Административный чиновник признает, что мир, который он воспринимает, есть сильно упрощенная модель шумного и крикливого беспорядка, который представляет собой мир реальный. Он доволен этим упрощением, поскольку уверен, что настоящий мир в основном пуст - большинство фактов реального мира не имеет никакого отношения к любой конкретной ситуации, которая стоит перед ним, - и что наиболее существенные цепи причин и следствий коротки и просты.
Герберт Саймон (математик и логик)
Говорят, что в своей частной жизни мы расплачиваемся прежде всего из бюджета личной судьбы.
А государство, обращая в прах общие судьбы земель и народов, ликвидирует ужасные итоги своей претенциозной политики за счет карманов и душ собственных граждан.
Вообще государство (state), идея которого уже исчерпала себя, а его реальные воплощения - стоит взглянуть на Европу - вырождаются, рассыпаясь и обнажая гниль, на наших глазах.
Эти государства, по сути служебные, помимо поддержания собственной жизнедеятельности, не имеют добавочного смысла существования .
Этот добавочный смысл может состоять в стремлении к имперской экспансии, к собиранию земли, в символическом, но достижимом плане обозначенном как исторически и конфессионально неизбежный захват Царьграда и Босфора с Дарданеллами, либо в стремлении построить общественную жизнь на Христовых заповедях - не суть важно. Важно, чтобы этот добавочный смысл был.
Но его ныне нет.
Когда служебное государство берётся что-то улучшить, на деле оно это что-то не столько улучшает, сколько упрощает.
Такое упрощение (стандартизация и схематизация) может оказаться полезным и даже весьма полезным, но только до того момента, пока госуправление не разрушает естественное многообразие реальной жизни.
Наглядный пример - феномен "итальянской забастовки", суть которой не в том, чтобы перестать работать, а в том, чтобы работать строго по правилам.
Опыт показывает: сколь бы умны и подробны ни были инструкции, когда им начинают следовать буквально, игнорируя многообразие жизненных ситуаций, любое производство встает.
За что бы государство ни бралось, его основная задача - превратить общество из понятного прежде всего своим рядовым членам в понятное прежде всего госаппарату.
Широкие проспекты, адреса, земельные кадастры, фамилии, единые системы мер - все это подчинено одной цели - сделать общество максимально прозрачным для чиновника и максимально отзывчивым к его манипуляциям.
Цели государства всегда довольно ограниченны и утилитарны - налоги, безопасность, призывники, а потому и "карта" общества, которая получается у государства, всегда слишком проста. Беда в том, что государство не просто создает эту "карту", но и пытается преобразовать общество в соответствии с ней.
"Сбылась вековая мечта масс о правильности только одной меры! Революция дала народу метр", гласил один из французских революционных декретов.
Избыток разных мер действительно не способствовал торговле, но не слишком-то и мешал.
В повседневной жизни люди легко ориентировались в таких мерах расстояния, как "бросок камня" или "три раза сварить рис".
Их не смущало, что в разных регионах страны объем пинты мог колебаться от 0,93 до 3,33 литра. Люди умело и с выгодой для себя играли на разницах объемов корзин с разным плетением и разной степенью износа.
Существовала масса договоренностей: когда насыпать зерно в корзину с "горкой", когда с "полугоркой", а когда вровень; какой формы должны быть гребки и кто должен ровнять зерно; с какой высоты насыпать зерно - от пояса или от плеча (разная степень утрамбованности).
Ни для кого все это разнообразие сложностей не представляло, мешало оно только государству, которое хотело точно знать, какой урожай и сколько можно собрать налогов.
И наоборот, введение единой меры было удобно для чиновников, но не для крестьян.
Сообщение фермера, что он арендует двадцать акров земли, столь же информативно, как и сообщение ученого, что он купил шесть килограммов книг.
Для крестьян куда важнее было, какой урожай можно собрать с этого поля, скольких людей оно может прокормить - в таких единицах и считали землю.
Скажем, в Ирландии маленькие фермы описывали как "ферма одной коровы" или "ферма двух коров", чтобы понять, каким количеством молокопродуктов может обеспечить семью этот участок земли (то есть корова была интегральной характеристикой размера участка, качества почвы, климата и урожайности произрастающих культур).
Поэтому стоит ли удивляться, что и через 20-30 лет после введения единых мер
(того же метра) их использование было скорее формальностью, чем реальной практикой.
Столкнувшись с необходимостью вести индивидуальный учет налогоплательщиков (опять же исключительно для собственного удобства), государство ввело фамилии, нужды в которых у простого люда не было никакой.
От эпохи т.н. "ренесанса" и до нашего времени шла административно управляемая "фамилизация" населения. "Изобретение дат рождения и смерти, чрезвычайно подробных адресов (более подробных, чем просто что-то вроде "Джон с холма"), удостоверений, паспортов, пропусков, фотокарточек, отпечатков пальцев и самого последнего достижения - профиля ДНК усовершенствовало более грубый инструмент - перманентную фамилизацию. Но фамилия стала первым и бесповоротным шагом к превращению индивидуальных граждан в официально регистрируемых
Говорят, что на Филиппинах, например, фамилии были розданы в принудительном порядке, да так, что до сих пор в каких-то регионах страны встречаются преимущественно фамилии, начинающиеся на одну букву, а в каких-то - на другую.
Есть, впрочем, и менее безобидные примеры стремления государства упростить общество.
Так, в какой-то момент французские власти ввели налог на "окна и двери" - не надо замерять размер жилища или пересчитывать жильцов, можно просто посчитать проемы, рассудив, что чем больше помещение, тем больше площадь и тем, вероятно, больше жильцов.
Казалось бы, ерунда? Крестьяне же в ответ начали строить дома с малым количеством проемов. Итог - негативное влияние на здоровье французов этого новшества сказывалось целое столетие.
Рациональное устройство любой общественной системы паразитирует на неформальных практиках.
То есть, вам, например, удается заносить результаты своей деятельности в бухгалтерскую отчётность только потому, что ваш бухгалтер выполняет невидимую и незаметную работу, договариваясь с бухгалтерами контрагентов, государственными проверяльщиками и вашими собственными работниками о том, как будем оформлять ту или иную сделку, чтобы углы не торчали ни у вас, ни у контрагентов.
Ну, а государство борется за то, чтобы вы были "прозрачны" для него (это понятно, наверное).
Но чем сильнее и успешнее оно за это борется, тем больше неформальной работы требуется на вашей стороне (есть мнение, что и на стороне проверяльщиков тоже) для того, чтобы эту "прозрачность" обеспечить.
“..они не знают, что привольнее Руси нигде не живется. Еще бы! Русь состоит из трёх принципов:
- никаких законов не исполняем
- Царь всех милует
- нравы еще не установились
Ширь, какой на Западе не “попотчуют-с”. Да что: на Руси, из Тверской губернии, вышел самый свободный человек в мире. Это Michel Бакунин. Его даже теснили “невыразимые”, и он их снял и бегал нагишом по всей Европе. Эмблема русской волюшки..”
Розанов
Nexus:
annuak2005
December 14 2008, 02:03:04 UTC 10 years ago
получается что мы живем в исскуственном обществе
не удобном для людей?
hvac
December 14 2008, 10:31:01 UTC 10 years ago
Вот взять допустим Пизу.Была такая республика на заре цивилизации в Италии.
Там с налогами как дело обстояло.Если свободный человек берёт в аренду землю для обработки, он просто отдаёт хозяину земли (сеньору) одну десятую часть того что вырастил.Каждый десятый мешок пшеницы.Каждого десятого гусёнка.Каждого десятого телёнка.И всё.Вот такой суровый феодализм.
Люди понимали, что не надо нагличать и резать курицу несущую яйца.
Или вот в России.Мелкий частный предприниматель вообще никаких налогов не платил.Бригада (артель) строителей допустим ездила по всей России и никому ничего не платила.
Царь и армию и госаппарат содержал за счёт таможни и монополии на водку.
annuak2005
December 15 2008, 04:20:59 UTC 10 years ago
тогда получается порядки проще для людей были
umaxik
December 14 2008, 10:49:34 UTC 10 years ago
Это к тому, что статья изобилует спорными доводами.
Отсутствие цели у Европы - тоже весьма интересно. А в чём должна быть цель? Бесконечно перемещать свои границы? Вполовину уменьшить население чумой, чтобы с трудом возродить цивилизацию? Изобрести паровые машины, чтобы на 100 лет обеспечить себе кислотные дожди? Или раньше цели тоже не было?
Объединить мирный разум планеты, чтобы потратить колоссальные средства не на ружья, а на постройку БАК - это рывок к цивилизации разума и познания.
hvac
December 14 2008, 12:02:18 UTC 10 years ago
И люди - которые хотят творчески трудиться, развиваться, думать, а не только жрать чуть слаще чем их деды, сознавая свои жопные перспективы, должны пытаться как-то с этим бороться...
Сегодня В Китае, Малайзии и Гонконге - производственные подразделения (руки). Знания (и деньги!) - в другом месте (голова). А в бывшей России -ТРУБА!(жопа)
Вот это вот - самый основной показатель работы государства (власти, "берущего сословия"), а не ВВП, не уровень инфляции, не вступление в ВТО, не тошнотворная эта "третья в мире по объему капитализация "Газпрома"", "IPO Роснефти" и мифический "рост уважения к России в мире".
umaxik
December 14 2008, 20:04:25 UTC 10 years ago
Мне, простите уж, теперь не понятно, почему при мировой интеграции функциональное межевание должно проходить по географическим границам (по "странам"). Даже сейчас вполне ясно, что мир из многоярусного "человек-социум-...-страна-планета" превратится с т.з. той же иерархии в плоский "человек-гиперсоциум" ввиду даже сейчас (через 13 лет после возникновения) Интернет рушит все границы и позволяет всё: покупки с любого континента с доставкой, брачные знакомства, поиск информации о чём-то просто по факту высказывания кем-то в мире по этой же теме.
Я к тому, что межевание, все классовые переходы, все переосмысления себя будут происходить непосредственно в человеке: от него зависит всё, чем он заполнит свою жизнь, а доступ в Интернет доступен сейчас практически каждому. Живущие по-соседству люди могут принадлежать совершенно разным "структурам нового организма" с совершенно различным уровнем потребления (и дай бог, если действительно между ними не будет зависти).
Про "мифичность" экономических показателей: на них опираются инвесторы. Давайте от противного: на что, как Вы считаете, опираются инвесторы при выборе портфеля инвестиций? Вот, скажем, я ради эксперимента покупал облигации. Я не ходил по всем фирмам-эмитентам, оценивая удои коров, урожайность пшеницы или спрос на прессу средней руки. Я смотрел на показатели. Довериться абстракту - удел глупца? Большим или меньшим глупцом я бы был, если бы всё ж щупал за бока бурёнок?
Совершенно другой вопрос, что в цифрах спрятан приличный бес: разумеется, российский международный рейтинг старательно занижается; дураков нет. Малая жертва.
Роль государства - в обеспечении свободы (=возможности, полноты информации) субъектов и бесконечных попытках наладить общение с теми, кто сейчас не выражает себя наиболее полно (начиная от людей с синдромом Дауна - я уверен, что была бы возможность их адаптации, они бы решали колоссальные задачи, заканчивая закоренелыми уголовниками).
umaxik
December 14 2008, 20:07:43 UTC 10 years ago
hvac
December 14 2008, 23:55:29 UTC 10 years ago
Наверное глобализация/глокализация несёт "новое средневековье"(как называет это Умберто Эко), с вдумчивой, структуированой сегрегацией по стратам внутри сословий, с функцией самоочищения сообществ.
И самосознание людей опять будет обитать не в "национальном", а только в том, что имееется в действительности.
То есть осознавать свою принадлежность родному городу, району,анклаву, некоторой группе людей, общающихся между собой на местном наречии, не прибегая к пиджин -инглиш.
И осознавать свою принадлежность к домену, у которого есть общий господин; к некоторому общественному институту, корпорации с его привилегиями и интересами; ну и, дай бог, к общему "универсуму спасения", к общим целям глобальным, единым для "слесаря и кесаря"
А у нас в России издавна развиты неформальные домены на 15-20 человек с круговой поддержкой, что и определяет невероятную живучесть нашего общества.
hvac
December 14 2008, 12:09:11 UTC 10 years ago
Освоение океана и космоса, рекультивация пахотных земель и переработка мусора, витализация культурного ландшафта, христианский "универсум спасения" etc.
Людей сплачивают издавна только две вещи -страх и общий интерес.
И в нынешних условиях выживание в рамках отдельной нации возможна только при том условии, что нацию возглавляет суверен,нация конкурентоспособна в мировой экономики, и "выбила" себе достаточное количество ресурсов, рынков и высокооплачиваемых, высокотехнологичных рабочих мест. И спосбна "выбитое" защитить.И способна на превентивный удар. И отвечает на затрагивание своих интересов максимально жестко, несимметрично воздействию.Имеет образ будущего и общую идею, в которой каждый занимает свое место -ora et labora et bela!
umaxik
December 14 2008, 20:19:03 UTC 10 years ago
Система потребует быстрой фильтрации личностей, способностей и приведёт к созданию абстрактной системы мер, относящихся ко всему.
Какую ещё идею может иметь государство, уже так чётко поставившее себе все возможные цели: защищать, поставлять, огрызаться?
tambovsky_wolk
December 15 2008, 12:34:28 UTC 10 years ago
hvac
December 15 2008, 12:46:34 UTC 10 years ago
Разведчик в ГДР!!! Само по себе звучит, как анекдот.Sapienti sat