Веселит реакция в отечественной ноосфере на очередную экранизацию Стругацких.
Ну да, важнейшее же для большевиков искусство - кино и цирк.
То что нравится кому-то творчество Стругацких, это неудивительно. Впрочем, как и то, что кто-то к нему равнодушен, а кто-то его отторгает.
Мало ли таких пузырей надували?
Пастернаки, гроссманы, рыбаковы, окуджавы -да имя им легион, откармливающихся опарышей на туловище убитой русской культуры.
Поклонники всех этих творцунов любят трендеть, в ответ на любую критику, про зависть etc.
Чего им завидовать? Мелки больно.
Если уж завидовать - так богу Одину, творцу информационных технологий. Путешественнику, обозревавшего Круг Земной. Творцу письменности - небывалого чуда, позволявшего слышать голоса далеких, да и навсегда ушедших людей.Творцу Поэзии - сверхкомпактного способа представления информации, перед которой ничто все чудодейственные упаковщики.
Или Гомеру. Или Данте.
Сейчас в реалиях постинформационного общества просто всё неумолимо становится на свои места, каждому горшку-свой вершок.
Пусть на манеже пока ещё всё теже, деятели культуры, так сказать, но шаманские пляски с бубнами и закатываниями глаз, вряд ли уже кого обманят. Ёжик сдох.
Есть такие книги, которые были невероятно популярны в определенный период времени, как, к примеру, "Хижина дяди Тома" или же эти Стругацкие.
И существуют "вечнозеленые", то есть книги, которые покупают и читают веками или десятилетиями.
Стругацкие пытались сочинять, видимо так, чтобы книги были прочитаны (куплены) всеми и в то же время пытались писать такие тексты, которые якобы можно читать на разных уровнях.
Всё в русле герменевтики еврейской, согласно которой каждый текст, помимо буквального смысла, имеет и другие, что должны быть открыты постепенно.Текст, мол, позволяют неискушенному читателю восприятие на первом уровне, а далее читателям все более и более "образованным" и "изощрённым" - чтение "вглубь" или "поэтажно", с угадыванием всех аллюзий и фиг в кармане.
Но так, не зарываясь, вся многоуровневость заточена под мятущегося советского образованца, неясной этимологии, существующего в информационной блокаде, вне доступа к вибрирующим в ноосфере темам (речь не об авангардистских провокациях, а о фантастике вроде книг Уильяма Гибсона или экспериментальной литературы вроде Томаса Пинчона или Умберто Эко, то есть о текущем литературном процессе)
В таких книгах (ведь мухи низко летают, потому что не птицы они), выносится на уровень метанарративной (сверхповествовательной) авторефлексии та возможность, что давно реализована, пускай неосознанно, в "вечнозелёных" книгах. Не говоря уж о тех мастерах, кто, как Данте, знал об этом и добивался именно такого прочтения сознательно.
Справедливости надо заметить, что в своих произведениях Стругацкие не использовали ингредиенты, которые нравятся потенциальным читателям (совкам - образованцам) по определению (секс, ужас, деньги, смерть etc. -вспоминаю, как за номерами ИЛ с ужастиком "Челюсти" охотились совинтеллигенты)
То есть по отношению к среднему уровню советской образованщины - играли в целом "на повышение".
Ну а у человека, более менее познавшего окружающий мир, их тексты конечно вызывали и вызывают отторжение своей ходульностью и вторичностью.
Да и мелки они больно.
Стругацкие -типичный продукт советского общества, подавленного государством, которое оказалось неспособным удовлетворять элементарные, примитивнейшие потребности своих "винтиков" (верным учеником Ленина - Сталиным было дано определения гражданина СССР как "винтика" в государственной машине) - в еде, в одежде, в развлечениях - и рухнуло, превратив в ничто великую в прошлом империю со всеми её достижениями.
Сейчас, когда есть доступ к многообразному интеллектуальному наследию человечества (ведь сегодня каждый человек имеет возможность вступить в это наследство).
Зачем они, зачем их переиздавать? Зачем вообще говорить об этих из "безрыбья" совдеповского?
Это же не канонические тексты религиозного содержания, а так, фэнтэзи советское, традиционное, с дулей в кармане и эзоповым языком.
Наверное тех, у кого нет такого жизненного опыта, как у Ксенофонта, Флавия, Данте, Тацита, Гиббона, Салтыкова-Щедрина, - по большому счету и перечитывать не стоит.
Даже если их умозрительные концепции остроумны и занятны.
Потому что получены путями левыми, как то: Хождением в Верхний Мир, Хождением в Нижний Мир и, наконец, Лежанием На Диване.
gadsjl_7
January 5 2009, 13:18:10 UTC 10 years ago
попсенозы под салат
ya_tasha
January 5 2009, 13:24:51 UTC 10 years ago
Это ж скука какая... Надо чередовать серьезное с более легким жанром иначе глаз замылится)))
hvac
January 5 2009, 15:16:00 UTC 10 years ago
Согласен.
xp_cmdshell
January 5 2009, 13:38:44 UTC 10 years ago
Re: Согласен.
hvac
January 5 2009, 15:26:13 UTC 10 years ago
Пока информационные барьеры не пали.
skorkin_k
January 5 2009, 13:45:10 UTC 10 years ago
Re: Согласен.
hvac
January 5 2009, 15:23:57 UTC 10 years ago
Лихо!
pr_x
January 5 2009, 14:56:14 UTC 10 years ago
lidia_skryabina
January 5 2009, 16:53:04 UTC 10 years ago
У Бога всего много. И Умберто Эко, и "Хижина Дяди Тома" - в хозяйстве всё пригодиться. Я считаю, что даже совсем слабые, графоманские романы, о которых сегодня все забыли, тоже сыграли свою положительную роль. Это был бульон, в котором сварились другие, стоящие вещи.
Оффтоп: Поздравляю с обоими Новыми годами и Рождествами!
hvac
January 5 2009, 18:04:24 UTC 10 years ago
Верно Вы всё пишите.
Конечно невозможно в аудиовизуальном каноне адекватно переложить текст.Да и не надо.
Это уже совсем другое произведение получается.
Иногда и не слабее оригинала.Тут можно аспомнить и Швейцера экранизации и особливо "Обыкновенную историю", тееспектакль с молодым Табаковым и Яковлевым. По мне, так и лучше заурядного оригинала.
Меня забавляет изрядно просто -напросто этот неистовый хай по отношению к заурядному боевику по заурядному тексту.Разве что сопоставимый с нападками на Скорсезе или Гибсона, после обращения их к евангелическим сюжетам.
Ну прямо как будто какой там символ веры совковой Бондарчук "испачкал".
Вот я и счёл необходимым про советское фэнтези и высказаться.
Зачем стулья ломать? Даже если Александр Македонский и великий человек?
А уж по отношению к рядовому явлению кинопроцесса..
lidia_skryabina
January 5 2009, 18:17:06 UTC 10 years ago
а для меня вопросъ
kirillovec
January 5 2009, 17:06:50 UTC 10 years ago
а изъ-за ихъ гнуснаго оскорбленiя Христiанства въ "Отягощённыхъ зломъ"
вотъ что надо публично ЖЕЧЬ НА КОСТРАХЪ медитируя на ходу...
ну и естественно объявить непрiемлемыми для РУССКАГО приличнаго общества (вотъ есть же англiйская литература и отдЬльно англоязычная... ну и этихъ надо въ какой-нибудь бантустанъ при русскоязычной литературЬ , дикарей такихъ)
но я думаю что какой-нибудь МамлЬевъ или Головинъ просто НЕ НУЖДАЛСЯ СОВЬРШАТЬ подобныя выходки...
кромЬ того, какъ человЬкъ экономически грамотный, я всЬгда считалъ такихъ посрЬдственностей ворАми, укравшими мЬсто подъ солнцемъ у кого-то гораздо полноцЬннЬе и аутентичнЬе ихъ
Re: а для меня вопросъ
hvac
January 5 2009, 18:08:04 UTC 10 years ago
Им и "занавес железный" то был на руку, этим "мастерам культуры".
Чтобы сравнивать не с чем и не с кем было.Хорошо об этом всём ещё Бродский в своё время всё ясно и открыто сказал.
Re: а для меня вопросъ
blutang
January 5 2009, 20:15:49 UTC 10 years ago
Re: а для меня вопросъ
kirillovec
January 5 2009, 20:26:19 UTC 10 years ago
они существуютъ для меня только какъ объектъ наказанiя а не анализа
Re: а для меня вопросъ
blutang
January 5 2009, 20:37:13 UTC 10 years ago
Re: а для меня вопросъ
kirillovec
January 5 2009, 21:23:14 UTC 10 years ago
Re: а для меня вопросъ
kirillovec
January 5 2009, 21:30:44 UTC 10 years ago
срЬди по-настоящему религiозныхъ людей (разныхъ вЬръ) энтузiастовъ такой литературы не встрЬчалъ, да даже и активныхъ читателей и зрителей подобнаго кино что-то мало было ...
нахожу особо извращённымъ то обстоятельство что въ старшихъ классахъ школы въ порядкЬ современной литературы (1980е!!!) мы были обязаны это читать типа "внЬклассно" и ещё приходилось доставать тЬхъ же Стругацкихъ ...
какъ разъ въ то время когда "классно" изучались шедевры типа "Чапаева"
undre
January 5 2009, 20:37:11 UTC 10 years ago
Deleted comment
hvac
January 6 2009, 13:56:59 UTC 10 years ago
Всё давно написано до нас.Вот, кстати, ссылка на список книг нон-фикшн,из моей библиотеки.Может вам будет интересно, хотя бы как руководство к действию, то есть чего собственно искать в сети, какие источники, когда надо определиться, что ЛЮДИ ранее по этому поводу писали там.
lunarrainbow
January 6 2009, 01:53:34 UTC 10 years ago
— Я не говорю, что не верю в современную литературу. Просто не хочу терять время на чтение вещей, не прошедших крещение временем. Жизнь коротка.
— А какие авторы тебе нравятся?
— Бальзак, Данте, Джозеф Конрад (Joseph Conrad, 1857 1924), Диккенс, — бойко перечислял он.
— Современниками не назовешь.
— Так потому я их и читаю. Будешь читать то же, что все, станешь и думать так же, как все. Так только отсталые люди поступают, примитивные. Нормальный человек так не делает. Понял, Ватанабэ? В этой общаге из нормальных только ты да я. Остальные — так, шелуха."
"Норвежский лес". Харуки Мураками.
hvac
January 6 2009, 14:01:32 UTC 10 years ago
Я его слушал в дороге.Купил как-то аудиокнижки.Но не эту.