Гитлер об исламе (Из воспоминаний А.Шпеера)
Гитлера глубоко потряс исторический факт, который он узнал от высокопоставленной арабской делегации. Как рассказали гости, когда в VIII веке мусульмане попытались проникнуть через Францию в Центральную Европу, их отбросили, разгромив в битве при Пуатье (битва франков с маврами, 732 год. — Ред.): если бы арабы выиграли то сражение, мир теперь был бы мусульманским и германцы стали бы мусульманами, поскольку ислам идеально соотносится с германским характером.
Гитлер считал, арабов неполноценной расой, и по его мнению, они не смогли бы справиться с суровым климатом и условиями завоеванной страны и покорить более выносливых туземцев, а потому в конце концов во главе мусульманской империи встали бы не арабы, а принявшие ислам германцы.
Как рейх искал союзников среди шиитов
Завоевание Ирана Гитлер считал важным этапом на пути к победе. Страна, богатая запасами нефти, цветных металлов, угля, была и удобным плацдармом для вторжения в Индию. А то, что Иран граничил с Советским Союзом, открывало перспективы использования иранской территории в качестве базы для действий против Закавказья.
Идеологическую экспансию в Иране развернули внешнеполитический отдел нацистской партии, иностранный отдел министерства пропаганды, Абвер. Важные пропагандистские функции выполняло Германское общество Ближнего и Среднего Востока, получавшее поддержку от известных немецких фирм. В Тегеране при немецкой дипломатической миссии был создан особый пропагандистский отдел, которым руководил атташе по культурным вопросам Винклер.
Разворачивая пропаганду в стране — центре шиизма, нацисты не могли не учитывать антиклерикальные настроения правившего в те годы в Иране Реза-шаха Пехлеви. Поэтому был сделан такой пропагандистский трюк: шиитское направление ислама было объявлено истинной «арийской» религией, противостоящей арабскому — суннитскому исламу «семитского толка». Такой подход соответствовал настроениям правящих кругов. Нацистская пропаганда действовала по нескольким направлениям. Распространялись газеты, журналы, бюллетени, брошюры, книги и листовки, в которых говорилось, что Германия, как истинный друг ислама, никогда не имела мусульманских колоний.
В среду шиитов запускали слух, что Гитлер родился с зеленой каймой на теле, — несомненный признак мусульманской святости; что он принял ислам и новое имя — Гейдар; что Гитлер — это и есть скрытый имам, которого шииты считают мессией.
Пропаганда подкреплялась конкретным делами. Проживавшие в Иране немцы раздавали деньги бедным — поддержка неимущим от процветающей и щедрой Германии. В день рождения Гитлера рабочим на объектах совместного германо-иранского строительства раздавались деньги — как знак особого расположения нацистов к братьям-шиитам. В немецкой больнице не только лечили, но и агитировали за Гитлера как защитника всех шиитов.
Иранцев запугивали советской угрозой — говорили о зверствах большевиков в мусульманских районах СССР, убеждали, что провозглашенный еще Лениным лозунг об отсутствии противоречий между социализмом и исламом — это тактический ход коммунистической пропаганды и что единственный союзник мусульман — гитлеровская Германия.
Третий рейх принимал активное участие в открытии учебных заведений в Иране и направлял сюда своих специалистов, которые перед этим знакомились с основами ислама, с обычаями иранцев. В 1933 году в Тегеранском университете работали восемь немецких преподавателей. К концу же 1930-х годов иранские учебные заведения, по сути, перешли под контроль германских наставников. Иранские власти терпимо относились к германской пропаганде, так как надеялись, что Германия поможет Ирану в модернизации армии, в создании ряда отраслей экономики.
К тому же в правящей среде преобладало мнение, что Германия не преследует на Востоке политических целей. Значительное влияние германская пропаганда оказывала на иранскую интеллигенцию: немцы обещали избавить их страну от иностранного засилья и внушали мысль, что Германия ведет «революционную» войну за освобождение мусульман всего Востока от британского господства.
Превращение Ирана в базу гитлеровцев на Ближнем и Среднем Востоке вызвало особую тревогу правительства СССР с началом Великой Отечественной войны. Трижды — 26 июня, 19 июля и 16 августа 1941 года — советское правительство предупреждало иранское руководство об агитационно-пропагандистской и шпионской деятельности Германии. Обеспокоенность Москвы объяснялась и тем, что союзники по антигитлеровской коалиции планировали организовать доставку в СССР военных грузов по ленд-лизу через Иран, а страна была буквально наводнена германскими шпионами.
Правительство Ирана заявляло о своем нейтралитете, но деятельность германской агентуры не была пресечена. Такая политика привела к тому, что 25 августа 1941 года на основании Статьи 6 Советско-иранского договора 1921 года на территорию Ирана были введены части Красной Армии. В этот же день на иранскую территорию вступили британские войска. Германская агентура решила ответить ударом на идеологическом фронте, надеясь создать в Иране атмосферу хаоса и недоверия. Нацистская пропаганда твердила, что только Гитлер может оказать помощь исламским странам, что большевики безбожники и враги мусульман.
Был пущен слух, что из мечети Имам Реза в Мешхеде красноармейцы вывезли все ценности. Один из служителей мечети ограничил доступ в нее, заявляя, что таково распоряжение советского командования. На базарах и в мечетях германские агенты рассказывали, что советские войска напали на Афганистан. Однако после августа 1941 года германские пропагандисты, которые до этого практически свободно вели свою работу, были вынуждены уйти в подполье.
Но и в этих условиях на политической арене Ирана в 1942 году появлялись прогерманские организации — такие, как «Меллиюне Иран» — «Националисты Ирана». Ее организатор, сотрудник германских спецслужб Франц Майер, прекрасно понимал, что необходимо обращение к религиозным чувствам иранцев, без чего нельзя в мусульманской стране добиться успеха. В своем дневнике он писал: «Мне кажется необходимым придать всем контрдвижениям определенный религиозный тон... и привлечь из этих (религиозных) кругов на свою сторону выдающиеся умы. Затем создать исламский иранский комитет, который должен искать связи с подобными движениями в Ираке, Палестине и затем вновь в Афганистане, Египте, Сирии, Индии и Южной России. Тщательная организация такого движения, которое сохраняет для себя определенные религиозные права командовать, значительно облегчила бы положение вещей в смысле священной войны».
Майеру удалось привлечь к руководству «Меллиюне Иран» авторитетного религиозного и политического деятеля шейха Сеид Абдул Касем Кашани. Следующим этапом стало образование «Комитета ислама», перед которым Майер ставил следующие задачи:
- Создание «регулярных» организаций во всех провинциях страны.
- Установление связей с центрами мусульманского духовенства соседних стран.
- Уведомление о новом правительстве, противопоставляемом центральному правительству, через духовенство страны, призыв к священной войне и создание недовольства политикой большевиков и англичан.
Летом 1942 года на берегах Волги и на Кавказе между Красной Армией и Вермахтом развернулись грандиозные сражения. От их исхода зависела и дальнейшая судьба Ирана. Германцы тогда завершили формирование 162-й тюркской пехотной дивизии особого назначения, одну половину которой составляли немцы, а другую — представители тюркоязычных народов, по разным причинам оказавшиеся на службе у Третьего рейха. В специальных лагерях Абвера и СС на территории Польши немцы создали Туркестанский легион, в составе которого были и иранцы. Перед отправкой на фронт легионеры принимали присягу, в которой говорилось, что Аллах благословил их и повелел во всем подчиняться немцам. Помимо этих формирований, по инициативе Гиммлера были организованы «школы мулл» — двух-трехнедельные курсы для их «переподготовки» в духе национал - социалистической идеологии. Им предстояло работать в советском тылу и на территории соседних мусульманских стран. Специально созданная радиостанция «Свободный мусульманин» с октября 1942 года призывала к всеобщему восстанию мусульман против Англии и СССР.
gabblgob
October 21 2011, 11:44:20 UTC 7 years ago