Гетто в ancient
В Венеции – Праге – Франуфурте – Триесте - Риме были самые большие кварталы обособленные - гетто.
Такое же "гетто" было в Венеции и у немецких купцов, уже с начала Duecento имели они здесь свой большой торговый двор "fondaco" (В дальнейшем этот "Немецкий двор" (Fondaco dei Tedeschi) станет крупнейшим торговым центром и прославится на всю Европу)
Название пошло от Венецианского квартала Ghetto -видимо сокращённое итальянское borghetto (городок)
Единственным выходом из гетто - было формальное обращение в христианство.
Бежать из гетто было нелегко -так как беглецы бросали вызов законам и обычаям как евреев так и не евреев.
В Польско-Литовском государстве гетто отсутствовали,так как согласно легенд, с 1265 AD действовали королевские охранные грамоты.
Некоторые польские города (Варшава) были под статусом de non tolerandes и там в районах муниципальной юрисдикции запрещалось селиться как и евреям так и знати, крестьянам и чиновникам Короны.
В результате евреи селились на землях знати вблизи от городских ворот и на вотчинах в сельской местности. Оттуда и пошли местечки -shtetln.
Имели собственную автономию и свой парламент- Совет четырёх земель
По формату гетто -интересные параллели прослеживаются с типовой торговой практикой вообще в Средиземноморье : постоянно живущие в восточном торговом центре и приезжающие в него на несколько недель и месяцев купцы определенного города (Венеции, Генуи, Пизы) образуют обыкновенно замкнутую общину, маленькую копию своей родной коммуны, управляемую консулами, иногда возглавляемую бай-улом, причем в задачи этой общины входит охранять как экономические, так и политические интересы своего полиса и помогать своим согражданам.
Вообщем "гетто" было крайне выгодно лишь еврейской верхушке (азбука управления).
В вопросах сегрегации мнения муниципалитетов совпадали полностью с желаниями жреческой верхушки.
Численность евреев в Европе предмодерна, вероятно 4 –5 млн человек.
Сефардский иудаизм, который имел базы в Испании, был рассеян мероприятиями 1492 –1497 AD.
Марранизированный, он постепенно растворился в деистском, антихристанском рационализме (Хуан де Прадо, Да Коста, Спиноза).
Иудаизм ашкенази остался прочным главным образом в Польше и Литве; он оживлялся мистическими течениями саббатианства и хасидизма .
После драмы 1492 AD еврейские общины повсюду были в положении ничтожного меньшинства . За единым исключением Польши, ВКЛ и новообретённых русским государством Белоруссии и Малороссии .Там они составляли, как правило, 10-15-20 % населения.
Много евреев было в Испании, ещё больше - в Португалии, но их положение это положение ложных христиан. Марранизм был одной главных из составляющих сефардского иудаизма. Вся иберийская диаспора в Италии, в Авиньоне, в портах Атлантики и Северного моря, в голландском Убежище была им затронута.
Иберийские евреи, которые вновь обрели общины восточного бассейна Средиземного моря под мусульманским контролем, были, бесспорно, менее подвержены “марранскому” комплексу. Кроме того, эти общины контактировали с очагами глубокой набожности в Восточной Европе.
Крупная еврейская буржуазия широко участвовала в процессе Просвещения.
Перед ней открылись три судьбы:
- Индеферентность
- Либеральный, близкий к естественной, но интенсивно переживаемой религии иудаизм
- Возвращение к своим истокам под воздействием духовных традиций, которое несло рано наметившееся перемещение ашкенази с востока на запад
Иудаизму Aufklärung (“просвещённому”) на Западе противостоял иудаизм мистический, пробуждённый, естественно, на Востоке.
Евреи –мигранты, покидая свои ультраконсервативные религиозные общества в исторической Польше, подпадали под действие новых тенденций: гаскалы, или “еврейского просвещения”, стремления к ассимиляции и светской еврейской политики.
Между саббатианской ересью, марранским мистицизмом, каббалистическиой неортодоксальностью хасидов, ортодоксальным иудаизмом Восточной Европы Ottocento и реформированным иудаизмом (новая деноминация, которая появилась в Германии, в 1825 AD, ставшая нормой для большинства евреев Западной Европы и США, но не затронувшая громадное число традиционных общин Центральной и Восточной Европы) не так много общих чёрт.
Так евреи Запада были склонны смотреть свысока на евреев Востока.: “Евреи из Франкфурта презирают евреев из Берлина; берлинские евреи презирают венских; а венские –варшавских”". Все же они вместе склонны смотреть свысока на галицийских евреев, –“стоящих ниже всех”.
Евреи с востока, которые добились успеха в Германии или Австрии и совершенно забыли старый еврейский мир, тоже в свою очередь презирали рассеянную массу бедных Ostjuden из ультрарелигиозных общин штетлов бывших польских провинций.
“Гетто в голове”
Тут надо сказать о собственных суровых изоляционистских законах евреев. Соблюдающий все установления еврей не мог исправно 613 правил одежды. питания, гигиены и богослужения. если он выбирал жизнь вне собственной замкнутой общины, также были строго запрещены браки с неевреями.
Поскольку, согласно законам иудаизма, евреем считается лишь родившийся от матери –еврейки, то община ревниво охраняла своих женщин. От девушки, которая решалась на брак с неевреем, обычно отрекалась её семья, и она объявлялась ритуально умершей.
Требовалась изрядная решимость, чтобы выдержать давление среды. и неудивительно, что евреи, отвергшие собственную религию часто бросались в другую крайность, включая атеизм и коммунизм.
Множество евреев не хотели быть ни под пятой кагала, ни маргинальными "борцами". А хотели стать городскими людьми, получить образование, состоятся.
Еврейская миграция получила импульс, главным образом, после 1773 AD в результате разделов Польши. Евреи западных районов Польши, в Познани или Данциге, оказались подданными Пруссии и могли беспрепятственно ездить в Берлин, Бреслау и другие немецкие города.
Евреи из Галиции, ставшие подданными Австрии. начали потихоньку перебираться в другие провинции Гасбургов, особенно в Буковину, Венгрию, Богемию и Моравию, а на следующем этапе - и в Вену.
Евреи, жившие в бывшем Великом княжестве Литовском, или в восточной Польше, оказались подданными Российской империи, где они были обязаны законом селиться лишь в “черте оседлости”. Но законы часто нарушаются; и в больших русских городах, особенно в Санкт -Петербурге, Москве, Киеве и Одессе. начали складываться новые, динамичные еврейские общины.
Венские евреи
С 1848 по 1914 AD население Вены увеличилось в пять раз и достигло почти 2 млн, а еврейское население Вены увеличилось в 35 раз (с 5000 до 175000).
Если в 1848 AD евреи составляли 1% населения Вены, то в 1914 AD –уже 9%.
Евреи стремились в своё время в Вену преимущественно из Богемии и Галиции, желая порвать с традиционным образом жизни евреев и ограничениями исходивших от их собственного сообщества, получить современное светское образование. Вот почему было так много евреев в школах, университетах и профессиональных корпорациях Вены. Это явление достигло высшей точки в 1881 –1886 AD, когда евреи составляли 33 % всех учащихся.
В 1914 AD евреев было 26 % среди студентов и 41 % - среди студентов медиков . Их было 43 % (1910 AD) среди педагогов.
К 1936 AD 62 % юристов и 47 % врачей Вены составляли евреи.
Впрочем, дело не только в количестве. Благодаря этим особым обстоятельствам, то есть росту их доли и положения в свободных профессиях, венские евреи стали оплотом буржуазии. Именно они были главными патронами и активными деятелями в таких сферах, как образовательная, культурная и художественная.
Евреи стали становым хребтом либеральной политики и социалистического движения. Как люди, которые в той или иной степени отказались от своих корней, они были особенно расположены к самым завиральным идеям переустройства социума и модернистским течениям.
Их опыт был взят за основу при последующей волне эмиграции евреев в Америку.
Эмансипация евреев началась во Франции, где 27 сентября 1791 AD, конвент предоставил гражданство всем евреям, присягнувшим в лояльности.с этого времени эмансипация евреев становится неотъемлемой составляющей европейского либерализма и постепенно в модерне вводится повсюду.
В Западной Европе и в некоторых центрах Восточной это сочетание послабления в законах и возрастающей ассимиляции евреев породило беспримерные возможности, по словам Фрёйда, –“каждый прилежный еврейский школьник носил в своём ранце портфель министра ..”
Сионизм начинается в 1860- е AD с первых попыток послать еврейских колонистов в Палестину. Финансируется в 80- е Ротшильдами и курируется англичанами (первоначально предполагающих расселить евреев в кенийских горах Восточной Африки)
troitsa1
March 10 2009, 16:48:26 UTC 10 years ago
hvac
March 10 2009, 17:38:56 UTC 10 years ago
Первоначальный ареал обитания европейских евреев (по данным исследования ДНК) -юг Италии,юг Франции и иберийский полуостров.
cucuruziche
March 10 2009, 19:22:41 UTC 10 years ago
hvac
March 10 2009, 20:03:33 UTC 10 years ago
Маргинальная зона с плотностью 5 чел на кв. км
Понемногу заселялись.Местными магнатами даны были определённые привелегии и преференции иммигрантам.
Вот цитата из трактата Ю. Крижанича "Политика", 17 -го века:
Почему русское самовладство намного достойнее польского беспорядочного правления
1. Первая причина: потому что на Руси, как мы уже до этого сказали, легко можно исправить изъяны и ошибки правления. А у поляков [их] нельзя исправить.
2. Вторая причина: потому что на Руси есть [только] один господин, который располагает жизнью и смертью [подданных]. А у поляков сколько властелей - столько королей и тиранов, сколько бояр - столько судей и палачей. Всякий может убить крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это.
3. Третья причина: если на Руси бывают в тягость корчемные откупы и монополии одного [только] великого государя, [то] у поляков и в Литве существуют еще более тяжелые монополии в боярских городках и селах. Ибо везде или еврее - откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питье, которое они выливают в помойку, но однако же должны [за него] платить.
4. Четвертая причина: потому что у поляков дозволено процветать всяким волкам, пожирающим души, то есть еретикам. Ибо к полякам сбегаются всех народов еретики, губители душ и служители дьявола, изгнанные из других мест. А на Руси они не могут ни жить, ни приходить, а, по Божьей милости, сохраняется правая вера.
5. Пятая причина: Польская земля - это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе - в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злыдни: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи:
Польша - это новая Вавилония,
Немцев, цыган, армян и шотландцев колония,
Рай - для евреев, ад - для крестьян,
Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.
Земля ее - прибежище для людей всего мира,
А для расточителей - корчма и квартира.
Сеймы собираются непрестанно,
Люди волнуются постоянно,
Чужеземцы ею управляют,
А все народы ее презирают
hvac
March 10 2009, 20:03:46 UTC 10 years ago
А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны. Потому-то и премудрые люди - итальянцы или испанцы, хоть они и вправе странствовать, однако же не странствуют. К тому же раз эти странствия не дозволены и не доступны королям и королевским сыновьям, то не следует, чтобы подданные имели большую свободу, нежели само господа и правители.
7. Седьмая причина: потому что у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.
Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалования, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.
Не могут быть довольны и местные торговцы, ибо рядом с ними свободно торгуют обманщики всего света - цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимают [там] самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.
Не могут быть довольны церковники, ибо среди них свободно вертятся еретики из всех стран и проповедники всех ересей. А на Руси не могут жить еретики.
Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо из-за непрерывных сеймов они никогда не имеют покоя, а всегда скитаются и разъезжают и по пути везде покупают у евреев-корчемников хлеб и дрянное питье по дорогой цене. Приехав на сейм, они отдают итальянцам, шотландцам и остальным немцам за наемные дома, за вино и за иные товары все свое добро и закладывают тело и душу. А на Руси нет ни еврейских корчем, ни этих разорительных плат и расходов.
Не могут быть довольны и сами властели и весь народ польский, ибо при таком беспорядке они всегда должны терпеть чужеземных королей и вовеки не могут поставить короля из своего народа. А наш русский народ имеет благочестивых царей и государей из своего собственного племени согласно заповеди во Второзаконии, в гл. 17, где написано: "Не ставьте царем чужеземца, раз он не брат ваш". И на Руси, по Божьей милости, нет чужеземных королей. И это одна из наибольших удач, и почестей, и милостей, кои Бог обычно дает людям. Ибо иметь чужеземного короля - это одно лишь зло, и несчастье, и позор, самый худший и отвратительный из всех зол.
В конце концов, не могут быть довольны и сами эти сосватанные чужеземные короли. Ибо сейм заглушает их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.
8.Вывод. Если кто-нибудь обошел кругом весь свет, чтобы отыскать наихудшее правление, [или] если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого - своевольство, чужебесие и чужевладство.
9. Ибо из всех несчастий, что могут выпасть [на долю] смертным людям, нет ничего хуже, позорнее и недостойнее честного мужа, нежели чужевладство, то есть то, что им правит чужеземец. Муж, который умеет дорожить честью, должен скорее сто раз умереть, нежели допустить в своей стране чужевладство.
irin_v
March 18 2009, 09:51:45 UTC 10 years ago
hvac
March 18 2009, 19:30:28 UTC 10 years ago
Баснословие,в русском языке, словообразовательная калька греческого понятия mythologia
irin_v
March 18 2009, 20:15:32 UTC 10 years ago
irin_v
March 18 2009, 20:35:53 UTC 10 years ago
http://www.litportal.ru/genre24/author6995/read/page/1/book35239.html