Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Вандейская война -2

La guerre de Vendée : génocide (populidde) -2

начало : La guerre de Vendée : génocide (populidde) -1

Неудача y Манса обострила и без того критическое положение Вандейской армии, которая не могла теперь рассчитывать на помощь англичан, бретонцев или эмигрантов.

К тому же стояла суровая зима, и войска были обречены на большие лишения.

Остатки Королевской католической Армия Святых с боями отходили вдоль Луары, отчаянно пытаясь прорваться на юг, и накануне Рождества 1793 AD погибли окончательно под ударами “синих”.

Конец наступил в Саване недалеко от Нанта за два дня от Рождества. “Вандейский мясник”, генерал Вестерман, приспешник Дантона, рапортовал Конвенту:

“Вандея больше не существует … я похоронил её в лесах и болотах Саване… По вашему приказу я давил их детей копытами лошадей; я резал их женщин, чтобы они больше не могли родить бандитов. Меня нельзя упрекнуть в том, что я взял хоть одного пленного. Я истребил их всех. Дороги усыпаны трупами. Под Саване бандиты подходили без остановки, сдаваясь, а мы их без остановки расстреливали..Милосердие –не революционное чувство..”

В результате этой бойни уцелели лишь несколько отрядов, не участвовавших в нормандском походе, в частности, отряды Шаретта и Стоффле. Они продолжали действовать еще довольно долго, но "большая война" в Вандее практически уже закончилась.

К тому времени саму Вандею без устали опустошали генерал Клебер и республиканская армия, переведённая сюда с Рейна.

A между тем республиканцы 7 января 1794 AD овладели Нуармутье, после чего главнокомандующий республиканскими войсками генерал Тюрро, получив подкрепления, решил окончательно подавить восстание и для этого двинул в Вандею 12 летучих отрядов, известных под названием адских колонн, которые истребляли на своем пути дома, селения, леса и без пощады расстреливали всех пленных на протяжении всего 1794 AD.

Весной 1794 AD республиканцам в Нанте  предстояло убить множество повстанцев из Вандеи, и они не знали, как это сделать. Они выпустили на захваченных адские колонны; они морили их голодом и зверски убивали; они расстреливали их тысячами. Но этого было “недостаточно”. Тогда им пришла в голову мысль –топить.

Нант был атлантическим портом работорговли; и здесь под рукой был целый флот  огромных плавучих тюрем. Придумали ночью топить гружёную людьми баржу в реке, а потом снова поднимать её на поверхность –получилось не привлекающее внимания многоразовое устройство для казни. Это были ужасные noyades –порождение изобретателей кровавого левого режима по части технологий смерти.

В начале 1794 AD командующий Западной армией генерал Тюрро приступил к исполнению  декрета о геноциде от 1 августа 1793 AD, решив покарать мирное население, поддерживавшее защитников престола и алтаря.

"Вандея должна стать национальным кладбищем", - заявил он.

Тюрро разделил свои войска на две армии, по 12 колонн в каждой, которым было предписано двигаться навстречу друг другу с запада и с востока. "Адские колонны", как их тут же окрестили вандейцы, с января до мая жгли дома и посевы, разрушали изгороди, грабили, насиловали и убивали во имя “республики”.

Адские колонны жестоко мстили “бунтарским” деревням.

Десятки тысяч были застрелены, гильотинированы, сожжены заживо в своих амбарах и церквях.

Счёт жертв пошёл на десятки тысячи. На каждую жертву Террора в Париже приходилось не меньше десяти убитых в Вандее.

В порту Рошфор несколько тысяч священников, отказавшихся присягнуть новой власти (неприсягнувших), были замучены голодом, на баржах, где их держали в заключении.

В Анже несколько тысяч заключённых были расстреляны прямо на месте.

В Нанте – тысячи утоплены более систематически.

Особый размах массовые экзекуции приняли в Нанте, где организацией террора занимался член Конвента Каррье (Jean-Baptiste Carrier).

Около 10 тысяч человек, часто никогда не державших оружия в руках, а просто сочувствовавших insurgentеs - их жены, дети, родители, были казнены по его прямому приказу.

Однако гильотины и расстрелов было недостаточно для воплощения его грандиозных карательных замыслов. Тысячи людей расстреляно, тысячи  утоплено, тысячи умерло от голода в тюрьмах.

Половина "осуждённых", так и не дождавшись суда, погибла в Луаре: людей, надеявшихся на обещанную было амнистию, усаживали в noyades, которые затапливались на середине реки, или просто сбрасывали в воду, связав руки.

Каррье, прозванный "нантским утопителем" отличился особо. Прибыв в Нант, он по-своему решил проблему перенасыщенности городских тюрем.

Вот некоторые из эпизодов его деятельности. В ночь с 16 на 17-ое ноября, его помощники погрузили около сотни священнослужителей на борт noyades. Связанные попарно, клирики подчинились, ничего не подозревая, хотя у них предварительно отобрали деньги и часы. Затем подручные Каррье пустили судно в дрейф по Луаре. Вдруг, один из пленников, Эрве, кюре из Машекуля, заметил, что баржа была продырявлена во многих местах, немного ниже ватерлинии. Священники, поняв какая участь им уготовлена, упали на колени и стали исповедовать друг друга. Через четверть часа, река поглотила всех несчастных узников, за исключением четырёх. Трое среди них были обнаружены и убиты. Последний был подобран рыбаками, которые помогли ему скрыться.

Каррье также ввёл в моду так называемые "республиканские свадьбы".

Мужчин и женщин разного возраста раздевали донага, связывали попарно и топили.

Беременных женщин обнаженными складывали лицом к лицу с дряхлыми стариками, мальчиков со старухами, священников с юными девушками.

Экзекуции часто проводились по ночам, при мерцающем свете факелов. Сам "нантский палач" любил наблюдать за их ходом: реквезировав себе изящное судёнышко, под предлогом надзора за берегами он раскатывал на нём по Луаре вместе со своими подручными и блядями...

Парижские мясники занялись и другими преобразованиями. Они поощряли политику дехристианизации : разгром соборов Нанта и Кемпера.

Так за свою непокорность левой тирании  Вандея была потоплена в крови. Расправа длилась не один месяц.

Итог геноцида крайне тяжел  для экономической и интеллектуальной элиты  Вандеи и Бретани, сильно поредевшей в ходе массового уничтожения.

В марте 1794 AD подняли оружие против тирании нижнебретонские депутаты, причём восставшие роялисты, получившие название шуанов (Шуанерия 1793 –1799 AD), присоединились к вандейцам.

Примечательно, что cahiers de doleances (тетради жалоб) 1789 AD cвидетельствуют, что самые ожесточёные протесты против десятины и священства отмечались именно на западе, а не на востоке. Но очевидный экстремизм республиканцев достиг таких размеров, что первоначальные сторонники превратились в заклятых врагов. 

Тогда для подавления народного восстания решено было перейти к учреждению так называемых укреплённых лагерей, которые, будучи постепенно переносимы в глубь Вандеи, могли бы служить надёжными пунктами для полевых войск.

К концу 1794 AD 13 укреплёных лагерей отрезали Вандею от внешнего мира, предоставив её своим собственным силам.

Между тем, в июне 1794 AD в военых действиях наступило затишье вследствие начавшихся полевых работ, a потому правительство распорядилось отправить лучшие войска на восточную границу.

Вслед за тем прав-ство (после термидорианского переворота) вступило с инсургентами в переговоры, которые окончились заключением мира в Ла Жонэ 5 февраля 1795 AD.

Стоффле, Сапино и ряд других лидеров уцелевших вандейских отрядов подписали с "представителями народа" мирный договор в Ла Жонэ.

Соглашение подтверждало, что Вандея признавала республику, республика же в свою очередь обещала освободить непокорные департаменты на 10 лет от рекрутского набора и налогов, приостановить преследование неприсягнувших священников.

Генерал Лазар Гош (1769 –1797 AD),покоривший Рейнскую область (однажды он даже направлялся для захвата Ирландии) и командовавший в то время республиканскими войсками в Вандее, выступал против мирного компромисса, мотивируя это тем, что руководители эмигрантов и английский кабинет Питта неусыпно стараются снова разжечь  пламя восстания.

В самом деле, в поддержку высадки эмигрантов на Кибероне, инсургенты вновь  начали неравную борьбу за правое дело с карателями в середине июня,  овладели несколькими республиканскими постами и расстреляли попавшихся им в руки “синих”.

Между тем республиканские войска в это время были заняты участием в отражении  Киберонской экспедиции, снаряженной английским правительством для оказания поддержки роялистам Вандеи и Бретани.

Главное руководство экспедицией было поручено графу д'Артуа (впоследствии король Карл X); войска экспедиционного отряда состояли из эмигрантов и одной английской морской бригады.

Немедленно по окончании высадки была произведена раздача оружия, одежды и продовольственных запасов явившимся крестьянам и шуанам, из коих было сформировано три отряда (16 тысяч).

Получив известие о высадке роялистов в Бретани, Гош с ничтожными силами поспешил в Ванн, где успел собрать до 13 тысяч, и 6 июля начал наступление.

Отбросив передовые неприятельские отряды к Понтиевру, он предпринял блокаду Киберонского полуострова занятием укреплённой позиции на Фалезском перешейке y Сен-Барб.

Утром 7 июля 4 тысячи эмигрантов и шуанов атаковали позицию Гоша, но неудачно.

Через несколько дней атака была повторена, но столь же неуспешно.

15 июля инсургенты получили подкрепление, в виде нового транспорта эмигрантов, и вновь предприняли наступление на позиции, занятые войсками генерала Гоша. Республиканцы отразили эту атаку с большим уроном для противника.

Между тем, генерал Гош 20 июля предпринял ночной штурм Понтиевра, который после нескольких кровопролитных атак был взят, отчего правое дело было окончательно проиграно.

Военный суд, наряженный над сдавшимися инсургентами, приговорил к смерти всех эмигрантов старше 16 лет.

В местечке называемом Toulbahadeu, около болота Керзо, стоит часовня в память о 953 расстрелянных эмигрантах и шуанах. Это место носит имя "поля Мучеников".

Пока происходили указанные выше события, военные действия продолжались в западной Вандее.

10 августа в С.-Жильскую гавань прибыла английская эскадра с оружием и военными припасами, которые были доставлены в Бельвиль, куда была перенесена главная квартира инсургентов.

30 сентября Гош (15 тысяч) тремя колоннами двинулся к Бельвилю, но Шаретт (François-Athanase de Charette de la Contrie 1763-1796 AD) , один из народных вождей, избегая встречи с республиканскими войсками, ограничивался лишь мелкими партизанскими действиями; разбитый при Монтегю, он был отброшен к Бельвилю; другой же народный предводитель — Стофле (Jean-Nicolas Stofflet 1751 –1796 AD), оперировавший в Анжу, изменническим образом был захвачен в плен и 4 февраля 1796 AD  расстрелян в Анжере.

Еще некоторое время счастие благоприятствовало Шаретту, но, окружённый при Сюльписе превосходными неприятельскими силами, после мужественной обороны он попался в плен и 18 марта был расстрелян в Нанте.

François-Athanase de Charette de la Contrie

К весне 1796 AD, после казней Стоффле и Шаретта, Вандея была окончательно обезглавлена.

Последовательно осуществляя геноцид народа, уничтожив как  в Вандее, так и в Бретане последних бойцов из шуанских отрядов Жоржа Кадудаля и Корматена и внося всюду дух террора, Гош в июле 1796 AD мог донести Директории, что война в Вандее окончена.

Позднее, в центре Вандеи была возведена огромная военная крепость с гарнизоном 20 000 человек (1808 AD – Наполеон –Вандея, сейчас Ла Рош-сюр-Йон).

Неподалеку, в открытом поле, виден крест в память о том, что здесь перед карателями стоял последний командир вандейцев шевалье де Шаретт де ля Контри (François-Athanase de Charette de la Contrie), и здесь он погиб с криком Vive le roi!

Вандея была побеждена, но до конца не смирилась и не перестала бурлить, сохранив в себе стойкую привреженность правому делу на протяжении всего XIX века. Возможно, в известной степени, она сохраняет их и до сих пор.

Невероятная ожесточенность столкновения людей и бесов левого изврата, небывалый масштаб репрессий, обрушившийся на непокорные департаменты в конце XVIII столетия, глубочайшим образом воздействовали на психологию людей и придали последующим поколениям вандейцев совершенно особые черты.

Сформировалось специфическое региональное сознание, "особое лицо" Вандеи.

Мятежный дух и стремление к свободе ещё не раз давал о себе знать в особенно значимые моменты истории:

  • в 1814 и в 1815 AD Вандея поднималась против узурпатора Буонапарте
  • в 1832 AD - в поддержку легитимного монарха

В XIX-XX веках местная политика западного региона была сугубо правого направления с долгой антиреспубликанской традицией

Впоследствии на всех выборах, в отличии от la zone rouge –красной зоны) она исправно отдавала свои голоса, как отдает их и сегодня, наиболее правым политическим партиям и течениям.

Вероятно завтра у многих начнут гореть "предохранители" в голове от жестких реалий бытия.
Ясно одно (не смотря на галдеж и дымовую завесу, разрыв между телевизионной картинкой и реальностью разителен), что бизнес основанный на торговле денежными производными привел к тому, что объем рынка производных где-то в 5 раз превышает объем мирового ВВП.И видимо все это счастье скоро кончится.

Вероятно начнут убивать  за любые операции, связанные с искусственным ограничением денежного обращения (взимание процента). Возможная перекройка наверное не будет безболезненной.
Вообщем давно вибрирует то в ноосфере неприятие ростовщичества, это впрочем и краеугольный камень христианской (и не только) морали. Ничего нового

Ссылки:

Index liborum:

  • Crétineau-Joly, La Vendée militaire;
  • Bournisseaux, Histoire des guerres de la Vendée et des chouans
  • Chassin, La préparation à la guerre de Vendée
  • Duprez, Les guerres de la Vendée
  • Rambaud, Histoire de la Révolution
  • Lecharron, Expédition de Quiberon
  • Martin J.-С, Une guerre interminable. La Vendee deux cents ans apres, Nantes, 1985 AD
  • Martin J.-С, La Vendee et la France, Paris, 1987 AD
  • Martin J.-С, La Vendee et la Memoire, Paris, 1989 AD
  • Tilly Ch., La Vendee, Paris, 1970 AD
  • Мягкова Е.М.,"Необъяснимая Вандея": сельский мир на западе Франции в XVII-XVIII веках, Москва, Academia, 2005 AD
  • Жозеф Мари де Местр, Рассуждения о Франции, Москва, Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997 AD
  • Эдмунд Бёрк, Размышления о революции во Франции, London, Overseas Publications Interchange Ltd, 1992 AD
  • Тихомиров Л.А., Религиозно-философские основы истрии, Москва, ФондИВ, 2007 AD

Présentation des portraits des généraux
(Cliquez dessus pour agrandir)

Georges Cadoudal  (1771-1804)François  Athanase de Charette de La Contrie (1763-1796) Henri du Vergier, comte de La Rochejaquelein  (1772-1794)Louis Marie de Salgues,marquis de Lescure (1766-1793)
Jacques Cathelineau  (1759-1793)Charles Melchior Arthus, marquis de Bonchamps (1760-1793)Louis du Vergier, marquis de La Rochejaquelein (1777-1815)Augustin Gaspard de Bernard, chevalier de Marigny  (1754-1794)
Maurice Joseph Louis Gigost d’Elbée (1752-1794)Marie Pierre Louis,comte de Frotté (1755-1800)Charles Henri Félicité Sapinaud de La Rairie (1760-1829)Louis Esprit,chevalier de Sapinaud dit Sapinaud de La Verrie (1738-1793)
Jean Nicolas Stofflet (1751-1796)Pierre Jean Baptiste Constant,comte de Suzannet (1772-1815)Antoine Philippe de La Trémoïlle,prince de Talmont (1765-1794)

Из главы: "Эмансипация евреев" книги "Религиозно-философские основы истории" Льва Тихомирова
"..Права человека и гражданина были установлены не только без Бога, но и без какой-либо истории, совсем заново выведены из отвлеченных понятий о человеке. Разумеется, в этом построении права человека были освобождены от всякой связи с его вероисповеданием... за исключением прав верующих католиков, ибо в кульминационный пункт революции римско-католическая религия была совсем запрещена.

Для еврейства же открылась новая эра. "Свобода не досталась французским евреям даром, - замечает Грец, - напротив, они и сами делали усилия, чтобы сбросить с себя тяжелое иго [Г. Грец. История евреев. Т. XII. С. 163].

Наиболее замечателен из еврейских апологетов был Серф Бер, именовавшийся Герц Мендельгеймом. Но Грец умалчивает о несравненно более важном действии евреев через масонские ложи и, может быть. еще более могущественном всемирном их действии. Моисей Мендельсон, живший в Берлине, был вдохновителем Мирабо, который и возвысил за евреев свой голос. Это было поважнее агитации Серф Бера. Но Мирабо был не один.

Когда разгорелась революция, католицизм подвергся систематическому гонению, которое дошло до апогея при Робеспьере. Конвент издал декрет, который уничтожал "католический культ" и заменял его "культом Разума". 2300 католических церквей были при этом обращены в "Храмы Разума".

Но напрасно в Конвенте подымались голоса, требовавшие, чтобы воспрещение распространилось также и на евреев, чтобы им воспрещено было обрезание. Эти требования были оставлены в полном невнимании, не подвергаясь даже голосованиям.

В местных коммунах отдельные кучки особенно рьяных якобинцев, не посвященных в высшую политику, врывались иногда в синагоги, уничтожая Тору и книги, но лишь к 1794 году революционно-атеистическая логика заставила наконец и сверху поставить вопрос об уничтожении не одного католицизма, а также еврейства.

Тут, однако, евреев выручил 9 Термидора 1794 года. Робеспьер пал и казнен. Восторжествовали умеренные элементы. Вопрос о запрещении еврейства сам собой упразднился, а Конституция III года Республики дала евреям равноправие.

Из всего хода событий видно, какую могущественную поддержку успели себе они подготовить в революционной Франции. Крушение постигло христианские алтари и королевский трон, но евреев отстояли - то молчанием, то низвержением "тирана" (Робеспьера) - и привели к эмансипации,

Это была заря еврейской так называемой свободы. Постепенно она стала распространяться по другим странам, разносимая революционными штыками и картечью. Не сразу все это делалось, но так называемая эмансипация евреев была поставлена на всю мощь "современной" государственности, так что практическое осуществление равноправия было для разных стран лишь вопросом времени.

"..При этой эмансипации евреи приобрели, однако, более чем равноправность: они стали привилегированным сословием или нацией, так как, получая все права граждан каждой страны, они всюду сохранили свою религиозную общину, которая, по существу, есть гражданская.

Основная идея революционного государственного строения требовала, чтобы в государстве не было никаких частных обществ или союзов. Корпорации ремесленные, когда-то подорвавшие евреев, были уничтожены во Франции, и рабочие не могли в течение нескольких десятков лет добиться права на профессиональные союзы. Но община евреев была сохранена.

Правда, Наполеон побаивался евреев. Однако он в 1806 году собрал еврейский Синедрион, со всеми его принадлежностями: был на нем наси - председатель - и два главных члена - аб бет дин (то есть председатель суда) и хахам (представитель раввината). Всех членов, кроме председателя, было 71.

Синедрион должен был выработать устройство французских евреев (система Консисторий, главной и местных), которое приблизительно остается таковым и до сих пор. Эта организация имела своей официальной целью надзор над евреями, но такой надзор в действительности был лишь восстановлением особенного еврейского самоуправления.


Так складывалась "эмансипация" повсюду. Везде евреи получали местные права и сохраняли свою внутреннюю сплоченность и самопомощь. Мало того, никакие законы не могли предотвратить и международной связи еврейства.

Она иногда проявлялась даже явно, как в "Кол Изроэль Хаберим" (Alliance Israelite Universelle), хотя многие законодательства воспрещают обществам и союзам своих граждан быть в связи с иностранными. Для евреев получилось положение чрезвычайной привилегированности. Впервые за историю голусы они получили большие права, нежели местные граждане стран рассеяния. Понятно, что каковы бы ни были дальнейшие цели воскресения Израиля, страны новой культуры и государственности становятся с тех пор опорным пунктом еврейства. .."
Citato loco

Deleted comment

Спасибо за лестный отзыв.
Прекрасная статья! Большое Вам спасибо. Скажите пожалуйста, Вам не попадалась статья А.Солженицына "Слово о вандейском восстании"? Я нигде не могу найти.
И Вам спасибо за лестную оценку.
Я,честно говоря и не знал, что у Солженицына такая статья есть.
Он был в Вандее в 1993, по поводу 200-летия восстания и выступал с речью.
Спасибо.Попробую поискать в американских университетских библиотеках.
На всякий случай, это статья печаталась в журнале Звезда" N 6 за 1994 год, но в Интернете ее нет.
Своего рода "белым пятном" мне представляется период Вандейской войны 1714-1715гг. Тогда движение возглавил брат Анри де Ларошжаклена - Луи, только что вернувшийся с войны в России. По моим архивным розыскам выходило так, что деньги на борьбу с режимом Наполеона Луи де Ларошжаклену дал русский царь. Возможно, у вас есть больше информации по этому поводу... Был бы вам очень признателен за нее. Меня очень интересует история этой семьи, ее роль в истории Франции и России.
Прошу прощения за ошибку. Не 1714-1715 гг., а 1814-1815 гг.