Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Скотный двор либерализма

История  нынешней миро-системы начинается с краха государства, общества и династии во Франции, главным итогом которой стало признание двух положений: о естественности и, значит, легитимности политических перемен и о “народе”, а не личности правителя или законодателей как источнике суверенитета государства.

Либерализм повсеместно доминирует в мире модерна, с 1848 по 1968 AD.

Либеральное государство, ставшее нормой для Европы к 1914 AD, предполагает избирательное право, социально мотивированное вмешательство государства в экономику и объединяющую нацию надклассовую патриотическую лояльность, обеспечиваемую обязательным начальным образованием и всеобщей воинской повинностью для мужчин.

Ограничивая рынок, либеральное государство гарантирует безопасность мирового капитала, поскольку свободный рынок несовместим с безграничным монопольным накоплением.

И вот как раз с этой задачей  государство справляется все хуже и хуже:

“..демократизация мира и экологические проблемы породили исключительно высокие требования к государственным структурам, поставив большинство из них на грань фискального кризиса.

Но, начав сокращать расходы ради достижения сбалансированного бюджета, государства ограничат свои регулирующие возможности.

Это порочный круг, в котором каждая неудача государства вызывает снижение доверия к нему и подпитывает всеобщее нежелание платить налоги..” (Валлерстайн)

Другими словами, государства теряют легитимность потому, что либеральная программа улучшения мира обнаружила свою несостоятельность в глазах подавляющей массы жителей Земли.

То есть на лицо кризис “либеральной рациональности” как таковой.

Рациональность — это главный лозунг либералов.

Они “верят” в потенциальную рациональность всех людей (элемент социальной мифологии), не предопределённую, а достигаемую посредством образования, которое  сегодня подразумевает  получение человеком  an masse некоторого количества знаний, делающего из него:

  • хорошего потребителя (заинтересована  экономика)и потребителя не только товаров, но и медиаконтента. Сейчас Англия больше имеет на Гарри Потере и копирайте, чем на станкостроении.
  • послушного подданного (заинтересовано государство)
  • эффективного работника (заинтересованы  работодатели), технологическая сфера и экономические структуры мира усложняется

Не более.

И в нашем сложном мире образование неизбежно специализируется, поэтому “для исполнения роли просвещённых граждан, наделенных гражданскими добродетелями, людям необходимы советы профессионалов, руководящих ими и способных обрисовать существующие альтернативы, предложить критерии, которые позволили бы оценить эти различные варианты”

Таким образом, либеральная рациональность предполагает воспитание у граждан привычки соглашаться с указаниями “неизвестных отцов”, прячущихся в мире левого изврата за системой,  с чьей руки кормятся “эксперты”.

Получается, что, хотя каждый человек потенциально рационален, на деле рациональны далеко не все, поэтому политический процесс нужно организовать так, чтобы исключить принятие заведомо нерациональных решений:

“..либеральный подход исполнен опасений перед большинством, перед неумытыми и невежественными, перед массами” (Валлерстайн)

Рациональные, цивилизованные и компетентные не только боятся неумытых и убогих, они также считают своим долгом их развитие в сторону “разума и цивилизации” (отдельный вопрос, что является “разумом” для цивилизации Мак –Дональдса).

Такая установка абсолютно недемократична.

Ведь демократия определённо предполагает настороженное отношение к экспертам и специалистам, сомнения в их объективности, бескорыстии и гражданских чувствах (Полибий).

Разницу между либерализмом и демократией можно прояснить с помощью веберовского различения формальной и сущностной рациональности:

“Формальная рациональность решает проблемы, но ей недостает души, в силу чего в итоге она оказывается саморазрушительной.

Сущностную рациональность исключительно трудно определить, она допускает произвольные искажения, но в конечном счете именно она и есть то, что необходимо справедливому обществу” (Вебер).

Довольно типичное месиво из "рациональности", "разума" и т.п. Причем рациональность как бы нескольких видов: либеральная (неправильная) и какая-то еще.

На самом деле все проще, если учитывать время, сроки. Плохая "либеральная рациональность" плоха прежде всего краткосрочностью - урвать сегодня, а там хоть трава не расти. А когда и в самом деле перестает расти - ой, кризис !
Два вопроса.
1. Не совсем поняла про мир левого изврата - что Вы имели в виду?
2. Даже если уяснить себе разницу между либерализмом и демократией, не становится ясно как на практике могла бы выглядеть демократическая настороженность. Ведь реальную информацию все равно неизвестно откуда можно получать? И потом, одно дело разумная настороженность просвещенных людей, и совсем другое - настороженность дикарей, вековое неприятие всего малознакомого.
Ну в формате сетевых комментариев я не смогу отсветить всю дихотомию "правое -левое".
Полибиева схема власти
Что касается настороженности.
Наблюдения за всем ходом развития, не дают судить о косности людей, наоборот человек существо восприимчивое и склонное к развитию, всегда видит во всём свой интерес, а реагирует всегда настороженно только на имплозию, на взрывной, неестественный характер перемен, то есть перемен не обусловленных логикой предшествующего развития. а навязанных в результате манипуляций, лжи, сокрытия информации etc.
Тут вероятно надо отрешится от навязываемых мемов и баснословных легенд политической историографии и посмотреть на вопрос с точки зрения теории инноваци, применительно к историческому процессу.
Что есть общество? Это социально-производственный организм, с определённой информационной составляющей.
Всё что я ниже скажу касается вполной мере тех или иных гуманитарных технологий и социальных практик.
Вообщем инновации -это всегда парадигма первой фазы, в отдельных очагах начинают обкатываться те или иные технологии (известным нам например, "технопарком",в случае артиллерии, служил Фрайбург, но не он один конечно, мы можем только догадываться, но безусловно и Северная Италия, а в случае. напримеризбирательного права для женщин и всеобщего пенсионного обеспечения -Новая Зеландия, там эти практики обкатывались в конце позапрошлого столетия).
Парадигма второй фазы -это генерализация, то есть широкое внедрение после наладки технологии и обеспечения инфраструктуры производственной соответствующей и ресурсообеспечения в ведущих центрах техноценоза.
Например,в случае с артиллерией имеет место три значимых фактора -собственно технология литья орудийной бронзы, а это середина кватроченто (вроде бы технология бронзового литья известна ещё крито -минойцам, но тут не всё так просто, процесс перехода на вторую фазу занял сотню лет, этому множество причин и технологического и организационного и ресурсного характера).Потом стандартизация и унификация при Максимиллиане.
И технологии зернения пороха (венецианский Арсенал)-это уже НИОКР и оптимизация бешенных оборонных затрат.
А парадигма третей фазы -это уже моментальное (в рамках исторической шкалы времени)распространение обкатанной и проверившей себя технологии по Ойкумене (как это случилось например с артиллерией на Руси, итальянские инвестиции и формирование техноценоза или внедрением всеобщего образования в Брандербург -Пруссии), там где есть предпосылки определённые для внедрения той или иной технологии (определённого уровня развития, инструментария, ресурсного обеспечения, информационной составляющей)
Ну и конечно должны ыли быть определённые предпосылки для внедрения.Готовность.Инволюционные изменения подспудные которые обеспечивают переход на иной уровень качества.
спасибо что не поленились ответить)
Они “верят” в потенциальную рациональность всех людей (элемент социальной мифологии).

они верят в теорию игр
http://suhov.livejournal.com/652172.html
Рациональные, цивилизованные и компетентные не только боятся неумытых и убогих, они также считают своим долгом их развитие в сторону “разума и цивилизации”

еще одно слово пропущно - просвещенные(illuminati).

изначально - испанские alumbardos. одним из известных представителей этой организации был и игнатий лойола.

собственно, просвещённость началась со следующей цепочки событий:
1)запрета иезуитов по всей европе
2)французской революции, во главе которой встали такие замечательные люди, как "бывший" иезуит вольтер, "бывший" иезуит вайсхаупт и т.д. и т.п.
3)наполеон(окруженный иезуитами со всех сторон) вышибает монархов, которые запрещали иезуитов. Abbie Sieyes - второй консул - был иезуитом. первый - наполеон, был jesuit temporal coadjutor & глава ложи розенкрейцеров-основанной бывшим иезуитом по имени Christian Rosencreutz.
4)при нем как раз лаплас заявлял "мне не потребовалась эта гипотеза".

т.е. переломный момент - это 18й век.

если интересно, вот вклад иезуитов в историю россии. т.е. иезуиты - это видимая часть тех самых alumbados - иллюминати. само слово просвещение - откуда растёт?
LUMEN -это религия и практика франкмасонов.
Духовный отец -Спиноза и прочии фрики, антитрнитаристы от раковских еретиков до Уэсли.
Хорошо Сухов написал.Спасибо за ссылку.
создается впечатление что от рациональности один вред и ее нужно избегать тем более что ее и так не существует
Ну почему избегать?
Есть рациональность свободного мужского объекта (без подмены оригинальной активности мысли, эмоций и желаний). Например рациональность командира, ведущего в бой подразделение, рациональность архитектора или инженера, умеющих воспринимать мир не только по-дикарски, нарасчленённо как азербайджанец какой с рынка, но проводить анализ, уметь выделить процедуру, частности.Через частности видеть целое ну и так далее.
Конечно, как писал станислав Лем,-для огромного большинства задач, которые выполняют люди, интеллект вообще не нужен. Это справедливо для 97,8% рабочих мест как в сфере физического, так и умственного труда. Что же нужно? Хорошая ориентация, навыки, ловкость, сноровка и сметливость.
Правда всеми этими качествами обладают насекомые..
Тренд деградации человека сохраняется, а подавляющее большинство грантососов или делают вид, будто ничего особенного не происходит, или, вместо того, чтобы предложить какие-либо рекомендации по борьбе против этого явления, ищут причины, почему на эту тему не следует беспокоиться.
С точки зрения Управляющей Системы, муравей гораздо более совершенен, чем человек. Его поведенческие реакции стандартны и точно предсказуемы, муравей не создает общественных беспорядков, преступности, оппозиционных организаций и социальных конфликтов.
Он физически не способен выжить вне сложившейся структуры общества и интеллектуально не способен помыслить иную, более выгодную для себя, структуру социального управления.
Таким образом, интеллектуально и физически развитые люди, всегда представлялись угрозой общественному порядку, но Система вынуждена была терпеть существование некоторого количества таких людей, поскольку в кризисных ситуациях их личный потенциал требовался для общего выживания.
Такие люди, в свою очередь, вынуждены были терпеть над собой Систему, которая, хотя и загоняла их в неудобные рамки (и жестко контролировала их численность), но взамен обеспечивала кооперацию в производстве и обороте материальных благ, а также в области коллективной военной самозащиты и экспансии.
Сейчас уже практически достигнут уровень технологического развития, при котором разрешение кризисов возможно без участия высокоразвитых людей, а широкая сетевая кооперация высокоразвитых людей возможна без посредничества Управляющей Системы.
Высокоразвитый Человек и Высокоразвитая Управляющая Система перестают нуждаться друг в друге. Из симбионтов они все больше становятся конкурентами.
По логике дальнейшего развития, они окажутся в состоянии бескомпромиссного конфликта за контроль над всеми видами биологических, экономических и информационных ресурсов.
Спасибо за цитаты, я их правда читал когда-то.

Когда говорят "люди недостаточно рациональны" часто подразумевается "поэтому нужно создать для них условия, которые не будут от них требовать рациональности".

Но это ловушка. Именно жестокий внешние условия дали людям ту небольшую рациональность, которая у них есть. И укутывать их в амортизирующую оболочку общества - это путь к деградации рационального.
вот буквально процитирую хорошую статью:
"..Бруно Беттельхайм - выходец из австрийской школы, снискавший себе мировую известность выполненными в США работами по детской психологии. Жизнь его отнюдь не была ковром, усыпанным розами. После аншлюса Беттельхайм провел некоторое время в нацистском концлагере, откуда был вызволен усилиями американских гуманитарных организаций.

О своем пребывании в концлагере Беттельхайм подробно написал в вышедшей в начале 60-х работе. (B. Bettelheim. Aufstand gegen die Masse Muenchen, 1964.)

Это документ поразительной научной содержательности и художественной силы. Среди книг, отразивших трагедию ГУЛАГа, с ним могут сравниться лишь "Колымские рассказы" Варлама Шаламова. Многопудовые эпопеи Солженицына выглядят сухими и поверхностными.

Так вот. Находясь в заключении, Беттельхайм обнаружил поразительное явление. Дадим слово ему самому:

"Неполитические заключенные из среднего класса составляли в лагере небольшую группу и были не в состоянии выдержать первое шоковое потрясение. Они просто не могли понять, что произошло и за что на них свалилось такое испытание. <.> Когда над ними издевались, то они уверяли, что никогда не были противниками нацизма. Им было непонятно, за что преследуют ИХ, они ведь всегда были законопослушными. И, поэтому, они принимали ВСЕ действия СС как законные и протестовали только против того, что сами стали их жертвами; а преследования ДРУГИХ считали совершенно справедливыми. Эсэсовцы над ними потешались." (Op. cit. s. 132.)

Аналогично вели себя и рабочие социал-демократы. Брошенные в концлагерь в порядке профилактики, без всякой своей вины, они были убеждены, что ошибка произошла именно с ними, что через какое-то время она будет исправлена. И, в результате, эти люди очень добросовестно трудились во благо нацистского государства на сборе металлолома и утиля, становясь тем самым пособниками нацистских преступлений. И советские конструктора, попавшие в "шарашки", в НКВДшные КБ за колючей проволокой, - Туполев, Королев, Глушко. Они ведь тоже изо всех сил работали на благо безвинно репрессировавшего их режима!

В чем тут дело?

Проще всего, конечно, осудить этих людей, назвав их власовцами, квислингами, коллаборационистами. Но гораздо интереснее и полезнее понять - какие механизмы управляли в этих случаях их поведением!

Я рискну предположить, что за всем этим стоит очень своеобразная черта человека - потребность в рациональном. Человеку всегда нужна какая-то система координат. Человеку очень хочется видеть наглядные причинно-следственные связи. Все равно - считать это воспоминанием об утраченном знании Первосотворенного Сада или же наследием убогого опыта голозадых приматов, эволюционировавших в почти тепличной кислород-азотной атмосфере третьей планеты желтого карлика. В обоих случаях столкновение со страшной и сложной реальностью мира оказывается куда выше пределов обыденного сознания.

Человеку трудно понять, что государство, которое он считает устроенным для своего блага (ну и для блага себе подобных), может быть машиной чистого зла. Человеку трудно понять, что Мироздание устроено не для того, чтобы ласково греть ему спинку и нежный животик, а подчинено совсем иным законам, в которых уют человека занимает не первое и даже не десятое место. Человеку трудно понять, что в микро- и макромирах правят бал совсем не те законы, которые управляют созреванием банана на ветке.</span>

И во всех этих случаях человек, стремясь к рациональному, начинает РАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ. Он искусственно вносит мнимо разумные схемы в явления, в которых рационального нет ни грана.

Захватили нацисты или коммунисты, почти что абсолютные носители зла, власть в стране. А люди считают, что это сделано для общего блага. Лучшие умы нации брошены в застенки или убиты. А люди считают, что это отдельные перегибы. Безответственность бюрократов в мундирах погубила родных. А люди считают, что их близкие принесли себя в жертву великому и нужному делу, и просят добрые власти озаботиться об этом деле.

Не нужно осуждать жертв эффекта Беттельхайма. Люди не виноваты. Они так устроены. Мало кто в силах познать себя, помочь себе выйти из замкнутого круга ложной разумности. И Беттельхайму открытие этого явления дорого обошлось - он покончил с собой.

Но знать об этом эффекте надо. Надо учитывать его в жизненной практике. И, наверное, в профессиональной деятельности. Во взаимоотношениях с руководителями, которые любят порой, "опустив" человека, поселив в него чувство вины, резко повысить его трудоотдачу. И, главное, в профессиональной деятельности по созданию следующего поколения "разумных" существ. Может быть, они будут более точно знать о существовании границ, за которыми обычный разум, житейская рациональность становятся бесполезны. Будут знать и будут вести себя более разумно..."

Из преподобного Ваннаха
То есть, не стоит "..искусственно вносит мнимо разумные схемы в явления, в которых рационального нет ни грана.."
Что-то уж очень много различных видов рациональностей. Например, приведённое Вами "веберовское различение формальной и сущностной рациональности". Описывается два вида рациональности - формальная, которой недостаёт "души"(кстати, тогда уж необходимо привести и веберовское определение души), и сущностное, которое "исключительно трудно определить", но зато известно, что "она и есть то, что необходимо обществу". Т.е. Веберу известно, несмотря на то, что определить что это такое, ему "исключительно трудно".
Постоянно употребляется так называемая "либеральная рациональность", но нигде не определяется, в чём её отличительная особенность, выделяющая её из рациональности как таковой. Собственно, Вы утверждаете наличие кризиса "либеральной рациональности", и при этом не поясняете что это такое. Или это тоже исключительно трудно определить?
По-моему, рациональность - не более чем склонность людей действовать таким образом, чтобы достигать своих целей. И в этом смысле, большинство людей - рациональны, какие бы цели они не преследовали, и какое бы образование не получали. И нет ничего, что было бы исключительно трудно определять. Трудно определять становится, когда "знаешь" что необходимо "справедливому обществу", но не знаешь зачем это ему. Тогда и появляются отсылки к неопределимым терминам типа "душа", и жалобы на исключительную трудность определения.
Либерализм и демократия - точки ортогональных осей. сравнивать их непродуктивно
спасибо, емкий пост.
однако, может быть, стоило в ракурсе данного вопроса обратиться еще и к французам.
предлагаю концепты:
1. "наука как производство и легитимация дискурса истины и об истине" М.Фуко, прозревший "экспертократию" еще в 70-х. + "политика это война, продолженная другими средствами".
2. Бодрийяровские симулякры третьего порядка (и теория символического обмена) применительно к бесчисленным подстановкам и передергиваниям, являющимся неотъемлемыми от либ.дискурса
3. Деборовский "капитализм как спектакль".

имхо, весь такой бутерброд вполне адекватно описывает происходящее.

+ очень ценна современная российская устная либеральная речь. рекомендую "Эхо Москвы". скандальность некоторых проговорок просто потрясает.
Ну, camerаd,мы на свободном графоманском ресурсе или где?
Да я как казах, в степи, о чём вижу -о том и пою.
Это всего лишь заметки в веблоге, ни в коей мере не претендующие на прозелетизм или там полноту картины.Зачем?
Ну а насчёт экспертократии.
Нужно, чтобы кто-то брал на себя и ответственность за видение целого и понимал, как это целое устроено.
Эту проблему очень чётко осознал в своё время Джон Кеннеди. Он сказал: у меня есть тысячи специалистов, которые могут рассказать, как строить пирамиды, но нет ни одного специалиста, который может ответить, стоит ли её строить.
Тем более нынешние "эксперты" не могут ответить, как жить в условиях очень неравномерно развитого мира, неравномерно обеспеченных людей, неравномерной экономики, неравномерного уровня жизни? Можно вместе жить или нет?

Ванька Жуков недавно не выдержал. Мол, вечно я его понимаю в другом смысле слова. Ответил, что я кроме слов вижу интенции и тенденции. Так и с либералами. У них есть интенции и тенденции. Их рациональность для них же - вчерашний день. Потому что всё ими сказанное для них же - вчерашний день. Сколь правильной не была бы критика - они всегда будут на шаг впереди. Зато при постановке вопроса, что совершавшие "ошибки" десятилетиями, обязаны "ошибиться" ещё раз, поскольку это не ошибка, а стратегия, вопрос рациональности снимается.