Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Don Giovanni

Перед крахом Ancien Regime –1

“Дон Жуан” Моцарта - под таким названием стала известна эта опера - был в то время самой последней версией популярного сюжета об обольщении, уже ставшего европейским мифом.

Дон Жуана, обманщика из Севильи, представляли уже больше двух столетий и на карнавалах в Неаполе, и в пантомимах на ярмарках во Франции.

Сюжет получил литературную обработку Тирсо де Молины (1630 AD), Чиконьини (около 1650 AD), Мольера (1665 AD), Корнеля (1677 AD ), Гольдони (1736 AD) и Шадвеля (1776 AD).

Он был положен на музыку, поставлен как балет и как пьеса в Риме в 1669 AD.

  Никакое изложение не может передать, однако, как дивно сочетаются партитура и либретто, запоминающиеся моменты которого ничего не теряют при любом количестве повторений и пародирований.

В Арии № 4 (Madamina, il catalogo ë questo) слуга Жуана хвалится Эльвире галантными успехами своего хозяина:

В Италии шестьсот сорок, в Германии двести тридцать один, сто - во Франции, в Турции - девяносто один, а в Испании, уже тысяча три!

В очаровательной № 7 (Là ci darem la mano) - в этом "самом совершенном дуэте обольщения, какой только можно вообразить", - Жуан завоевывает ничего не подозревающую Зерлину даже без намека на принуждение или обман.

Энергичную и уверенную мелодию подхватывает сопрано и играет с ней, пока оба не уходят рука об руку в порыве общего восторга.

В мелодраматической сцене на кладбище (действие II, сцена 11) участники дрожат, когда Каменный гость произносит свое мрачное предсказание под трепещущие звуки тромбонов: "Еще до рассвета ты посмеешься в последний раз"

Когда уже все кончилось и судьба Жуана свершилась, все участники задерживаются, чтобы пропеть хором не очень убедительную мораль под искрящуюся двойную фугу: "Вот и пришел конец игре этого грешника, его жизнь и смерть - одно и то же".

Для второго исполнения оперы (в Вене семь месяцев спустя) Моцарт и Да Понте сделали кое-какие изменения, приноравливаясь к новому составу певцов и новому театру.

Они опустили Арию Оттавио, № 21(22) (mio tesoro intanto)

Но вскоре этот номер был восстановлен, и уже навсегда остался важной частью стандартного репертуара.

Моцарт дважды приезжал в Прагу в 1787 AD , и оба раза с женой Констанцией.

Он был на вершине своей музыкальной карьеры. Во время первого визита в январе - феврале он представил свою Симфонию № 38, Пражскую, а позднее дирижировал с громадным успехом Le nozze di Figaro. Приём был столь благосклонным, что он немедленно подписал с Бондини контракт на новую оперу, которую планировали поставить в начале следующего сезона.

По возвращении в Вену Моцарт дал несколько уроков семнадцатилетнему пианисту из Бонна, которого звали Бетховен.

В мае его постигло глубокое горе - смерть горячо любимого отца, и у него было много хлопот по имущественным делам. Между тем даже тени печали не слышится ни в Divertimento , ни в восхитительной Маленькой ночной серенаде , сочиненных в то лето.

О шестинедельном путешествии Моцарта в Прагу с Дон Жуаном мы можем почерпнуть сведения не только из переписки Моцарта, но и из местных газет. Он выехал из Вены 1 октября, только что получив скудную сумму, вырученную от продажи имущества отца в Зальцбурге. Он опять отправился в поездку с Констанцией, которая была на шестом месяце. Поездка длиной примерно в 150 миль заняла три дня, поскольку сообщение о его прибытии появляется в Praeger Oberpostamtszeitung уже 4 октября.

В это время Екатерина Великая, в своей новой провинции - Крыму - радушно принимала своего союзника императора Иосифа - покровителя Моцарта.

В Нидерландах был выслан штатгальтер Вильгельм V, а его жена была взята в заложники республиканской партией "патриотов". Как раз когда Моцарт готовился отправиться в Прагу, прусская армия вступала в Голландию, чтобы восстановить в должности штатгальтера.

Ватикан пытался противостоять поднимающейся светской волне: Пию VI (правил в 1775-1799 AD) не позволили послать нунция в Мюнхен, и король Неаполитанский отказал ему в принесении обычной феодальной присяги.

Во Флоренции он должен был противодействовать намерению герцога Тосканского ввести в тосканской церкви галликанские правила.

Во Франции к тому времени, когда состоялось представление Дон Жуана, были уже созваны и распущены и Ассамблея нотаблей, и парламент Парижа.

Короля Франции убедили, что надвигается банкротство государства, и он решился созвать Генеральные штаты, полагая первоначально сделать это в июле 1792 AD. Было продемонстрировано первое паровое судно. Другие события, важные для будущего, прошли фактически незамеченными. В августе Гораций Соссюр впервые взошел на Монблан. Человек покорял природу.

Сегодня, оглядываясь назад, можно якобы увидеть, что музыка Моцарта отпевала  Старый порядок.Чушь.

Тогда этого ещё никто не знал, что:

  • Иосиф II был предпоследним императором Священной Римской империи.
  • Дож Паоло Ренье (правил в 1779-1789 AD) был 125-м из 126 дожей Венеции.
  • Соседка Богемии Польша уже вступила в последнее десятилетие правления последнего из своих королей и князей.
  • Папа Пий VI был обречён умереть в темнице французских революционэров.

В искусствах, как обычно, традиционное соперничало с новаторским.

В 1787 AD появляются Защита ростовщичества Иеремии Бентама, Ифигения в Тавриде Гете и Дон Карлос Шиллера.

В это время Фрагонар, Давид и Гойя стояли у мольбертов, как и Рейнольдc, Гейнсборо, Стаббс и Ромни.

Современниками Моцарта были Гайдн, Керубини и Карл Филипп Бах.

Есть мнение, что Дон Жуан был задуман как блестящая, тонкая аллегория суда, который предстоял развращ`нному и распутнейшему континенту.

Может и так, но на это нет и намека ни в переписке Моцарта, ни в самой опере.

Люди не сознавали надвигающейся страшной катастрофы, и менее всего - во Франции.

Маркиз де Кондорсе, например, один из самых радикальных философов того времени, был уверен только в одном: монархия непоколебима.

Образованная француженка со склонностью к музыке оставила такие воспоминания о Париже того времени:

"Музыкальные собрания (в Отель-де-Рошешуар) были замечательны. Они проводились раз в неделю... но были и репетиции. Мадам Монжеру, знаменитая пианистка, играла; итальянский певец из Оперы пел теноровые партии; еще один итальянец, Мандини, пел басовые партии; мадам де Ришелье была примадонной; я пела контральто, месье де Дюра - баритоном; хоровые партии исполнялись хорошими любителями.

Виотти аккомпанировал нам на скрипке. Таким образом мы исполнили самые трудные финалы. Все очень старались, а Виотти был весьма строг... Сомневаюсь, чтобы где-нибудь еще царили такая легкость, гармония, хорошие манеры и отсутствие всяких претензий, какие можно было найти во всех больших домах Парижа...

И вот посреди этих удовольствий мы приближались к маю 1789 г., смеясь и танцуя по дороге к пропасти.

Думающие люди говорили о том, чтобы покончить со всеми злоупотреблениями. Франция, говорили они, должна родиться заново. Слово революция никогда не произносилось"

Livejournal Теги:
А была альтернатива для Франции "родиться заново" как-то иначе?
Английская техническая революция и есть единственная революция 18-го века, а не то возбуждение простолюдинов, которое от Бастилии до садов Тюильри, затем от Вальми до Аустерлица, Байлена и Москвы небезуспешно пыталось сбросить Францию и континентальную Европу с рубежей эволюции.
Была альтернатива не свалится в разнос.
если техническая революция делает Англию гегемоном, то это не оставляет ни Франции, ни Европе никаких шансов.
На их долю как раз приходится разводка типа возбуждения простолюдинов.
Получается, техреволюция обрушивает идеи просвещения - знания для всех.
Вместо знания Европа получает социал-демократию.
так что ли?
Главные идеи просвещения -это не знания для всех.
А эгалитаризм.Чандал гладили по шёрстки и ментально готовили к путчу
Сама Англия вполне себе имела жизнеспособную полибиеву схему власти с чёткой иерархией, стрктуированием,с чётким табуированием в конструктах социальной мифлогии.
Стартовые условия для take off были отличные и у Франции.Ну с колониями неудачи из-за крайне затратных континентальных войн на стороне Фридриха Второго, но тут куда денешся -не на островах страна.
Согласно теории сложных систем, система развивается когда она находится на некоторой грани неустойчивости, то есть бурный рост определяет и грань неустойчивости.Много болтают про "булки" Марии- Антуанеты, но про транспортную революцию, про лучшие королевские дороги, которые снизили транспортную составляющую в цене товара с 30-40 % до 4% молчат..
Этап инноваций уже прошёл, начался этап генерализации, внедрения.
Но..Одной из весомых предпосылок для опустошительных потрясений 89, 92, 93 -го года послужила баналитетная сеньория,распыление государства.Долевое наследование спровоцировало язву мальтузианства (в долевом соотношение доля благородных , образованных сословий резко осократилась по отношению к чандалам) и рой паразитов, не желающих служить ни в качестве дворян шпаги ни в качестве дворян мантии.
В Англии же аристократия сделала ставку на домениальную сеньорию и усиление права собственности (для сдачи в аренду или испольщины или для ведения хозяйства).Вот откуда и и энергия младших детей в стремлении поучавствовать в коммерческих предприятиях в метрополии и колониях, работорговле.
Что они от хорошей жизни практически мальчишками -мичманами на флот шли или устремлялись в колонии?
Да нет. Просто не было выбора.
Вот откуда и наличие в одних руках средств для проведения революционных преобразований в агросфере -исскуственные луга, стойловое животноводство, мелиорация, позволившее решить два главнейших вопроса -собственно вопрос производства (снизить долю занятых в агросфере) и производительности -резко увеличить производительность агрокультур и животноводства.
Вот и появился пролетариат для Манчестера и других городов-фабрик и технического скачка , позволившего уйти в отрыв.
Удивительные для себя открываешь вещи. спасибо.
Я вот подивился такому факту.
В фильме "Нигде в Африке" такой расклад - евреи, спасаясь от нацизма в третьем рейхе, бегут в Африку. Кажется, в Кению.
Там они устраиваются управляющими на плантации англичан.
То есть, в Европе мясорубка за жизненное прострнаство. буквально за это ведь умирают немцы и русские.
А бекрайние равнины Африки, которые в моем наивном представлении заселены лишь неграми, оказываются принадлежат англичанам. Бизнес на плантациях не прекращается и во время войны.
Юристу-еврею приходится овладевать профессией фермера. И никуда не денешься. Таковы правила.
Человек ко всему адаптируется.
Вот эти люди, которые едут в электричках из Софрино и александрова на работу в Москву.
Кения не самый ещё худший вариант для белого человека.
А вот какая нибудь Французская Гвиана.Вот где задница конкретная.
Есть роман толстенький интересный -"Папийон"("Мотылек", если перевести это слово с французского, погоняло у главного героя такое),зека бывшего Анри Шарьера, про каторгу(Кайенна).Рекомендую, если не читали. Впечатляет сильно.
Посильнее Солженицина.
13 лет каторги и 11 побегов.
Да и фильм был в 70-е, с Дастин Хофманом, хороший.
Да, видел. А роман не читал.
Лишнее подтверждение, что Голливуд наложил лапу на мировую литературу.
Как сейчас понимаю, амеры историю романа сделали без европейской экзистенции.
То есть, буквально стремление героя вырваться из ада, но убрали причины этого ада.
Помнится сон героя.
Суд. Обвинение - мы судим тебя за то, что ты пустил свою жизнь псу под хвост.
А если разобраться, он ли?

Удивительно то, что у пассажиров софринской электрички нет осознания ада. Выходит, и рваться некуда. И не рвутся.
Я это отметил. Сегодня в "культуре" (используем это слово,. за неимением иного) РФ нет страсти.
Нет сильных импульсов.
То, что вы отметили как контрасты.
Электичка едет по расписанию. И никуда не придет.
Да еще Пелевин с Желтой стрелой подбросил дровишек.
Взгляните на электричку философски.
Не Мотылек, увы
Эх, и отчего же так Нетребко мужикам так нравится? ;)

А "Дон Жуан", как и "Свадьба Фигаро" для меня лучший в исполнении Scottish Chamber Orchestra. Но не настаиваю :)
Ну это вопрос риторический.
Редко встретишь оперную диву с сохранностью форм.Как говорится, что-то бог даёт, а что-то забирает.
Вы представляете, например, если бы у Монсерат Кабалье была внешность Моники Беллучи или Орнелы Мутти?
Сколько бы поклонников оперы среди мужчин бы новых появилось.
Ну что поделать, больше мы всё таки любим глазами.
постановка "Свадьбы Фигаро" мне нравится в театре Бориса Покровского.Я специально езжу в Москву на их спектакли.
По мне,оперу лучше слушать вживую.
Благо камерный театр Покровского не Ла Скала, где билет 380 -480 евро стоит.

Потрясающая картина!