Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Сталин

Есть мнение, что Сталин подражал Ленину, хотя вполне мог не делать этого и поступать как ему вздумается.

Но возможно и другое объяснение: действия правителя диктовались не тщательно продуманным планом, а пониманием необходимости решительных мер, требуемых чрезвычайной ситуацией. Иными словами, чисто ситуативно обусловленное поведение власть имущих оборачивалось сходными действиями. Скажем, Николай II в 1905–1906-м и Ленин в 1921–1922-м, столкнувшись с крестьянскими восстаниями, попросту воспользовались наиболее доступными  и эффективными средствами их подавления.

Сталин был вынужден по ходу дела менять свои “революционные” цели и методы управления, сообразуя их с реалиями того общества, во главе которого он оказался.

Говорить, что Сталин (после 1937 года) обладал монархической властью и, принимая решения, не нуждался в советах своего окружения, по меньшей мере наивно. Он опирался на выдвиженцев.

Сталин конечно имел собственный Особый отдел, а потому не был подотчетен  секретариату ЦК партии.

При коммунистах, начиная с 1920 года, во главе исполнительной власти на местах стояли первые секретари обкомов партии; все они со времен Сталина и вплоть до краха СССР назначались центральным партийным аппаратом, которым руководил генеральный секретарь.

Сталин возвысился, покончив с фракционной борьбой внутри  т.н. “партии” .

При идеократии Сталина существовала государственная идеология, марксизм-ленинизм, которую обязаны были проповедовать СМИ, учебные заведения, учреждения культуры.

Все вожди комми, хотели влезть к людям в черепную коробку, контролировать их мысли, тогда как  цари к этому никогда не стремились.

Согласно либеральной парадигмы черты власти Сталина таковы: самовластный правитель, который презирает нормальную политическую конкуренцию, лично формирует центральную администрацию и назначает своих полномочных представителей в регионы, действуя при этом так, как ему заблагорассудится, — и, кроме того, стремится убедить остальных, что именно его идеология наиболее подходит для управления государством в настоящем и будущем.

Реально же Сталин уделял политическим структурам еще больше внимания, чем Ленин и его команда, стремясь придать государственному устройству форму, отвечавшую его желаниям.

Общие контуры государства, руководимого одной партией и подчиненного единой идеологии, обрисовались в ходе партийных дискуссий 1917–1919 годов, которыми дирижировал ещё Ленин. В дальнейшем Сталин уточнил эти контуры. Фракции в “партии” были запрещены. Оформилась государственная политическая цензура. Функции ЧК были пересмотрены.

Впоследствии Сталин еще более усилил власть  партии комми, но затем начал её зачистку — во время политической борьбы за власть в 1937–1938 годах он стремился  искоренить неформальные группы, строившиеся по принципу “патрон — клиент”, и “гнезда” местных чиновников, возвысившихся после октябрьского переворота 1917 года.

Сталин, уничтожая в 1937–1938 годах группировки, служившие интересам его соперников и соратников, ревниво оберегал свою собственную.

Портреты вождя висели везде и всюду, но сам он свел появления перед народом к минимуму. В 1930-е годы Сталин ограничивался тем, что время от времени выступал с речами на партийных съездах или съездах народных депутатов (которые, надо заметить, проводились все более редко). Отчасти справедливо мнение, что Сталин подражал царям, но стоит отметить, что здесь, как и во многом другом, он сохранял самостоятельность.

Сталин, как правило, носил военный китель, но после 1945 года временами надевал мундир генералиссимуса советских вооруженных сил.

Сталин, выстраивая свой имидж вождя, постепенно сместил акценты официальной аксиологии: он ставил выдвиженцев выше, чем  “ленинцев” или фабрично-заводских осликов и “колхозников”.

Сталин, чтил персонажей, которые составляли  разнородную группу, включавшую как радикалов — Ленина и Маркса, так и царей — Ивана Грозного и Петра Великого.