Наука этология занимается изучением поведения животных. И как оказалось, многие поступки людей вызваны всего лишь срабатыванием «животных» поведенческих программ, а вовсе не нашим высоким разумом.
Одна из основных таких программ – агрессивность, отвечающая за выживаемость вида. Слабых зайцев съедят волки; сильные (агрессивные) зайцы убегут и дадут более приспособленное потомство. Человеку агрессивность свойственна даже в большей степени, чем зверям. Но человек не животное, его агрессивность может уравновешиваться общественной нравственностью, которой животные не обладают.
Агрессивность проявляется при общении как попытка особи (животного или человека) занять более высокое по отношению к другим положение, доминировать над ними. Такое «выяснение отношений» приводит к самоорганизации группы в иерархическую лестницу, иначе называемую пирамидой подчинения. Кто имеет хорошие внешние данные, кто сильнее и нахальнее, тот лезет вверх, чтобы подавлять слабых и робких. Он, конечно, стремится к лучшей жизни для себя; но таким образом достигается ситуация, когда руководители группы сильны и нахальны, и это хорошо, иначе как бы справилась эта группа при столкновении с другой, враждебной группой?
При пониженной нравственности (прежде всего по отношению к живой природе) чем выше плотность особей (населения) на ограниченной территории, тем выше в данном сообществе агрессивность. Это вредит сообществу, но что делать? Убрать агрессию, не нарвавшись на нее же, нельзя, она все равно найдет выход, и чем позднее, тем страшнее. Поэтому в группе постоянно происходит переадресовка агрессии с верхних ступеней на нижние. Вверху мало сильных, внизу много слабых (ведь это пирамида). Самые нижние находятся в постоянном стрессе, переадресовать агрессию им некуда; они колотят кулаком по столу, бьют детей и посуду, пьянствуют и всякими прочими способами укорачивают себе жизнь. Они почти не размножаются. В результате раннего вымирания самых слабых уменьшается численность популяции, снижается плотность населения, а вслед за ней и агрессивность. Это естественное (природное) решение проблемы.
Теперь посмотрим, как происходит между членами сообществ дележка собственности.
Животным знакомы шесть форм присвоения чужого:
— захват и удержание источника блага (дерева с плодами, источника воды и так далее);
— грабеж с использованием силы;
— взимание «дани», то есть отнятие добра у слабого, с одновременным подтверждением своего господствующего положения;
— тайное похищение (особенно развито у обезьян);
— попрошайничество;
— обмен, причем обычно жульнический (дать не то, захватить оба предмета и тому подобное).
Однажды ученые обнаружили, что обезьяны изредка раздают излишки своего добра другим, слабым обезьянам. Что это? Неужели благотворительность?! При более внимательном изучении оказалось, что делятся они тем, что из-за бродячего образа жизни не желают таскать сами. По мере же необходимости они проводят новую «приватизацию», отнимая отданное ранее и подтверждая тем самым свое более высокое положение в стае.
Был проведен такой эксперимент. Обезьян научили качать рычаг и за выполнение задания давали жетон. Опустив его в автомат, обезьяна могла «купить» еду, выставленную на витрине. Очень быстро все члены стаи самостоятельно поделились на три группы. Первая – «рабочие» (labora), которые своим трудом зарабатывали жетоны; некоторые их копили (вот из таких защеканцев и формируется класс свободных собственников -граждан), а некоторые проедали сразу (сервы или то что известно как "рабы"). Вторая – попрошайки (ora -служители культа и зарабатывающие на утоление сенсорного голода -артисты,поэты и.т.д.), которые клянчили жетоны у тех, у кого они есть. Наконец, третья группа, грабители (bella), силой отнимали заработанное. Причем они сообразили, что выгоднее отнимать не уже купленную еду, а именно жетоны, потому что их можно прятать за щекой и тратить в удобное время. Тогда обе команды «рабочих», копивших жетоны и проедавших их, слились в одну команду проедающих. Копить перестали.
Как только в первобытных человеческих племенах появился избыточный продукт, немедленно нашлись желающие его изъять, забрать силой или получить добровольно. Началось выстраивание новых пирамид власти. Появились люди, которые могли не заниматься непосредственной добычей питания, но быть сытыми, предаваясь другим делам. Не следует думать, что на ранних этапах развития общества их было очень много!
Кто же входил в число этих счастливчиков? Вот их список по убыванию численности: ремесленники, военные, управляющие, священнослужители (из "ora" -продавцы божьей милости), высшая власть с обслугой. Причем воины и высшая власть существовали всегда, с самого начала.
Помните обезьян, отнимающих жетоны? Часть стаи сразу нашла более выгодным заниматься грабежом, нежели работать. Это были наиболее сильные или нахальные самцы и вожак, получающий свою долю по праву самого сильного в стае. Но если в популяции становится слишком много таких «грабителей», то они мгновенно вступают в борьбу друг с другом за право эксплуатировать «мужиков». В конечном итоге их опять будет не более того количества, которое может прокормиться.
Важно, что не весь прибавочный продукт отбирается силой, даже напротив, как правило, люди добровольно отдают его тем, кто стоит выше их по иерархической лестнице. Например, священникам, ведь проще отдать немного и получить милость от Бога, чем потерять все! Ремесленнику отдают потому, что взамен получают от него изделия, облегчающие жизнь и работу. И воинам отдают почти добровольно, так как они охраняют от набегов чужих, которые могут забрать все.
Разумеется, выплачивая дань или налоги, человек не испытывает восторга и не предается рассуждениям вроде тех, которые мы сейчас привели. А просто с первобытных времен действует природная программа сохранения себя и семьи (кушать надо каждый день) и сохранения сообщества (порознь вообще пропадем).
Подданные должны платить дань, налоги. Властитель должен поддерживать порядок, за что он, собственно, и получает эту дань. Если одна из сторон нарушает свои обязанности, она поступает вопреки законам нравственности, в таком случае начинает расти агрессивность и происходят общественные катаклизмы.
Механизм самоорганизации лежит в основе формирования и уголовных банд, и государств. Самоорганизация структур – причина образования все новых и новых пирамид власти: цеховых, профсоюзных, партийных; школьных и профессиональных; религиозных и государственных.Свобода личности есть право каждого самому выбирать, в какие «пирамиды» он войдет, и каких ступеней достигнет.
Скажем более того: механизм самоорганизации лежит также в основе развития языка, а также в развитии наук, которые зависят от языка, от текстов.
damandra
October 2 2007, 18:59:03 UTC 11 years ago
Печально, что многие люди, которые тоже могут помочь в этом, часто остаются безучастными к благотворительности, считая это занятием, не приносящим доходов...