Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Меркурий

"Римляне имели бога Меркурия, которого они сравнивали с греческим Гермесом. Но его крылатая деловитость приобрела у них чисто практическое значение: она стала символом промышленной предприимчивости, постоянного лозунга "быть начеку" всех этих торгашей и ростовщиков, которые со всех концов римского мира стекались к центру, чтобы поставлять богачам за хорошую плату все те чувственные развлечения, которых нельзя было найти в других местах.

Римляне считали торговлю в то же время каким-то плутовством, и, хотя этот торгашеский мир казался им необходимым злом вследствие их все увеличивающейся жажды развлечений, они, тем не менее, питали глубокое презрение к служителям этого мира, и для них бог торговцев Меркурий стал также богом обманщиков и плутов.

Но этот презираемый бог отомстил гордым римлянам и занял их место, покорив себе мир: увенчайте главу его ореолом христианского лицемерия, украсьте его грудь бездушным знаком ордена усопших феодальных рыцарей - и получите бога современного мира, святейшего, благороднейшего бога пяти процентов, хозяина и распорядителя нашего современного искусства".

Рихард Вагнер  "Искусство и революция"

О нравах  Рима, развращенного ростовщичеством, много свидетельств в классической литературе.

Ростовщичество (как и расовая подмена на менее ценных в культурно-биологическом отношении) стало в Риме ведущим фактором разложения общества, главным тормозом его экономического развития и неизбежного падения.

Гораций отмечает: "Все ненавидят тебя! Ты дивишься? Чему же? Ты деньги в мире всему предпочел, за что же любить тебя людям?

Вот Фуфидий прослыть испугается мотом: он, у кого и денег и поместий немало, пять процентов в месяц берет с должников, и чем больше кто нуждой стеснен, тех более он притесняет

Ювенал так же неравнодушен: "Надо боятся не ранней могилы, не горькой кончины, Нет: страшнее, чем смерть, для роскоши - нищая старость. Путь большей частью таков: заемные деньги истратят в Риме при заимодавцах; затем, когда остается самая малость и бедным становится заимодавец, вместо изгнания в Байи бегут и к устрицам ближе - ибо от денежной биржи теперь уж лучше уйти ".

Лукиан вопиет: "Зачем вы, глупцы, стережете ваше золото? Зачем казните себя, высчитывая проценты, собирая талан за таланом, когда вам скоро придется отправиться к нам, взяв один обол? (разговор в царстве мертвых).

Скажи лучше, что делается на земле.Нового ничего: все так же грабят, лжесвидетельствуют, проценты наживают, деньги взвешивают.

Пусть после смерти тела их будут мучимы, подобно другим преступникам, а души их да будут отправлены назад, на землю, и да вселятся в ослов и пребывают в них в течение двухсот пятидесяти тысячелетий, переходя от одних ослов в других, и пусть они носят тяжести, подгоняемые ударами бедняков; и только по истечению указанного срока да будет позволено им умереть".

"Вопи! Не знай сна и стань таким же желтым, как золото, с которым ты сплавился..И этот (ростовщик) не спит от забот, высчитывая проценты на иссохших пальцах. А спустя немного придется ему все это оставить и сделаться молью, комаром или песьей мухой..Вижу жалкого и глупого человека, которому уже и сейчас живется немногим лучше моли или комара: и он тоже исчах весь от своих расчетов"