считаете крепостное право рабством?
Re: Хижина дяди Тома.
galkovsky
November 29 2004, 14:07:23 UTC 14 years ago
Крепостное право в России было не русским изобретением,а рецепцией крепостного права в Германии, Австрии и Дании. Т.е. это явление вполне европейское.
Ситуация сильно искажена демагогической пропагандой. Все данные о крестьянстве и рабочих в 19 веке злонамеренно перековерканы. Верить на слово нельзя ничему.
(Вне темы)
volodymir2
November 27 2004, 09:12:07 UTC 14 years ago
http://www.livejournal.com/users/emdrone/83025.html
И на http://www.inosmi.ru (кстати, об информировании)
Все верно, кроме последнего (о чем писала ritovita)
izuverov
November 27 2004, 10:23:51 UTC 14 years ago
(Вне Темы)
any_blow
November 27 2004, 11:26:32 UTC 14 years ago
Re: (Вне Темы)
galkovsky
November 27 2004, 12:52:58 UTC 14 years ago
Где же?
sapojnik
November 27 2004, 14:14:58 UTC 14 years ago
Re: Где же?
ivanov_bz
November 27 2004, 14:21:43 UTC 14 years ago
Посмотрел:
any_blow
November 27 2004, 17:11:32 UTC 14 years ago
---
Дмитрий Галковский, писатель
1. Я не болельщик и политика - не футбол. Правда, Путин как раз во время кризиса счел возможным вести интенсивнейшие футбольные переговоры с Бразилией и Португалией. Мне кажется, такие переговоры сейчас не по сезону: гораздо актуальнее лыжи и катание на санках.
Как писатель и историк не могу не восхищаться госпожой Тимошенко. Красивая, смелая, умная, богатая и властная женщина. Хотя в RL достаточно первого.
2. Что значит "целесообразным"? Сообразным для чьих целей? Для целей ЕС идеальный вариант - сначала разделение Украины на "Чехословакию", а затем поглощение "Чехии" отдельно и "Словакии" отдельно. Крупновата Украина для европейских масштабов. А при разделе на две "Румынии" - самое оно.
3. С точки зрения целей ЕС российские средства массовой информации действуют идеально. Слаженность и взаимодополняемость подобной "игры в поддавки" может достигаться только многолетними тренировками. Поскольку нельзя совершать все ошибки сразу, российские СМИ действуют безошибочно. Это система.
Re: Посмотрел:
asya_f
November 27 2004, 18:08:13 UTC 14 years ago
Re: (Вне Темы)
any_blow
November 27 2004, 17:04:30 UTC 14 years ago
Re: (Вне Темы)
pault12345
November 28 2004, 23:43:17 UTC 14 years ago
2. Что значит "целесообразным"? Сообразным для чьих целей? Для целей ЕС идеальный вариант - сначала разделение Украины на "Чехословакию", а затем поглощение "Чехии" отдельно и "Словакии" отдельно. Крупновата Украина для европейских масштабов. А при разделе на две "Румынии" - самое оно.
Только похоже что ЕС получит одну половинку, а первую (Донецкую) получит Россия до конца этого года! По референдуму!
Самые-самые умные оранжевые, похоже, только сейчас начали понимать, что их поймали в вилку и лучше было бы по домам сидеть.
Все сразу становится понятным. В том числе и "ошибка Путина с поздравлением по exit-polls - за язык никто не тянул - хаха - дурак". Не дурак совсем.
Дураки на площадях. Да в живых журналах. As usual.
Если это empire strickes back в действии, то я в экстазе, насколько красиво сделали!
И вам, ДЕ, тогда прийдется признать, что зубробизон Чеченский вас отвлек не хуже прочих, а крепкие хозяйственники свое дело знают. Начнется с Донецкой области, потом Белоруссия подтянется, быстренько образуется Союз Новых Республик ( с тем же Путиным во главе - все по конституции ) худо-бедно ... мало-помалу ...
Всем молиться за референдум в Донецкой области и чтобы без крови.
makar_007
November 27 2004, 12:31:39 UTC 14 years ago
pitirim_sas
November 27 2004, 16:10:13 UTC 14 years ago
makar_007
November 27 2004, 17:20:30 UTC 14 years ago
pitirim_sas
November 27 2004, 18:12:23 UTC 14 years ago
makar_007
November 29 2004, 08:21:17 UTC 14 years ago
pitirim_sas
November 29 2004, 22:49:32 UTC 14 years ago
makar_007
November 30 2004, 09:04:48 UTC 14 years ago
Купите мои сомненья
v_alexeev
November 27 2004, 14:10:32 UTC 14 years ago
Выполняю Ваши условия :-)
1966 года рождения, мать и отец - беспартийные учителя средней школы в маленьком городке,
русский.Жилищные условия - коммуналка.
А мне не холодно.
Поставленный Вами вопрос ЖИТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ? ЖИТЬ СТАЛО ВЕСЕЛЕЕ? относится к субъективному
восприятию большинством условий жизни в СССР и сейчас.
Так для большинства в совдепии, конкретнее с конца 60-х до 80 годов было намного уютнее
чем сейчас.
Да, объективно мы были рабами, если существует эта самая объективность, но субъективно
чувствовали себя очень хорошо.
Давно дискутируется вопрос: можно ли быть несчастным и не знать об этом?
Советская система была неэффективной экономически, но очень эффективной социально.
Да, пьянство было самой страшной болезнью, мне ли этого не знать - папа крепко пьющий.
Но ведь не лечат перхоть гильотиной?
В пионерских лагерях провел все летние каникулы, недалеко от города: о крымских и не мечтали.
Сначала отдыхающим а затем с 8 класса "рабочим
по двору". Никаким "лагерьком" там не попахивало.Нормальная пацанская жизнь - купалка, лес, футбол,
подглядывание за девочками, танцы и пр. Официозные запреты таскать хлеб в корпус можно признать оправданными.
Во всех компаниях был "белой вороной" - учительский сынок, много книжек читает, скоро как Катька (городская сумасшедшая - бывший
библиотекарь) умом подвинется. Но никакой травли не было, максимум "недопущение в круг". Когда стал выдавать спортивные успехи
наоборот спорили за кого я буду играть и всячески переманивали на свою сторону.
Из официоза больше всего доставало чистить зубы по утрам у трубы с краниками на улице.
До сих пор чувствую смешанный с лесной сыростью запах редкой тогда зубной пасты.
Другими словами в неофициозных отношениях неравенства и нарочитого хамства не встречал.
Официоз был достаточно противен, но терпимый; не злой: но равнодушный и как в армии - главное не попадаться.
С уважением,
Алексеев Владимир
Re: Купите мои сомненья
galkovsky
November 27 2004, 16:50:19 UTC 14 years ago
>объективность, но субъективно чувствовали себя очень хорошо.
Перл. Может быть, Вы просто были МОЛОДЫМ рабом? А теперь стали свободным отцом семейства ("Хорошо живёт на свете Винни-Пух, у него жена и дети - он лопух")?
Re: Купите мои сомненья
v_alexeev
November 28 2004, 14:07:05 UTC 14 years ago
Молодым рабом я не был, в каждом городе есть дяденька с "интересными очечками"
который дает их поносить, в мой жизни их было два, Вы третий.
Под социальной эффективностью развитого социализма я подразумеваю следующее:
Во Франции, Греции и т.д. 99 процентов поступков человека мотивировано деньгами.
У советского человека эта сфера была необычайно узкой, не очень напряженный труд
обеспечивал все первичные жизненные потребности, остальное, и очень большое время можно
было тратить на что угодно - дружбу, книги, строительство дельтапланов и т.д.
Да, Ясперса в открытом чтении не было, но такая ли это великая ценность, когда есть
Достоевский? Прочитал Ясперса в перестроечное время - ну и что - один нигилизм и сопли.
К тому же сейчас не лучше - "Ленин в Цюрихе" до сих пор не купить.
Да сейчас я отец семейства и часто думаю где лучше было бы моему сыну - сейчас, когда
по телевизору показывают всякую гадость, одни симсоны чего стоят, а в подьезде наркоманы
передают друг другу шприц или тогда - с пионервожатыми, "Ежиком в тумане" и дядей Федором по телевизору и кажется мне что ...
Вопрос ко всем: Где бы Вы хотели что бы ваши дети провели детство - сейчас или в 70-х?
>>у него жена и дети - он лопух
Про лопух можно ли подробней - черешки, соцветия, ложноножки, дыхальце?
С уважением,
Владимир Алексеев
По поводу детей
sapojnik
November 29 2004, 13:15:12 UTC 14 years ago
Но дело же не в них... Мой одноклассник, лучший друг детства вполне свободно, без всяких наркотиков, от одной только водки - до 20-ти не дотянул..
вне тем, возможно
zcxhcrjvkbnpnm
December 7 2004, 06:59:03 UTC 14 years ago
Re: Купите мои сомненья
v_alexeev
November 28 2004, 14:24:14 UTC 14 years ago
Еще раз перечитал все ветки "Жить стало веселее?"
Вы взяли на себя тяжелейшую задачу - убедительно изложить чем сейчас лучше!!!
Поскольку сам не раз оказывался в подобной ситуации прошу Вас - не сдавайтесь
Сделайте это.
С уважением,
Владимир Алексеев
Re: Купите мои сомненья
bojarinja
November 27 2004, 17:07:59 UTC 14 years ago
восприятию большинством условий жизни в СССР и сейчас.
Так для большинства в совдепии, конкретнее с конца 60-х до 80 годов было намного уютнее
чем сейчас.
Да, объективно мы были рабами, если существует эта самая объективность, но субъективно
чувствовали себя очень хорошо.
Давно дискутируется вопрос: можно ли быть несчастным и не знать об этом?
Советская система была неэффективной экономически, но очень эффективной социально.
========================================
Не знаю, как там "субьективно мы чувствовали себя очень хорошо". Дети - может быть. "Не СССР нам жалко, а молодости, молодости", - если перефразировать одного героя Набокова.Но взрослые? Это очень большой вопрос.
Взять хоть мою семью: у моего деда было 9 братьев и сестер. Все они были простыми крестянами до революции, все стали рабочими после революции. 9 из 10 было репрессировано.Не пострадал один лишь мой дед.Когда в Питере проводилась кампания арестов латышей, он был в отъезде. Вернулся и обнаружил, что все его родственники и знакомые, вся латышская колония арестована. Он собрал кружку-ложку-мыло-смену белья и отправился сдаваться в НКВД. На его счастье, навстречу попался парторг того завода, где работал дед. Куда, что...Слово за слово - отговорил идти в НКВД, дал денег, велел уехать из города и отсидеться."Потом про тебя забудут". И точно!Кампания прошла, "забыли". Дед остался жив. Но остальные-то 9 братьев и сестер...
Бабка, когда я спрашивала ее о репрессиях, говорила мне, что "никто ничего не знал". Говорила совершенно правдиво, глядя честными глазами. Я и была уверена, что "не знали" . О девяти погибших я узнала месяц назад. О брате деда, погибшем на Колыме, я знала и раньше, т.к. тут скрыть было нельзя - к нам приехала его вдова с дочерью.Но то, что бабка посылала посылки этому самому брату (деду было нельзя - партийный), я узнала уже в перестройку. Не говорили. Боялись. И так боялись, что кое-какие факты всплывают ТОЛЬКО ТЕПЕРЬ.Да, скажут, "репрессии были", а потом-то их уже не было...Это очень и очень сомнительно, ибо морально люди оставались под гнетом репрессий ДО САМОГО КОНЦА Совесткой власти, и никогда не избавились от страха погубить себя и детей.
Может быть, люди, лишенные права даже оплакать убиенных родственников, "чувствуют себя комфортно", не знаю. Полагаю, надо вывернуться наизнанку, чтобы всю жизнь лгать ради спасения жизни. И не просто лгать, а намертво забыть, что были вот Фрицис и Анныня, что с ними когда-то играли вместе. Я выросла не зная, сколько детей было в семье моего деда.
Если прописку и жизнь ввосьмером в двух комнатах можно считать "мелким издевательством", то уж уничтожение всей семьи никак не отнесешь к "комфорту". БЫТ. РЕАЛЬНОСТЬ.
Тут про пионерские лагеря речь зашла. Вспоминаю в связи с этим историю моей ближайшей подруги, Лолиты(теперь она в Германии живет). Мать родила Лолиту вне брака. Все бы ничего, но бабка Лолиты работала в ту пору в Совете Министров ЛатвССР. Была на должности. Местная комсомольская газета развязала дикий скандал по поводу того, что дочь партийной номенклатурной работницы ведет аморальный образ жизни ("комсомолка родила вне брака"). Бабку эту исключили из партии, лишили должности. Карьера рухнула. От всего остались две комнаты в общей квартире. Бабка получила ничтожную работенку, чуть ли не за 100 рублей. Дочь ушла из ВУЗа (исключили из комсомола). Лолиту пришлось отдавать в интернаты,не могла мать без образования и специальности ею заниматься, да что там - не могла толком прокормить-одеть-обуть. Дальше? Дальше мать попала в психиатрическую больницу, лежала там по пол-года. Вся ее жизнь свелась к тяжелой, изнурительной работе на фабрике.Лолита уже оказалась в детском доме и оказывалась либо в интернате, либо в детдоме всякий раз, когда мать попадала в больницу. Бабка умерла, когда Лолите не исполнилось и пяти лет.Всю жизнь Лолита хотела есть, элементарно. Все школьные годы она была просто голодной. Это наследие детского дома и интерната, где кормили крайне скудно. Она сама говорит, что постоянное чувство голода в детстве ее заставляет даже и теперь наедаться впрок, даже в сытой Германии.
Комфортно, говорите? А ведь это уже был конец 60-х.
Re: Купите мои сомненья
pitirim_sas
November 27 2004, 18:08:57 UTC 14 years ago
Re: Купите мои сомненья
galkovsky
November 28 2004, 11:47:09 UTC 14 years ago
Re: Купите мои сомненья
pitirim_sas
November 28 2004, 15:14:17 UTC 14 years ago
вы не учли простой вещи, как мне кажется: репрессиям подвергались "классово чуждые" элементы. а бедное крестьянское население о репрессиях в своем большинстве даже и не знало ничего. зажиточное, особенно в местностях, где были "кулаки", респрессиям подвергалось, но на территории ссср местностей, где никаких кулаков не было вообще было не так уж и мало.
вообще, тут слишком много шума и много меньше реальных, проверяемых цифр.
Re: Купите мои сомненья
galkovsky
November 28 2004, 16:16:22 UTC 14 years ago
>своем большинстве даже и не знало ничего.
Нннннндаа......
>но на территории ссср местностей, где никаких кулаков
>не было вообще было не так уж и мало.
Например? (Грузию не считать.)
Re: Купите мои сомненья
pitirim_sas
November 28 2004, 21:33:10 UTC 14 years ago
это всё, что мне известно о репрессиях. ну дом ещё у попа отобрали и сделали его сельским клубом. тоже, конечно, репрессии. хотя люди как раз были уверены в справедливости сего деяния, ибо у попа был единственный в селе дом, крытый железом. за какие заслуги?... наверное это неправильное рассуждение, но вот так вот.
Население ничего не знало
bojarinja
November 29 2004, 12:50:02 UTC 14 years ago
"Типические характеры в типических ситуациях", или как там было в курсе введения в литературоведение?
Все все знали, но, вероятно, вступали в действие процессы "вытеснения". Очень хотели забыть - и забыли.
Показательна потрясающая реакция: "А вот моей семьи это не коснулось, у нас никого не репрессировали". С подтекстом - "Значит, может быть, репрессии вовсе не носили такого страшного характера, что и спустя 40 с лишним лет после ХХ съезда КПСС люди боялись говорить обо всем этом да так и ушли на тот свет, никогда никому не рассказав о том, что же было с ними на самом деле".
Тут вот ведь что - страшнее в сотни раз оправдание лжи и страха...колбасой и "гарантиями". Как сказал один мой виртуальный знакомый, а не на крови ли людской эта колбаска замешана?
"Зато", - говорят нам, - "государство давало квартиру". Ну да. Отчуждая ПРИНУДИТЕЛЬНО большую часть заработка в общественные фонды потребления, КОМУ-ТО - давало. А кто-то 30 лет на Колыме гнил.Без квартиры. В бараке. Потом - на химии.Потом вернулся на родину и тихо умер - осоновной создатель богатства страны, умер, даже не оплаканный достойно. И собравшиеся у гроба немногочисленные отчаянно-смелые родные не сказали и на краю могилы правды о его жизни.
lubovkrossii
November 6 2013, 12:26:25 UTC 5 years ago
Re: Купите мои сомненья
roman_rogalyov
November 29 2004, 10:59:04 UTC 14 years ago
Но тут --- что понимать под репресиями? Под раскулачиванием, например? У родителей моей матери, крестьян Орловской области, в 1932 отобрали корову и самовар, просто так, "в пользу колхоза". Видя такое дело, они завербовались на стройки социализма, пока не отобрали всё остальное. Раскулаченными они себя вовсе не считали (какие же мы кулаки??). Со мной на эту тему не разговаривали, от ответов на вопросы уклонялись, узнал я об этом незадолго до смерти деда, и то случайно. Несколько позже, в годы перестройки, из опыта общения с людьми старшего поколения я заключил, что такая ситуация была более-менее типична. Вполне вероятно, что ваши родственники не считали себя раскулаченными и/или не говорили вам об этом (сужу по своим). На уральских и сибирских стройках спецпоселенцы (т.е., официально раскулаченные) и добровольно завербовавшиеся жили примерно в одинаковых условиях. Многие, видя ситуацию на селе, не дожидались того, как их имущество начнут обобществлять, уезжали добровольно на стройки Урала, Казахстана, Сибири т.д..
Re: Купите мои сомненья
v_alexeev
November 28 2004, 14:17:18 UTC 14 years ago
и за весь 20 век ни один мужчина в роду не умер своей смертью.
Я говорю только про 70-е.
С уважением,
Владимир Алексеев
pitirim_sas
November 27 2004, 16:12:50 UTC 14 years ago
О прописке ВСЁ сказано здесь.
any_blow
November 27 2004, 17:27:54 UTC 14 years ago
ex_ljudmila
November 27 2004, 18:19:22 UTC 14 years ago
Дмитрий Евгеньевич, по Вашему мнению, как сложилась бы Ваша жизнь в более благоприятных социальных и семейных условиях? При идеальном, так сказать, расположении звёзд.
galkovsky
November 28 2004, 11:52:32 UTC 14 years ago
verybigfish
November 28 2004, 12:32:13 UTC 14 years ago
Вы написали великолепную книгу - как ПИСАТЕЛЬ.
Но вы "главнее" - как ФИЛОСОФ.
Да ещё и как ИСТОРИК - автор интереснейшей версии "настоящей" истории.
Другое дело - нет соответствующего "общественного" признания. Ну так такое общество.
galkovsky
November 28 2004, 12:42:01 UTC 14 years ago
Чо ж её не издают? Значит - или книга плохая, или издатели.
Это во-первых. А во-вторых, какой же я писатель, если даже лучшую свою книгу не могу издать? С т.з. СОЦИАЛЬНОЙ я графоман. Типичный. В ЭТОМ обществе.
verybigfish
November 28 2004, 12:51:39 UTC 14 years ago
Булгаков, кажется, тоже не мог издать "Мастера и Маргариту". Набокова не издавали в СССР.
Вы уж никак не ТИПИЧНЫЙ.
Усложняет положение то, что вы "Единственый" (в смысле штирнеровском и не только).
Вам нужна "команда", "общество".
bojarinja
November 28 2004, 18:58:49 UTC 14 years ago
========================================
Какой же истинный талант - не "единственный"?
Но нужна СРЕДА.
Не "фармацевты", а среда. В Риге интеллигентные покупатели книг - все сплошь евреи.Покупают Губермана, воспоминания о Раневской, Омара Хайяма, почему-то.Работая в свое время в книжном магазине, я заказала книги Дм.Евг. Помнится, пять экземпляров "БТ" пришло. Один купил главный раввин Риги - по моей наводке.Второй -"русский" миллионер из Вены. Третий приобрела преподаватель Университета. Четвертый я отвезла той самой Лолите в Германию. Пятый так и остался стоять, когда я уволилась из книжного магазина.
Среда.
verybigfish
November 28 2004, 19:28:20 UTC 14 years ago
"Единственным" тоже не вредно объединять свои усилия. Это будет способствовать улчшению СРЕДЫ. "Единственным" вовсе не обязательно быть в социме аутсайдерами. Наоборот - лидерами!
ДЕГ тоже надо "раскручивать".
konbor
November 28 2004, 19:43:48 UTC 14 years ago
Спасибо, насмешили.
Омар Хайям
bojarinja
November 29 2004, 14:03:01 UTC 14 years ago
И тьмы всякой оккультной литературы, ТЬМЫ. Миллион наименований. Авторы - Коновалов, Гробовой. (Говорящие фамилии).
Как в таких условиях формировать среду, пестовать образованный слой? Ведь явись сейчас Гоголь, не нашлось бы Аксаковых, чтобы дать ему мирную и спокойную жизнь в Абрамцеве, с лакеем, который бежит и на пути следования Н.В. подсаживает заранее собранные белые грибы.
Вот все это - большой особый бокал розового стекла, грибы, салон - все это может считаться даже смешным. Но это необходимо. Необходима избыточность, чтобы жива была литература.От избытка бывают великие писатели, а не от недостатка, голода, холода и бесприютности.
Каким чудом на фоне всеобщей скудости и серости появился Дмитрий Евгеньевич - я даже не могу сказать.
Re: Омар Хайям
galkovsky
November 29 2004, 14:12:13 UTC 14 years ago
Re: Омар Хайям
bojarinja
December 2 2004, 14:29:34 UTC 14 years ago
Помнится, Пушкину был 21 год, когда его сослали в родное именье.Жуковский писал, что-де, молодому таланту нужно развитие,заграничные путешествия, которые обогащают душу опытом,развивают, нужно образованное общество...Вы же сами пишете, что царь внял этим призывам и сделал для Пушкина все, что возможно и при жизни, и после смерти.
А у нас какие путешествия для молодого дарования? На каторгу разве...И при этом в извращенное русское сознание будет внедряться мысль, что опыт Достоевского на каторге был позитивным, нужным, значит...
Сижу вот и думаю - неужели нельзя без "каторги"? Неужели нельзя отпустить на свободу - пусть развивается, как хочет, как может.Платить деньги хоть за литературный труд, но платить достойно. ПОНИМАТь, что это труд...
lubovkrossii
November 6 2013, 12:42:10 UTC 5 years ago
falcao
November 28 2004, 00:35:41 UTC 14 years ago
Я вырос в брежневские годы, в провинции. По возрасту почти ровесник Д.Е. - родился двумя годами позже. Отец преподавал в институте, мама - школьная учительница. Национальность - русский (по происхождению наполовину украинец).
При социализме мне жилось неплохо, хотя ни к каким слоям, перечисленным Д.Е., я не относился. Отец у меня был беспартийным, хотя одно время даже заведовал кафедрой. К советской власти он относился без особого пиетета, будучи сыном раскулаченного. Мне же он всегда говорил, чтобы я не высовывался с какой-либо "антисоветчиной" типа анекдотов про Брежнева или обсуждений с школьными товарищами содержания прослушанных по "голосам" новостей. Я в советские идеалы никогда не верил, причём неверие всё время усиливалось. Мне было 14 лет, когда пышно отмечали юбилей Брежнева, и каждодневная церемония награждения (это длилось не одну неделю) мало кому могла внушить мысль о том, что у нас в стране всё нормально. И всё это на фоне пустых прилавков.
Особенно нетерпимо я стал относиться к сов. идеологии после того, как в школе начали изучать курс обществоведения. Я привык критично воспринимать любую информацию, поэтому вся эта гадкая дребедень, которой нас пытались учить, меня крайне возмущала.
Помню, как я писал выпускное сочинение. Палочкой-выручалочкой была "свободная тема". Было ясно, что, какой бы она ни была, можно написать про Брежнева. Я вооружился цитатами из его творений, и пороги были успешно преодолены. При этом я испытывал большое удовольствие: меня пытались обмануть, прививая любовь к партии и комсомолу, а в итоге оказалось, что обманул их я, написав бравурное сочинение по шаблону.
Доставало меня в школе (а потом в университете) только то, что Д.Е. остроумно назвал "китайщиной": генеральная уборка в школе, субботники, комсомолизм, физкультура, военщина и прочее. Этого я старался всячески избегать, и во многом мне это удавалось.
Кстати, сейчас "мраксизьмом" людей перестали пичкать, но не меньшей гадостью является идеология "прав человека", "частной собственности", "эффективного менеджмента" и прочей муры. Не говоря уж о всем надоевшей рекламе. Курёхин как-то изрёк в свойственой ему манере: "Мне, например, пдакат "Слава КПСС" нравится больше, чем "Кока-кола"". (Дмитрий Евгеньевич, возможно, сочтёт это высказывание "гебистской пропагандой".)
Было бы, кстати, интересно устроить дискуссию на такую тему: как надо было правильно проводить перестройку, чтобы получить некоторые выгоды сегодняшней ситуации (демонтаж коммунистической идеологии, возможность выезда за рубеж, нормальная система распределения товаров) без тех гримас, которые мы имеем (засилье криминала, навязывание либеральной идеологии и прочее). Меня многие пытались убедить, что это невозможно, но веских доводов привести никто не мог.
galkovsky
November 28 2004, 11:56:36 UTC 14 years ago
>но не меньшей гадостью является идеология
>"прав человека", "частной собственности",
>"эффективного менеджмента" и прочей муры.
Меньшей. Хотя бы потому, что за квалификацию марксизма как муры Вас бы посадили в тюрьму, а за эти строки никто Вас "репрессировать" не станет. Согласитесь, уже тут разница КОЛОССАЛЬНАЯ.
falcao
November 28 2004, 14:11:42 UTC 14 years ago
galkovsky
November 28 2004, 16:11:59 UTC 14 years ago
карлик Маркс
aadamchuk
November 28 2004, 22:51:39 UTC 14 years ago
Такие дела.
Амаркордия
yevgenij
November 28 2004, 08:47:24 UTC 14 years ago
На фоне доставшегося поколениям отцов и дедов, жизнь тех, кто росли в 60-е-70-е (особенно в Москве) кажется почти идеальной, а обиды по поводу молодежной культуры, барщины по изучению марксизма, необходимости некой мимикрии и публичной, привычной лжи на сопутствующие темы, выглядит неуместным брюзжанием. Так что положительное среднее по воспоминаниям мне кажется совершенно естественным.
Кажется вполне законным недовольство тем, как произошел переход. Тут есть интересный момент, связанный с "информированностью", о которой написал Д.Е. Частично причиной этого "как" былo повсеместное невежествo в сути русских революций. Доходило до того, что какие-то "демократические" деятели 91-го года хвастались, что они устраивают "новую революцию", и их после такого признания не линчевали. Лет 15 назад я познакомился с одним старым эмигрантом, журналистом, жившем в то время во Франции. Он был поклонником Российской монархии и ненавистником большевиков. В 91 году он сказал - что вы делаете? вам нужно ещё одно поколение спокойствия, чтобы понять, что с вами произошло! Почитайте что-нибудь - вы увидите, что вам устраивают новую революцию те же самые люди!
Так вот - сейчас потенциальная "информированность" в России не хуже, чем где-либо, можно, наверно, купить по почте любую книгу, плюс интернет. Будет ли от этого прок, когда дойдет до следующей развилки - "налево пойдешь ... и тд"?
Впадая в "амаркордию" опишу один эпизод конца 80-х, в Москве. Тогда главным врагом прогресса считался Егор Кузьмич Лигачев. На первой странице какой-то газеты была фотография уличного шествия. Немолодые, плохо одетые, испитого вида люди с открытыми почти беззубыми ртами несли хорошо выполненный полиграфический плакат с надписью "Нас не обьЕгорить, нас не подКузьмить!". Мой знакомый, глядя на газету, сказал с несколько кривой усмешкой - "Ещё как обьегорить! А уж подкузьмить..."
Re: Амаркордия
galkovsky
November 28 2004, 11:58:13 UTC 14 years ago
Re: Амаркордия
yevgenij
November 29 2004, 07:47:54 UTC 14 years ago
А больше ли в среднем народа читает теперь то, что в 70-х было доступно только подпольно, чем читало тогда? С одной стороны, теперь легче найти и безопасно, с другой стороны, теперь меньше свободного времени, а тогда у многих было еще жгучее любопытство. В Москве в 70-х можно было прочитать всякое, по разному размноженное. Mосквичи были привиллегированным сословием, вроде дворян.
Чего, конечно, не было - это систематического образования в дисциплинах, затронутых цензурой. Интересно - что сейчас происходит с преподаванием философии.
Советская власть - Добрый и Убедительный учитель.
nikiforovleonid
November 28 2004, 12:36:24 UTC 14 years ago
Многих так научила, что им до сих пор "а нам не холодно".
Я ходил по ИНИОНам и Ленинкам просто, но мой отец боялся, как бы - ничего не сказал...
И он и до смерти ничего мне не рассказывал. Не про пионер-лагерь.
Он детство не в пионер-лагере провел,а в конц-лагере.
научила сов-власть
Советская власть - Добрый и Убедительный учитель.
и многие это здесь отставивают...
Я и говорю - убедительный.
В концлагере?
slavamakarov
November 28 2004, 15:41:39 UTC 14 years ago
Re: В концлагере?
nikiforovleonid
November 29 2004, 06:34:51 UTC 14 years ago
Врете.
slavamakarov
November 29 2004, 11:35:02 UTC 14 years ago
Re: Врете.
nikiforovleonid
November 29 2004, 16:27:11 UTC 14 years ago
//Поэтому при воспоминаниях о жизни в СССР надо, по возможности, указывать социальное происхождение мемуариста, возраст и национальность. Это, В ДАННОМ СЛУЧАЕ, очень важно. И очень важно не быть нравственно чёрствым, то есть обладать способностью поставить себя на место другого и почувствовать, что это такое – "быть ДРУГИМ". Особенно при социализме.//
если ни ВЫ, ни я не захотим понять друг друга - так и будут лишь упреки.
Оно Вам надо?
Вы скажите, как мне поставить себя на Ваше место, чтобы понять Ваше мнение?
ads2003
November 28 2004, 17:35:41 UTC 14 years ago
Вот это замечание по своей безаплляционности вполне в стилистике излюбленного персонажа Д.Е.Галковского - В.И.Ульянова-Ленина.
Памятник
aadamchuk
November 29 2004, 00:03:23 UTC 14 years ago
Стоит, т.е. сидит себе громадный великий русский писатель в удобном кресле где-нибудь на своей родной бывшей улице Спиридоновке, названной теперь в его же честь, или на Патриках, бывших Пионерских, а теперь опять Патриарших прудах.
А вокруг самого Патриарха русской литературы и громадного великого русского писателя толпятся все его персонажи, крохотные, пушистые, с утиными мордами.
А добрый громадный великий русский писатель кормит их волшебными сказочными крошками со своего невидимого громадного сказочного писательского стола.
Вокруг детская площадка, играют дети в песочницах, качели, лавки, липы...
И бабы с веслами, и Пионеры с горнами стоят, и ти-ши-на.
kemchik
November 29 2004, 06:33:28 UTC 14 years ago
Я там готовил дипломную работу.
Совсем вы запутались, Дмитрий Евгеньевич...
ex_kirillan
November 29 2004, 22:55:59 UTC 14 years ago
"Путёвки туда доставал дядя, преподаватель в Академии бронетанковых войск имени Малиновского".
"У АБТВ было два пионерских лагеря. Второй в Алуште".
"В Крыму - дети преподавателей и начальства, т.е. старших офицеров и генералов".
"В Алушту-то я попал только потому, что дядя работал там физруком".
Дмитрий Евгеньевич, я ничего не понимаю. Сколько у вас было дядей? Кем они работали? Кто из них устраивал вас в какой лагерь?
Что же до ваших воспоминаний, то я скажу так: всё, о чём вы говорите - не проявления конкретной социальной системы, а проявления человеческой природы вообще и детской природы - в частности. Дети всегда, во все времена жестоки и всегда, во все времена травят непохожих сверстников.
Как вы видите себя в гимназии царских времён (тогда гимназистов, между прочим, СЕКЛИ)? А в бурсе, описанной Помяловским? А в современной школе, на которую сильнейшее влияние оказывает криминальная среда и нарко-среда?
Re: Совсем вы запутались, Дмитрий Евгеньевич...
galkovsky
November 29 2004, 23:10:02 UTC 14 years ago
Как преподаватель, проработавший в АБТВ много лет, дядя мог получить путёвку для детей в Алушту, и действительно, там отдыхала его дочь. Но на племянника путёвку не дали бы. Это льгота работника лагеря.
Я вовсе не описывал "мучения в советских лагерях" и прямо сказал, что это явление повсеместное (лагеря скаутов). Я хотел обратить внимание на то, что при внешней унифицированности жизнь в СССР была иерархизированна, и иерархия была жёсткой.
Re: Совсем вы запутались, Дмитрий Евгеньевич...
vryadli
December 6 2004, 22:57:17 UTC 14 years ago
flyingru
November 30 2004, 00:34:19 UTC 14 years ago
я 73 г.р., счастливо забыл большую часть пионерских подробностей :))
хотя вспомнить можно, конечно %)
vryadli
December 6 2004, 22:55:08 UTC 14 years ago
Пионерский лагерь
suren2004
December 7 2004, 14:11:26 UTC 14 years ago
В детстве, после войны, он отхал в пионерском лагере. Дети вместе с пионервожатой сжигали чучело Ахматовой. В его отряде была девочка - дальняя родственница Ахматовой. Её просто отвели в сторону, а когда чучело сгорело - позвали обратно.
Вот так....
nick_pershin
December 28 2004, 16:11:57 UTC 14 years ago
Вы знаете зам.полит, когда я служил срочником говорил "странно: все уроды - из Москвы", он имел в-виду что Москва всегда пораждала солдат, которые выкаблучивали что-нибудь эдакое, нехарактерное - типа убежать с караула и отстрелять три магазина в расположении по своим сослуживцам. Думаю это от того что сей мегаполис с его возможностями как столицы и действительно неравенством и порождал подобные крены в психике. Страна же в целом была ровнее.
nick_pershin
December 28 2004, 16:26:33 UTC 14 years ago
ссср
1960_1961
October 27 2009, 03:55:11 UTC 9 years ago
kotaza
June 5 2019, 12:50:27 UTC 1 month ago