Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

ЖЗЛ : Альфонс де НЕВИЛЬ

 

 Alphonse Marie Adolphe de Neuville (1836—85 AD) — знаменитый французский художник-баталист. Дебютировал в 1859 AD картиной из Крымской кампании "Батальон стрелков на батарее Жерве", но ни в этом, ни в последующих произведениях на темы как той же войны ("Гвардейские стрелки в траншеях"), так Италийской кампании 1859 AD ("Эпизод Мадженты") и Мексикансканской экспедиции 1864 AD ("Битва при Сан-Лоренцо") он не проявил ничего выдающегося.

Но грянула гроза 1870 AD — и Невиль сразу создал себе имя. Принимая близкое участие в войне, сначала подпоручиком в батальоне парижских мобилей, a после при штабе генерала Кайе, коменданта Бельвильского сектора, Невиль отлично изучил характер военных действий под Парижем и дал в своих произведениях разнообразную и яркую картину их.

Одна из первых же его картин после войны, появившаяся в 1873 AD, — "Последние патроны" (“La dernière cartouche”), произвела сенсацию в Париже и сделала имя художника широко популярным. В ней французское общество видело, по выражению одного историка, "символ всего героического в несчастной армии и всех жестокостей судьбы, выпавших на ее долю".

Тем же искренним патриотическим одушевлением и приемами здорового реализма отличаются и последующие его произведения. Невиль редко давал широкие картины боев, массовых движений, кроме большой панорамы "Сражение при Шампиньи" (“La bataille de Champigny”) созданной им совместно с Детайлем ; можно назвать, пожалуй, только "Атаку драгун при Гравелоте" — большинство же произведений изображает отдельные эпизоды современного ему боя, где инициатива небольших групп и отдельных воинов выражается особенно ярко. От этого его картины не только не проигрывают, а, наоборот, выигрывают в величии и драматизме.

Лучшие его вещи (meo voto) — "Бурже" (“La bataille du Bourget” и “Le repos après la bataille du Bourget”) , "Кладбище Сен-Прива"(“Le cimetière de Saint-Privat”), "Защита ворот Лонгбуайо"(“La défense de la porte de Longboyau”) — рисуют ту же упорную стойкость незаметных героев.

Художник всюду следует за ними, рисуя их в тревоге внезапного нападения ("Surpise au petit jour"), в преследовании врага, занимающегося грабежом ("Surprise d'une maison"), при поджигании занятого неприятелем дома ("Surprise d'une maison"), во время ожесточёного боя на полотне железной дороги, в церкви, на крышах домов.

Далее следуют многообразные сцены разведок, разрушения телеграфа, обыска проносителя депеш; проходят пленные, раненые, дезертиры, шпионы, "вольные стрелки", парламентёры, и, наконец, в ряде блестящих рисунков и бойких "Croquis militaires" бесконечная галерея военных типов — офицеров, подвижного, интеллигентного французского солдата всех родов оружия и своеобразных, нагруженных всяким скарбом "тюркосов", зуавов.

Все изображения полны движения, характерности, серьёзного взгляда и прочувствованного без слащавости — отношения к своим серьёзным, подчас трагическим темам. Изредка в его картинах звучит нота беззаботного веселья или юмора ("Концерт на аванпостах", "Выступление батальона"), и эта неизменная черта национального характера дополняет жизненную правду общего впечатления от его труда.

Заслуга Невиля в батальной живописи велика.

Вместе со своим сверстником, Детайлем (Edouard Detaille), он окончательно порвал с парадным приукрашиванием действительности, с тем шаблоном условности, который присущ был старым баталистам; смотря суровой действительности прямо в глаза, он выдвинул на 1-й план роль и судьбу каждой отдельной единицы, того целого, что называется войском; личной особенностью его дарования была та захватывающая сила трагизма, которая проникает лучшие его произведения.

Специально для Франции он имел особое значение, ярким изображением моральной стойкости французского солдата сумев придать "ореол поражению" и тем подняв дух своих соотечественников.

Картины Alphonse - Marie - Adolphe de Neuville:

 

Index liborum:

 Jules Riclard, En Campagne. Tableaux et Jessins d'Alphonse de Neuville.

Links :

Спасибо за интересный рассказ - получилась увлекательная виртуальная экскурсия. Альфонс де Невиль. Мы знаем только художников-баталистов русской школы - Греков, Вересаев... А тут взгляд как бы с другой стороны баррикад.
Спасибо за лестную оценку.
Жаль в сети не нашёл чудесных рисунков Невиля наших воинов: Е.И.В конвоя и казаков лейб-гвардии казачьего полка, опубликованных в "Paris illustré" ( кстати очень популярным в своё время и у нас)в 80-х годах 19-го века.
Что интересно, Невиля высоко ценят и англичане, до сих пор по всему англо-саксонскому миру отлично продаются копии его работы "The Defence of Rorke's Drift".
И множество жителей как метрополии, так и доминионов, искренне считают, что Невиль не "French Dog", а английский художник.Меня впрочем это не удивляет в англо-саксах.
На протяжении второй половины 19-го века Королевская академия исскуств вообще не дала ни одного интересного художника.Викторианские идиоты вслед за Рёскиным травили Джеймса Уистлера (Рёскин писал, что он "швырнул банку с краской в лицо публике")
Именно французы задали тон и определили развитие мировой батальной живописи, да и не только батальной.
Недаром русское "баталист" от французского "bataille" (меня к примеру порядком раздражает проникновение сегодняшнего инглиш - пиджина в нашу языковую среду, например Military Art, звучит как-то на порядок хуже, чем "батальная живопись" или "батальный жанр").
Несомненно, что наш Верещагин был знаком с работами и Невиля и Детайля и многое у них воспринял, а не у нашего академического Виллевальде, как Ковалевский.
Культуры наши взвимодействовали,как сообщающиеся сосуды.До катастрофы 17-го года Франция была "рядом" и "везде", а не за Ахероном.
У французов -"салон отверженных"
У нас в то же время -"бунт четырнадцати" под руководством Крамского.