ХАРТЛЕНД - (англ, heartland heart сердце + land земля, территория, букв. сердцевинная земля ) - геополитический термин. Впервые введен английским географом Дж. Фэйгривом в 1915, получил широкое распространение после выхода книги Х. Дж. Маккиндера "Демократические идеалы и реальность" (1919). В X. Маккиндер включил географическое пространство России, Восточную и Центральную Европу на западе, Тибет и Монголию на востоке. Границы X. он ограничил полумесяцем - с внутренней стороны которого расположены Германия, Австрия, Турция, Индия и Китай, а с внешней - Англия, Южная Африка, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Канада и Япония. Маккиндер сформулировал три свои знаменитые максимы: 1 ) тот, кто правит Восточной Европой, господствует над X.; 2) тот, кто правит X., господствует над Мировым островом (в который он включил X. и внутренний полумесяц, т.е. Евразию, а также прилегающую близко к ней Африку, за исключением ее южной части); 3) тот, кто правит Мировым островом, господствует над миром.
Глобальную геполитическую значимость этой территории Маккиндер придал из-за огромных запасов природных ресурсов и недоступности ее для основы могущества Великобритании и любой прочей морской державы — флота.
Функция держателя евразийского “хартленда” не является a priori прерогативой только России. В случае ее ослабления или дробления альтернативными “держателями” могут выступить Германия или (что вероятнее) Китай.
За последние полтора десятка лет на Западе сложилось весьма интересное направление исследований — школа мир-системного анализа, созданная Иммануэлем Валлерстайном. Основные постулаты этой школы помогают понять очень многое из наших непростых отношений с Западом, а также взглянуть на самих себя глазами того же Запада — как на потенциально очень сильного экономического соперника, но на данный момент не понимающего ни своего места в мире, ни реального (а не прокламируемого) отношения к себе со стороны “цивилизованных”.
Ключевое понятие концепции Валлерстайна — “Мир-система”. Это отнюдь не “мировая система” или “миросистема”. Мир-система сама по себе есть особый мир. Мир-системы делятся на два типа: мир-экономики и мир-империи. Первые основываются на рынке, вторые — на редистрибуции (перераспределении). Современная капиталистическая мир-экономика состоит из ядра, полупериферии и периферии.
Ядро захватывает монопольные позиции в передовых технологиях и верхние этажи иерархии товарных цепей, то есть конечные высокотехнологичные производства, оттирая полупериферию на средние, а периферию на нижние этажи товарных цепочек (поставка сырья для стран, захвативших более высокие иерархические уровни). Отсюда становятся понятными, казалось бы, разрозненные, но многочисленные факты удушения российских высоких технологий нашими западными друзьями, их настойчивые попытки полностью заблокировать все рынки сбыта российской наукоемкой продукции: России уготовано место периферии, а гегемония “ядра” в современной мир-системе способна “загнать” в оборонительную позицию даже сверхсовременные производства в тех странах, которые не принадлежат к клубу избранных. А этот клуб уже не может расширяться: если в него прорвется “новичок” (например, Россия), кому-то из клуба придется уйти. Поэтому Валлерстайн считает, что национальное развитие для большинства стран недостижимо никаким способом, а те немногие, которые способны добиться успеха, могут сделать это только за счет других. Страны-гегемоны капиталистической мир-системы способны сделать неприбыльными любые альтернативные, даже более эффективные, даже уникальные российские технологии.
Для Запада более выгоден был тоталитарный СССР, нежели грядущая, по-западному “обустроенная” Россия. Прежний СССР, был экономически весьма комплементарен Западу в качестве экономической полупериферии. Мир 60 — 80-х годов был остроумно организованным механизмом, где Запад сбывал остаточный продукт — соцлагерю, а тот, в свою очередь, уже свой остаточный продукт “третьему миру”. Такая система сознательно поддерживалась заинтересованными сторонами через искусственное завышение цен на западную продукцию и занижение на советскую.
Крах Великого Либерального Мифа с его завиральными идеями равноправного партнерского обмена с Западом, основанного на равных для всех правилах игры, “общечеловеческих ценностях” и международном праве, привел Россию к мироощущению изгоя, потерпевшего поражение в “холодной” войне и цинично третируемого обожаемым Западом. На первый план вышла максима, сформулированная Александром III в политическом завещании своему престолонаследнику Николаю: “Помнить — у России нет друзей”.
adja
February 19 2008, 07:57:10 UTC 11 years ago
Вот только кто сейчас управляет Хартлендом?
hvac
February 19 2008, 08:42:05 UTC 11 years ago
Не знаю.Собственность — это не только владение, распоряжение и пользование, но и присвоение результатов функционирования актива, причем, не обязательно с юридическим оформлением прав на эти результаты, не правда ли? Под кем лежат кремлевские кланы?На чьем "аркане"?
Ничто не дает повода думать, что подполковник не номинальная пиар-фигура , "подменный царь", а действительно человек с властными полномочиями.Реальный властитель всегда действует в рамках определенной аксиологии(установление в качестве базовых ценностей достижение и удержание позитивной динамики ареала и популяции)
Этого нет, все действия, так, дымовая завеса для ввода евроатлантических армий и окончательного решения "русского" вопроса и контроля над хартлендом.
Территория-то от мыса Таран до мыса Дежнева останется в любом случае. И кто-то будет на этой территории жить, пользоваться ее ресурсами. А кто окажется счастливцем – покажет время. Была война - мы её проиграли, что там обсуждать? Причем полем боя служило и сознание. Была осуществлена внешнеэкономической диверсия, направленной на отъем национальной собственности.
Русская Атлантида утонула.