Эта опасность подстерегает нас повсюду. Сон разума -рождает чудовищ.
Возьмем, к примеру, Советский Союз, где идеи третьесортного философа и политэконома Карла Маркса были объявлены "законами истории" и претворялись в жизнь с необычайной жестокостью. Миллионы русских людей заплатили за это безумие жизнью.
Иди сегодняшнею "охоту на ведьм" в РФ, под маркой борьбы с т.н. "экстремизмом"
Эти примеры должны послужить нам предостережением. Ведь в них отчетливо прослеживается путь общества к массовому помешательству: зарождение веры, затем провозглашение ее "непререкаемой истиной" и, наконец, насилие во имя этой истины, преследование или полное истребление действительных или мнимых врагов. Тот, кто осознает такую опасность, будет с недоверием относиться к любым проповедникам "вечных истин" и решительно выступит против, если они вновь позовут на "охоту за ведьмами".
Как заключилась сделка с Дьяволом?
Заключение сделки с Дьяволом европейские варвары представляли себе так: стоило женщине, сокрушенной трудностями или по иным причинам, разочароваться в своей жизни, как в час уединения перед ней представал Дьявол. Являлся он всегда в самом привлекательном обличье: как прекрасный юноша, охотник, солдат или благородный господин, в черной, зеленой или пестрой одежде. Непременно притворялся ее искренним другом. Голодным ставил на стол угощенье, бедным сулил деньги, гонимым обещал защиту, несчастных утешал, падких же до земных радостей манил обещаниями веселой жизни. И стоило только женщине довериться искусителю или не сдержать свою алчность, как незнакомец называл цену за предложенные услуги: отречение от Бога и святых, вступление в ведовскую секту и плотскую преданность ему, великодушному утешителю и помощнику. Тут даже самой наивной простушке должно было открыться, кто же стоит перед ней. И если она не отвергала его услуги, то навеки теряла свою душу. Ведь Дьявол немедленно скреплял сделку: неистово наступая на нерешительную, тысячами уловок и льстивых посулов принуждал ее стать его возлюбленной.
Когда же соглашение с Дьяволом заканчивалось подобным образом, он скреплял его еще и письменным документом. Для этого он расцарапывал руку соблазненной им женщины и заставлял ее подписать приготовленный заранее договор собственной кровью.
И, наконец, он оставлял на ее теле "дьявольскую отметину" - маленькое темное пятнышко, которое было совершенно бесчувственным. Судьи на ведовских процессах считали такое пятнышко несомненным свидетельством связи с Дьяволом.
Что думали о соитии с Дьяволом?
"Соитие с дьяволом", как называли связь между людьми и нечистой силой, на протяжении столетий занимало умы христианских богословов, да и простых обывателей. Никто не сомневался в том, что адские духи могли соединяться с представителями обоих полов, принимая по своему усмотрению облик женщины или мужчины.
С особенным интересом изучали судьи Дьявола в мужском обличье. Считалось, что он обладал очень большим и холодным, как лед детородным органом. Семя его, которое он мог извергать сколь угодно часто, также было ледяным. Несмотря на это, Дьявол считался бесплодным. Согласно дошедшим до нас актам судебных процессов, всякая встреча ведьм с их адскими возлюбленными или же самим Дьяволом сопровождалась кутежами и утехами. Кульминацией этих беспутств были ночные игрища ведьм, главным из которых был великий шабаш, когда все ведьмы и колдуны какой-либо местности собирались на праздничное свидание.
Как люди представляли себе полет ведьм?
Еще на начальном этапе своего становления (11-12 век ), Церковь считала полеты людей по небу языческими байками. Спустя 250 лет великие схоласты признали их возможными. А еще через 250 лет полет ведьм стал неотъемлемой частью церковного ученья. Трактаты о ведьмах и протоколы процессов рисовали самые фантастические картины происходившего.
Когда ведьм увлекал на игрище или шабаш сам Дьявол, он приводил для них ездовых зверей: черного козла, огромную красную кошку, волка, собаку, черную лошадь, а для ведьм благородных кровей - запряженную карету. Но могло случиться, что крылатый демон просто-напросто сажал ведьму себе на спину.
Ведьмы же, искушенные в своем ремесле, могли летать по небу и самостоятельно. Для этого они пользовались колдовской мазью, которую готовили во время ночных свиданий и раздавали всем их участникам. Мазь эта состояла из плоти убиенных младенцев, смешанной с волшебными травами (маком, пасленом, болиголовом и беленой), из которой варили маслянистую кашу. Этим варевом ведьмы натирали свое нагое тело и то, на чем собирались лететь: навозные вилы, палку или помело. Затем, обхватив их крепко-накрепко, они шептали необходимое для полета заклинание: "Ах! Выше небес! Дальше света! Да со всей нечистой силой!"
Что такое сборище ведьм и шабаш?
На игрища ведьмы и колдуны собирались со своими адскими полюбовниками в полночь: в горах, на лесных лужайках, в садах или вокруг виселицы. Встретившись, они ели и пили, не зная меры, богохульствовали, шумели, кичились своими злодействами и коварными планами, поколачивали растяп и славили Сатану. Но главное место на этих сборищах отводилось диким танцам, во время которых нагие мужчины и женщины с факелами в руках, прижавшись спиной к спине, неистово корчились и горланили непристойные песни. Заканчивались эти дикие танцы в предрассветный час дикими похотливыми играми, в которых без разбору совокуплялись друг с другом демоны, женщины и мужчины. В отличие от таких нередких ночных сборищ шабаш носил характер праздничной сатанинской мессы. Устраивались шабаши большей частью в дни церковных праздников, в основном в Вальпургиеву ночь и ночь на Ивана Купалу. Главным здесь был сам Сатана, при появлении которого присутствующие должны были, преклонив колена, восславить его молитвой: "Сатана наш, иже еси во аде..." После подобного приветствия ведьмы и колдуны клали к его ногам подарки, главным образом тела убиенных младенцев.
После того как Сатане представляли новых членов секты, начиналось пиршество. Во время него подавались не простые человеческие кушанья (как на обычных ведовских сборищах), но самые что ни на есть мерзкие: жареная человечина, рагу из ворон, отварные кроты и лягушки.
Затем начиналась пляска, во время которой под оглушительные звуки флейт и барабанов участники сборища, непристойно корчась, прыгали спинами вперед до тех пор, пока ряды их не смыкались, и тут начиналась самая разнузданная оргия.
Кульминацией шабаша было торжественное поклонение Сатане, который во время этой церемонии восседал на своем троне, обернувшись громадным лохматым козлом с пылающими глазами и светящимися ледяным светом рогами. Все присутствовавшие должны были на коленях приблизиться к нему, дабы поцеловать под хвост; он же время от времени испускал зловонные ветры. Сатанинская месса завершалась торжественным поношением Бога и растаптыванием крестов и освященных гостий. Когда же Сатана покидал шабаш, ведьмам еще предстояло уладить множество разных дел: сварить себе мазь, переговорить о ближайших планах. Наконец с наступлением рассвета собравшиеся отправлялись в обратный путь.
Что подразумевалось под обвинением и нанесением порчи колдовством?
"Колдуны и ведьмы, - писал Лютер в 1522 г.,- суть злое дьявольское отродье, они крадут молоко, навлекают непогоду, насылают на людей порчу, силу в ногах отнимают, истязают детей в колыбели... понуждают людей к любви и соитию, и несть числа проискам дьявола".
Лютер был сторонником сурового наказания для ведьм и колдунов
Обвиняя ведьм и колдунов в "нанесении порчи колдовством по наущению Дьявола", им приписывали самые мерзкие преступления. Судьи старательно отмечали все магические средства, которыми пользовались колдуны: заговоры и заклинания, нарисованные или нацарапанные знаки, кукол, изображающих людей, на которых напускалась порча, самые разнообразные яды, настойки и мази, волшебные палочки и волшебные иглы, ядовитых червей и насекомых, отравленный дух и пресловутый "дурной глаз". Этими и многими другими средствами пользовались ведьмы, строя свои козни против людей, животных и всего сущего.
Чаще всего ведьм обвиняли в том, что они напускают хвори. Еще и поныне об этом напоминает название внезапной боли в пояснице: "ведьмин прострел". Винили их также в мужском бессилии, женском бесплодии, врожденных уродствах, внезапном помутнении глаз, душевных болезнях. Под пытками обвиняемые сознавались в еще более мерзких преступлениях, например в отравлении беременных или удушении новорожденных, тельца которых нужны были, чтоб приготовить мазь, позволяющую летать, или же отвар, от которого чахнут виноградники.
К числу излюбленных дьявольских козней относилась также порча домашнего скота. Охотники на ведьм немедленно начинали высматривать виновных, если у коров внезапно скисало молоко. Кто ж не знает, что ведьмы и колдуны могут подмешать в траву яд и наслать на скот порчу! Стоило ведьмам втереть животным волшебную мазь, и тех мог разбить паралич. И потом: крестьяне то и дело находили на пастбище окровавленные туши животных, растерзанных ведьмами или колдунами, обернувшимися волками.
К тому же в трактатах о ведьмах говорилось, что ненависть ведовской секты бывает, направлена не только на людей и животных, но и на все творения Господни. Отсюда и въедливые расспросы судей: не покушались ли обвиняемые на установленный миропорядок? Не вызывали ли они, например, грозу ударами кнута по воде? Не лепили ли градины из воды и каменьев? Не опрокидывали ли горшок, наводя иней, чтобы погубить под ним растения и плоды? Не случалось ли им по наущению Дьявола оживлять из грязи и нечистот мышей, крыс, мошкару и прочих вредителей полей, напуская, таким образом, голод? Инквизиторы трудились, не покладая рук, пока подозреваемая под пытками не "каялась" во всех этих, а то и в худших прегрешениях, каковые признания и заносились в протокол.
Одержимость ведовством зародилась в Южной Франции и Северной Италии. В XV в. она охватила север Франции и Швейцарию. Обе эти страны были центром развернувшейся в Европе охоты на ведьм.
"Булла о ведовстве" и "Молот ведьм", появившиеся в конце XV в., положили начало триумфальному шествию демонологии на север. Однако поначалу охотники за ведьмами натолкнулись в Германии на серьезное сопротивление. Но уже во второй половине XVI в. твердыни разума пали, и невиданные волны преследований захлестнули западные и южные области Священной Римской империи. Так из окраины Германия превратилась в эпицентр борьбы с ведовством.
Грандиозная охота на ведьм, начавшись в Западной Германии, постепенно захватила восточные земли, а затем и Польшу. Подобные преследования, пусть и меньшего масштаба, развернулись также в скандинавских странах, на юге и востоке Центральной Европы: на территории нынешних Чехии, Словакии, Австрии, Венгрии, Словении, Хорватии, Боснии и Сербии.
Из областей современных Нидерландов, Бельгии и Люксембурга пламя перекинулось на Британские острова. Впрочем, пытки здесь были запрещены, что помешало охотникам за ведьмами добиться крупных успехов. Дело ограничилось проведением отдельных процессов и непродолжительными вспышками этого безумия в начале и середине XVII в. Гораздо сильнее пострадала Шотландия.
В то время как одержимость ведовством охватила центр Европы, распространяясь оттуда на север, запад, восток и юго-восток, гонения в Испании и Италии постепенно пошли на убыль. На первый взгляд это кажется непонятным, поскольку государства к югу от Альп и Пиренеев были последним оплотом инквизиции, якобы положившей начало эпохе охоты на ведьм (на самом деле светские суды вели ведовские процессы).
А инквизиция всегда была озабочена совсем иными проблемами. В Испании и Южной Италии, находившейся под испанским владычеством, она была всецело поглощена преследований мусульман, евреев и протестантов. Рядом с этим охота на ведьм не казалась столь существенной.
Что понимается под испытанием ведьм?
На многих ведовских процессах одной из задач следствия был поиск определенных примет, по которым легко было распознать ведьм. Одним из излюбленных испытаний было "испытание водой" (называемое также "купанием ведьм"). Для этого палач крепко связывал руки и ноги обнаженной женщины, обвязывал ее тело веревкой и сталкивал в воду. Если она всплывала на поверхность, - а так происходило с большинством, - то признавалась ведьмой, ибо вода, стихия чистоты, не принимала ее.
Другим испытанием был поиск "ведьминой отметины". Считалось, что Дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело.
Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь "ведьмина отметина".
Безошибочным способом распознать ведьму считалось также "испытание плачем". В "Молоте ведьм" это испытание рекомендовалось судьям как особо надежное. Считалось, что ведьмы не могут проливать слезы, "верный знак, предание о коем дошло до нас от мужей, заслуживающих доверия". Женщина, которая не плачет даже под пытками, наверняка является ведьмой. Однако если она заплакала, то никак не может считаться невиновной, ибо "пути Господни неисповедимы" и к тому же плачет-то она под пытками.
Когда и где были казнены последние ведьмы?
XVIII век, положил конец охоте на ведьм в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 г. законы о ведьмах. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). В том же году его главная соперница, австрийская императрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговоры ведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь.
Однако в других европейских странах идеи разума с трудом прокладывали себе дорогу. Так, в королевстве Бавария в 1715-1722 гг. состоялся целый ряд жестоких ведовских процессов, на которых, как в самые худшие времена, казнили даже детей. Та же участь постигла невинных людей в швейцарском кантоне Цуг (1737 - 1738), в вюртембергском монастыре Мархталь (1746-1747) и в архиепископстве Вюрцбургском (1749).
На немецкой земле последний смертный приговор по делу о ведовстве был вынесен верховным судом Кемптенского аббатства (в 50 км к северо-востоку от Боденского озера). Жертвой его стала служанка Анна Мария Швегель. Под суровым натиском обвинителей полуголодная и явно помешавшаяся женщина призналась в том, что на протяжении многих ночей она отдавалась Дьяволу. Приговор был вынесен 30 марта 1775 г. Женщину осудили на "смерть от меча". Он был скреплен высочайшим согласием аббата, добавившего к нему примечание: "Да свершится торжество справедливости". После этого приговор был приведен в исполнение.
Через семь лет после казни Анны Марии Швегель, в 1782 г., от руки палача умерла последняя ведьма в Европе. Это случилось в Гларусе, столице одного из швейцарских кантонов. Подобно кемптенской ведьме, обвиняемая была служанкой. Звали ее Анна Гельди. Ее обвинили в том, что с помощью "сверхъестественной и непостижимой колдовской силы" она наслала порчу на душу и тело дочери своего хозяина - врача и судьи. Европейская общественность беспомощно взирала на совершавшееся узаконенное убийство. Под пытками заключенная, томившаяся в цепях в тюремной камере, призналась в том, что хотели от нее услышать. Когда суд вынес ей смертный приговор, по всей Европе поднялась буря негодования. Однако судьи Гларуса были невозмутимы. За это "гнусное преступление" они распорядились отрубить несчастной женщине голову, а тело ее зарыть под виселицей
salatau
July 12 2008, 17:10:20 UTC 11 years ago
nihao_62
July 12 2008, 21:16:45 UTC 11 years ago
hvac
July 13 2008, 09:26:41 UTC 11 years ago
Инквизиция решала совсем другие проблемы.
nihao_62
July 13 2008, 12:08:03 UTC 11 years ago
velimir
August 24 2008, 15:54:08 UTC 10 years ago
Процессы вели светские власти, а свалили все на церковь в духе общеевропейского "раздавите гадину".
И вроде все правильно.
Инвизиция, между тем, выработала великолепный для своего времени процесс. который мирно жил до последнего времени и вот теперь только сдает на континенте все позиции.
hvac
August 24 2008, 16:06:55 UTC 10 years ago
velimir
August 25 2008, 21:12:27 UTC 10 years ago
Очень интересно.
Многие думают. что прошлое- прошло
На самом деле она часто толкь ждет нас.