Земной мир в представлениях современных церковных людей — лишь часть мира, устроенного Господом. Земное пространство составляет единое целое с пространством небесным. Небо, изобилующее ангелами и чертями, окружает человека, хотя и невидимо глазу. В отличие от людей, ангелы и черти способны передвигаться по воздуху точно так же, как по земле. Каждого человека сопровождают ангел-хранитель и черт.
Человек включен в иерархию небесных и земных сил продолжателем ангелической иерархии серафимов, херувимов, престолов, господств, сил, властей, начал, архангелов и ангелов. После человека следует иерархия сатанинских сил, аналогичная ангелической; правда, ступени этой иерархии неизвестны.
Человеческому зрению недоступны не только ангелы и черти, но и вообще истинная картина мира. То, что человек видит, как правило, не соответствует действительности. Подлинная же реальность либо открывается случайно, либо становится известной благодаря христианской литературе и беседам с людьми, у которых открыто «духовное око», — подвижниками благочестия.
Время, которое воспринимают люди, — лишь слепок с Божественного времени, времени вечности, так же схожим с истинным временем, как мир, видимый человеком, — с подлинным миром. В вечности нет ни прошлого, ни будущего. То, чему суждено произойти, уже состоялось в Божественном плане, как и то, что произошло, осталось живым в вечности. Главное событие истории человеческого рода — искупительная жертва Иисуса Христа — уже состоялось, мир уже спасен, но каждое утро на Божественной литургии приносится бескровная жертва. И это отнюдь не воспоминание об искупительной жертве, а причастие к ней, непрерывно совершающееся в вечности.
Каждое происшедшее событие, каждый человек, его поступок, любой бывший с ним случай остаются в вечности. Время оказывается как бы спрессованным: нет прошлого, все, что было — живо. Интересно, что юродивые для обличения чьих-либо грехов или для предсказания будущего изображают прошлые или будущие действия человека будто бы происходящими в настоящем.
Многие церковные люди не различают прошлого и настоящего, для них не существует поступательного движения времени. Время — лишь обозримая плоскость, и если они не стали свидетелями какого-либо события, то потому, что находились в другом месте, а не потому, что событие произошло за много лет до их рождения. Разумеется, это особый случай, крайнее, но характерное для прихрамовой среды представление.
Жизнь церковных людей строится в соответствии с богослужебным ритмом, «литургическим годом», включающим в себя посты, дни поминовений святых, праздники. Литургическое время представляет собой трехчастный круг — суточный, седьмичный, годовой — с кульминацией в Пасхальном торжестве. Именно он составляет ядро мироощущения церковного человека, не позволяет времени рассыпаться на не связанные между собой отрезки, обеспечивает связь «личного» времени верующего человека с вечностью.
Время перед концом света будет сокращено Господом, по пророчествам старцев – последние 3,5 года пролетят, как один. Сжатие времени началось уже сегодня. Часовая стрелка проходит свой круг быстрее, сутки уменьшаются; человеку не дано осознать изменение в ходе времени. За грехи Господь «убавляет век», но не сокращением количества лет, а ускорением времени.