С давних пор времен народы Грузии и Армении тяготели к православной России. Раздробленные на мелкие царства и ханства, постоянно враждовавшие между собой, они не могли противостоять захватнической грабительской экспансии Турции и Персии, вопрос стоял о существовании грузинского и армянского народов.
Первыми осознали дилемму - или быть полностью порабощенными тираниями Востока, или перейти под державную власть доброжелательной России – в Грузии. В 1783 году в северокавказском городе Георгиевске был заключен договор (трактат) между российской императрицей Екатериной II и царем Восточной Грузии (Картли-Кахетии) Ираклием II. По нему в Грузию вводились русские войска для вооруженной защиты ее от воинственных соседей.
Однако вскоре тяжелые войны сразу на двух фронтах – против Турецкой империи и королевства Швеции – отвлекли внимание правительства России от кавказских дел. Между тем в Персии в междоусобной борьбе победил Ага-Мухаммед-хан, положивший начало воинственной шахской династии Каджаров. Он жаждал завоеваний и добычи и нацелил свой кровожадный взор прежде всего на закавказские земли.
Огромная иранская армия в 1795 году перешла Араке и вторглась в Закавказье. Страшному разграблению подверглись Карабахское, Текинское и другие ханства. Ага-Мухаммед-хан направил царю Ираклию II ультиматум с требованием разорвать союз с Россией и стать послушным данником Персии.
Царь, надеясь на защиту России, ответил отказом, и вскоре шах вторгся в Восточную Грузию. Российское правительство смогло в то время направить для ее защиты два пехотных батальона по тысяче человек, способных своим присутствием несколько охладить пыл восточных завоевателей. Но военная помощь подоспела только в ноябре 1795 года.
Для защиты столицы - Тифлиса картли-кахетинекмй царь смог собрать войско численностью не более 2500 человек. Из Западной Грузии пришел на помощь небольшой отряд добровольцев. Ага-Мухаммед-хан подступил к городу с 9000 воинов. Грузины сражались героически, но битву за Тифлис проиграли.
Враг занял древнюю столицу. За девять дней своего пребывания в ней персы разграбили и почти полностью разрушили город, уведя всех оставшихся в живых жителей в плен. Зверства завоевателей превзошли все случавшееся на этой многострадальной земле за многие века.
Подобным образом персы подчиняли своему владычеству и население Северного Азербайджана. Так, в 1794 году по велению шаха Каджара было ослеплено 20 тыс. азербайджанцев, в доказательство исполнения шахской воли в Тегеран доставили двадцать тысяч пар вырванных глаз.
В ответ на вторжение шаха в Восточную Грузию Россия в конце 1795 года объявила Персии войну. Так началась война с иранской державой, которая вошла в историю как второй Персидский поход (первый успешно совершил в 1722-1723 гг. Петр Великий).
Командование экспедиционными войсками, уходившими в поход, вверялось генерал-поручику В. А. Зубову (брату Платона Зубова, последнего фаворита императрицы Екатерины II). Валериан Александрович Зубов, деятельно готовивший военную экспедицию на юг Каспия вдоль Кавказского побережья, нашел ближайшего помощника в лице князя Цицианова. Несмотря на успех операции (были заняты Дербент, Баку, Куба), после вступления на престол императора Павла I поход был прекращен, а русские войска оставили занятые территории.
В начале 1798 года скончался престарелый картли-кахетинский царь Ираклий И. Новым правителем стал его сын Ираклий III. С выводом русских войск из Грузии там снова сложилась тревожная обстановка.
Ага-Мухаммед-хан в 1797 году вторгся в Карабах, взял крепость Шушу и учинил в этом крае страшный погром. Дальше его армия не двинулась только по той причине, что в июле 1797 года один из придворных, опасаясь за собственную жизнь, убил кинжалом кровавого тирана.
Это была всего лишь временная отсрочка нового персидского нашествия на Грузию. И царь Ираклий III обратился к императору Павлу I с настоятельной просьбой о военной помощи.
Во имя спасения Грузии, ее многострадального народа картли-кахетинский владыка объявил себя верноподданным российского императора и обязался управлять "по тем законам, кои из высочайшего двора даны быть имеют". Ираклий III давал слово без особого на то повеления из Санкт-Петербурга никаких узаконений не вводить.
В ноябре 1799 года русская армия под командованием генерала Ивана Петровича Лазарева вновь вступила на грузинскую землю, чтобы окончательно взять под защиту ее рубежи.
Высочайший манифест о присоединении Грузии к России, подписанный новым императором Александром I, был обнародован 12 сентября 1801 года. Среди прочего в нем говорилось, что отныне все царствовавшие ранее династии лишаются права на грузинский престол, что, собственно, и предусматривалось в обещании Ираклия III.
11 сентября 1802 года Цицианова назначили наместником и главнокомандующим войсками на Кавказе. Одновременно на него были возложены обязанности инспектора Кавказской линии, астраханского генерал-губернатора и главноуправляющего Грузией. В качестве важнейшей перед ним ставилась задача всемерно расширить влияние России на Кавказе.
На Кавказе требовался человек именно такого склада – решительный, энергичный, способный проявить твердость, хорошо знающий край и населяющие его народы, а следовательно, способный привести к покорности самовластных местных феодалов, не желавших прислушиваться к мольбам и стенаниям уставшего от их произвола, междоусобиц и персидского грабежа народа.
Все напрасано?
ad_rem100
June 9 2008, 20:12:10 UTC 11 years ago
Re: Все напрасано?
hvac
June 9 2008, 21:00:38 UTC 11 years ago
Афон молится за нас !
hvac
June 9 2008, 21:07:12 UTC 11 years ago
Православный христианин по афонским, сохранившим преемственность и византийскую чистоту понятиям, это свободный, решительный, здравомыслящий, неустрашимый, стойкий и смиренный ратник Христов.
Причем его смирение - отнюдь не безволие, а великодушное и безропотное принятие всего, что выпадает в жизни на его долю.Делай,что должно и будь что будет.
В Афонской обители обычно на вопрос, как дела, услышишь: полемос - война. Потому что вся жизнь христианина - война. С врагами телесными и бесплотными. Поэтому половина православных святых - монахи, а другая половина - воины.
"Врага - убей", - просто сказал ангелоподобный афонский старец Иоаким, когда его спросили о тех, кто оскверняет в человеке образ Божий, кто лицемерие и ложь - орудие дьявола - почитает за добродетель, а деньги ставит выше спасения.
Re: Афон молится за нас !
ad_rem100
June 9 2008, 22:25:03 UTC 11 years ago
mrtort
June 10 2008, 09:00:16 UTC 11 years ago