Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Божественное мироустройство: Монастырь в миру

Внешность и Поведение

“Семьдесят лет безбожия” сформировали прихрамовую среду как обособленную часть общества со своеобразным элитарным мировоззрением, которая основную идею христианства — идею спасения — осмысляет в применении к узкому кругу единомышленников.

Помимо “узкой тропы добродетели” и общей воцерковленности, по убеждению церковных людей, для спасения необходимо соблюдать достаточно жесткие нормативы поведения, ношения одежды, жизненного уклада.

Регламентированы все стороны быта, от одежды и внешнего облика до поведения человека чуть ли не в каждый момент его жизни, причем регламентация усиливается “сверху вниз”: она много слабее в элитарных церковных кругах, среди образованного духовенства и причта и прихрамовой интеллигенции, и значительно сильнее среди простых церковных людей.

Их внешний облик, особенно женщин, позволяет наблюдателю безошибочно отличить их от людей светских. Заметно стремление к унифицированности внешности членов церковной среды.

Православная женщина будет воспринята как “своя” остальными верующими только в том случае, если она одета в длинную юбку и блузу (рубаху, футболку и т. д.) с закрытым воротом и рукавами, доходящими, как минимум, до локтя, и носит платок.

Среда запрещает женщинам использовать косметику, иметь длинные ногти и стричь волосы. Одежде, подчеркивающей скромность ее обладательницы, соответствует манера поведения: опущенные глаза, тихий голос, робкая улыбка.

Мужчина будет воспринят в любом виде, исключаются лишь шорты и майки. Однако многие православные мужчины предпочитают длинные волосы и бороды; по-видимому, лишь в прихрамовой среде остался популярным костюм со светлой рубашкой, застегнутой доверху, без галстука.

Отличает церковных людей и привычка осенять себя крестным знамением как можно чаще, выражая удивление, испуг, восхищение христианской доблестью, а также при упоминании Бога, святых, чертей.

Многочислены запреты, касающиеся быта.

  •  Грех, например, сидеть нога на ногу, так как, во-первых, так сидели распявшие Христа иудеи ; во-вторых, так сидит сатана .
  • Нельзя болтать ногами во время еды или беседы — твоими ногами играет бес.
  • Нельзя класть книги на кровать, выбрасывать обрезанные волосы и ногти (выброшенные придется на “том свете” доставать из огня).
  • Не надо использовать чужую одежду и обувь — через нее может перейти бес или от тебя к хозяину одежды, или наоборот.
  • Женщины должны спать в закрытой одежде и платке, так как смерть может постигнуть в любой момент, а без платка женщина не может быть представлена на Суд Божий.

Все это унифицирует быт, жизнь, поведение, вплоть до элементарных индивидуальных проявлений, например, речи, походки.

Церковный человек, постоянно ощущая себя внутри общины, как бы растворяется в ней, для него не существует каких-либо личных потребностей и стремлений, он не чувствует себя в одиночестве даже в самые интимные моменты жизни.

Всё это характерно для прихрамовых общин православных по версии МП РПЦ.

Даже в других православных церквах нет такой мелочной регламентации внешних признаков и обрядности. Это объясняется замшелым обрядоверием МП РПЦ, которое сложилось исторически.
какая-то пакость рабская