Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

"Лучше подчиняться Богу, чем человекам"

Вот уничтоженная средневековая южная цивилизация (окситанская), с её трубадурами и катарами, с её "genus hereticum", или так называемой "еретической породой", носителями которой, как считали инквизиторы XIV столетия, были семьи упорствующих катарских верующих.

И это не было такой уж неправдой: истинную веру впитывали с материнским молоком, она коренилась в самой земле, в культуре и семейном окружении, ею проникались с раннего детства.

Истинная Церковь Христа и апостолов (Катарская Церковь) крестила только взрослых, людей в сознательном возрасте. Личное стремление было необходимым.

Те, кого называли катарами или еретиками, были монахами этой Церкви. Верные назывались просто верующими. Верующие говорили о себе, что они "устремлены к Добру", то есть к тем, кто был их клиром – кого собственно и называют сейчас катарами – к "добрым мужчинам" и "добрым женщинам". Но всё не так просто, ведь Инквизиция изобрела для них ещё одно название, а именно "совершенные", чтобы приравнять их к античным манихейцам. Это был дополнительный способ их "дискредитации".

Они были дуалистами как раз потому, что они были христианами.

Всё христианство XI-го века было полностью и спонтанно манихейским. Католический антидуализм на самом деле догматизировался только под конец XII-го века. А скрытый дуализм Нового Завета в ходе истории, в разные периоды, более или менее развивался различными христианскими группами, римским христианством в целом, а катарами в особенности.

Например, то, что сказано в Евангелии и в 1-м Послании Иоанна, где противопоставляется Бог и мир. Это интерпретация известной цитаты: "Царство Мое не от мира сего". Таким образом, и мир не от Бога.

И всё время, столько, сколько существовал катаризм, звучал в их проповедях мотив этой оппозиции между Царством Божьим и "этим миром" (князь которого есть Сатана), дополнявшийся оппозицией между истинной Церковью Божией, то есть еретической Церковью, и фальшивой, узурпаторской, Церковью Римской, заключившей пакт с этим миром. Вот настоящие корни знаменитого катарского дуализма.

"Есть две Церкви, одна гонима и прощает, а другая всем владеет и сдирает шкуру" (добрый человек Пейре Отье)

Одна Церковь благая, которая может только бежать от преследований, а другая – злобная преследовательница. И за два столетия до того рейнские еретики, о которых сообщали Бернарду из Клерво, не говорили ничего другого. Появление Инквизиции, как инструмента преследования, только подтвердило par excellence тот факт, что Римская Церковь – это Церковь-преследовательница. Это был именно тот момент, когда родился общественный строй, который Роберт Мур ( британский медиевист, профессор университета в Ньюкасле, автор известной книги "Преследование и его рождение в Европе") назвал "обществом преследования".

Вклад Мура в историю состоит в том, что он показал очень ясно: начиная с эпохи Тысячелетия, наше западноевропейское христианское общество определяется и структурируется через выявление и объявление категорий людей, подлежащих исключению. Сначала это были еретики, потом прокажённые, потом ведьмы и так далее. Это было началом длинного списка, который только пополнялся в течение многих веков.

Когда мы смотрим с этой точки зрения, то еретики выглядят не как опасная и агрессивная для христианства сила, против которой оно должно было защищаться, но как сила христианского сопротивления новшествам Григорианской Церкви: крестовым походам , рыцарским орденам...

Нет ничего более антикатарского, чем содомиты - тамплиеры. Историк-медиевист Жан Флори, специалист по крестовым походам и рыцарству, сказал, что тамплиеры были "чудовищным образованием" с точки зрения христианской этики: монахи, которые носят оружие и убивают во имя Христа, сказавшего: "Не убий!".

Не забудьте, что не кто иной, как Бернард из Клерво  был теоретиком всего этого. Он прославлял эту функцию монаха-воителя, определяя её как "убийство зла", и противопоставляя её "человекоубийству". Поэтому нет ничего более удивительного – может быть, в этом есть какой-то чёрный юмор? – что современный эзотеризм так легко ассимилирует "катаров" и "тамплиеров".

Если бы катаризм пережил преследования и вышел бы победителем, как это случилось с Римским католицизмом,  удалось бы ему избежать ловушки, и в свою очередь не прибегнуть к преследованиям?

Наверное, если бы это случилось, то он потерял бы свою идентичость христианства с дуалистическими тенденциями, то есть идентичность христианства, отказывающегося от любого вмешательства Божественного права в этот мир. Аргумент "Сие угодно Богу" не мог быть для катаров, достойных этого имени, если так можно сказать, достаточным, чтобы оправдать какое-либо действие. Если бы так случилось, они больше бы не были катарами. Это был путь "безумцев Божьих" в контексте дуалистического евангелизма...

Citato loco

Очень красивый пост. Я всегда удивлялся лицемерию "христиан", которые так легко, походя, предали своего Учителя. Все конфессии так или иначе предали своих основателей, но ни одна столь явно, как христианство.
С другой стороны, христианство как учение Христа - чисто гумилевская "антисистема", химера, с которой жизнь человечества невозможна, разве что удел малых общин, за спиною которых все-таки стоит государство как инструмент насилия.
С третьей стороны, учение Христа (дошедшие до нас его слова и поступки) настолько противоречивы, что по сути допускают любое толкование.
Христианство -не есть учение Христа.Вы правы совершенно, говоря о нежизнеспособности подобной химеры.
Христианство -учение Савла Тасиянина,римского гражданина из сословия всадников.
Реально создатель христианства -ап. Павел.Если отбросить всё наносное, доктрины Universum Christianum - как универсального пространства спасения.
Иисус называл себя Сыном Божьим и также Сыном Человеческим, но для него важным было не то, кто и что он, а его учение о Царстве. Павел и его последователи, заговорив о божественной природе Иисуса, о том, что он был больше, чем просто человек - правы они были или ошибались, -открыли широкое поле для дальнейшей полемики.
Был ли Иисус Богом? Или Бог создал его? Был ли он един с Богом или отличен от Бога? Не дело вскользь, в формате сетевых заметок, давать ответы на такие вопросы, но нельзя не вспомнить о них и о том, с какой неизбежностью они появлялись, поскольку они оказали огромное влияние на дальнейшую жизнь народов западного мира.
К 14 - 16 в. a.d. мы видим, что все христианские общины так взбудоражились и перессорились из-за этих запутанных, малопонятных определений природы Бога, что совсем потерялось из виду куда более простое учение о милосердии, служении ближнему и братолюбии, которое принес им Иисус.
Основными течениями, на заре христианства, были ариане, савеллиане и тринитарии. Ариане следовали учению Ария , утверждавшего, что Иисус был меньше, чем Бог. Савеллиане учили, что Отец и Сын - аспекты, разные состояния единого и неделимого Бога; Бог является Создателем, Спасителем и Утешителем так же, как один человек может быть отцом, опекуном и постояльцем. Тринитарии, выдающимся лидером которых был Афанасий Великий учили, что Отец, Сын и Святой Дух являются тремя различными Ипостасями, но единым Богом. Большинство полемистов со стороны тринитариев, а в основном сохранились именно их сочинения, обвиняют своих оппонентов, и, по всей видимости, не без оснований, в мотивах низменных и не имеющих отношения непосредственно к доктрине. Но делается это таким образом, что благородство их собственных побуждений также вызывает сомнения. Ария, к примеру, обвиняют, что он стал на сторону еретиков потому, что его не назначили епископом Александрии.
Но даже если нам кажется, что эти попытки досконально определить, как Бог соотносится с самим собой, самонадеянны и просто чудовищны с интеллектуальной и нравственной точек зрения, мы вынуждены признать, что под этими утонченными догматическими формулировками зачастую лежало искреннее стремление к истине, пускай и неверно понятой. Обе стороны дали подлинных мучеников.А рвение, которое они вкладывали в эту полемику, пусть оно зачастую проявлялось не лучшим образом, превратило христианские секты в энергичных пропагандистов и учителей.
Ну да. Я встречал такую точку зрения, что сегодняшнее христианство следовало бы назвать павлианством. Но поскольку авторитет Христа все-таки много выше, чем Павла, да еще эта путаница с павликанством, то...
Лично я вижу в Христе крутого дзенского мастера (особенно, в "Евангелии от Фомы", все, что он там говорит - чистый дзен). Кстати, такие дзенские штуки у Христа косвенно "подтверждают" десятый, одиннадцатый век. Но, разумеется, только косвенно.
Интересно.Никогда не смотрел с такой стороны.Ну а то что век 10-11 и анализ туринской плащаницы с помощью С-14 вроде потверждает.
А сколько апокрифов евангелией не дошло?
Будущий апостол Павел был религиозным мыслителем и учителем задолго до того, как впервые услышал об Иисусе из Назарета.
Из новозаветного повествования мы узнаем, что вначале он был непримиримым критиком, антагонистом и активным гонителем назареев. Не удалось обнаружить, чтобы где-либо обсуждались возможные религиозные идеи Павла до того, как он стал последователем Иисуса. А ведь они должны были стать отправной точкой, если не основанием, его новых взглядов. Их фразеология, бесспорно, придала окраску его новым воззрениям. Мы в той же степени ничего не можем сказать и об учении Гамалиила, который упоминается как иудейский учитель, "при ногах" которого воспитывался Павел. Также мы не знаем, какие именно из языческих учений были ему знакомы.
Вполне вероятно, что на взгляды Павла мог оказать влияние митраизм (весьма распространненый в военной среде) - он пользуется выражениями, удивительно похожими на те, которые были в ходу у приверженцев митраизма. Всякий, кто станет читать его Послания параллельно с Евангелиями, несомненно, заметит, что его сознание проникнуто идеей, которая вовсе не так заметна в евангельской передаче высказываний и поучений Иисуса,- идеей жертвующей собой личности, которая предлагает себя Богу в искупление греха. Иисус проповедовал новое рождение человеческой души; то, что проповедовал Павел, было старой религией жрецов, алтаря и жертвенного пролития крови.
Иисус был для него пасхальным агнцем, человеческой жертвой, незапятнанной и безгрешной, из древней традиции, которая повсеместно встречается в религиях смуглых европейских народов. Павел так быстро и успешно вошел в ряды назареев, потому что он принес им полностью удовлетворяющее их объяснение катастрофы распятия. Это было блестящее пояснение того, что вызывало прежде крайние затруднения. Павел никогда не видел Иисуса. Его знание об Иисусе черпалось из пересказов его первых учеников. Вполне очевидно, что он многое принял от духа Иисуса и его учения о новом рождении, но Павел перестроил все это в теологическую систему, очень утонченную и искусную, воздействие которой и по сей день остается по преимуществу лишь интеллектуальным. Веру назареев, которую он застал как непосредственное учение о цели и способе жизни, он превратил в доктрину о веровании. Он пришел к назареям, которые жили в духе и с надеждой, а оставил их христианами с зачатками вероучения.
Желающему подробностей, следует обратиться к Деяниям Апостолов и Посланиям св. ап. Павла, повествующим о его миссионерских путешествиях и проповедях. Он был человеком огромной энергии, он обращался со словом веры к слушателям в Иерусалиме, Антиохии, Афинах, Коринфе, Эфесе и Риме. Возможно, он был также и в Испании. Обстоятельства его смерти доподлинно неизвестны, но, как говорят, он был убит в Риме во времена правления Нерона. Огромный пожар уничтожил значительную часть Рима, и вину за это возложили на новую секту. Несомненно, в той быстроте, с которой распространялось христианское учение, больше всего трудов и заслуг апостола Павла, чем кого-либо другого из ранних христиан.
Не прошло и двух десятилетий со смерти Иисуса на Кресте, как на новую религию были вынуждены обратить свое внимание римские наместники в некоторых провинциях. Хотя христианство и получило от ап. Павла теологию, оно сохранило многое из той революционности и простоты, которыми отличалось живое учение Иисуса. Христианство стало терпимее к собственности, оно принимало в свои ряды состоятельных приверженцев, уже не настаивая на том, чтобы они роздали все свои богатства, а ап. Павел призывал примириться с институтом рабства ("рабы, будьте покорны своим хозяевам"). Но в отношении некоторых фундаментальных установлений римского мира оно оставалось непримиримым.
Христианство не признавало божественности цезарей - даже немым жестом у алтаря христиане не соглашались оказывать божественные почести императору, а ведь для них это было делом жизни или смерти. Они осуждали также и гладиаторские бои. Безоружное, но наделенное огромной силой пассивного сопротивления, христианство поначалу воспринималось как неприкрытый бунт, направленный если не на экономические, то на политические устои имперской системы. Первые свидетельства о христианах, которые мы встречаем в нехристианской литературе,- это переписка растерянных римских чиновников, озадаченных той странной проблемой, которую поставило перед ними это сопротивление, заражавшее все большие массы прежде совершенно покорных людей.
Мы многого не знаем об этих людях - ранних христианах первых двух столетий христианской эры. Они шли в самые отдаленные уголки империи, проникали в самые дальние края известного тогда мира, но мы очень мало знаем об идеях, обрядах и порядках, установившихся в их среде. У них еще не было догматического вероучения, и можно не сомневаться, что их верования и взгляды существенно различались в разных местах во весь этот период, пока христианство окончательно не оформилось в 15 -м веке. Но какими бы ни были эти местные различия, везде, как мы видим, христиане были вдохновляемы духом Иисуса. Повсюду их встречала открытая враждебность и активные выступления против них со стороны язычников, но именно те обвинения, которые выдвигали против них, свидетельствуют о том, что христиане продолжали жить достойной жизнью.

На протяжении этого времени неопределенности не обошлось без существенного влияния и взаимообмена, своего рода теокразии между христианским культом и почти столь же популярным и широко распространенным культом Митры, а также культом Сераписа-Исиды-Гора. Из первого христиане, по всей видимости, позаимствовали воскресенье, день солнца, как главный день поклонения, вместо иудейской субботы, использование множества свечей во время религиозной церемонии, легенду о поклонении пастухов.

Митраизму принадлежат идеи и образы, которые отличают некоторые христианские секты и в наши дни, например, "омытый кровью" Христос, а также представление о Христе как о жертве крови. Не стоит забывать, что распятие на кресте - казнь, сопровождающаяся едва ли большим пролитием крови, чем повешение, и выражение, что Христос "пролил свою кровь" за все человечество, является по меньше мере неточным. Даже если учесть, что его бичевали, что он носил венец из терниев и что его бок был пронзен копьем, вряд ли можно сказать, что это вызвало "реки крови". Но митраизм как раз и строился вокруг древних, забытых теперь таинств Митры, приносящего в жертву священного быка. Во всех митраистских святилищах, видимо, находилось изображение Митры, закалывающего своего быка. Из раны обильно лилась кровь, и из этой крови проистекала новая жизнь. Приверженец митраизма в буквальном смысле омывался в крови священного быка и таким образом "перерождался". Во время инициации он становился под помостом, на котором закалывали быка, и кровь текла прямо на него. Здесь мы явно имеем дело с примитивным кровавым жертвоприношением, связанным с временем сева, которое было одной из первичных религиозных практик ранних храмовых цивилизаций.

Вклад александрийского культа в христианские представления и практики был еще более существенным. В образе Гора, который был одновременно сыном Сераписа и тождествен Серапису, христианство нашло очень показательное сходство. Вполне естественным для христианства было перенять, почти незаметно для самого себя, практические методы массовых религий того времени. Его священники стали брить головы, появляться в одеяниях, характерных для египетских жрецов, потому что, как им казалось, именно так и следует выделяться священнослужителю. Одно заимствование влекло за собой другие. И как-то само собой произошло, что первоначальное революционное учение оказалось погребено под этими привычными добавлениями.


Интересно, как был бы удивлен Гаутама Будда, оказавшись в Тибете и увидев, как поклоняются его изображениям в Лхасе.

Помнится, когда всем миром было принято обличать варварство талибов, много говорилось о попытках последних разрушить древние изваяния Будды с помощью артиллерии. Примечательно, что за каменных будд вступался не далай-лама, а президент США, человек, мягко говоря, от буддизма далекий. Я тоже не просветленный, однако, подозреваю, защищать статуи Будды - не меньшее варварство, чем разрушать их. Гаутама Будда скорей всего, не одобрил бы ни изготовления изваяний, ни поклонения им, ни тем более использовании каменных баб в качестве повода для войны (пусть не единственного, но все-таки).

Можно только догадываться, как был бы потрясен какой-нибудь ревностный назарей, который так хорошо знал своего учителя, уставшего от странствий под палящим солнцем Галилеи, если бы, перенесясь в наши дни, он посетил, скажем, мессу в соборе св. Петра в Риме и узнал, что освященная облатка на алтаре - не что иное, как его умерший на кресте учитель. Если судить в мировых масштабах, то нет многих религий, она одна, и совершенно неизбежно, что все религиозные верования, существовавшие в мире на тот момент, все философские и религиозные системы знакомились и контактировали с христианством, обмениваясь идеями и формулировками. Надежды ранних назареев отождествили Иисуса с Христом; блестящий ум Павла придал его жизненному пути сакральное значение. Иисус призывал мужчин и женщин к гигантскому предприятию -отказавшись от эгоизма, родиться заново в царстве любви. Но следуя путем наименьшего сопротивления, слабый неофит обставил этот очевидный призыв, этот неистовый замысел нагромождением интеллектуальных теорий и церемоний, сохранив под ними свое прежнее я. Насколько проще орошать себя кровью, чем очиститься от злобы и соперничества, поднести Богу свечи, а не сердце, выстричь тонзуру на голове, оставив в неприкосновенности путаницу мыслей под ней! В первые века христианской эры мир полнился различными религиозными и философскими способами бегства от жизни. Не станем здесь сравнивать отличительные черты неоплатонизма, гностицизма, учения Филона Александрийского и прочих подобных учений, буйным цветом распустившихся на александрийской почве. Но это был тот мир, в котором жили ранние христиане. Сочинения Оригена, Плотина и Августина красноречиво свидетельствуют, насколько неотвратим был подобный взаимообмен в то время.
Согласно Новому завету, Савл Тарсиянин ( из города Тарса в Малой Азии) направлялся во главе вооруженного оторяда в Дамаск, чтобы усмирить там христиан.Неожиданно он услышал голос Христа: "Савл!Савл! Что ты гонишь меня? пораженный Савл упал на землю и услышал повеление господа: "...встань и иди в город, и сказанобудет тебе, что тебе надобно делать..."."Савл встал с земли и с открытыми глазами никого не видел".
Это событие перевернуло всю жизнь Савла: он принял крещение и стал основоположником новой веры - "христианства" - апостолом Павлом.

Апостол Павел-римский гражданин из сословия всадников.Поэтому и везли его согласно действующего права для казни в Рим, как РИМСКОГО ГРАЖДАНИНА, совершившего противоправное деяние в провинции.По пути он и обращал в христианство множество народа.
Павел , человек эллинистической традиции.В Посланиях апостола Павла - встречается гностическая терминология (он пользуется их классификацией: люди телесные, душевные и духовные, то есть трихотомией). Гностик человеком духовным считал только себя. А быть человеком душевным, психическим для него значило быть человеком весьма низменным и низкокультурным, не говоря уже о совершенно примитивном человеке телесном.В отличие от нас, эллин никогда бы не спутал "пневмос" и "психэ".Павел абсолютно перпендикулярен ветхозаветной вере(господствующая аксиология и у египтян и у римлян не позволяла высшим сословиям брать деньги за определенные торгово-финансовые операции, за "работу", для этого и выпестовали культ "рабов божьих", исключение -honorarum у римлян за престижную юридическую практику) . Мир создал не Бог, а самая несовершенная эманация Мирового разума, которая носит у гностиков название "Демиург" (иногда иносказательно - "Ткач"). Демиург - это не Творец высокой духовной сферы, а Творец-ремесленник, который взял молоток и сколотил Вселенную. Так как Демиург несовершенен, а мировой хаос - просто грязь, мир получился дурным.Христос для Павла -воплощение(в нравственном смысле) Благого бога - Небесного Отца,творца мира невидимого, духовного и вечного -Йови патера, ю-питера у римлян(это они принесли в мир религию отца).Ветхозаветный Иегова и есть Сатана,творец мира видимого, вещественного и тленного,и, соответственно, ветхозаветные пророки и патриархи - слуги Сатаны.И римляне несмотря на религиозный плюрализм ВСЕ знали о сути этого спецкульта и запрещали в городе его отправление.
До нас дошли только послания Павла.Но о сути его мирровозрения можно судить по тому КАКУЮ версию христианства поддерживали адресаты посланий.К примеру галаты (кельты в малой азии)-ариане, впрочем как и все варвары, как и св.Патрик и ирландские миссионеры последователи Павла несшего Слово Христово в неискаженной позднее версии.
Простите, но лет 20 интересуют меня катары. Назовите, пожалуйста, 2-3 источника (желательно на русском) самых информативных и критичных о мировоззрениях катаров. По Вашему мнению.
Не знаю даже. Я не гуманитарий.Просто, последователь апостольской веры в версии ап.Павла.В смысле любой образованный православный в какой-то мере марконианец и гностик.
На русском наверное "Цивилизация средневекового Запада" Жак Ле Гофа
У Шафаревича что-то читал, про социализм.Довольно подробно об альбигойцах он пишет.
Норман Дэвис "История Европы"
"История крестовых походов" Успенского
Так Вы же этот пост у меня с интервью Анн Бренон переписали. Могли бы хоть человеку на материалы, которые я перевожу сослаться. Кстати.
С уважением
Уважаемая credentes!
К сожалению,до сего момента, я Ваш веблог ещё не читал. Интервью читал, по-моему, в журнале "Наука и Религия", номер не помню, и записал заинтересовавшие меня высказывания историка.
И конечно же я с удовольствием поставлю ссылку на материалы в Вашем весьма интересном журнале, да и включу Ваш RSS -поток в свой клиент.
А интересно какая тварь без моего согласия поместила его в журнале "Наука и религия"?
А если телеканал Арте на них в суд подаст?
Ладно, извините за наезд.
С уважением
А, этим я давала согласие.
С уважением
Вот именно с этого сайта.Поначалу подумалось, что в журнале.Я порой сам не помню откуда что цитирую.Но в браузере которым я пользуюсь -Flock ,интструмент Web clipboard ,который сохраняет копии текста из буфера, сохраняет и ссылку на страницу с которой текст скопирован.Открыл архив заметок и нашёл кусочки текста и адрес.
Извините, я просто была удивлена.
С уважением
Тихомиров Л. А.
Религиозно-философские основы истории. М.: "Москва" 1997. — 592 с.
ISBN 5-89097-004-6


Книга выдающегося русского мыслителя Льва Александровича Тихомирова (1852—1923) уникальна по своему содержанию. Впервые человеческая история проанализирована в полном объеме и с религиозной точки зрения. В книге показано возникновение и логическое развитие в человеческих обществах религиозных движений, взаимная связь и преемственность религиозных идей разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то появляются вновь, надевая новые личины. Написанная в 1913-1918 годах книга Л А. Тихомирова издаелась впервые и значительно дополняет наше знание о нем как философе и историке религии.

Спасибо! Не видел, обязательно поищу.
Отличная книга.Без зауми.Всё изложено хорошим русским языком.
Про альбигойцев довольно подробно пишет.
Ну и если найдёте - Шлоссер "Всемирная история" в 18 томах. 4-й и 5-й том.Подробное изложение событий (домарксисткое).впрочем Маркс свою "Хронологию" по Шлоссеру и писал.
Об альбигойцах, перевод книги Анны Бреннон:
http://credentes.livejournal.com
Эти книги знакомы :)