Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Боги креста - 2

Тайну елевсинского колоса понял Еврипид:

..Жизнь необходимо,

Как спелый колос пожинать; то быть

А то не быть поочерёдно.

Елевсинские таинства

Очень мало знаем мы и об этих мистериях, поскольку смертная казнь грозила тем, кто рискнул бы раскрыть тайну свершавшегося в Элевсисе, городке в Аттике, близ Афин. Уже за вход в перибол – священную ограду святыни – полагалась смерть. Под страхом смерти бежал из Афин Алкивиад. Эсхил также едва не был казнен за намеки на Элевсинские откровения в его трагедии "Прометей прикованный". Даже рабов, возводивших храмовые строения, посвящали в таинства для предотвращения разглашения тайны. Тит Ливий рассказывает, как двух акарнейских юношей, по ошибке зашедших за ограду, предали казни. Один из мистов был привлечен к суду только за то, что на вопрос собеседника о сходстве виденного им во сне с совершаемым в таинствах, он молчаливо кивнул.

Люди, даже под угрозой смерти, болтливы, как видно из истории всех тайных обществ. Но вот за 15 веков Елевсиний, из множества посвящённых (заживо умерших “деметриев”) всех племён, состояний, полов и возрастов, никто ничего не открыл, так что, если бы не христиане (бывший посвящённый св. Климент Александрийский,Тертуллиан,  св. Григорий Богослов, св. Григорий Назианзин ), мы ничего не знали о таинствах.

Да и им верить (по понятным причинам) нельзя, не понимая (принимая) этоса  они описывали только отблески.

Как единодушно утверждают христианские авторы , во мраке, предшествовавшем явлению Колоса, участники мистерий со словами "вынул – вложил" передавали друг другу хранившиеся в двух корзинах священные изображения  фаллоса и ктеиса, что происходило в благоговейном молчании и с чувством приобщения к великой сакральности.

Но надо  отметить, что вообще к фаллическим ритуалам античности (афинские антестерии Диониса и др.) допускались только целомудренные девы. В то же время иерофант, испивший снимавшее "профанное" половое влечение зелье, уединялся в глубинах храма со жрицей для иерогамии, священного брака, то ли во имя зачатия и рождения победителя смерти Диониса-Иакха, то ли чтобы подчеркнуть характер мистерий как таинств смерти-возрождения (своеобразная редупликация, удвоение священнодействия).

А за внутренней оградой мисты низшего посвящения совершали аналогичное таинство иерогамии – таинство "глиняных кружек" (племохоев), как на это намекает Еврипид в сохранившихся стихах "Перифоя". Заступом рыли яму (могила = материнская утроба) и в нее со словами "лей-зачинай" лили воду, семя иерогамии, воду обновления.

Может это и аналог оскопления Аттиса как образа отвержения мучительного процесса родов и, соответственно, умирания – мисты поклоняются отделенным гениталиям бога и богини, а иерофант принимает подавляющее либидо снадобье ? Кто знает.

Американский учёный Wasson R.G ( The Road to Eleusis: Unveiling the Secret of the Mysteries) предрологает, что в мистериях использовались спорынья и галлюциогенные грибы.

Трёх внешних оград –камня перибола, ночного мрака, смерти –мало, чтобы так сохранить тайну; нужна и внутренняя ограда священного ужаса.

legomena, dromena, deikmymena

Элевсинские мистерии включали в себя три основные части: "сказанное", "сделанное", "явленное", из которых последняя – важнейшая. Именно она предполагала мистериальное глубинное катарсическое переживание, личный религиозный опыт, на что глухо намекает Аристотель, говоривший, что посвящаемые должны не узнавать что-либо, а испытывать, переживать, ou mathein ti dein alla pathein.

И намекает Гераклит: “Глаз вернее уха”

Конечно, достоверного материала, достаточного для окончательной интерпретации этих мистериальных символов, мы лишены.

Вероятно Элевсинские мистерии представляли собой наиболее развитую и разработанную форму ритуального переживания драмы клинической смерти-возрождения, с катарсическим результатом. И как знать, не объясняется ли в какой-то степени безмятежная чистота античного (и прежде всего афинского) искусства тем, что его творцами, как правило, выступали люди, обретшие очищение от призраков бессознательного, демонов, взлелеянных сном подсознания, посредством душецеления Элевсинских мистерий?

Большинство неоплатоников активно участвовали в теургической и мистериальной практике. Особенно это характерно для сирийской школы, глава которой Ямвлих написал, в частности, трактат "О египетских мистериях", но не чуждалась мистериальности и афинская школа.

Пифагорейские тайные общества, связанные с Елевсисом, процветали в южноиталийских городах Великой Греции.

И орфики, и пифагорейцы верили в переселение душ и возможность обретения окончательного спасения и богоподобного статуса благодаря очистительным ритуалам, целомудрию, вегетарианству, практике созерцания и участию в религиозных таинствах. Пифагорейские общины в Великой Греции (Элея, Южная Италия), по существу, представляли собой первые монашеские общины в европейской (как минимум) части Средиземноморского бассейна.

А то, что в мистериях действительно видели, переживали нечто, а не просто совершали обрядовые действия, нам известно из первых рук. Неоплатоник Прокл, "иерей всех богов", утонченный философ и посвященный мист таинств Востока и Запада, прямо говорит, что в Элевсинских мистериях их участникам являются видения (phasmata) несказанных образов. Есть и другие свидетельства того же типа (например, Филона Александрийского о вакхических таинствах).

Плутарх, утешая свою жену, тоскующую по умершей дочери, напоминает ей о чем-то увиденном и пережитом ими в Дельфийских мистериях (видимо, близких Элевсинским мистериям смерти и воскресения Диониса), и та успокаивается. Вряд ли бы успокоение было возможным, если бы речь шла об обрядах плодородия и аграрно-растительного цикла. Тайна Элевсиса, таким образом, – это тайна (реального или психотехнического ?) переживания смерти-возрождения, очищающего и интегрирующего психику миста.

Платон (который отнюдь не всегда был верен позиции своего учителя - Сократа, что имело место и в данном случае) не только, по всей видимости, получил элевсинское посвящение, но и в диалоге "Федр" дал детальное описание опыта мистериального переживания. В этом диалоге, и сама философия характеризуется как эротическое, любовное влечение к невидимому и сверхчувственному.

Свечение, photismos, Великого Света для елевсинских посвящённых и есть желанное, видение phasmata, несказанных образов.

“Идя в Дамаск…среди дня на дороге, я увидел с неба свет, превосходящий солнечное сияние, осиявший меня,” – вспоминает ап. Павел.

“ В полночь, видел я солнце, белым светом светящее”, –вспоминает Апулей.

Между этими двумя светами есть ли что – нибудь общее ?

Несомненно.

И елевсинское причастие кикеоном – молоком ( где молоко Матери –Млечный Путь) с мёдом, пищею новорожденных – воскресших в вечную жизнь, как мы знаем от бл.Иеронима и Тертуллиана, сохранили то же причастие.

Елевсинская Троица тайная –Отец (Дий) , Сын (Дионис), и Дева-Мать (Кора –Деметра)

Каждое лицо в Троице, и в каждом троица. Три Деметры в одной; первая, Небесная, Урания, –Земля премирная, в Логосе; вторая, Подземная, Хтония, – Земля в хаосе, Персефона, нисходящая в ад ; третья –Земля восходящая в космос, Семела, древнефракийская Zemla, наша славянская “земля”, мать Вакха –Человека.

И, наконец, рядом с этими тремя, не четвёртое, а лишь второе лицо третьей – как бы начало иной, в ином порядке, будущей Троицы, –лицо . соединяющее всех трёх. –ещё не рождённая Кора - “новая Земля под новым небом”. Царство Божие на земле, как на небе.

Так и три Диониса в одном: первый в Отце –Дий –Дионис; второй, Дионис лютый, Оместес – в хаосе, Загрей растёрзанный; третий – в космосе – Вакх-Человек. И опять, рядом с тремя, как будто четвёртый, а на самом деле, второе лицо третьего. –начало новой Троицы –ещё не рождённый Иакх, что значит “Клик”, “Зов”, “Глас”, –“глас вопиющего в пустыне: приготовтьте путь господу!”

Троицу Елевсинскую лучше всего объясняет – Самофракийская. Орфики –учителя обоих мистерий. Сам Орфей, пророк Елевсинских таинств, посвящён в Самофракии.

Но об этом напишу позже.

Боги креста -1

Как снимается ограда священного ужаса?

Нужно доковырять подсознательные блоки, связанные с установкой на то, что разнообразная половая жизнь может привести к удалению подсознательных архетипов в подсознании, гибели личности через это ( истреблении души. ) То же о сексуальных фантазиях. То же мыслях, не соответствующих определенным стереотипам. То же о некоторых действиях, не соответствующих определенным стереотипам ( промолчать, если оппонент может закопать, к примеру. Схитрить ради личной выгоды, назвавшись чем-нибудь недостойным - например, гуманистом, экономическим детерминистом. ) .

> Семела, древнефракийская Zemla, наша славянская “земля”, мать Вакха

Эту же этимологию слова "земля" дает Немировский. Я с ней согласен, но поделитесь своей ссылочкой! Может, у вас подробнее и шире...

Кстати: Элевсинские мистерии Дитера Лауэнштайна выложены здесь: http://www.infanata.org/society/1146097628-jelevsinskie-misterii.html
Cпасибо за ссылку.Сейчас скачаю
Дмитрий Мережковский.Тайна Запада. М. ЭКСМО -2007 (вторая часть его основной трилогии : "Тайна Трех. Египет-Вавилон" , "Тайна Запада. Атлантида-Европа" и "Иисус Неизвестный" )
К сожалению в сети не нашёл, поэтому его трактовку Елевсинской Троицы набирал от руки.
Мережковский - апологет "третьего завета" -синтеза язычества и христианства,религии "Святой Троицы" в широком толковании, к синтезу религии и культуры. "земли" и "неба", "плоти" и "духа". Анархист мистический, за преображение мира через духовное преображение человека.
Пишет хорошо.Афористично.Что значит настоящее образование.