Вот концепция социального развития Вебера.
В ней он выделяет три аспекта, или три сферы развития.
Социальный процесс — это сфера социально-экономических отношений, область госудпрства и политики, в которых выражаются волевые и властные силы человека. Это сфера “реальной социологии”, отражающей базисные процессы существования и развития общества.
Цивилизационным процессом Вебер обозначает область науки и техники. Научно-техническая сфера транскультурна, ее достижения могут легко передаваться от одной культуры другой.
Духовное ядро исторических и национальных форм жизни составляет культурная сфера.
Это мир идей, символов, мифов, он индивидуален, неповторим по своей сущности. Сфера культуры развивается по непредсказуемым и неповторимым путям. Она суть эманация творческой воли, соединяющая людей с вечными и таинственными началами мирового бытия.
По мере того как материальное начало побеждало и борьба за его интересы приобретала решающее значение, исчезла вера в достижение гармоничного равновесия, и общая субстанция европейского духа начала расползаться и исчезать.
Выход из создавшегося положения Вебер видел в новой организации и восстановлении динамики европейского духа.
Как это может произойти, ему еще не было вполне ясно. Прежде всего нужно понять внутреннее содержание того, что нужно отстаивать и восстанавливать.
Мы должны знать, отмечает Вебер, как в условиях по-новому организованной Европы мы используем её духовный потенциал, на котором она до сих пор основывалась; как следует поступить с динамической энергией европеизма, его стремлением к бесконечности, с которым он появился на свет в облике германо-романской Европы.
Невозможно и не нужно избавляться от этих динамических свойств европейской сущности, иначе жители Европы перестали бы быть европейцами, оставаться самими собой.
Экономика, политика и инструментальный разум цивилизации заслонили и отвратили людей от культурного движения, в результате чего европейское общество сбилось с предназначенного ему пути.
Соответственно и выход из кризиса Вебер предлагает искать в обновлении, новом понимании издавна присущей европейцам культурной идеи.