" Я - человек: как Бог я обречен
Познать тоску всех стран и всех времен".Иван Бунин
Природа как совокупность процессов
Из Альфреда Норта Уайтхеда (учителя Рассела)
- "Process and Reality" ("Процесс и реальность", 1929)
Опыт построения метафизики, в основе которой лежит сугубо математическое понятие события.
Определив events как пространственно-временные происшествия, occasions, Уайтхед нарисовал связную картину Мироздания, в котором процессы, состоящие из событий, определенных одними и определяющими другие события, сливаются в Природу, состоящую из процессов. Процессов, в общем-то, таких же, о которых нам докладывает Диспетчер задач. Понятных компьютерно-ориентированному разуму.
К тому же подход Уайтхеда дает возможность оперировать метафизикой как инструментом. Уникальным инструментом, позволяющим объединять в общий континуум различные пути познания реальности - математический, естественнонаучный, философский, богословский, поэтический.
Кстати, прооброз общей теории относительности, фрик Эйнштейн украл у него.
Dance macabre эволюции
Богословы позапрошлого века писали:
"в наши дни, наука все дальше и дальше оттесняла Бога деистов, и в тот момент, когда казалось, что Он вовсе исчезнет из поля зрения, появился дарвинизм, который под личиной врага оказал дружескую помощь. Он принес философии и религии неоценимую пользу, показав, что мы должны выбирать между двумя возможностями: либо Бог присутствует в природе повсюду, либо его нет нигде"
(Moore A. "The Christian Doctrine of God".1891 г)
Картина мироздания, рисуемая естествознанием, была уже готова к восприятию подобных понятий. Существовали дифференциальные уравнения Максвелла, вот-вот должна была появиться теория процесса Уайтхеда. Но для позитивной (в смысле отрасли наук) интерпретации символа веры нужна была еще и полузабытая ныне кибернетика Винера с ее обобщением понятия обратных связей.
Был отброшен логичный бог - Часовщик деистов, славно вписывавшийся в картину мира Декарта - Паскаля - Спинозы - Лапласа - Ньютона - Пристли. Бог, запускавший Вселенную и предоставлявший ее своей собственной участи.
Творец, совместимый с эволюционым учением, все время вмешивающийся в дела Вселенной, подталкивающий ее в нужном направлении, ближе к к Богу Живому классического иудаизма (сиречь сатане)
Ни наблюдения над эволюцией живого мира, ни знание человеческой истории оснований для предпосылки о всеблагости Творца не дают.
"Бог позволяет вещам самим заботиться о себе".
А вещи отнюдь не всемогущи и не всеведущи. Наверное поэтому мир рождался долго и мучительно.
Возникали и концентрировались первородные водород и гелий. Собирались в галактики, в протозвездные облака. Рождались солнца первого поколения, проживали свою жизнь. В их копоти, взрывах появлялись тяжелые элементы. Кирпичики Солнца, планет, всего живого и наших тел. Но это были драмы мертвой материи.
Материя живая обладала обратными связями. И органами чувств. И - болью.
Такой контур управления - опасность, боль, страдание. Смерть, делающая возможным развитие. И стремление каждого отдельного живого существа уйти от нее.Эволюционный скачок, породивший сознание, перевел страдание в еще более страшную плоскость. Добавилась память о мучениях прошлых и ужас предстоящей смерти.
Восприятие человеком событий, в которых участвует Тот, кто превосходит и любого мыслителя, и даже весь тварный, созданный, мир,конечно неизбежно упрощенно.