Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Мистификации

Литературные Мистификации - жанр знаменитый. Начиная от “попадания” самого Пушкина, клюнувшего и переведшего “Песни южных славян” Проспера Мериме…

М. Гершензон нашёл записки Жуковского рукою Пушкина, которые принял за пушкинские сочинения и напечатал “Мудрость Пушкина”, после чего Гершензон в 10 000 экземплярах вырезал листы.

В. Нечаева “открыла” и широко опубликовала “повесть” Белинского (1833 AD), оказался же “Тепляков–брат”.

Но тут, кроме техники исполнения, еще важно, как это вбрасывается…

Зефироты

Так назывался о первоапрельский шуточный рассказ кн. В. Ф. Одоевского , опубликованный в  “Северной пчеле”, 1861 AD.

В мистификации кн.Одоевского рассказывалось о некоей породе полулюдей-полуптиц, размножающихся “при посредстве поцелуев” и обладающих неотразимым оружием: их глаза, испуская “нечто вроде электрического пламени”, испепеляют все живое на огромном расстоянии.

Рассказ кн.Одоевского стал настоящей сенсацией, взволновав умы петербуржцев.

Не помогло даже специальное “Объяснение” “Северной пчелы”:

“По неосмотрительности наборщика в статье „Зефироты“ ... пропущено несколько слов в самом её начале. Напечатано: „На днях получена здесь Chiapes Advertiser“, следует читать: „На днях получена здесь газета „Chiapes Advertiser“ за пять лет XXIX столетия с 2857 по 2861 год“

Как свидетельствует некто А. Полоротов, автор тогда же появившейся брошюры “Зефироты и зевороты”:

“статью эту народ читал в Петербурге во всех ресторанах, трактирах и ресторациях два дня кряду, в особенности много читателей было в воскресенье,— этого было весьма достаточно для того, чтобы весть о вновь открытых крылатых людях, питающихся только запахом цветов, разнеслась повсюду, с горячими уверениями вестовщиков, что это действительная правда, потому что напечатано в газетах, с ссылкою на затронутое этого вопроса наукой и т. д. А так как, при всем этом, нынче такое время, что все и диковинки становятся не в диковинку, то девять десятых народонаселения в Петербурге уверовали в истину открытия и возможности существования зефиротов ... огромное большинство и посейчас находится в уверенности, что рано или поздно, а привезут зефирота в Петербург и станут показывать сперва, конечно, в Пассаже, а потом на масленице, и на Адмиралтейской площади” 

О впечатлении, произведённом на петербургскую публику, писал П. Горский в фельетоне “Истинно счастливый и практичный человек нашего времени. (Исторический рассказ)”

О популярности, выпавшей на долю шутки, говорят и другие факты: “Зефиротом”, в частности, называли в кругу E. А. Штакеншнейдер H. Г. Помяловского

Литературные мистификации у советских:

Вот пишет в своих дневниках Натан Эйдельман:

“..Поэма Некрасова “Светочи” — шумная публикация в “Правде” 17—19/IV 1929 г. — “Находка в Иваново–вознесенской типографии”. Критик Ефремин (позже погиб в лагере) лютовал: кто против — враг. (Д. Бедный т. XIV 1930 г.) Один Рейсер  возражал. А меж тем экспертиза показала, что чернила советского изготовления etc. Спустили на тормозах. А написал эту поэму А. Каменский, мечтавший удружить власти (и Бедному: тот нажил денег; есть отдельное, массовое издание), чтобы уехать. Однако Каменский был арестован и расстрелян…”

На самом деле Анатолий Каменский здесь не при делах .

Анатолий Каменский –  прозаик и кинодраматург.После октябрьского переворота эмигрировал в Берлин. В 1924 Adвернулся в Совдепию, где стал зарабатывать исправлением рукописей “пролетарских писателей”. В 1930 AD вновь эмигрировал и вернулся в 1935 AD. В 1937 AD был арестован за “шпионаж” и умер в Ухтижемлаге (Коми) в 1941 AD.

Автор мистификации Евгений Вашков. Умел работать со “Швондерами”.

Вашков Евгений Иванович (1878- 1938 AD) - Родился в Сергиевом Посаде, по его словам - в семье “потомственных писателей”. 

  Отец его был московский журналист, упомянут Гиляровским: “Пришёл Иван Вашков. Всё пропил, голоден, раздет, попросил аванс. Одели, накормили”.

Ушёл из четвертого класса Строгановского училища технического рисования в 1899 AD.

Поэт, писатель, художник, иллюстратор своих работ и других авторов. Литературную деятельность начал в 1899 AD в журнале “Европа”. Печатался в журналах “Новь”, “Родная речь” и газетах. Редактировал журналы “Оса”, “Друг артистов”. Имел более ста литературных псевдонимов.

Вашков освоил этот уникальный жанр — литературную мистификацию — и по самой высшей пробе.

Пушкин “Новое, неизвестное посвящение Керн”.

Но тут, кроме техники исполнения, еще важно, как это вбрасывается…
По той легенде Вашков — сотрудник Румянцевской  библиотеки etc.

Стихотворение в 1900 AD опубликовала “Русская мысль”. Масса споров.

Одно время с группой художников и писателей жил Вашков у Горького на Капри (1910 AD).

Из заметки писателя Анатолия Каменского в эмигрантской газете “Руль”, от 2 июня 1930 AD:

 “Этот господин известен всей старой богеме Петербурга и Москвы… по характеру что-то среднее между Хлестаковым и бароном Мюнхгаузеном.. Обладает талантом искуснейшего мистификатора”.   

В 1927 AD Вашков объявился в Иванове неожиданно (выслали ?) и поселился на Воскресенской улице. Для начала он отметился в местном Совете. А затем маститого литератора с восторгом встречала редакция областной газеты “Рабочий край”.

Находясь, в Иванове Вашков создает роман “Безликие”.

Выписка из протокола заседания редакции совместно с рабкорами города от 4 мая 1927 AD:

“Слушали: перевод итальянского романа Анджело Кальяри “Безликие”, описывающий борьбу итальянских коммунистов с фашистами. Постановили: ввиду множества интереснейших приключений, описанных в романе, печатать его в газете “Рабочий край” с 15 мая на 3 страницах. Секретарь собрания: старый Панкрат”.

Из вступительного текста “Рабочего края” к роману “Безликие” от 11 мая 1927 AD.

«”Роман принадлежит перу известного итальянского писателя, принужденного прикрываться псевдонимом Анджело Кальяри. Заподозренный в коммунистической пропаганде, он покинул Италию и поселился сначала в Сан-Ремо, а затем обосновался в Ментоне. Сюда друзья Кальяри доставили его рукопись, находившуюся на сохранение в надежных руках.

В настоящее время роман “Безликие” переводится на французский язык и в скором времени выйдет в Женевском издании. Русский перевод сделан с корректуры оттиска.”

Через год роман «Безликие» вышел отдельной книгой в “Молодой гвардии”. Автор остался прежний – Анджело Кальяри, название иным: “Чёрный крест”.

Здесь в Иванове Вашков создает еще два романа, которые были напечатаны в Днепропетровской газете “Звезда”.

В 1929 AD Демьяну Бедному ( прототип булгаковского Ивана Бездомного) пришло письмо из Иваново-Вознесенска от Вашкова Евгения Ивановича.

“Уважаемый Ефим Александрович! – писал незнакомый автор. – Мною на местном рынке неожиданно найдена и куплена записная книжка Федора Самыгина. И среди различных строчек и пометок находится неизвестная поэма Н. Некрасова “Светочи”.

До этого Вашков уже писал в тогдашний журнал “30 дней” письмо. Приобрёл, мол, блокнот купца Федора Семыкина. Там среди хозяйственных записей вроде “…пришли сильные грозы, сено подорожало” встретились поэтические фрагменты. Неизвестный Некрасов.

Вашков срочно приглашается к Демьяну Бедному, который за хорошие деньги (25 червонцев) покупает неизвестную поэму Н. Некрасова.

Тут надо пояснить, для тех , кто не в теме советских реалий. Демьян Бедный — это псевдоним Ефима Придворова, главного поэта. За которым на тот момент уже пять лет стоял город его имени — Беднодемьянск, бывший Спасск Пензенской губернии.

И “впарить” что-то Придворову насчет поэзии — это примерно как дополнить или поправить Джугашвили насчет обострения классовой борьбы

От счастья Демьян был на седьмом небе. Ещё бы! Такое приобретение! 17 апреля 1929 AD главная газета страны “Правда” стихами Д. Бедного сообщила сенсации.

Нельзя не похвалится,

Такой радостью поделиться…

Новое украшение

Моих книжных полок:

Некрасовской поэмы осколок….

На следующий день “Правда” напечатала публикацию поэмы Некрасова «Светочи».

“…. Много невзгод и кручины

Видел наш русский мужик,

Гнулись и плечи, и спину

От непосильных вериг…”

В мае в “Дешевой библиотеке классиков” с послесловием Д. Бедного выходит полный текст “Светочей”.

Разумеется, подключились и прочие . В “Известиях” была статья. Специалисты разделились. Сомневающиеся довольно быстро попали в троцкисты.

Демьян развернул кампанию за включение “Светочей” в Полное собрание сочинений Некрасова.

Правда, волна всеобщего ликования неожиданно натолкнулась на утёс, преодолеть который не смогла. Этим утесом оказался К. Чуковский, который отказался включить поэму в полное собрание сочинений Н. Некрасова (он заведовал этим).

Подключилась экспертиза и… Вывод: бумага блокнота — действительно XIX век. Но чернила — определенно XX. Календарик там вставной был, слово “вторник” — без буквы “ъ”. И графологи установили, что почерк выдает сильное напряжение при написании всех этих букв, отмененных по реформе XX века.

Из письма Е. Вашкова.

“Хочу также сообщить, что мною найден архив декабриста Миткова, а в нём дневник Одоевского и письма Рылеева…”

Но на “перековку” в Дмитлаг Вашков попал отнюдь не за литературные мистификации..

В Иванове Вашков создает акционерное строительное общество с уставным капиталом 500 рублей. Контора Вашкова как магнит притягивала посетителей…

- Будьте любезны! –

встречали здесь хозяина будущего особняка.

- Чего-чего?

- Что будем пить? Чай, кофе?

Клиент, увидав пальму и бойко стукающую по машинке секретаршу, вопросов больше не задавал, а только кивал головой.

- Пожалуйста, папироску, трубку?

Но тут на сцене появлялся сам председатель.

- Изволите строить домишко? Что же, дело важное и серьезное. Советуем: каменный, в пять-шесть комнат, с ванной и отоплением. Если площадь лишняя – сдайте внаем.

Наша фирма всё берет на себя. План, смету, строительные материалы. Особняк поднимем в центре города. С властями договоримся. Это нетрудно. С вашей стороны требуется одно – фи-на-си-ро-ва-ни-е.

Плата, утряски в горсовете, а остальное – после составление сметы. Потом всё окупится, – не пожалеете! А пока: хорошо бы авансик субсидировать. Для начала и тридцати рубликов хватит, - снисходительно заявлял главный акционер и с удовольствием затягивался папиросой.

Разумеется, никто никому ничего строить не собирался. Но ведь как заманчиво! И в это так хотелось верить! Свой домик в центре Иваново-Вознесенска. Аванс небольшой, почему бы ни дать! Вашков брал деньги, курочка клюёт по зёрнышку...

Чем достигал этого предприимчивый  Вашков? В первую очередь обходительностью, которая напрочь отсутствовала в советских учреждениях.

Ивановский аферстрой Евгения Вашкова успешно действовал довольно долго, ибо никто никуда ни о чем не заявлял. Доверчивые горожане мечтали о продлении своей мечты. Пока не вмешалась областная газета.

Так Вашков  в 1933 AD очутился на строительстве канала Москва-Волга в Волжском районе в деревне Иванькове. Странной показалось деревня Иваньково знаменитому мистификатору. Не было в Иванькове крестьян, имелись только мастеровые башмачники. С утра до вечера восседали они на липках, день-деньской тачали нарядную дамскую обувь: полусапожки, ботинки, туфельки.

Вся модная женская обувка отправлялась в “столицу” сапожного производства в Кимры. Село Кимры всю Россию обували. Этим и кормились иваньковские башмачники. Так и продолжали бы жить иваньковцы, если не узнали однажды, что скоро пройдет в этих местах канал, соединяющий Москву-реку с Волгой, раскинется море, а их дома сдвинут в сторону на пять километров.

Вечерами, когда домашние заботы оставались позади, на лавочках у своих домов, раз заживались иваньковские бабы, лузгали семечки, да чесали языками, да песни пели. В такое время повадился к ним ходить зек со стройки. Благообразный и любознательный инженер. Ужинал в ближайшей избе, слушал рассказы и песни записывал.

- И на что тебе это нужно, Евгений Иванович? – интересовались бабы.

- В жизни всё пригодится, - уклончиво пояснял он.

К  инженеру Евгению Вашкову деревенские вскоре привыкли. Ну, попал в беду, с кем не случается, прибился к сапожникам: ну, и, слава Богу. А что с чудинкой – на писателя учится, и это понятно: чай, не мальчик уже – возраст сигнал подаёт.

Здесь Евгений Иванович записал (и потом опубликовал) старые народные песни о Волге.

  В Дмитлаге Вашков работал инженером  и в агитбригаде. Освободился в 36-м году. Пытался пробить сценарий о Каналстрое.

Вашков в 1938 AD  решился на новую мистификацию со стихами Маяковского. Хотя история с “некрасовской” поэмой “Светочи” еще не выветрилась из голов редакторов. Кстати, эта история с некрасовской поэмой еще не скоро затихла. Сделавшие ставку на тот текст писали потом и сыну Вашкова.

Поверили очередному розыгрышу, и напечатали.

“Неизвестное стихотворение Маяковского”

Была – Русь,

Был – народ

Был царь-урод!

Но это была последняя мистификация Вашкова.Вскоре он умер