Колиивщина
Главными предводителями гайдамацкого восстания, в 1768 AD в правобережной Украйне, принадлежавшей тогда Польше, были Максим Железняк (Зализняк) и Иван Гонта.
Восстание было вызвано насилиями и фанатическими выходками Барских конфедератов над православными и отличалось чрезвычайной интенсивностью.
Организатором его явился бывший запорожец, послушник Мотренинского монастыря близ Жаботина, Максим Железняк; набрав несколько сот гайдамаков, он распустил слух, что y него имеется "Золотая грамота" от императрицы Екатерины II, повелевающая истреблять поляков и евреев.
Толпы хлопов сошлись на его призыв, и он, рассыпав мелкие отряды по всей почти польской Украйне, двинулся к Умани, укреплёному городу, принадлежавшему Салезию Потоцкому.
Путь его был ознаменован уничтожением городов и местечек и резней в них поляков и евреев:
- М. Медведовка (Чигиринский уезд)
- Жаботин (Черкасский уезд)
- Смела
- Черкассы
- Корсунь
- Канев
- Богуслав
- Каменный Брод
- Боярка
- Лисянка
Были кровавыми этапами его стихийного шествия.
Под Уманью y него было уже 20 тысяч человек. Защита города лежала на сильном казацком отряде, начальником которого был сотник Иван Гонта.
Гонта был крестьянин с. Россошек и вскоре по зачислении в надворную милицию Потоцкого выдвинулся своими военными дарованиями и усердной службой и в 1757 AD был сделан старшим сотником, не подчинённым власти полковников милиции-поляков, a лишь губернатору (управляющему) Умани, П. Младановичу.
Затем Гонта получил от Потоцкого в пожизненое владение с. Россошки и Орадовку, приносившие ежегодного дохода до 20 тычяч злотых.
При приближении Железняка к Умани Младанович вызвал надворных казаков из лагеря, приказал им принести присягу на верность Потоцкому и двинул их навстречу повстанцам к Звенигородке.
На 3-й день последовал донос на Гонту, что он вступил в сношения с гайдамаками. Гонту с другими сотниками вызвали назад, но он оправдался и, дав новую присягу, был отпущен к войску, немедленно перешёл со всей милицией к Железняку, и 18 июня 1768 AD оба казацких предводителя уже стояли перед Уманью, где собралась масса панов и евреев, спасавшихся от гайдамаков.
В 1-й день город защищался, но на 2-й гайдамаки ворвались в него и предали город огню и мечу.
По рассказам некоторых польских мемуаров, в уманьской резне погибло до 20 тысяч поляков и евреев обоего пола и всех возрастов. Гонта мало принимал участия в резне и даже старался спасти, кого мог.
На состоявшейся затем раде Железняк был выбран гетманом, a Гонта — уманьским полковником, и оба они приняли деятельные меры для распространения восстания, но тут им пришлось столкнуться с русским правительством, заинтересованным в охранении порядка в Польше.
Генерал Кречетников отправил в Умань полк донских казаков, под командой Гурьева, который, уверив гайдамаков в своей солидарности с ними, хитростью, устроив пирушку, захватил и перевязал всех воспользовавшихся приглашением, в том числе и предводителей.
Гонта вместе с 845 своими товарищами был выдан польскому правительству в начале июля и отправлен в главную военную квартиру, с. Сербы, около Могилёва на Днестре.
Больше месяца ожидали казаки суда, который был предоставлен начальнику войск юго-западного края, Ксаверию Браницкому; свыше 500 гайдамаков из 845 было казнено.
По приказанию Браницкого Гонту мучили только 3 дня, вопреки приговору комиссии казнить его лишь на 15-й день мучений. С него живьём содрали кожу, а потом четвертовали.
Все мучения Гонта перенёс стоически.
После казни его тело было разрублено на 14 частей, которые и были прибиты к виселицам в городах Украйны. Память о Гонте долго жила в малорусском народе.
Во время крестьянских волнений 1789 AD (Волынь) и 1826 AD (Уманщина) в народе ходили слухи о появлении "Гонтина сына".
Участь Железняка была иная:
как русский подданный, он не был выдан полякам, a 8 июля 1768 AD, вместе с 73 товарищами, был заключен в Киеве в Печерскую крепость и в конце того же месяца предстал перед судом Киевской губернской канцелярии, которая приговорила его к ссылке в Сибирь.
По пути в ссылку, около Ахтырки, он, с 51 товарищем, обезоружил стражу и бежал, но был скоро пойман.
Дальнейшая судьба его неизвестна.
В преданиях и песнях малорусского народа он так же, как и Гонта, является в героическом свете, борцом за народ, угнетённый поляками.
Народный эпос, опоэтизировал гайдамаков, как воителей за попранную свободу и православную веру.
С присоединением правобережной Малороссии к России гайдамачество совершенно исчезло.
“Гайдамак”, такое имя, получил минный крейсер в 405 тонн водоизмещения, постройки 1893 AD в г. Або, скорость 20 узлов, артиллерия 6 — 47-мм. орудий, 2 надводных минных аппарата .
Во время русско-японской войны 1904—05 AD находился в Порт-Артуре под командованием капитанов 2 ранга Ф. Иванова 6-го и Колюбакина.
При гибели “Петропавловска”, “Гайдамак” находился на его левом траверзе; тотчас же после взрыва крейсер подошёл к месту гибели, спустил все свои гребные суда и спасательные средства и спас из воды В. К. Кирилла Владимировича, 1 офицера и 50 нижних чинов. На “Гайдамак” вытащен был из воды труп адмирала Макарова. Взорван при сдаче Порт-Артура
В годы междоусобной войны 1918-1920 AD на Юге России, выкормленные внешними силами, т.н. “украинские” сепаратисты, спекулируя на популярных в народе традициях, называли себя гайдамаками, зашкваривая понятие.
Links :
Подробнее о гайдамаках и предистории “колиивщины” можно прочитать здесь (Из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона)
nil_0
September 27 2008, 13:22:20 UTC 10 years ago