Палеонтология и макроэволюция
Лекция Кирилла Еськова
Александр Теверков: Когда вы говорили про кризис экосистем, вы сказали, что экосистема, скорее всего, неразрушима извне, только изнутри.
Еськов: Я не сказал, что она совсем неразрушима. Я сказал, что она очень и очень устойчива. Что все реальные изменения, на самом деле, рождаются внутри.
Теверков: Но из-за внутренних изменений, вызванных чем-либо. Соответственно, вопрос следующий. Наш с вами биологический вид. Мы же тоже внутри экосистемы, если исключить из рассмотрения бессмертную душу и прочее.
Долгин: Внутри какой экосистемы?
Теверков: Глобальной. Я не знаю, я не профессионал, но если взять всю биосферу как таковую, можно ли сказать, что человеческая деятельность (все-таки общество быстро прогрессирует) так или иначе вызовет дестабилизацию этой системы и приведет к глобальным эволюционным изменениям, кризисам? Может ли такое быть в ходе человеческой деятельности?
Еськов: В принципе, конечно. Например, полушутя высказывалось, но все вполне честно, что появление разумного существа на планете необходимо для того, чтобы вновь ввести в геохимический оборот необратимо захороненный восстановленный углерод, железо и пр. Т.е. наша деятельность нужна как раз для того, чтобы сжечь нефть, вытащить железную руду и перевести ее в ржавчину и пр. Высказывалось это все в шутку, но почему нет, собственно говоря? Далее. Тот же В.В. Жерихин говорил, что мы обращаем очень много внимания на то, что исчезает какой-нибудь вид: «Вот, Помер какой-нибудь последний зеленый попугайчик на таком-то острове! Конец света!» И при этом совершенно не обращаемт внимание на то, что появляется. В данном случае речь не о всяком СПИДе, который то ли появился, то ли нет. А о том, что множество животных при соседстве с человеком приобретают свойства, которые им не были свойственны до того. Ну там – комары, начавшие размножаться в подвалах домов. Вороны, которые бог знает что вытворяют. Крысы – это же полная фантастика: грызун, приобретший стайную социальную организацию! Это бред, совершеннейший бред – но факт налицо. Причем это – то, что мы видим, а возможно, чего-то мы еще не видим. И это, на самом деле, могут оказаться ростки «прекрасного нового мира», в котором человеку места не окажется. Ребята, то, что исчезает – это серьезно, да, но надо внимательнее присматриваться и к тому, что появляется.
Реплика из зала: Может, не присматриваться, а сразу прерывать?
Еськов: Да нет, крыс не очень-то прервешь. Еще неизвестно, кто кого прервет.
natchalnik
April 11 2008, 18:40:36 UTC 11 years ago