Перед крахом Ancien Regime -1
Don Giovanni
Дон Жуан Моцарта - под таким названием стала известна эта опера - был в то время самой последней версией популярного сюжета об обольщении, уже ставшего европейским мифом.
Дон Жуана, обманщика из Севильи, представляли уже больше двух столетий и на карнавалах в Неаполе, и в пантомимах на ярмарках во Франции.
Сюжет получил литературную обработку Тирсо де Молины (1630 AD), Чиконьини (около 1650 AD), Мольера (1665 AD), Корнеля (1677 AD ), Гольдони (1736 AD) и Шадвеля (1776 AD).
Он был положен на музыку, поставлен как балет и как пьеса в Риме в 1669 AD.
Никакое изложение не может передать, однако, как дивно сочетаются партитура и либретто, запоминающиеся моменты которого ничего не теряют при любом количестве повторений и пародирований.
В Арии № 4 (Madamina, il catalogo ë questo) слуга Жуана хвалится Эльвире галантными успехами своего хозяина:
В Италии шестьсот сорок, в Германии двести тридцать один, сто - во Франции, в Турции - девяносто один, а в Испании, уже тысяча три!
В очаровательной № 7 (Là ci darem la mano) - в этом "самом совершенном дуэте обольщения, какой только можно вообразить", - Жуан завоевывает ничего не подозревающую Зерлину даже без намека на принуждение или обман.
Энергичную и уверенную мелодию подхватывает сопрано и играет с ней, пока оба не уходят рука об руку в порыве общего восторга.
В мелодраматической сцене на кладбище (действие II, сцена 11) участники дрожат, когда Каменный гость произносит свое мрачное предсказание под трепещущие звуки тромбонов: "Еще до рассвета ты посмеешься в последний раз"
Когда уже все кончилось и судьба Жуана свершилась, все участники задерживаются, чтобы пропеть хором не очень убедительную мораль под искрящуюся двойную фугу: "Вот и пришел конец игре этого грешника, его жизнь и смерть - одно и то же".
Для второго исполнения оперы (в Вене семь месяцев спустя) Моцарт и Да Понте сделали кое-какие изменения, приноравливаясь к новому составу певцов и новому театру.
Они опустили Арию Оттавио, № 21(22) (mio tesoro intanto)
Но вскоре этот номер был восстановлен, и уже навсегда остался важной частью стандартного репертуара.
Моцарт дважды приезжал в Прагу в 1787 AD , и оба раза с женой Констанцией.
Он был на вершине своей музыкальной карьеры. Во время первого визита в январе - феврале он представил свою Симфонию № 38, Пражскую, а позднее дирижировал с громадным успехом Le nozze di Figaro. Приём был столь благосклонным, что он немедленно подписал с Бондини контракт на новую оперу, которую планировали поставить в начале следующего сезона.
По возвращении в Вену Моцарт дал несколько уроков семнадцатилетнему пианисту из Бонна, которого звали Бетховен.
В мае его постигло глубокое горе - смерть горячо любимого отца, и у него было много хлопот по имущественным делам. Между тем даже тени печали не слышится ни в Divertimento , ни в восхитительной Маленькой ночной серенаде , сочиненных в то лето.
О шестинедельном путешествии Моцарта в Прагу с Дон Жуаном мы можем почерпнуть сведения не только из переписки Моцарта, но и из местных газет. Он выехал из Вены 1 октября, только что получив скудную сумму, вырученную от продажи имущества отца в Зальцбурге. Он опять отправился в поездку с Констанцией, которая была на шестом месяце. Поездка длиной примерно в 150 миль заняла три дня, поскольку сообщение о его прибытии появляется в Praeger Oberpostamtszeitung уже 4 октября.
В это время Екатерина Великая, в своей новой провинции - Крыму - радушно принимала своего союзника императора Иосифа - покровителя Моцарта.
В Нидерландах был выслан штатгальтер Вильгельм V, а его жена была взята в заложники республиканской партией "патриотов". Как раз когда Моцарт готовился отправиться в Прагу, прусская армия вступала в Голландию, чтобы восстановить в должности штатгальтера.
Ватикан пытался противостоять поднимающейся светской волне: Пию VI (правил в 1775-1799 гг.) не позволили послать нунция в Мюнхен, и король Неаполитанский отказал ему в принесении обычной феодальной присяги.
Во Флоренции он должен был противодействовать намерению герцога Тосканского ввести в тосканской церкви галликанские правила.
Во Франции к тому времени, когда состоялось представление Дон Жуана, были уже созваны и распущены и Ассамблея нотаблей, и парламент Парижа.
Короля Франции убедили, что надвигается банкротство государства, и он решился созвать Генеральные штаты, полагая первоначально сделать это в июле 1792 AD. Было продемонстрировано первое паровое судно. Другие события, важные для будущего, прошли фактически незамеченными. В августе Гораций Соссюр впервые взошел на Монблан. Человек покорял природу.
Сегодня, оглядываясь назад, можно якобы увидеть, что музыка Моцарта отпевала Старый порядок.Чушь.
Тогда этого ещё никто не знал, что:
- Иосиф II был предпоследним императором Священной Римской империи.
- Дож Паоло Ренье (правил в 1779-1789 AD) был 125-м из 126 дожей Венеции.
- Соседка Богемии Польша уже вступила в последнее десятилетие правления последнего из своих королей и князей.
- Папа Пий VI был обречён умереть в темнице французских революционэров.
В искусствах, как обычно, традиционное соперничало с новаторским.
В 1787 AD появляются Защита ростовщичества Иеремии Бентама, Ифигения в Тавриде Гете и Дон Карлос Шиллера.
В это время Фрагонар, Давид и Гойя стояли у мольбертов, как и Рейнольдc, Гейнсборо, Стаббс и Ромни.
Современниками Моцарта были Гайдн, Керубини и Карл Филипп Бах.
Есть мнение, что Дон Жуан был задуман как блестящая, тонкая аллегория суда, который предстоял развращенному и распутнейшему континенту.
Может и так, но на это нет и намека ни в переписке Моцарта, ни в самой опере.
Люди не сознавали надвигающейся страшной катастрофы, и менее всего - во Франции.
Маркиз де Кондорсе, например, один из самых радикальных философов того времени, был уверен только в одном: монархия непоколебима.
Образованная француженка со склонностью к музыке оставила такие воспоминания о Париже того времени:
"Музыкальные собрания (в Отель-де-Рошешуар) были замечательны. Они проводились раз в неделю... но были и репетиции. Мадам Монжеру, знаменитая пианистка, играла; итальянский певец из Оперы пел теноровые партии; еще один итальянец, Мандини, пел басовые партии; мадам де Ришелье была примадонной; я пела контральто, месье де Дюра - баритоном; хоровые партии исполнялись хорошими любителями.
Виотти аккомпанировал нам на скрипке. Таким образом мы исполнили самые трудные финалы. Все очень старались, а Виотти был весьма строг... Сомневаюсь, чтобы где-нибудь еще царили такая легкость, гармония, хорошие манеры и отсутствие всяких претензий, какие можно было найти во всех больших домах Парижа...
И вот посреди этих удовольствий мы приближались к маю 1789 г., смеясь и танцуя по дороге к пропасти.
Думающие люди говорили о том, чтобы покончить со всеми злоупотреблениями. Франция, говорили они, должна родиться заново. Слово революция никогда не произносилось"
я тутъ вже накорябалъ,
kirillovec
December 25 2008, 22:46:46 UTC 10 years ago