Совокупность неформализуемых навыков и установлений, скрепляющих сложную ткань социальной жизни и позволяющих человеку справляться со сложными и меняющимся условиями окружающего мира, Джеймс Скотт описывает древнегреческим понятием метис.
Скотт подчеркивает пластичный практицизм метиса в сравнении с абстрактно-теоретической "эпистемой" и прагматично-технократической "техне".
В метисе практическое знание превалирует над научным объяснением, а научение идет впереди книги. Этот тип знания динамичен и пластичен. Скотт пишет о беспрерывной способности местного знания к усовершенствованию и обновлению.
Но всякий данный метис может существовать лишь в определенном социальном контексте; его разрушение приводит к исчезновению и самого метиса. Скотт упоминает дружественные метису на Западе школы, парки, гражданские ассоциации, семейные союзы.
На пути авторитарного модернизма стоят, по-умолчанию свойственные человеку, демократические идеи и институты. Особо важны:
- недоступность частных сфер деятельности для вмешательства со стороны государства и его агентов;
- автономность свободного сектора экономики;
- внегосударственные институты поддержки и сопротивления самого общества
Метис – это совокупность неформализуемых практических знаний и умений, своего рода “хитроумность”, подобная той, что была свойственна Одиссею, сумевшего обмануть циклопа Полифема и преодолеть соблазн Сирен
В современной терминологии метис можно сравнить с тем экспертным знанием, которое принципиально не может быть представлено не только в форме алгоритма, но даже в виде четких инструкций.
Езда на велосипеде , вождение автомобиля , стрижка овец и ловля рыбы требуют для достижения успеха длительных упражнений: сколь угодно подробные инструкции оказываются неэффективными.
Не случайно до сих пор при заходе океанского лайнера в порт капитан передает управление местному лоцману. Огромная часть наших знаний и умений в таких областях, как медицина, политика, педагогика и военное дело основана на метисе.
Учесть метис очень трудно, но тем больше, а нередко и трагичнее плата за пренебрежение местным опытом. Американская исследовательница Джейн Джекобс еще в 1961 г. опубликовала книгу “Жизнь и смерть американских городов”, где показала, сколь сложная структура человеческих взаимодействий делает городскую улицу живой и естественной средой обитания.
БОльшая часть передвижений жителей города не только не планируется архитекторами, но вообще ими игнорируется.
А ведь люди не только следуют на работу, в университет или в торговый центр – они гуляют, делают незапланированные покупки, общаются, назначают свидания, выгуливают собак, разглядывают витрины и друг друга, любуются фонтанами или цветущими деревьями, в общем – живут. Неширокие улицы старых городов, с их разнообразием этажности и планировки, магазинчиками на углу и скверами созданы не столько архитекторами, сколько метисом самих обитателей.
В отличие от якобы хаотичных старых городов, тщательно распланированный и “экологически просчитанный” современный город фактически игнорирует метис жителей и потому остается холодным и необжитым.
По книге Джеймса Скотта "С точки зрения государства: о том, как совершенные схемы улучшения человеческого существования терпели провал"
annuak2005
July 29 2008, 15:37:56 UTC 10 years ago
ex_navosvet
July 30 2008, 00:04:15 UTC 10 years ago
***
Может, кто-то поймет:
http://navosvet.livejournal.com/66467.html
poloz_lj
July 30 2008, 07:40:03 UTC 10 years ago
Гм, статья вовсе не о метисах :)