Почему то принято связывать появление образованного класса - интеллектуалов, с ренессансом .Это не совсем так. Вернее это совсем не так.
В конце XI века болонский ритор Ирнерий восстановил римский кодекс законов и основал первую юридическую школу. Со временем эта школа разрослась, в Болонью стали приезжать тысячи учащихся со всей Европы, и в конце XII века школа Ирнерия превратилась в “университет” - учёную “корпорацию”, цех с мастерами-магистрами, подмастерьями-бакалаврами и учениками-студентами. Как у всех цехов, у университета было своё знамя, свой устав, своя казна и свой старшина-ректор. Звание магистра (или доктора) присваивалось после экзамена-диспута, когда нового “мастера” облекали в мантию и вручали ему кольцо и книгу - символ науки. Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху и наделяли докторов бенефициями - доходами от церковного имущества; они строили и общежития для бедных студентов, “коллегии”; позднее доктора стали читать в этих коллегиях лекции, и, таким образом, появились новые учебные заведения - колледжи. В университете было четыре факультета, один из них, “артистический”, считался подготовительным: это была прежняя “общая школа”, где изучали “семь свободных искусств”. Лишь немногие студенты выдерживали все испытания и продолжали учёбу на старших факультетах - юридическом, медицинском и богословском. Юристы и медики учились пять лет, а богословы - пятнадцать!; их было совсем мало, и по большей части это были монахи, посвятившие свою жизнь богу.
Появление университета принесло Болонье почёт и немалые выгоды, поэтому вскоре и другие города принялись заводить высшие школы по болонскому образцу. В середине XIII века в Италии было 8 университетов.
Обращение с числами — особенно при денежных расчётах — было со времен римлян эксклюзивным занятием высоко обученных специалистов "абакус" (по названию древнеримских счётных приспособлений). Звание "Советник казначейства" употребляется и в сегодняшней Англии, потому что он использовал эту сложную систему даже в XVIII веке.
Первой персоной, представившей западной цивилизации систему "арабских чисел", что позволило кардинально упростить арифметические операции, был французский монах Х века по имени Герберт д"Ауриллак, который научился этому у исламских учёных в Испании. Он преподавал арабские числа в университете в Реймсе, и позже был избран папой под именем Сильвестр II в 999 году. Вопреки часто повторяющимся заявлениям, графическая форма наших современных чисел начинается с XII века, а не с XVI.
Леонардо из Пизы (1170-1250), больше известный как Фибоначчи, начал свою деятельность в Европе где-то в 1202 году, и результаты его работы были описаны как "первая демократизация использования арабских чисел и исчислений".Ноль и использование арабских исчислений были хорошо известны в большей части Западной Европы в XIII веке, что подтверждается многими рукописями того времени. В XII-XIII веках появились переводы Евклида, Архимеда, Птолемея и Аристотеля, а также некоторые тексты Платона и всех важнейших арабских учёных (Аль Хорезми, Аль Бируни, Ибн Сина и т.д.)
Но XII век не только заново открыл многие древние учёные тексты. В это время были сделаны оригинальные вклады в космологию и философию. Доступность некоторых из этих знаний снизилась в XIV и XV веках, чтобы утвердиться после XVI века. К примеру, немецкому купцу XV века внушали, что его сын сможет изучить сложение и вычитание в любом германском или французском университете, но только в некоторых итальянских университетах были курсы, по умножению и делению. Удивительно, что, несмотря на свою заслуженную репутацию одного из наиболее образованных учёных XVI века и его интенсивную подготовку в Бордо, Мишель де Монтень признавал без стыда в 1575 году, что не может оперировать ни со старым "абакус", "ни новым арабским способом".
Люди, предубеждённые в отношении "знаний, пришедших от неверных", не пощадили даже папу Сильвестра II. Эрудиция, которой восхищались в Х веке, и которая была основанием для избрания его папой в 999 году, стала подозрительной спустя века. Его могила была вскрыта в 1648 году по папскому приказу, чтобы удостовериться, что "дьяволы не живут там больше".
Самым знаменитым университетом Англии был университет в Оксфорде, где в XIII веке преподавал знаменитый астролог и алхимик Роджер Бэкон. Занятная личность.
Бэкон жил в башне, на вершине которой ночами проводил свои наблюдения, что-то измерял и чертил с помощью странных приборов - его считали колдуном и суеверно боялись. Он составил трактат, в котором в нарочито туманных, понятных лишь посвящённым, фразах писал о секрете пороха и увеличительных стёкол; он учил определять местонахождение с помощью широты и долготы. Бэкон писал также о том, что в будущем появятся машины, которые будут возить людей и машины, которые будут летать по небу – трудно сказать, как в те времена могли прийти в голову такие мысли. В конце концов, Бэкона обвинили в колдовстве и заточили в тюрьму, откуда он вышел лишь незадолго до смерти.
Философ и поэт Раймунд Луллий, находясь на острове Майорка, захваченном арабами (кстати в Аль-коране не содержалось запрещение хмельных напитков, ал-коголя вообще: запрет касался только употребления вина), узнал от одного учёного способ приготовления самогонки (видимо араки - финикового самогона), называемой "жизненной водой" (aqua vitae), стал её делать и привёз в Европу в 1290 году. Тогда считали эту жидкость водой, полученной от философского камня. Генуэзские купцы, узнав способ приготовления этого напитка от Арнольда де Виллана, который выведал его у Луллия, стали производить его и продавать в склянках за дорогую цену, как целительный бальзам; её предписывали принимать каплями.
Тех.процесс перегонки был "аламбиковым" (т.е. из чугункообразных глиняных кувшинов, по арабским источникам). Никаких "прямых" или "обратных" холодильников и трубчатых змеевиков ещё не было.