Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Антиинтеллигентская традиция

Бог сто веков наводит свой порядок:

Послал потоп, на ранги разделил

Господ и чернь, непьющих и кутил,

Завел чертей и ангелов отряды -

Порядка все ж никак не водворил:

Воруют все, кинжалом сводят счеты,

Принц с девкой спит, с маркизою - пастух,

Империями правят идиоты,

Попы жиреют, мрут в нужде сироты,

И Господа ругают хамы вслух.

Есть ли смысл во всем, чем живем мы, я точно не знаю,
Но одно убеждение свято стараюсь хранить:
Увлеченные чувством Любви, мухи тоже летают,
Но не так высоко, потому что не птицы они…

Есть мнение,что  интеллигенция или интеллектуалы, суть агентура умственной функции общества. Эта агентура представляет собой конгломерат. Ему соответствует массивный, обширный и конфликтный нарратив. Внутри него выделяется частный нарратив «интеллигенция».

Он сильно политизирован и эмоционально нагружен. Это настоящая драма. Ее драматургия сложна и стилистически разнообразна. В ней есть героико-романтические, мелодраматические, сентиментальные и комические элементы. Эпические и лирические. Персонажи этой драмы тоже разнообразны: суровые обличители, восторженные апологеты, льстецы, моралисты, юродивые, начетчики. Велеречивые поэты и тусклые академические зануды.

Этот нарратив питается энергией социального конфликта, экзистенциального томления, статусной озабоченности и круговой социальной ревности, или, скажем сильнее, рессентимента. Значительная часть этого нарратива заполнена документацией коллективного самосознания и отношения тех, кто идентифицирует себя как «интеллигенция», к другим сегментам общества.

Самохвальный (апологетический) интеллигентский дискурс и препирательства насчет того, кто достоин называться интеллигентом (интеллектуалом), для России, пожалуй, более характерны, чем для Запада.

 Но вот критически-обличительный дискурс очень силен повсюду и ярко документирован.

 

Впервые термин «интеллектуалы» вошел в широкий обиход в связи с публичным обсуждением дела Дрейфуса. В январе 1898 года, на следующий день после того, как дрейфусар Эмиль Золя напечатал свое «Открытое письмо президенту .Единомышленники Золя — университетские профессора, литераторы, журналисты, студенты — опубликовали коллективную петицию в его поддержку под заглавием «Протест». Противная сторона отреагировала так же оперативно: один из главных антидрейфусаров, Морис Баррес, в своей реплике назвал это коллективное письмо «Протестом интеллектуалов». Этот момент можно считать рождением термина, и надо сказать, что при рождении термин этот звучал как оскорбление. В 1898 году,  сказать о ком-то, что он интеллектуал, означало сказать, что это человек, «требующий таких вещей, которые отвергаются огромным большинством французов», человек, ставящий права индивидов выше интересов государства, человек, предпочитающий справедливость — порядку.

Интеллектуалы, писал Морис Баррес (эпоха дела Дрейфуса, когда и появилось понятие «интеллектуал», абсолютно идентичное по значению русскому слову «интеллигенция» того же времени), претендуют на то, чтобы быть «аристократами мысли», а на самом деле они «…придурки, стыдящиеся думать так же, как простые французы, [...] полуинтеллектуалы, [...] лоботомированные дворняжки (le chien decerebre), [...] бесштанные бакалавры (proletariat de bacheliers)». Ему вторит Шарль Моррас, называющий интеллектуалов «parvenus de l'intelligence» (это даже не нуждается в переводе, поскольку эти слова есть и в русском языке) и объясняющий появление этой категории людей тем, что «…государственная система образования производит слишком много писателей и тем самым плодит "proletariat intellectuel"».

Весьма ожесточенной была антиинтеллигентская традиция в Германии. В националистически-фашистской традиции интеллектуалов называли «лишенными инстинкта», «абстрактниками», «испорченными образованием», «евреями», «вивисекторами», «безродными инвалидами», «столичниками», «негативистами». В марксистской традиции: «интеллектоидами», «вожаками» («бонзами»), «своевольниками», «индивидуалистами», «лишенными чутья теоретиками», «болтунами-фразерами», «болезненно нерешительными оппортунистами», «негативистами», «ошалелыми мелкими буржуа». Было бы неосторожно думать, что немецкая марксистская традиция была привнесена в Германию из СССР во времена ГДР. Она была вполне самостоятельна и в свое время, вероятно, даже повлияла на советскую.

...На самом деле интеллектуалы - это люди, владеющие устным и письменным словом, а от других людей, делающих то же самое, их отличает отсутствие прямой ответственности за практические дела. Вообще говоря, с этой чертой связана и другая - а именно отсутствие практических знаний, знаний, которые даются только личным опытом. Установка на критику, которая объясняется не только положением интеллектуала как наблюдателя, причем в большинстве случаев наблюдателя стороннего, но в не меньшей мере и тем, что его главный шанс самоутвердиться заключается в его фактической или потенциальной способности досаждать, добавляет к портрету интеллектуала третий штрих. Профессия непрофессионалов? Профессиональный дилетантизм? Люди, которые берутся рассуждать обо всем, поскольку они ничего не понимают?

....Все те, кто не имеет постоянной работы, недоволен своей работой или непригоден к работе вообще, постепенно оказываются на местах, где предъявляемые к ним требования наиболее расплывчаты или где ценятся знания и способности совершенно иного рода. Они пополняют собой армию интеллектуалов в строгом смысле этого слова, ряды которых, таким образом, непомерно возрастают. Они вступают в нее, испытывая глубокое недовольство. Недовольство порождает неприятие. А неприятие рационализуется в ту самую установку на критику общества, которая, как мы уже видели, является типичной установкой наблюдателя-интеллектуала по отношению к людям, классам и институтам, во всяком случае, в цивилизации, построенной на принципах рациональности и утилитарности.

Шумпетер Йозеф А. "Капитализм, социализм и демократия"

 

А вот русские изобличения интеллигенции как «безродной», «антинародной» силы параллельны немецким и независимы от немецкой традиции. С точки зрения русского интеллигента-интеллигентофоба, русская интеллигенция - «немцы».

В Англии и Америке, где значительным влиянием пользовался буржуазно-предпринимательский нарратив, к интеллигенции относились более благодушно и снисходительно, но тоже свысока и критично. Пример: «Когда старый Джолион убедился, что его сын ни на что не годен, он понял, что ему остается одно - стать писателем» (цитирую Голсуорси приблизительно, по памяти).

В России антиинтеллигентский синдром имеет несколько разных корней. Он зародился в бюрократической среде (особенно церковно-бюрократической), а затем был воспринят самой интеллигенцией в сборнике «Вехи». «Вехи» добавили к нему «барского» гонора. В первые годы советской власти он вдохновлялся идеями левого радикала Махайского (хотя сам он был предан анафеме) и, в сущности, парадоксальным образом стал элементом антиинтеллигентства советских чиновников, сохранивших некоторый пролетарски-комиссарский синдром.

Но гражданское антиинтеллигентство с 1960-х годов снова вдохновляется «Вехами». Из фольклорного существования в печатное слово его перевел классический «веховец» Солженицын, написавший знаменитую статью про «образованщину», чуждую своему народу.

И сейчас все обвинения в адрес русской революционной и советской диссидентской интеллигенции, виноватой якобы в несчастьях России (революция, перестройка и что еще?), в сущности, представляют собой парафразы «веховства».

Великий ученый Илья Мечников, человек умеренно-консервативных взглядов, рационалист, не понимал и не принимал идей российских радикалов, стремившихся "переустроить мир" с помощью насилия.

В частном разговоре с влиятельным некогда Витте он даже предложил дать на управление революционерам один из городов, создав вокруг "санитарные кордоны", а затем, когда станет понятным, чем заканчиваются радикальные эксперименты, применить вооруженную силу для искоренения общественной заразы.

Русский ученый В.И. Вернадский, характеризуя большевистский режим и интеллигенцию, писал:

"Поколениями русская интеллигенция подготовляла (и с какой энергией и страстностью) этот строй. Как химическая реакция, полученный результат освещает весь процесс. Должна в нашем самосознании произойти коренная перестройка ценностей! Радищев, Пестель, Желябов, Перовская (и им подобные) ближе к Магницкому, Бенкендорфу, Победоносцеву, чем к нам (Вернадский имеет в виду свободомыслящих ученых - О.П.). Деятельность "Отечественных записок" или "Русского богатства" (журналы, считавшиеся у революционеров прогрессивными) - по существу деятельность глубоко реакционная!"

«Очернительный дискурс» (или негативный миф), бывший в советских условиях родом диссидентства (Всеволод Кочетов, Иван Шевцов), пережил настоящий подъем только в 1990-е годы, но сразу же возобладал над апологетикой.

Он еще более усилился к концу 1990-х годов после неудач (действительных и воображаемых) перестройки, когда опять понадобилось искать «виноватых».

С критикой интеллигенции в 1990-е годы выступили влиятельные фигуры медиаистеблишмента (типичные, как сказали бы во Франции, intellectuеlsmediatiques, то есть сами интеллигенция дальше некуда) - Симон Кордонский, Глеб Павловский, Мариэтта Чудакова, Сергей Кара-Мурза. Многие апологеты быстро превратились в обличителей.

Антиинтеллигентский дискурс крайне противоречив. Чуткий наблюдатель заметил, что апологеты и поносители интеллигенции толкуют противоположным образом одни и те же свойства интеллигента:

«То, что в первом случае выдвигалось как достоинство интеллигента, во втором случае истолковывалось как его недостаток, идейность и жертвенность оказывались зашоренностью и непониманием самоценности интеллектуального труда, оппозиционность по отношению к власти - отсутствием правовой культуры, романтизм и стремление быть “гласом народа” - мечтательностью и дилетантизмом в вопросах социальной жизни и т.д.»

Степанов Б. О необходимости нового подхода к осмыслению феномена интеллигенции.

Наиболее радикальное (из тех, что мне попались на глаза) обвинение в адрес интеллигенции выдвинуто в пределах академического дискурса, хотя выглядит карикатурно:

«…черты тоталитарного менталитета во многом совпадают с типологическими особенностями сознания дооктябрьских поколений российской интеллигенции (описанными в “покаянном” документе той эпохи - сборнике “Вехи”) и, естественно, их преемника во времени - сегодняшней интеллигентской страты».

А особенности «тоталитарного менталитета» таковы:

«Пафос героического авантюризма и пренебрежение повседневностью, кропотливой культурной работой, дефицит терпимости и экзальтированная готовность жертвовать настоящим во имя будущего, революционаристское презрение к “умному” консерватизму и суверенитету личности»

Смирнова Н. Интеллигентское сознание как предтеча тоталитарного менталитета

Прямая противоположность тому и столь же произвольно и партийно-оценочно, что пишет образцовый апологет интеллектуалов - социолог Владимир Шляпентох. Вот как выглядит его апологетика:

«Специфика профессиональной активности интеллектуалов понуждает их больше, чем других людей, ценить истину [...] Интеллектуалы больше других групп ценят все, что связано с политической свободой [...] Интеллектуалы больше других групп ценят плюрализм, разообразие, динамизм социальной жизни и творческую сторону деятельности [...] Интеллектуалы придают большее значение культурным ценностям, а эстетические ценности, наряду с другими проявлениями человеческого духа, вообще прерогатива интеллектуалов [...] Интеллектуалы защищают не столько ценности, существенные для их творческой активности, сколько ценности, которые считают жизненно важными для других людей»

Как апология, так и обличение богаты оттенками.

Подводя итог, кратко сформулирую вибрирующий ныне в отечественной ноосфере и коллективном бессознательном, обличительный дискурс:

Господствующий мем №1 : 

В конце XIX столетия в стране , обреченной на заклание , появляется так называемая "ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ", враждебная нации образованщина - боевой вирус поразивший организм империи.

Безумно жаль, что заразу не выжгли каленым железом и как итог Русская Атлантида уходит на дно..

Антирусская революция 1917 года имела два этапа - либеральный (масонский) и большевистский. Причем на первом этапе были созданы окончательные условия для развития второго. Погром национальной России был начат в ходе переворота и внешней диверсии масонским правительством Львова-Керенского. В течение нескольких месяцев это правительство сделало все по разрушению русской армии и государственного аппарата, расчистив путь для большевистского погрома.
Почему же стал возможен большевистский режим?
Во-первых, большевикам благоприятствовало напряжение в обществе, главная суть которого состояла в недоверии большей части народа к либеральной интеллигенции, ибо для народа они были чужаками, людьми другой культуры, несправедливыми и лукавыми. В глазах народа абсолютен был только авторитет Царя и царской власти, остальная же часть правящей системы полным доверием не пользовалась. После дискредитации и свержения Царя правящий режим потерял всякое оправдание своего существования. Без имени Царя он стал просто чужим для большинства русских людей. Большевики очень хорошо сумели использовать это настроение.
Во-вторых, большевики имели возможность черпать кадры практически неограниченно из среды  интеллигенции, лишенной национального сознания. Они сумели организовать  все антирусские силы. Без активной поддержки со стороны всех антирусских сил большевистский режим пал бы через несколько дней. Все интеллигенты, сотрудничавшие с большевиками, военспецы из числа офицеров, совслужащие из числа чиновников предали Россию и ее национальные интересы.
С приходом к власти большевиков основная часть мутантов -образованцев стала сознательным и активным проводником самой кровавой большевистской политики.При большевистском режиме образованный класс трансформируется, его антирусский характер становится абсолютным. Внутри него уничтожаются все национально мыслящие, а само национальное сознание относится к разряду самых опасных государственных преступлений, караемых смертной казнью.

Господствующий мем №2:

С 1917 года в России воцаряется космополитический режим, вождями которого становятся космополиты - большевики, организовавшие планомерный погром Русского народа и Православной Церкви, расчленение русских территорий и передачу их другим народам. Однако уже в 20-е годы в рядах правящей партии возникает русское государственное течение, возглавляемое И.В. Сталиным. Между космополитами и государственниками завязывается жестокая борьба, закончившаяся решительной победой сторонников Сталина и физическим уничтожением преступной верхушки космополитов - большевиков. Русскому народу возвращается роль организующего и руководящего ядра государства, восстанавливаются границы Великой России, возрождаются русское национальное сознание, Православная Церковь, многие отечественные традиции и обычаи.Начинают работать социальные лифты.
После убийства Сталина в стране вновь устанавливается космополитический режим, возобновивший преследование Русской Церкви, закрытие православных храмов, погромы русской культуры, расчленение русской территории. Отстранение Хрущева несколько улучшило положение. В партийном и советском руководстве начинают параллельно сосуществовать две противоположные силы - русско-государственная и космополитическая.

Приход к власти Андропова, а затем Горбачева резко изменил баланс этих двух противоположных сил в пользу космополитов, которые к концу 80-х годов сумели захватить власть в стране и при поддержке мировой закулисы расчленить Великую Россию - СССР. Космополитический режим Ельцина стал ширмой, прикрываясь которой мировая закулиса руками мафиозно-предпринимательских авторитетов, теневых дельцов и серых кардиналов (типа Бурбулиса, Чубайса, Гайдара и т.п.) пытается управлять Россией. Преступная конспирация этих сил принесла нашей стране огромный урон, однако не сумела достичь главного - полностью расчленить Россию и поработить Русский народ. Все сильнее и увереннее протекают национальные процессы, которые ставленники мировой закулисы не могут остановить. Резко возрастает роль Русской Церкви, широко пробуждается национальное сознание, усиливается национально-освободительное движение русских людей в государственном аппарате, среди предпринимателей, в сфере культуры, науки и искусства. Ширится число людей, мыслящих категориями национальных интересов России.

Господствующий мем № 3

Советская власть умерла давно, беззубая, сама, задолго до 24 августа 1991 г. Довольно пинать мертвое тело.Надо думать об образе ОБЩЕГО русского будущего, о защите ареала обитания и популяции. России как государства пока еще не существует, но, не взирая на это, ее очень многие побаиваются, боятся ее исторического имени.Боятся  Русской Реконкисты и Риссорджименто.

Грачи прилетевшие, эмансипировавшись и отожравшись на коммунистической идее, откоммуниздив и извратив русский культурный ландшафт, ныне всем граем перелетели на противоположное древо, галдя о тождестве коммунизма и фашизма .т.е. став "либералами" (как всегда с  надрывом , если так сказать "роялист" то больше "роялист" чем сам король).Визжащая об ужасах Термидора и стыдливо замалчивающая преступления Керенского-Ленина -Троцкого, ибо этимология этой срани ясна.

Завтра будет актуален европейский наднациональный фашизм- станут фашистами.

Родовые черты грача - интеллигента now:

  • - гипертрофированное самомнение
  • - абсолютная бесполезность и лелеемая позиция на предмет того, что им все должны по жизни
  • - либеральное словоблудие  и  выборочный "православный" атеизм (о религиозных корнях либерализма )  
  • - исповедование морального релятевизма , считание извращения - нормой, придерживание принципов "политкорректности", считание, что постмодернизм это искусство, а радикальный феминизм имеет право на существование
  • -исповедывание  изгнивших принципов так называемых “прав человека”, “равенства” и “права народов на самоопределение” и в целом левого изврата, в какую бы одежду он не рядился (Маркс -Фридман)
  • - неспособность на мало-мальски решительные поступки
  • - неумение "читать" поведение других и адекватно на него отвечать.
  • - галдеж, истеричность, повышенная чувствительность, страсть господствовать над умами обывателя ,злобная зависть к более талантливым или богатым.
  • - физическое убожество, дегенеративность, крысиный страх перед необходимостью несения воинской повинности, патологическая любовь к уголовникам и ауло -кишлачным бандитам.
  • - лакейство и продажность, подверженность самым завиральным и кровавым теориям социального обустройства.
  • - полное отсутствие качеств ,онтологически присущих нормальным представителям образованного класса (перечисленных ниже)

 

Meo voto

Нормальный представитель образованного класса , а не мутагенной образованщины  может быть начитан. А может быть насмотрен (допустим, поездил по миру). А может быть научен , наслышан, наосязан и наобонян. Однако он не утверждает, что его способ получения информации о жизни ( или удовольствия от жизни) является единственно верным. И уж тем более не выдает за тяжкий труд то, что является удовольствием и развлечением.

На фоне сказанного хотелось бы в двух словах отметить некоторые религиозные , естественнонаучные и житейские тонкости.

Во первых, утверждать о том, что ты во лжи, а я в истине, мол, я правоверный, а ты антихрист, грешник, или неверный - есть самый большой грех, который может совершить человек. Хотя он это совершает постоянно. И многие псевдо верующие этого не поймут, не готовы понять они это.

И во вторых, что самое главное, сколько бы ни говорили о религии и боге, о доброте и милосердии, о снисхождении и святости - для исполнения человеческих дел нужно насилие , и оно всегда прилагалось, прилагается и будет прилагаться. Это так уже спокон веков.

В сложной системе, находящейся в состоянии кризиса, наступает стадия (это все описано в теории систем, но в абстракциях, не в приложении к конкретному материалу), когда каждый из блоков «плюет» на систему и начинает оптимизировать исключительно свою собственную деятельность. Т.е. тянуть одеяло на себя. Чем это кончается, по теории систем, опять понятно – рушится система, дальше гибнут блоки.

Опять-таки, кто первым страдает при кризисе – это доминанты предшествующей формации, т.е. они шансов выжить не имеют никаких. А выживает как раз то, что сидело по щелям до этого момента.

Сложная система в действительности обладают гигантской устойчивостью. Разрушить систему извне, судя по всему, практически невозможно. Опять насчет общества, все реальные изменения происходят изнутри. Внешними силами ничего реального сделать не получается. Единственно, можно стимулировать некоторые внутренние процессы.

Но для этого должны существовать тренды внутри самой системы. Пятая колонна. Легионы дьявола.Слабое звено.

Применительно к обществу : нерешительность "верхов" + паника, невротизация "низов" +пятая колонна дасу =

 Качества отличающие нормального представителя образованного класса от  мутанта- дасу :

  • - Выносливость и неприхотливость.
  • - Независимость и спокойствие перед игрой случая.
  • - Владение собой, никакой неустойчивости и бодрость духа.
  • - Независтливость  к тем, кто в каком-нибудь деле набрал силу.
  • - Умение, когда нужно, напрячься или расслабиться. Трудолюбие и целеустремленность.
  • - Неколебимое пребывание в том, что было обдумано и решено.
  • - Самому делать свое, и не вдаваться в чужое.Способность дать жесткий укорот тому кто мешает тебе и твоим делам.
  • - Самодостаточность во всем, веселость лица.
  • - Предвидение издалека и обдумывание наперед даже мелочей.
  • - Забота о своем теле и физическом развитии - не  для того, чтобы красоваться, но и без небрежения, а с тем, чтобы благодаря собственной заботе как можно меньше нуждаться во врачебной помощи, в лекарствах. Чистоплотность.
  • - Делать всякое дело будто последнее в жизни.
  • - Терпимость к обывателям и к тем, кто мыслит несозерцательно.
  • - Способность спокойно и достойно ,без взвизгов и азиатчины , делать деньги и их терять, при необходимости вновь подниматься с нуля и множить личное благосостояние своей семьи, мы бессмертны в наших детях.
  • - Спокойное отношение к неизбежной смерти. Все мы в этом мире только прохожие. Не жалеть ни себя, ни врагов.

 

LiveJournal tags: Dixi et animam levavi

Deleted comment

Спасибо за отзыв.
Я бы короче сказал - интеллигент - это обезьяна интеллектуала. Это человек, который причисляет себя к интеллектуальной элите по формальным признакам (и требует вознаграждения за элитарный статус), выдающегося интеллекта при этом не имея.

Скажем, в 70-80ые годы большими интеллигентками были клеркессы из областных библиотек и архивов и училки музыкальных школ. Что же касается журналистов и гуманитариев разных мастей - то там просто какой-то ужас творился в этом плане, да и творится.

Главная черта интеллигента - жажда элитарности, чудовищно нарциссического толка. По большому счету многие интеллигенты искренне мнят себя дворянами (на основании окончания борисоглебского педа, например), и жаждут дворянских привилегий.

Интеллигенты как лохи ведутся на соц. революции, ибо мнят, что революционеры поднимут их в элиту. Революционеры же их "разводят". Большевики на жизнь, либералы на деньги и достаток.

Один из признаков уродского интеллигентского лжеинтеллекта - чудовищная подверженность моде. Они не отличают кривляк от серьезных людей, и склонны к стадному поведению. Они читают то, "что сейчас читают". Они ухватывают крайне упрощенные (но популярные в массах) схемки и им следуют.
Хороший, развёрнутый комментарий.Спасибо.
Очень верно подмечено про клеркесс из областных библиотек и учительниц из музыкальных школ в 70-е.
Достаточно загадочно, почему эти люди возомнили себя дворянами.

Одной из причин, видимо, было то, что дворянство в России повывели черезчур резко, паттерны на тему "должно в мире быть дворянство" остались в массах. Сталин к тому же этому чуть потворствовал своим покровительством совершенно сомнительным деятелям театра типа Раневской.

Вот театральные лицедеи и возомнили себя дворянами. А следом за ними и секретутки - их зрительницы.