Landsknechte
Ландскнехтами называли особый род линейной пехоты ("queen of battlefield"). В конце кватроченто впервые встречается имя ландскнехтов, которым обозначали наёмную пехоту, собранную в своей же стране (vom Lande), в отличие от наёмников-иноземцев. Существует мнение, что слово “ландскнехт” происходит от слова Lanze, пика, но оно опровергается тем, что Lanze происходит от французского слова lance, a пика ландскнехтов называлась "Spiesz".
Известный военный писатель того времени Филипп де Комин слово “ландскнехты” переводит на французский язык словами "compagnons du pays" ("дружинники страны").
Родиной ланскнехтов считается Швабия, a в частности город Фельдкирх, откуда произошли все наиболее известные их предводители.
В кватроченто победы швейцарцев над рыцарской конницей доказали ошибочность взгляда, что воинами могут быть только всадники, и в Европе появляются дружины пеших наёмников; в Италии кондотьеры, в Германии — боки и драбанты.
Ландскнехт и его "Hure".
Ландскнехты, обладая недостатками наёмной пехоты того времени, имели в начале одно большое преимущество — они дрались за свою страну. Впоследствии это было забыто, и ландскнехты служили под знамёнами почти всех государей Европы, но это и было временем их упадка.
При развитии в Германии корпоративного духа ( “esprit dе corps”) в треченто –кватроченто, дружины наёмников образовали род кочующих военных братств.
Императору Максимилиану пришлось для организации пехоты обратиться в 1488 AD к ландскнехтам.
С целью облагородить этот боевой материал, привить ему хотя бы элементарную нравственность, он решил привлечь в их ряды молодых дворян, которые не имели средств завести себе боевого коня и рыцарское вооружение. Эти дворяне являлись начальниками ландскнехтов, или "двойными наёмниками", то есть воинами, получавшими двойное жалованье (Doppelsöldner).
Реорганизованные, таким образом, ландскнехты должны были образовать как бы рыцарский орден. Чтобы искоренить обычай считать пехоту презренным войском, Максимилиан часто появлялся в костюме и вооружении ландскнехта.
Ландскнехты в первый период своего существования были своеобразными дворянско-рыцарскими военными учреждениями; они имели особую организацию со своим внутренним самоуправлением, своим судопроизводством, со своими общинными обычаями.
Право формирования ландскнехтских отрядов было право почётное; им могли пользоваться лишь лица, посвященные в рыцари и приобретшие боевую известность.
После смерти императора Максимилиана ландскнехты изменились в своем составе, пополняясь, главным образом, сильными ремесленными подмастерьями, и скоро превратились в обыкновенные наёмные отряды, которые, подобно швейцарцам, стали поступать на службу почти всех европейских государств, руководствуясь исключительно соображениями выгоды.
Организация и комплектование
Комплектование ландскнехтов, производилось обыкновенно следующим образом. Перед войною государь выдавал кому-либо из преданных ему полководцев патент на сбор полка ландскнехтов. Патент указывал права и обязанности командира полка и условия платы, которая выдавалась государём.
В начале чинквиченто нормальный срок найма был 3 месяца, но потом, к концу века, дошёл до года.
Нормальное жалованье наёмнику 2-го класса — 4 гульдена в месяц.
Гульден – это флорин, германской чеканки (29,23 г чистого серебра или 3,5 г золота), стоимостью 60 крёйцеров.
Pecunia nervus belli !
Die Abrechnungseinheit war ein "Sold", das heisst die Miete für einen
gemeinen Knecht in vier Wochen.
Er betrug bei der Garde, vier Gulden rheinisch.Innerhalb der Söldnerhirarchie sind aus den Listen fünf "Gehaltsklassen" zu erkennen:
- Der Monatslohn für gemeine. Er betrug, wie bemerkt, 4 Gulden
- Die Löhnung für Chargen (Doppelsöldner) d.h. Fähnriche, Spielleute, Weibel, Führer, Schreiber, Büchsenschützen
mitunter auch Kapläne und Sanitäter, bestand aus 8 Gulden.- Offiziere des Stabes, etwa der Regimentsschultheiß, erhielten monatlich 12 Gulden
- Die Gage für die Kapitäne oder Hauptleute, also die Anführer der Kompanien.
Diese betrug 6 Solde = 24 Gulden- Der oberste Kapitän, in diesem Fall Schlentz, bezog 50 Gulden plus 20 Gulden
Aufwandsentschädigung für seine persönlichen Trabanten, also seine Ordonanzen und Leibwachen.
Insgesamt also 70 Gulden rheinisch.Um eine Vorstellung der Kaufkraft zu bekommen, seien im Vergleich
einmal Zahlen aus den Verlustlisten dagegen gestellt.1 Schlachtross 37-44 Gulden
1 Panzer 10 Gulden
1 Schwert "myt suluer beslagen" 3 Gulden
1 Bekleidungsausrüstung für einen Knecht 12-14 GuldenDie persöhnlichen Bezüge des obersten Hauptmannes von 50 Gulden im Monat
reichten also um ein Pferd und einen Panzer zu kaufen, was man ja in der Regel nicht jeden Monat tat.
После штурма города или крепости весь боевой материал принадлежал государю, а всё награбленное имущество распределялось между ландскнехтами и их начальниками, причём для расчётов был особый "грабёжных дел мастер".
Если война затягивалась, то денег, отпущенных государём для найма ландскнехтов, часто не хватало; тогда командиру полка приходилось или доплачивать самому, или просить подчинённых послужить в долг.
Пока военные дела шли хорошо и можно было поживиться добычею, ландскнехты не отказывали в кредите своему полковнику, в противном случае ландскнехты поднимали бунт, обращались в дикую орду и наводили ужас на мирное население даже своей страны жестокими грабежами.
Командир полка из числа своих друзей выбирал себе помощника (лейтенанта) и капитанов, которые заведовали непосредственно наймом ландскнехтов.
Тактическо-административной единицей ландскнехтов был "значок" (Fähnlein), силой от 400 до 600 человек, нанятых одним капитаном.
Значок составлялся из пикинеров, алебардистов и стрелков; никакой процентной нормы каждого рода пехотинцев в составе значка определено не было.
В начале царствования императора Карла V, когда распространение огнестрельного оружия было уже значительно, за норму было принято иметь в каждом значке около 50 стрелков-аркебузёров.
Полки составлялись из 10—16 значков, но, по-видимому, не были тактической единицей, a лишь административной, и для боя ландскнехты строили из нескольких значков "кучи", которые и были действительными тактическими соединениями. Ландскнехты были прекрасной народной пехотой, отличавшейся стойкостью и упорством в бою.
Но постоянные войны требовали все большего напряжения сил; спрос на ландскнехтов увеличивался, так как и другие государства Европы начали вербовать их; поэтому, естественно, нравственные их качества должны были пасть, и постепенно они стали такими же ремесленниками военного дела, как и итальянские кондотьеры.
Ландскнехты быстро выработали свой своеобразный уклад жизни и ряд оригинальных обычаев, заимствованных ими отчасти от их предшественников, — боков и драбантов.
Капитан, получивший от полковника приказание набрать "значок", обыкновенно прикреплял к своему дому значок (откуда и произошло название) или знамя, a иногда, по древнегерманскому обычаю, на высоком шесте выставлялась шляпа. Все это должно было показать, что тут принимают на военную службу.
Вначале желающим поступить на службу предъявлялись строгие нравственные требования, но скоро начали ограничиваться более простыми. Имя поступающего заносилось в список, ему давали выпить стакан вина или пива, он проходил через ворота из копий и становился полноправным ландскнехтом.
Внешними отличительными признаками его были: нашитый на камзоле красный крест и красная же перевязь через плечо.
Завербованные делились на 2 класса; во 2-й класс зачислялись "свободные" ремесленники, a в 1-й дворяне, патриции и мещане (бюргеры).
Ландскнехты употребляли лагерь римского типа, причём до cepедины XVII века применялось ограждение лагеря повозками.
Эта солдатская республика управлялась своими строгими и своеобразными законами. Например, кража или грабёж мирных жителей считались делом обыкновенным, кража же y товарища по значку наказывалась виселицей. Дисциплина в этих войсках поддерживалась исключительно суровыми мерами: в каждом полку была установлена должность профоса, заведовавшего между прочим полковой виселицей.
Так как ландскнехты должны были сами продовольствовать себя, то лагерь их имел вид постоянной ярмарки. Шла продажа пищевых продуктов, пива и вина, устраивались бойни, развлечения. Деньги чаще заменялись награбленной добычей, причем определение стоимости её вызывало ссоры и побоища.
Ведь, ландскнехты пользовались большими льготами: за ними на войну шли семьи и любовницы (Huren und Baben), обязанные готовить пищу, стирать белье, ухаживать за больными, таскать дрова, плести фашины и убирать лагерь.
Нечистоплотность, присутствие в лагере женщин (kampfrauen), качающеся на виселицах трупы казнённых, крики наказываемых палками и песни пьяных, — все это придавало лагерю отталкивающий вид.
Для наёмников принципы воинского воспитания были неприменимы: их воинский дух поддерживался просто разбойничьими инстинктами (войны в то время были сплошным грабежом) и жестокими наказаниями.
Бой
Бой ландскнехтов начинался обыкновенно с того, что наиболее известные их капитаны выходили вперёд и вызывали на единоборство начальников противника; этот рыцарский обычай, впрочем, начал выводиться в конце чинквиченто.
Сойдясь с противником на 100—200 шагов, обе стороны останавливались, ландскнехты становились на колени, молились и целовали землю и даже проглатывали горсть земли вместо причастия; затем вся огромная сомкнутая колонна, взяв пики наперевес, шла на противника, стремясь, чтобы фронт своей колонны как раз совпал с фронтом колонны противника, a в то же время на флангах их сталкивалась конница, a иногда вёлся и стрелковый бой крыльями из аркебузеров.
С началом рукопашного боя начиналось массовое подталкивание передних пикинеров задними, которые, будучи более или менее в безопасноти, стремились увеличить своим давлением силу удара первых шеренг; беспощадная рубка кончалась, при стойких противниках, избиением их передних шеренг, имевших обыкновенно предохранительное вооружение. В густой толпе поднимались порою столбы пыли, закрывавшие знамёна и значки, к которым приковывалось внимание задних шеренг, так как только по этим значкам они могли судить о ходе свалки.
На случай потери знамени или значка, чтобы не лишать бодрости задние шеренги, рекомендовалось в середине колонны иметь запасные знамёна, которые нужно было нести скрытно и развёртывать и поднимать только тогда, когда будут взяты противником настоящие знамёна.
При страшной физической работе передовых бойцов, конечно, имело некоторое значение направление ветра и солнца.
Меченосцам и алебардистам, наблюдавшим за малейшими разрывами в неприятельских рядах, удавалось иногда пролезать ползком, прикрываясь щитами под пиками передних пикинёров, или между ними, и тогда начиналась ужасная рубка их коротким оружием снизу, по ногам противников.
После этого рукопашного боя, который, очевидно, не мог быть продолжительным, одна сторона, оказавшаяся слабейшей, часто в силу худшего вооружения, физического утомления и разного рода случайностей, обращалась в бегство; упорядоченое отступления почти невозможно было организовать, так как вследствие близости противника всякий, повернувшийся к нему спиной, мог быть почти уверен, что его поразит неприятельский меч. Единственую надежду, естественно, было возлагать на скорость бегства с поля сражения.
Конечно, при этом и победитель терял всякий тактический порядок и, если удавалось внимательному полководцу ввести в дело хотя бы слабые силы, оставшиеся в его распоряжении, то иногда этим он давал новый оборот всему сражению.
Но такие резервы в большинстве случаев или отсутствовали, или были крайне слабыми, так как преобладающей формой боевого порядка было построение в одну плотную, сомкнутую массу.
Полководцу, начинавшему бой в голове войск, казалось неразумным оставлять какую-либо часть их, не введённую в бой, потому что, во-первых, находясь впереди, он сам был лишён возможности направлять её, когда нужно, вперед, a во-вторых при дурном качественом составе наёмных войск, можно было опасаться, что оставленный в тылу резерв предпочтёт вовсе не принимать участия в бою, а, увидев неудачу своих войск, разбежится.
Ландскнехты, как и все наёмные войска, требовали от полководца единовременного полного использования их боевой силы.
Это были войска, движимые, по преимуществу порывом; удавалось вождю возбудить их аппетиты и ненасытную алчность или злобу против соперников (какими, например, всегда были швейцарцы), и их грузные фаланги неудержимо неслись на противника. Но порыв быстро остывал, лишь только оказывалось, что добыча обходится слишком дорого, и не оставалось более возбудительной силы, которая могла бы тогда снова двинуть их в бой. Алчность ландскнехтов влияла не только на характер боя, но часто изменяла сам план войны ( Итальянские войны).
Скоро ландскнехты обратились в подобие наёмной пехоты треченто, и их идеалом стал живший в этом веке предводитель наёмной банды Вернер фон Урелинген, на кольчуге которого были выгравированы слова: "Я герцог Вернер, начальник великой роты, враг Бога, жалости и милосердия".
Знаменитое сражение при Павии 24 февраля 1525 AD, закончившееся разгромом французской армии и взятием в плен короля Франциска I , началось потому, что истекал срок, на который немецкие ландскнехты согласились остаться под знамёнами без жалованья.
Боевой порядок ландскнехтов состоял обыкновенно из 4-угольного построения копейщиков и алебардистов; кругом, в виде каймы, располагались аркебузеры, иногда собираемые еще в отдельные стрелковые крылья. Иногда вперёд, для завязки боя, выдвигалась особая часть, под названием "пропащих ребят".
Отношения сторон 4-угольника изменялись постепенно, по мере развития огнестрельного оружия; вначале это был квадрат, потом фронт в два раза превосходил глубину. Резерв отсутствовал, но идея резерва существовала.
Боевой строй.
- A — верхнее переднее крыло;
- В — нижнее переднее крыло;
- С — верхнее заднее крыло;
- D — нижнее заднее крыло;
- К — три ряда аркебузеров, пристроенных сверху для прикрытия значков;
- F — 3—5 нижних ряда аркебузеров, для прикрытия значков;
- G — передние аркебузеры впереди первой шеренги;
- H — задние аркебузеры позади задней шеренги;
- I — передние 3 значка с коротким оружием; K — 5 значков, внутрь введённых;
- L — задние 3 значка;
- М — 1 ряд коротковооружённых (мечами или алебардами), поставленных за 3-мя рядами длинновооружённых (пикинеров);
- N — начальник задних нижних стрелков;
- О — пикинеры первых трёх значков;
- Р — пикинеры средних пяти значков;
- Q — пикинеры впереди трёх задних значков;
- R — задние (тыльные) пикинеры;
- S — нижние пикинеры, прикрывающие значки и коротковооруженных;
- Т — верхние пикинеры, прикрывающие значки и коротковооруженных;
- V — главный начальник (полковник), едущий впереди колонны;
- W — помощник его (оберст-лейтенант), держащийся сзади;
- Х — начальник переднего верхнего крыла стрелков;
- Y — начальник переднего нижнего крыла стрелков;
- Z — начальник заднего нижнего крыла стрелков.
По мере постепенного падения боевых качеств ландскнехтов (появление обученной приему “caracole” кавалерии), боевые порядки их принимали все более фортификационные очертания, с выступами, рогами etc, пока не перешли к виду подвижной крепости, где ядро пехоты было со всех сторон окружено стеною движущихся или неподвижных боевых повозок. Кроме 4-угольного боевого порядка часто применялось построение клином, или 3-угольником.
Неуклюжие тактические формы объясняются, главным образом, тем, что полководцы вынуждены были принимать все меры, чтобы иметь в своих руках послушное своей воле орудие, a не действующую вразброд толпу мародёров, чем в сущности была армия наёмников.
Тактический и стратегический тупик дополнился тупиком экономическим. Когда боевые действия стали затягиваться, когда генеральное сражение не вело к немедленному успеху и капитуляции неприятеля, расходы стали стремительно расти. Наёмные армии стоили дорого, очень дорого…
В Германии, как и во Франции, вербовка была обращена в промысел, особенно развившийся в эпоху Тридцатилетней войны, с теми же, если не большими, злоупотреблениями. На солдат установился даже курс, как на биржевую ценность.
Тридцатилетелетняя война с её ужасами и пример отличной армии Густава-Адольфа открыли глаза современников на все невыгоды наёмных войск, a в часстности ландскнехтов, и в последней четверти XVII века все государства, по примеру Франции, начинают переходить к системе постоянных армий
Landsknechte на марше
Doppelsoldner (вкл. Halbediers и Arquebussiers)
Trommelschläger, Fähndrich, Pfeifer
Офицеры Fähnlein
Обоз
Офицеры (Regiments Staat)
Артиллеристы
Index liborum:
- Рюстов, История пехоты (в переводе А. К. Пузыревского)
- Dr. Reinhard Baumann, Landsknechte, Ihre Geschichte und Kultur vom späten Mittelalter bis zum Dreißigjährigen Krieg, München 1994 AD
Nexus:
nebotticelli_xl
November 1 2008, 19:57:21 UTC 10 years ago
Был проездом в Фельдскирхе. что в провинции Форальсберг, зап. Австрия. м.б., в Швабии есть ещё один?
по немецки "Hure" = шлюха. Картинка симпатичная, но в тексте не сказано - полагалась ли по штату каждому ландскнехту.
hvac
November 1 2008, 20:13:37 UTC 10 years ago
Из песни слов не выкинешь (это я по поводу "hure"), ну что поделаешь так и говорили.
Насчёт полагалась не знаю, НО разрешалось!В отличии от баснословных римских легионеров (которые, говорят, по легендам овец специальных в походах пользовали)