Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Золотой век конницы

Середина XVIII столетя в Западной Европе ознаменовалась появлением великого полководца, Фридриха II, который вывел военное искусствово из застоя и своими победами, из которых 15 сражений выиграно исключительно конницей, возвел Пруссию на степень великой державы.

Конница Фридриха поразила весь мир своими успехами, и вполне заслуженно эпоха эта получила название "золотого века конницы", когда конница была "царицей полей сражения". В основание обучения конному бою положена Фридрихом одиночная подготовка всадника; затем переходили к обучению сомкнутому строю; новобранцы брались только из прусских подданных; особое внимание было обращено на комплектование конницы офицерами.

Идеалом Фридрих, как и Пётр Великий, считал конницу драгунского типа — легкую, подвижную, способную действовать в конном и пешем строю; хотя его  конница и делилась на тяжелую (кирасиры), среднюю (драгуны) и легкую (гусары), но требования к ним предъявлялись одинаковые.

Вооружению не придавалось особого значения и все ряды конницы были вооружены однообразно: палашами (саблями), пистолетами и карабинами (драгуны со штыками): От  конницы требовалась высшая степень подвижности, поворотливости, презрение к противнику и умение маневрировать на пересечёной местности; перестроения упрощены, и только с движением вперед построение фронта стали делать по головной части.

Конница должна была всегда атаковать первой и не иначе, как карьером. Стрельба с коня воспрещена. Введен 2-шерножный строй. Фридрих принял так называемый линейный боевой порядок, который отлично удовлетворял условиям боев. обстановки того времени, давая полное взаимодействие всем родам войск.

Конница, составлявшая крылья боев. порядка, располагалась на флангах и строилась в 2 или 3 линии, на дистанции в 300 ш. Первая линия — кирасиры, развернутыми эскадронами с интервалами в 10 шагов, люди стояли очень тесно, колено о колено, атаковывали стеной ("en mu raille"); за кирасирами 2-я линия — драгуны, развернутыми эскадронами с интервалами в 60 шагов, за ними 3-я линия — гусары, во взводных колоннах (стояли шире — стремя к стремени), часть гусар на наружном фланге кирасир.

Этот нормальный порядок мог изменяться в зависимости от обстановки, a к концу царст-ния Фридриха все линии становились уступами.

Из сподвижников короля особенно замечательны кавалерийские генералы Зейдлиц и Цитен .Блистатательные победы при Часлау, Гогенфридберге, Сооре, Гохкирхе, Праге, Росбахе, Лейтене, Цорндорфе увенчали труды Фридриха, его преобразования, подготовку и употребление кавалерии.

Особенно замечательны сражения под Росбахом (1757) и Цорндорфом (1758), выигранные исключительно конницей. Вообще, отлично подготовленная, подвижная, руководимая прекрасными кавалерийскими начальниками, прусская конница наносила страшные удары не только кавлерии, но и пехоте.

Стратегическая деятельность Фридриховской конницы не дает таких выдающихся образцов, какие дала Петровская конница.

Лишь казаки умели расстраивать стройные ряды прусской конницы: лавой и ложным обращением в бегство они увлекали и наводили ее на нашу пехоту и на нерасстроенные кавалерийские части (Гросс-Егерсдорф 1757 г.). Казаки составляли иногда впереди армии завесу и участвовали в смелых набегах (набег на Берлин Чернышева в 1760 г., совместно с драгунами).

Будущий же лучший  кавалерийский начальник эпохи, великий Суворов, обнаружил свои способности как раз в 7-летнюю войну, командуя разведывательно - диверсиоными,  мобильными (100 вёрст в сутки)  отрядами конницы.

В европейских армиях начали слепо подражать Фридриховским формам, однако, не обнаруживая способости проникать в сущность системы боевой подготовки конницы.

В период революционных войн кавалерия французов,  не получившая должной боевой подготовки, была слаба и боялась до дрожи германской кавалерии, в которой жил еще дух Фридриха и Зейдлица. Наполеон в первых же своих кампаниях убедился в слабой боевой подготовке конницы, и решил эти недостатки восполнить массированием ее.

Построение напалеоновской кавалерии в бою — обыкновенно в полковых или бригадных колоннах.