Говорят, что прообраз студенческих корпораций появился еще в доисторический период. Речь идёт о баснословных симпозиумах, объединявших учеников высших школ (известно о существовании симпозиумов в Александрии, Афинах, Византии и Риме) для дискуссий на философские темы, общих трапез (попоек) и пения песен. В дученто и треченто, в монастырских и епископальных школах существовали объединения преподавателей и учеников (Universitates Civitum), которые могли выбирать администрацию школ, своих должностных лиц (казначеев, секретарей, старшин и т. д.), вырабатывать учебные планы, даже определять жалованье преподавателям. Они вели шефскую работу: старшие контролировали младших (Novizen), помогали им в учёбе.
Наконец, Universitates Civitum защищали права и интересы своих членов перед внешним миром, прежде всего перед властями. Имели они и свою систему ритуалов, связанных с принятием новичков, переходом людей из младших категорий в старшие, с выборами и т. п. Universitates Civitum и стали основой университетов, именно эта структура получала судебные, финансовые и прочие привилегии, что позволило появиться университетской автономии.
По мере того как в университеты стекалось все больше выходцев из самых разных стран Европы, стали появляться содружества по географическому принципу. Например, в Болонье уже в дученто существовали две корпорации — Cismantani (в переводе с итальянского “по эту сторону гор”, то есть Альп), куда входили итальянцы, и Transmantani (“по ту сторону гор”), объединявшую студентов‑иностранцев.
В другом старом университете Европы, Парижском, тоже были территориальные землячества — нации (Nationes), однако более распространенными считались объединения на основе принадлежности к одному факультету (колледжу), члены которых еще и жили вместе, в общежитиях, тоже называвшихся колледжами или бурсами (от латинского Bursa — “кошелёк”).
Корпорации, построенные как по принципу наций, так и по принципу бурсы, сразу же возникли в первых немецких университетах (считают, что в 1348 AD основан Пражский университет, в 1365 AD — Венский, в 1386 AD— Гейдельбергский).
Бурсы — заведения, жестко ориентированные на католическую церковь. Бурсантам (от латинского bursant) даже запрещалось говорить по‑немецки, а лишь по‑латыни, преподавание было монополизировано католическим клиром, отношения между учащимися выстраивались на основе строгой иерархии.
Однако с началом т.н. “Реформации”, давшей сильнейший импульс формированию немецкого национального сознания, положение резко изменилось. Образование становится все более светским, национально ориентированным, бурсацкие корпорации постепенно исчезают, а на первый план выходят сначала Nationes, а потом и землячества — Landsmannschaften, где главным объединяющим принципом являлась принадлежность к германской родине.
При этом Landsmannschaften отличались от Nationes тем, что там не имела значения сословная принадлежность студента, статус определялся лишь корпорантским стажем и наличием авторитета у товарищей.
Бурса, исчезнув, не только дала имя корпорантам (Bursant, Bursch, само сообщество стало называться Die Bursch), но и оставила им в наследство многие ритуалы и обычаи, связанные с инициацией.
Так, церемония вступления в корпорацию новичка (Grunschnabel — “молокосос”) смахивала на ритуалы во многих закрытых сообществах.
Неофит давал клятву выносить “цук” старших товарищей по мере прохождения различных статусных категорий (сначала Pennaler, от латинского penna — “перо, пух”, потом Fuchs, от латинского faex — “отброс, подонок”).
В течение этого времени (один или два года) пенналер и фукс были обязаны во всем прислуживать старшему студенту — своему лейб-буршу.
В ответ последний учил своего лейб-фукса жизни, посвящал его в таинства ритуалов — в общем, делал из него настоящего бурша.
За тем, чтобы все было по правилам, следил старший над новичками — Abbas beanorum, впоследствии Fuchsmajor. В то же время бурши всегда защищали фуксов из своей корпорации, если их обижали чужие корпоранты.
Пройдя все испытания, фукс становился полноправным буршем на церемонии посвящения, во время которой ему подпаливали бороду. Все венчала грандиозная попойка Commet.
Ранее в Германии существовали особые фехтовальные союзы; первым из них был союз св. Марка, основанный в 1487 AD во Франкфурте-на-Майне; все последующие имели одинаковые фехтовальные приемы и корпоративные законы, так как всякий, желавший открыть фехтовальную школу, должен был выдержать публичное испытание и вступить в братство св. Марка.
Затем появились союзы странствующих фехтовальщиков, так называемых рубак, которые показывали свое искусство за деньги на ярмарках. В Германии предпочитали рубящее оружие, главным образом мечи.
Из итальянских университетов фехтование на шпагах и было перенесено студентами в Германию .В это же время городские фехтовальные союзы исчезают. И фехтование остаётся только, как необходимый предмет воспитания дворян, в университетах, в военно-учебных заведениях и в войсках.
При университетах основываются школы фехтования; первою из них была школа в Иене (1618 AD), в ней преподавалось фехтование исключительно на шпагах, и скоро она стала известна не только во всей Германии, но и за границей.
В Германии , продолжая учиться фехтованию на рапирах (шпагах), с 1843 AD (в Иене) перешли к дуэлям на эспадронах (дуэльные пары)
Начальные правила фехтования на эспадронах в общем сходны с правилами фехтования на рапирах; разница заключается в характере ударов, которые наносятся главным образом кругообразным движением руки. Поэтому прежде всего упражняются в мулине. Парадов при фехтовании на эспадронах, всего пять.
Специальные дуэльные пары сабель (эспадронов), шпаг, рапир стали появляться в Европе, в том числе и в Германии, в первой трети XIX века
В военной среде практиковалось бой на саблях, штыках, пиках.
Первые письменные сведения о Landsmannschaften относятся к 1615 AD, но землячества появились примерно на столетие раньше и к началу XVII века уже имели оформленный свод ритуалов, свой корпорантский жаргон, свои песни и четкую структуру — институт старшин (Senior, Consenior), выбираемых на два семестра, заведующих финансами (Fiskale, Kassier), церемониймейстеров и привратников (Pedelle, Hauswart).
В XVII‑XVIII веках в корпоранты вошло множество прелставителей благородного сословия, которые принесли с собой дворянскую аксиологию.
Говорят, что к 1763 AD, когда Landsmannschaften впервые провели нечто вроде слета в Йене, в корпорациях уже широко практиковали дуэли.
Изрезанная шрамами физиономия и буйный нрав стали неотъемлемыми признаками настоящего бурша. Многие корпорации обязали своих членов носить оружие.
Ломоносов, обучавшийся в Германии, писал: “Зело задиристы, то и дело в ход пускают кулаки, а то и шпаги”.
Все это конечно раздражало власти, и в 1793 году на имперском рейхстаге в Регенсбурге землячества запретили, но они продолжали существовать полулегально.
Конечно, нельзя сказать, что попойки, гульба и дуэли были единственными увлечениями корпорантов. В XVIII веке в студенческую среду проникают и тлетворные идеи Просвещения, на своих пирах-коммершах корпоранты обсуждают пути достижения объединения Германии.
Во второй половине XVIII века появилась особая разновидность студенческих корпораций — так называемые ордена, по своей идеологии, характеру деятельности и иерархической структуре (система градусов) очень близкие к масонству.
В частности, члены орденов, как правило, давали своего рода обет молчания относительно деятельности корпорации.
К 1770 AD возникли четыре главных ордена — Amicisten, Unitisten, Konstantisten и Harmonisten.
В последнюю корпорацию в отличие от первых трех входили не только студенты (обычно из высших кругов общества), но и бюргеры. В 1778 AD ордена тоже запретили.
В самом конце XVIII века появляются новые ордена — Corps — с очень жесткой процедурой приема и строго регламентированным кодексом чести, требующим обязательного участия в дуэлях (Mensur).
Конечно, пьянство официально не приветствовалось. Эти корпорации уже имели четкую символику (фуражки цветов ордена, перевязи, знамена, гербы, девизы, гимны и т. п.), которая сохраняется и у современных корпорантов.
Первый Orden die Corps (Onolia) образован в 1798 AD. В числе его основателей были Гёте и Шиллер.
Данная корпорация существует и сейчас, причем в ней до сих пор допустимы дуэли, естественно только внутри союза, среди равных.
Оккупация Наполеоном германских земель еще больше политизировала немецких студентов, усилила патриотические мотивы в деятельности корпораций.
Аполитичность, зацикленность на ритуалах и попойках, равнодушие к общегерманской идее, царившие в Landsmannschaften, а также элитарность орденов ушли в прошлое, уступив место новому типу корпорации — Burschenschaften (братства буршей).
Ритуалы остались теми же, но основным содержанием деятельности новых корпорантов стала борьба за изгнание французов и объединение Германии. Одним из основателей нового движения явился выдающийся драматург и поэт Генрих фон Клейст.
В 1810 AD при его активном участии был принят устав Подлинного братства буршей (Urburschenschaft), провозгласивший борьбу за единую Германию главной целью корпорации.
Все остальные ордена и Landsmannschaften объявлялись чуть ли не предательскими. Во время Освободительной войны 1813‑1815 AD многие корпоранты пошли сначала в партизаны, а потом в войска антинаполеоновской коалиции.
Бурши выступали за объединение Германии как восстановление Великогерманского рейха. При этом часть корпорантов (тайное «Чёрное общество») являлись приверженцами насильственных методов борьбы за единый фатерланд.
В 1815 AD было основано первое Urburschenschaft — корпорация Teutonia Halle.
Корпоративными цветами здесь стали цвета мундиров, в которых отряд йенских корпорантов отправился воевать с Наполеоном (черный, красный и желтый), — цвета нынешнего флага Германии.
золотой, символ совести и чести, чёрный, символ твёрдости и постоянства, и красный - символ братства.
Корпоранты из Teutonia Halle провели несколько слётов, ставших фактически манифестациями за единую Германию. Важнейшим явился слет в Вартбурге в 1817 AD, посвященный трёхсотлетию Реформации и трехлетию Битвы народов под Лейпцигом.
Политическая деятельность корпорантов начала беспокоить царствующие германские дворы, и прежде всего Вену, которую немецкие патриоты считали главным врагом объединения родины. В 1819 AD, после убийства чёрным корпорантом Карлом Людвигом Зандом писателя Августа фон Коцебу, австрийского вельможи, состоявшего на русской службе, Teutonia Halle была запрещена, а её членов начали преследовать.
Тем не менее в 1827 AD в Бамберге было создано Всегерманское братство буршей (Allgemeine Deutsche Burschеnschaft), объединившее и студентов, и гимназистов.
В нем сразу же обозначились два течения: либеральное — арминии (Arminen) и радикальное — германцы (Germanen).
Тем не менее Всегерманское братство как единое образование сохранилось вплоть до его запрета в 1848 AD из‑за участия корпорантов в событиях.
Либеральные Burschеnschaften превратились в организации с чисто социально-культурными функциями. В 1883 AD они объединились во Всегерманский союз буршей (Allgemeiner Deutscher Burschenbund).
Дуэли его членам были запрещены. Позднее в этот союз вступили католические корпорации. Первая из них (Bavaria) была образована в 1844 AD (существует до сих пор). До этого корпорации создавали только протестанты. В 1864 AD родилась первая австрийская католическая корпорация Austria. Дуэли католикам тоже не разрешали.
Либеральные корпорации принимали к себе иностранных студентов и евреев. Так, Франц Кафка во время учебы в Пражском университете вступил в корпорацию “Галерея”. Впрочем, в Праге действовала и чисто еврейская, ультранационалистическая корпорация, студентов‑сионистов, которая сначала называлась “Маккавеи”, а с 1899 AD — “Бар-Кохба”. Студенты-иностранцы организовывали и свои корпорации, причём с правом на дуэль.
Дуэльные корпорации традиционного толка оформились в 1864 AD в Kartell, преобразованный в 1870 AD в Der Allgemeine Deutsche Burschenbund c уставом, проникнутым воинским духом, пропагандировавшим восстановление старогерманских нравов. Членами одной из таких корпораций Borussia были Отто Бисмарк и Вильгельм II.
Известны дуэльные корпорации Garcinia, Borussia и Montania.
Дрались на эспадронах, гарды которых были окрашены в цвета корпораций, дрались, вероятно, с единственной целью повышения статуса в иерархии.
Эти поединки, несмотря на обилие крови, редко приводили к гибели их участников ( ну если не случайный выпад в подмышечную артерию).
Существовали два типа Schläger -поединков.
Первый практиковался в 1808-1870 AD.Борьба до “ первой крови” или "Anschiss" ( бальная система). Неподвижная позиция "pede fermo". Цель поражения –голова, торс, оружие противника
Второй , так называемая система "gedeckte Hiebfechten", практиковалась в период когда власти активно вели борьбу с поединками и исключали фехтование из учебных программ университетов в 1860- 1900-е AD.С целью уменьшить количество поединков со смертельным исходом.
Подробно о правилах проведения поединков можно прочитать в статье J. Christoph Amberger : Time and Space
The intellectual foundations of German schlägerplay (Не забывая, что автор англосакс, со всеми вытекающими)
Рубец через всю щеку, от уха до угла рта, считался особенно почётным. В Пруссии обладатель “доброго” шрама имел больше шансов на продвижение по службе, чем владелец диплома с отличием. Барышни из общества охотно отдавали свою руку бывшим студентам с украшенными шрамом физиономиями.
цитата о корпорациях:
“Они создают традиции, объединяющие отцов с сыновьями, укрепляют национальное самочувствие, прививают навыки, необходимые в буржуазной среде и, наконец, снабжают шрамом на носу или под ухом, как штемпелем принадлежности к господской расе”.
Иллюстрацией к данной цитате могут служить “Будденброки” Томаса Манна, где он описывает чувства своего персонажа — фукса Дидериха, когда ему поручили прислуживать авторитетному буршу Вибелю из корпорации Neue Teutonia:
“И вот Дидериху дозволено служить ему, он лейб-фукс, телохранитель Вибеля! Он постоянно присутствовал при его утреннем вставании, собирал принадлежности его туалета и, так как Вибель неаккуратно платил за квартиру и не пользовался расположением хозяйки, варил ему кофе и чистил штиблеты. В награду ему разрешалось повсюду следовать за Вибелем. Когда Вибель уединялся в уборной, Дидерих стоял снаружи на часах и жалел, что при нем нет ружья, которое можно взять на плечо”.
Многие корпоранты поддержали национал -социалистов. А вот либеральный Allgemeiner Deutscher Burschenbund был запрещён Гитлером и возобновил свою деятельность только после войны. Говорят, что существует он и сейчас, объединяя свыше 130 корпораций.
Основ боевой системы Schläger -поединков они уже и не знают, так как нет живых носителей непрерывной традиции.
arthoron
September 23 2008, 18:43:35 UTC 10 years ago
hvac
September 23 2008, 19:02:23 UTC 10 years ago
max_at
September 25 2008, 12:57:51 UTC 10 years ago
Burschenschaften существуют до сих пор и практикуют поединки на Schläger, мне приходилось на них присудствовать. Бурши отличаются более традиционными правилами.
Кроме того существуют Corps - отдельное объединение студентов, с центром в Bad Kösen с более либеральными правилами. Так же практикуют фехтование.
Оба типа организций объединяют студентов немецкоязычных университетов (правда с недавнего времени к ним присоединились возрождённые прибалтийские Corps, но это скорее декоративные организации), практикуют дуэли на специальных спортивных саблях - Schläger. Подобные поединки не запрещены законодательством, но, в основном, на них смотрят сквозь пальцы.
Кроме того существуют Penallen, объединяющие студентов колледжей, профтехучилищ и т.д. и какие-то школьные объединения, они так же фехтуют в той или иной степени, но по модифицированным правилам (можно перемещаться, разрешённы удары по торсу и плечам).
Вообще для Corps, например, существует общий свод правил для фехтования, но в каждой отдельной местности, местные объединения могут, по итогам головования, пересматривать некоторые отдельные правила. Так же широко варьирует количество обязательных поединков для членов таких организаций. От 3 до 10 и более.
Как уже было сказано в вашем посте, раньше подобные объединения были наделены огромной властью в университетах. Кроме того, у каждого объединения был свой дом, устроенный по типу общежития. Активные молодые участники объединений могли жить, питаться и пировать практически бесплатно, на пожертвования старых неактивных участников. На сегодняшний день корпорации не играют практически никакой роли в жизни университета, но продолжают существовать и поддерживать традиции. У многих сохранились общежития. В некоторых успешных объединениях насчитывается более сотни членов.
Подобные объединения никогда не поддерживали нацистов, напротив, во многих из них до прихода нацистов было очень много студентов-евреев. В них всегда были сильны патриотические настроениия, но так как после восстановления в 50х они продолжили оставаться закрытыми для прессы и простой публики, их быстро обвинили в рассадке националистических идей. Это заблуждение сохраняется до сих пор.
hvac
September 25 2008, 14:22:54 UTC 10 years ago
Спасибо за столь подробный и познавательный комментарий.
max_at
September 25 2008, 14:53:57 UTC 10 years ago
hvac
September 25 2008, 14:35:18 UTC 10 years ago
max_at
September 25 2008, 15:02:56 UTC 10 years ago
max_at
September 25 2008, 13:15:07 UTC 10 years ago
max_at
September 25 2008, 15:12:00 UTC 10 years ago