Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Мир - технология

Мы живём в эпоху постмодерна. На обломках великой империи. Но в век технологических достижений. Бывало ли такое в прошлом? Да, бывало! В доисторический период ( до 1500 AD) и предмодерн (1500 –1750 AD)

Рreambule

Понятие "век" , которое автор  ниже использует, было придумано лишь в конце cinquecento (XV века).

Автор  не принимает в расчет Юго-Восточную Азию (баснословную  историю и легенды о приоритетах в технологиях книгопечатания и изобретения бумаги).

Автор сознательно не датирует события доисторического периода (до 1500 AD), касаемые Передней Азии  и IMPERIVM ROMANVM. 

А термином  "ренессанс", предложенным Якобом Буркхардтом в  XIX веке века уже и пользоваться то просто неприлично. Ради справедливости, стоит отметить, что Буркхардт, хотя и резко разделил средневековую и современную цивилизации, не пытался создать особую эпоху в человеческой истории, называемую "ренессанс". Скорее он считал Ренессанс рубежом между т.н."средневековьем" (термин Кристофа Келлера, 1688 AD) и “новым временем” ( термин лорда Эктона, профессора королевской кафедры в Кембридже, который в 1902 AD заявил, что западное историческое время претерпело внезапный перелом около 1500 AD)

Надо отметить и то, что рационально изучать прошлое ( применять социальные, экономические и культурные понятия своего времени для анализа прошлого и его моделирования) начали только в 250 лет назад, в модерн (с 1750 AD).

До 1873 AD только два человека были официальными преподавателями истории в Кембриджском университете. История была дополнением к философии и политике, как научную дисциплину её и не рассматривали.

С конца XVII столетия до конца XX в "историческом знании" царил жесточайший детерминизм: если что-то произошло таким, а не другим образом, значит, за этим стоит непротиворечивая, жесткая причинно-следственная связь.

В разные эпохи её источником могли быть принципиально непознаваемые и фатальные силы (капризы богов, Промысел Божий, гегелевский Geist) или силы, в конечном счете познаваемые, но оттого не менее фатальные, типа суровой связки производительных сил с производственными отношениями, с точностью до какого-нибудь всенепременного "вызова", на который последует столь же обязательный "ответ", а за ним, в свою очередь, последует новый "вызов", и так от начала мира и до бесконечности.

Сегодня мы присутствуем при "конце истории", - не исторического процесса в известных нам категориях, но осмысления прошлого в принятых терминах, политической историографии.

Первая ИТ -революция

Вероятно, не один век потребовался и для перехода от письменности, запечатлевающей память о вещах, к письменности теперешней.

Иероглифы запечатлевают память о действиях царей и деяниях богов; настоящая практическая письменность — это алфавитная, бывшая в ходу у финикийских купцов и персидских управляющих Ахеменидского царства. Она предполагает, что материал, на котором пишут, — легкий и гибкий.

В Персии времён Ахеменидского царства (военно –административный альянс 20 сатрапий с сувереном, от Кира до Дария III ) этот поворотный пункт датируется поистине точным образом.

Ахеменидское царство, занимавшее при Дарие и Ксерксе 3, 5 млн. кв. км., возникло в результате наложения арамейского языка в качестве средства межнационального общения и системы алфавитной транскрипции — на трудно читаемую клинопись на глиняных табличках.

Персия Ахеменидов

Арамейский язык (арамейское письмо происходит от финикийского) выполнял роль лингва-франка (общего языка) во всём регионе Передней Азии (при Ахменидах официальный язык империи, от Афганистана до Египта), в частности в Палестине и Сирии, Ассирии и Вавилонии.

Естественно, что эта разновидность кобола (язык информатики), этот способ общения на значительных расстояниях в условиях использования легкой, гибкой, непрочной основы — кожи, папируса (глиняные таблички накапливались и сохранялись в курганах, где они терпеливо, в течение веков, дожидались, пока до них доберется кирка археолога) — не сразу вывел из употребления прежние языки, равно как и их клинописную передачу на глиняной основе.

Карта империи Ахеминидов конечно красивая, но не надо забывать, рассматривая её, что в геополитике известна "транспортная теорема", которая рассматривает два механизма, ограничивающих пространственное развитие государственных организмов, - управленческий и экономический.

В соответствии с первым характерные размеры государства L не могут превышать vt, где v - характерная скорость распространения информации внутри государства, а t - характерная длительность процессов, подлежащих управлению из центра.

(Отсюда следует, к примеру, что характерный радиус доисторических сухопутных империй варьирует от 200 до 1000 километров.)

Одновременно, примерно в “осевое время”, весь Средний Восток и Греция вступают во второй этап развития письменности — на свитках; известны свитки, запечатлевшие гомеровские поэмы, Закон Моисеев и Пророков, когда тексты фиксировались на письме после того, как в течение долгого времени они хранились в памяти, в ритмизованном виде.

Так начинается вторая стадия развития письменности, которая обслуживала мнемотехнические искусства и сопровождала деятельность ритора.

Бумага получила распространение поздно, появилась в trecento ( XIV веке), стала повсеместно использоваться  в cinquecentoseicento (в XVI-XVII веках); но до этого письменная фиксация идёт бок о бок с заучиванием наизусть.

Дело по-прежнему обстоит так и после маленькой технической революции, даже после вторичных перемен, с их переходом от свитка, volumen, к codex'y — книге, в знакомом нам виде, состоящей из сшитых тетрадей и высвободившей руку, что даёт возможность одновременно читать и писать, вещь невозможная ранее.

Нельзя однако и недооценивать важности этой маленькой революции.

Таким образом, это тысячелетие  представляет собой, пожалуй, пору, когда письменность оказывала наиболее гипнотическое, прямо-таки ошеломляющее воздействие на общество и культуру.

Именно тогда происходит распадение языков.

С одной стороны, письменность риторов, письменный текст, заучиваемый наизусть с помощью мнемотехники. С другой — язык повседневного общения.

Усилия, потребные для переписывания текстов на volumen, необходимость запоминать написанное (ведь при чтении невозможно делать заметки, поскольку для того, чтобы развертывать volumen, требуются обе руки) приводят к глубокому расколу в рамках языков культуры.

Можно полагать, что  при Плавте, между латынью бытовой и письменной этот разрыв становится особенно заметным.

Одновременно, не смешиваясь по-настоящему друг с другом, существуют два языка: бытовая, народная латынь — и латынь “цицероновская”, с длинными, ритмичными фразами: язык “volumenes” и ораторских искусств.

Расстояние между ними не настолько велико, чтобы образованный человекне мог без всяких усилий переходить от ораторской латыни к латыни vulgaris.

Напротив, усилие, внимание, напряжение, необходимые для письменного выражения мысли, его точность, контрастирующая с расплывчатостью устной традиции, ощущение надежности, исходящее от написанного, когда его читают вслух (язык письменности предназначен для запоминания, для заучивания наизусть) ... — всё соответствует условиям, при которых свидетельство письменного текста приобретает ценность и престиж, которые в наши дни нелегко себе вообразить.

Добавьте — и это нам тоже будет трудно себе представить, — что в отсутствие возникших в начале seicento (XVII века) средств, усиливающих восприятие через чувства (мультимедии) и с тех пор становящихся благодаря технике всё более совершенными, чувства живых не превосходят ни по точности, ни по надежности чувства мертвых.

Систематическое введение в обучение мультимедии, вероятно, стоит  соотнести с личностью и трудами Яна Амоса Коменского (COMENIUS) , отца современной педагогики. Уже первая его научная работа - карта родной Моравии. Наглядное отображение знаний наук естественных методами, почерпнутыми из наук точных.

Посвященный воспитанию детей до шести лет "Informatorium школы материнской", в чешское название которого введено латинское Informatorium, на века обогнавшее свой век.

Школьные пьесы, объединенные в книгу "Школа-игра" ("Schola ludus").

И главное - первый в мире иллюстрированный учебник латинского языка, "Orbis pictus" ("Мир чувственных вещей в картинках"), увидевший свет в 1658 AD и положивший начало визуальному обучению. Девять картинок с подписями о неодушевленной природе; шесть - о растительном мире; шестнадцать - о мире животных.

Грамотных людей убийственно мало. Единственный способ копирования информации - рукописный. Но дефицитны не только переписчики, сосредоточенные в монастырских скрипториях, но и материал для письма. Отсюда и феномен палимпсестов - подчищенных, повторно используемых пергаментов. Книга стоила столько же, сколько и вооружение рыцаря или деревня со всеми обитателями…

Вторая ИТ -революция

Положение меняется с изобретением книгопечатания и введением производства тряпичной бумаги.

Неизвестно, был ли немец Иоанн Генсфлейш цум Гуттенберг изобретателем технологии использования подвижных металлических литер ( изобретение  приписывается одновременно ещё нескольким лицам : голландцу Костеру и итальянцу Кастальди) в книгопечатании или он только усовершенствовал её и ввёл в массовое употребление, но говорят, что именно он открыл, вместе с Фустом и Шефером, первую типографию в Майнце в середине quattrocento (XV века).

Майнц, кстати, и родина цензуры ( совместное отделение цензуры курфюршества Майнца и города Франкфурта) .

Своим первым указом (1485 AD) цензор во Франкфурте, говорят запретил распространение печатных переводов Библии на народных языках . В исламском мире печатание книг было полностью запрещено до XIX века (результат налицо).

Как и в других изобретениях, новый оригинальный технологический процесс родился из комбинаций уже существующих техник, включая технику римского винного пресса, пробойник ювелира и производство пригодной для печатания бумаги.

Впрочем, использование в работе печатного станка одинаковых металлических отливок в одинаковых матрицах стало первым применением теории взаимозаменяемости частей -этого основного принципа позднейшего века машин.

Стало возможно набирать, редактировать и исправлять книгу до того , как она будет воспроизведена в тысячах одинаковых копий.

"..Введенный некогда поэтом Петраркой термин "Тёмные века" не совсем точен. В области технологии время после падения Римской империи было временем прогресса. Прежде всего - тяжелый плуг, резко повысивший производительность сельскохозяйственного производства на пространствах Европы. Затем - стремена, сделавшие тяжеловооруженного всадника властителем полей чести.

Новая упряжь и повозки с поворотной осью, повысившие производительность труда на транспорте. Ветряные мельницы, чугун и домны. На самой вершине же - огнестрельное оружие и книгопечатание.

Вводились в Средние века и гуманитарные технологии - систематическое профессиональное образование в виде университетов, а еще и система выборных представительных органов в виде кортесов, генеральных штатов, муниципальных магистратур. И бродили по средневековым городам толпы школяров-вагантов (Любое путешествие таит в себе смертельную опасность, ибо на дорогах господствует Faustrecht, кулачное право). И сидели в ратушах и судах тысячи молодых чиновников.

Средневековье было временем поголовной уверенности людей в своем посмертном бытии. А по сравнению с индивидуальной вечностью такой ничтожной песчинкой являются тысячелетние рейхи, светлые коммунистические "завтра" и прочие прелести государственного строительства здравомыслящего ХХ века. Средневековье было более ориентировано на судьбу отдельной личности (хоть и посмертную - жили люди удивительно мало), чем даже нынешнее время политкорректности.

С Востоком в основном торговали.

Эзотерическими дисциплинами развлекались мало - их взлёт приходится на Новое время, практически совпадая с расцветом науки. А толпы бюргеров действительно устремлялись к грамотеям. Но не для погрома, а поглазеть на ставящиеся ими зрелища.

Дело в том, что бурное развитие городов на рубеже XII-XIII веков породило феномен театра на национальных языках. Пьесы писали и степенные прелаты, и профессора-теологи Сорбонны. А актерами нередко были юные помощники адвокатов и нотариусов. Их профессии давали название труппам - возникшая в конце XIII века "Базошь" получила свое имя от здания парижского суда, искаженного "базилика".

В Камбре играли "Бесстыдники", в Руане - "Рогоносцы", в текстильном Лионе - "Дырявые портки". Везде это были любители - если не молодые чиновники, то школяры-ваганты. Поэтому гастролей не водилось. Актеры не ездили - ездили пьесы.

Сочинитель писал для конкретной труппы. И играй он перед пейзанами или ремесленниками, все было бы хорошо.

Но конкурирующие труппы были укомплектованы судейскими. А в их руках находилась технология стенографии, скорописи. Изобретенная в Риме, поддерживаемая для нужд судопроизводства (запись прений), она превосходно подходила для того, чтобы, записав текст моралите, соти или фарса, передать его другой труппе.

А с изобретением книгопечатания записанные тексты стали тиражироваться в тех же типографиях, где и 42- и 36-строчные Библии.

Вполне пиратским способом, расходясь по всем зонам распространения того или иного языка. Тексты маленьких книжек, напечатанных готическим шрифтом, были несовершенны - пропуски, ошибки, порой бессмыслица.

Но составить представление о мощном пласте средневековой культуры (и жизни!) мы можем только по ним. До нас они дошли лишь благодаря "пиратским" изданиям Гильома ле Руа, Пьера Леве, Пьера ле Карона..."

Citato loco

Говорят, что первой массовой книгой светского содержания стал напечатаный Гутенбергом Catholicon (энциклопедия, составление которой приписывается генуэзцу Джованни Бальбо), по баснословным легендам в 1460 AD

Потом, мол, инкунабулы печатали в Венеции (Альд Мануций) и Антверпене (центре мира - экономики, по Ф. Броделю), но в целом книгопечатание было ещё в пелёнках. Появились главные стили шрифтов:

  • латинский (прямой светлый)
  • курсивный
  • готический

Историки (не зная видимо элементарных основ теории инноваций),  невразумительное пишут о том, что люди не сразу осознали смысл ИТ- революции, которое несло с собой книгопечатание и в конце quattrocento ( XV века)- был даже период, когда произошёл спад интереса к чтению.

С другой стороны, считается ,что печатные станки,  быстро распространялись :

  • Базель 1466 AD
  • Рим 1467 AD
  • Пильзен в Богемии 1468 AD
  • Париж 1470 AD
  • Буда 1473 AD
  • Краков 1474 AD (отпечатаны кириллицей первые славянские книги “Осьмигласник” и “Часослов” печатником Феолем в 1491 AD) 
  • Вестминстер 1476 AD
  • Цетинье в Черногории 1493 AD
  • Прага  1519 AD (Скорина основал первую русскую типографию)
  • Вильна 1525 AD (Скорина перенёс свою типографию из Праги в Вильну)
  • Москва 1553 AD (издание “Апостола” И.Фёдоровым и П.Мстславцем – 1564 AD)
  • Юго-Западная Русь, после 1550 AD ( в Остроге, Львове, Заблудове, Несвиже etc.)

Конечно всё quattrocento ( XV век)- это ещё книги в формате codex на пергаменте.

А развитие книгопечатания  произошло гораздо позже, в cinquecento ( XVI веке) , с обновлением собственно содержания книги.Но и это было только начало ИТ - революции..

В развитии книгопечатания  выдающаяся роль принадлежит русским изобретателям:

  • В 1867 AD русский изобретатель Пётр Петрович (по другим источникам –Пётр Павлович) Княгининский построил первую автоматическую литеронаборную машину, на которую получил привилегии в России, во Франции, Англии, Австрии, Бельгии etc.
  • Первую в мире фотонаборную машину буквопроецирующего типа построил в 1895 AD  Виктор Афанасьевич Гассиев
какъ попытку что-то объяснить -- чемъ-то декадентски-педерастическимъ ...
нЬту никакого постомодернизьма и постиндустриализьма кстати тоже
Дело не в знаках и символах.
А в реалиях.
Мир изменился, когда количество "белых воротничков", превысило количество "синих". когда для того, чтобы произвести продукцию стало надобно меньше людей, чем её реализовать.
С эти глупо спорить.
Ну и плюс, третяя ИТ -революция,ситуацией владеет тот. кто не только контролирует морские пути, но и информационные потоки, глобальную коммуникацию.
Реальность такова -знания сейсчас в одном месте, в первом мире(запад)и их купить не удасться, как в свое время японцам (технологические секреты в отличии от 50-х годов оберегаются),руки в другом, втором мире(Китай и ЮВА) и жопа,третий мир (petrostate -Нигерия,Венесуэла,Россия,Арабские страны - продающие углеводороды за зеленую резанную бумагу, ничем не обеспеченную)
Жопа может по-своему, по-жопному, развиваться (скажем, стать немножко толще), но МОЗГА в ней никогда не возникнет, не нужен организму ВТОРОЙ мозг.
И люди, с оригинальной активностью мыслей, эмоций, желаний - которые хотят творчески трудиться, развиваться, думать, а не только жрать чуть слаще чем их деды, сознавая свои жопные перспективы, должны пытаться как-то с этим бороться...с универсумом Жопы, цивилизацией этой.
Жаль, что сейчас мнемонические техники особо не практикуют.
У Коменского был учебник латинского языка "Открытая дверь языков", основанный на них.