Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Сулла

"Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это , было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после"

Екклесиаст

"Жизнь есть родник радости; но всюду, где пьет отребье, все родники бывают отравлены... И многие приходившие опустошением и градом на все хлебные поля хотели только просунуть свою ногу в пасть отребья и таким образом заткнуть ему глотку... И от господствующих отвернулся я, когда увидел, что они теперь называют господством: барышничать и торговаться из-за власти с отребьем!"

Фридрих Ницше. "Так говорил Заратустра"

Dictator perpetuus legibus scribundis et reipublicae constituendae

Луций Корнелий Сулла - одна из самых ярких и в то же время загадочных фигур в истории Древнего Рима.

Он прославился как полководец и политик, писатель и покровитель искусства. Однако, прежде всего его имя связано с диктатурой, ликвидировавшей охлократию и подготовившей переход Рима от Республики к Империи.

Судьба Суллы соткана из противоречий: блестящий полководец, не присоединивший ни пяди земли; крупный реформатор, чья политическая система продержалась всего десять лет; плодовитый писатель, чьи сочинения дошли до нас в жалких отрывках

Луций Корнелий Сулла (138-78 АС ). Квестор Мария во время Югуртинской войны. Легат во время войны Союзнической, когда против Рима восстали италийцы. Верховный главнокомандующий в войне против царя Понта Митридата VI Евпатора.

Именно Луцию Корнелию Сулле принадлежит одно из выдающихся изобретений в истории западной цивилизации. Когда в ходе политической грызни 88 AC популяры отстранили его от весьма прибыльного главнокомандования войной на сказочно богатом Востоке, Сулла не растерялся.

Он сообразил, что Рим - тоже город. А взятие города - штатная тактическая задача. И профессиональные легионы Суллы двинулись к столице.

Такую же операцию Сулла повторил после триумфального возвращения с Понтийской войны. В 83 AC марианцы опять терпят поражение у Коллинских ворот Рима. Шесть тысяч казнённых, появление проскрипционных списков - занесенный в них убивался, семья изгонялась, а имущество доставалось победителям. Сулла провозглашает себя бессрочным диктатором.

То есть появление профессиональной армии положило конец охлократии.

И это было чисто организационное мероприятие. Опиравшееся на нежелание сытых горожан служить в легионах.

После того как квириты, потомки Ромула, из добродетельных селян превратились в избалованных горожан, они перестали стремиться к солдатской службе.

Тогда Гай Марий (156-86 АС) провёл военную реформу, и воинское дело стало не почётной обязанностью граждан, а профессией. Это позволило Марию победить нумидийского царя Югурту, разгромить тевтонов и кимвров. Потом он возглавил популяров, эдакую партию  "демократов".

Сторонники популяров пытались защищаться - память о гражданском ополчении была ещё жива, да и по тогдашним военным технологиям брошенная с крыши черепица тоже была оружием. Hо сопротивлялись недолго, всё же организация всегда побеждает. Марианцы были разбиты, десять тысяч из них - казнены.

Римская действительность приобрела характер "иллюзорной реальности". И то, и другое указывало на необходимость реформации римской республиканской системы: территориально-административной интеграции, социальной интеграции, стабилизации публичной власти etc.

Диктатура Суллы , открыла возможности для дальнейшего развития Рима в сторону империи и монархии.

В сознании римлян сулланская диктатура закрепила ряд важнейших идей:

  • о моральной оправданности террора, если он осуществляется во имя государства;
  • о возможности передачи ответственности за судьбу государства с каждого римского гражданина на конкретного политического лидера, способного обеспечить общине стабильность и благополучие;
  • о возможности и целесообразности политического лидерства.

Сулла имел свое представление о власти и государстве. Оно было достаточно простым: он и его сторонники - приверженцы общины и Республики; его противники - соответственно противники общины и Республики. Это противопоставление приняло форму государственной политики, основанной на реальной силе и на власти, которая этой силой располагает.

Сулла создал государственно-правовой прецедент имперской политики.

Сулла также стабилизировал ситуацию в государстве, прекратил смуты и победил внешних и внутренних врагов.

Отребье у власти не выполняло основной задачи  по синхронизации интересов системных структур - культурных, идеологических, политических, военных и экономических в русле выживания и эволюционного, поступательного развития страны и, решая свои сюиминутные, защеканские задачи, противоречащие базовым интересам отчизны ( сохранение субъектности,  территориальная целостность  и распоряжение ресурсами )

Ведь отребье не способно жить интересами государства и нации и ему неведомы  такие базовые понятия, как честь, совесть и достоинство, то есть недоговороспособно, так что переговоры с ним абсолютно бесполезны и губительны. Spes reconvalescendi. Ubi pus, ibi incisio

Сулла ликвидировал отребье, их выблядков и челядь , рro bono publico и во имя спасения и сохранения Отчизны.

Из Моммзена:

Новый повелитель Рима по природе не был ни жесток, ни злопамятен, неоднократно проявлял он полную готовность забывать вражду и козни и нежелание мстить даже тем, кто злоумышлял на его жизнь, подвергал опасности жизнь его близких, убивал его друзей. Но теперь он счёл своим долгом с корнем вырвать мятежный дух, а людей, которые как бы совершенно позабыли, что такое законы и власть, заставить снова законы уважать и власти повиноваться - и это решение проведено было с беспощадностью.

Приблизительно в течение полугода составлялся и пополнялся список проскриптов, т. е. людей, которые были объявлены вне закона: имущество этих людей конфисковывалось, убиение их не наказывалось, а награждалось. Когда этот список был закончен, в нем значилось до 4700 имен, в числе их были все сколько-нибудь значительные должностные лица, служившие при Цинне, и особенно со времени высадки Суллы в Италии, затем более или менее известные сторонники демократии. Ужас воцарился в Италии, когда по ней разошлись для экзекуций особые отряды Сулловых солдат. Явилось немало и добровольцев, желавших принять участие в этой расправе. Во всех партиях, в том числе и демократической, нашлись люди, которые сделали убиение проскриптов своим ремеслом и средством для наживы, иные сводили тут и личные счеты, известны случаи, что искренние сторонники аристократии были убиты людьми, которые имели основание опасаться, что убиваемые могут раскрыть такие их поступки, которые грозили проскрипцией им самим, а такие случаи не преследовались. Убито было до 1600 всадников и до 50 сенаторов. Имущество проскриптов конфисковалось и распродавалось по ценам страшно низким, приблизительно раз в 100, в 200 ниже действительной стоимости. О размерах конфискаций можно судить по тому, что все-таки выручено было до 350 млн. сестерциев. Много земель было роздано даром, огромные приобретения сделали родственники Суллы, больше же всех известный впоследствии Марк Красс.

Различным наказаниям были подвергнуты и целые общины. В соответствии с упорством и продолжительностью их сопротивления на них налагались денежные штрафы, разрушались стены городов, отбиралась земля, частью и даже целиком. Некоторые общины лишены были прежних прав и получили самое ограниченное италийское право. Сулла хотел, чтобы их граждане растворились в массе пролетариата и чтобы в будущем латинские общины уже не могли давать поддержки революционным попыткам, особенно пострадали некоторые округа Этрурии и весь Самниум. Но вместе с тем Сулла признал за всеми остальными союзниками права римского гражданства. Это было единственное из мероприятий революционного правительства, которое он не отменил. Права вольноотпущенников были опять ограничены по-прежнему.

Конфискованные и оставшиеся не распроданными земельные участки Сулла роздал своим старым легионерам, до 120 000 человек получили тут свою долю. Этим диктатор, с одной стороны, исполнил свое обещание - щедро наградить своих верных сподвижников, с другой - содействовал увеличению в Италии числа мелких собственников, чему он всегда сочувствовал. Новые владельцы во многих общинах не были введены в число прежних членов их, а поселены рядом, организованы отдельно и являлись как бы гарнизонами, которые по всей Италии обеспечивали сохранение порядка, установленного Суллой и давшего им привилегированное положение. С такою же целью из числа рабов, принадлежавших проскриптам, было отобрано 10 000 наиболее смышленых и молодых, и всем им дарована свобода. Они все назвались Корнелиями, приняв по обычаю имя освобождавшего их господина.

Со времени Гракхов правительство как бы признавало право бунта и откупалось разными уступками. Теперь система уступок была брошена. Почти все нововведения Гракхов были отменены: раздача хлеба прекращена, откупы в Азии уничтожены и введен сбор налогов, всаднические суды уничтожены и восстановлены сенаторские. Класс всадников потерял свое политическое значение.

Сенат Сулла постарался поставить так высоко, как стоял он прежде. Он немедленно пополнил сильно поредевшие ряды сенаторов. Затем он уничтожил цензуру с её правом исключать сенаторов и отменил назначение в сенат, отныне членами сената становились обязательно только все те, кто был или консулом, или претором, или квестором. Эдильство не открывало дверей в сенат, число же квестур было повышено до 20. Таким образом, в сенат вступали исключительно люди, ранее получившие по прямому народному избранию одну из перечисленных должностей, и вместе с тем окончательно был утвержден принцип, лежащий в основе  всякой олигархии,- пожизненность и несменяемость членов властвующего сословия

Вот жил-жил, реформировал-организовывал, казнил-миловал.
Я вот подумал Латвию свою реформировать, да прочитал у Вас про Суллу и решил: "А ну её на фиг!"
Ну тогда расскажу ещё про Диоклетиана.Может тогда надумаете, или наоборот утвердитесь в решении "сажать капусту":))
Император Диоклетиан добровольно удалился от власти в 304 году AD на 59-м году своей жизни. За всю историю человечества таких людей было мало. Наиболее известны из них ещё как раз Железный Сулла,ещё Пиночет и германский император Карл V.
Диоклетиан ушел в отставку после долгой болезни, но за время своего правления ему удалось восстановить мощь Империи и стабилизировать обстановку после долгого периода смут, гражданских войн и дворцовых переворотов.Эдикт о твердых ценах Диоклетиана 301 AD был направлен на борьбу со спекуляцией и ростовщичеством (максимальный размер процента был установлен -1 % в месяц).

Диоклетиан, пытаясь восстановить во всей мощи здание Римской империи, устанавливает тетрархию - систему, в которой четыре императора (два - первого ранга, а два - второго, т. е. два августа и два цезаря) правят каждый своей частью империи. Диоклетиан надеялся, что система будет работать безупречно.
Отслужив положенный самому себе императорский срок, он уговорил своего соправителя сложить полномочия и стать частными лицами, после чего цезари наследовали правление в качестве августов и назначили новых цезарей.
Но эта система все равно развалилась. И Диоклетиану все равно, хотя он был уже частным лицом и жил на своей громадной вилле в Салонах (Сплит) в Далмации, пришлось покончить жизнь самоубийством.

После отставки он жил в своем имении в Иллирии, и досуг занимал участием в различных постройках, разведением растений и садоводством. Достаточно широко известен тот факт, что его бывший соправитель Максимиан приезжал к нему, чтобы упросить его взять снова на себя бремя управления Империей. Диоклетиан с улыбкой соболезнования отверг его предложение и спокойно добавил, что если бы он мог показать Максимиану капусту, посаженную его собственными руками, его перестали бы упрашивать отказаться от наслаждения счастьем для того, чтобы гоняться за властью. Этот факт очень широко известен и часто приводится в пример.

В беседах с друзьями он часто говорил, что из всех искусств самое трудное искусство - царствовать. Как часто случается, говорил он, что личные интересы четырех или пяти министров побуждают их войти между собой в соглашение, чтобы обманывать своего государя!
Будучи отделен от всего человеческого рода своим высоким положением, государь не в состоянии узнать правду.
Он может видеть только их глазами, и он ничего не слышит, кроме того, что они сообщают ему в искаженном виде. Он поручает самые высшие должности людям порочным и неспособным и удаляет самых добродетельных и самых достойных из своих подданных. Путем таких низких ухищрений самые лучшие и самые мудрые монархи делаются орудиями продажной безнравственности своих царедворцев!
Диоклетиан был одним из немногих правителей, который трезво смотрел на вещи и имел смелость говорить о них. Если заменить некоторые термины, то можно подумать что эти слова произносились в наши дни и в нашей стране, настолько они злободневны.
Забыли упомянуть его участие в войне с кимврами и тевтонами у Катулла (по Плутарху).
Считаю его несомненно добросовестным и грамотным политиком. Увы, даже Сулла не смог предотвратить то, что случилось потом...

Кстати вы не в курсе как сложились в дальнейшем дела у рода Корнелиев? Что я слышал о потомках Суллы во времена первых императоров....
Не будем забывать, что Сулла ввёл в свою фамилию 10 000 молодых и смышлённых вольноотпущенников!
И все они согласно римского права и господствующей аксиологии вполне себе были КОРНЕЛИИ.
Правды об императорском периоде мы уже и не узнаем.Так,как говорил Платон, отблески костра на стенах пещеры.
Тот же Светоний, ведь не надо забывать,представитель сенатской оппозиции.И его жизнеописание 12 цезарей весьма тенденциозны.Ну как советская историография по отношению к имперскому периоду или к своему же Троцкому.Коммунист Троцкий вон у них, у таких же комми, был дьявол во плоти, даже в Мексике достали
Ведь Тиберий же не только "зверствовал" на своём острове, но и был неплохим управленцем, во всяком случае на ключевые должности ставил компетентных людей.
А Клавдия ненавидили за то, что многое в госуправлении он возложил на плечи неординарных вольноотпущеников.
Фавст Корнелий Сулла Лукулл правнук Луция Корнелия был консулом-суффектом в 31 году. Интересно, что его жене Домиции на воспитание был отдан Луций Домиций Агенобарб - будущий Нерон. От их брака (Домиции и Фавста) родился Фавст Корнелий Сулла Феликс - консул в 50 или 51 году кажется. Который потом был убит по приказу Нерона.

У последнего из рода Суллы наследников не было.

Что обращает на себя внимание - в этой семье все переплелось. Домиция - родственница и Марка Антония и Октавиана (т.е. косвенным образом Цезаря). Вышла замуж за потомка Суллы...

Кстати с Вашей оценкой императорского периода согласен - люди, хотят видеть то, что хотят увидеть. Славные деяния упускают, выпячивают недостатки.

Увы.
Выстраивать генеалогическое древо рода Корнелиев (как и любого другого римского рода) - гигантская, и боюсь, непосильная задача... да и с источниками напряг будет. Кстати, Сципионы - тоже Корнелии (первое, что приходит в голову).

"Класс всадников потерял свое политическое значение"... но его представители стали биологической массой для формирования личностей, повлиявших на развитие Рима в следующую эпоху.

ЗЫ. Спасибо за Тиберия! Личность была действительно очень яркая, сильная и неоднозначная. Не только великий политик, но и достойный полководец. Власть держал железной рукой. Его бы на четыре-пять столетий позже - и хрен бы там хоть один германец помыкал Западной империей... глядишь и не было бы никаких Шарлеманей... а то ишь - император, блин...
Сдаётся мне, что Carlomagno, такая же сказочная личность как и король Артур.
Опять Вы об этом! Длиннобородых королей не было чтоли? Ломбардия называется так, потому что там придумали ломбарды для скупки ценностей? Может и Гензериха не было, а Рим один из пап по пьяни расхерачил, а потом велел свалить все на кого-то и выдумал вандалов-германцев? Григорий Турский не о современниках писал? Или он тоже того... Мерлин?
Уважаемый Ник, когда читаешь источники, шестым чувством понимаешь, где легенды, где россказни, а где то, что он сам видел... А кстати, Сулла тогда в каком веке жил?
В 7-м веке от основания города.
Кстати, за что Момзена уважаю, у него все датировки от основания города.
Ну а варварийское баснословие, воспринимать можно, как памятник культуры наверное.У меня своё видение на данный счёт.
Как и у сэра Невтона, и у Вольтера.
Ладно, воля Ваша. Хотя кто, по Вашему мнению расхерачил Рим - я так и не понял. ;)
Сложный вопрос.
Гиббон вон, на что голова, и то не всё понял.