Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Categories:

Чай

Великий чайный путь

Чай : питьевой и технический

Чай в России пьют уже лет четыреста, но массово пьют всего века полтора. Привычно считать национальным русским напитком почему то водку. Спорить с этим глупо и не хочется, но необходимо в целях истины. Потому что есть ещё чай.

В России его употребление распространилось в Seicento (китайский чай, караваны), то есть более чем за сто лет до того, как о нем узнали, скажем, в Англии. С тех пор он стал символом, а иногда и сутью русского застолья. Чаепитие сформировало особый русский быт — долгие разговоры о смысле жизни, дача, соловьи...

И это при том, что в России сейчас чай пить не умеют. Хотя в России есть сейчас всё, необходимое для истинного любителя чая.

Питьевой (meo voto) - как русский социальный напиток

  • стопки из богемского хрустального стекла, ликёрные рюмки, бокалы для хереса  
  • чашки и два заварочных чайника, блюдца и маленькие тарелочки, прочая чайная посуда из костяного фарфора от Ломоносовского(императорского)  завода
  • приборы: щипчики для сахара, десертные ножи и вилки, вилки для торта, ножи для фруктов, нож для масла, лопатка для пирожных и торта и прочая чайная утварь из сербра
  • тканые салфетки
  • коньяк  ОС "Пётр Великий" , 25 y.o., от Кизлярского коньячного завода
  • коньяк  ОС "Багратион" , 20 y.o., от Кизлярского коньячного завода (осталось последняя бутылка) 
  • ром "Саньтяго де Куба" , 11 y.o. ( для меня это очень немаловажный компонент)
  • односолодовый виски The Glenlivet, 12 y.o. от заводаThe Glenlivet Distillery
  • бальзам  "Рижский черный"  в керамическом кувшине
  • бальзам "Уссурийский"
  • "Becherovka" из Карловых Вар
  • херес сладкий NOE "Pedro Ximenes" , 30 y.o.
  • свечи из натурального воска
  • выпечка
  • пироги
  • варенье
  • мёд
  • лимоны и сухофрукты
  • чайные закуски
  • коробка сигар ручной скрутки, состоящие только из табака, из сигарных магазинов  la Casa del Habano, к примеру -  мне очень по вкусу  Cohiba Maduro 5
  • трубки и трубочный табак Mac Baren "Cube" в подарочных 100 граммовых банках, очень хорош именно с чаем 
  • самовар (столетний -"банка медальная большая" ) с жаровнею
  • сосновые шишки
  • вода родниковая
  • и собственно сам, вечерний чай, двух сортов - не очень крепкий, изысканный, утонченный, понятный и приятный всем пьющим, достойный внимания в качестве темы для разговора и просто вкусный. К примеру - хороши Darjeeling (от Newby или SFTGFOP-1 с плантаций )  и Russian Caravan (от Whittard of Chelsea или Jackson of Piccadilly)

Технический (от рассвета до заката, meo voto)

Никогда и нигде никаких "пакетиков" и темных кружек! В пакетик насыпают чайную крошку, то есть брак.

К тому же, клей в бумажной оболочке, растворяясь в кипятке, портит весь вкус.
Китайский чай "Юньнань Маофэн" , к примеру можно заварить даже холодной водой !

Чай в пакетиках  - первая ступенька вниз.

Всё, это барьер, дальше распад культурной матрицы и потеря национальной идентичности.

Дальше, либерастия вместо земли и воли, толерастия вместо цивилизационных табу, революция  "черной пички" , мак-дональдс и холливуд и прочие воплощения сатанизма .

Пристрастие англосаксов к чаю позволило им создать вселенскую империю.

Изобретение же пакетиков привело к её развалу.

  • гайвань (чашка емкостью 100-150 мл, с крышкой)
  • чашка с тайваньской глины
  • походная кружка Adam с Ходовской мануфактуры
  • высококачественные отборные сорта Yunnan Tea, Lapsang Souchong Tea, Darjeeling Tea, Sikkim Tea, Assam Tea
  • зеленые "Хуаншань Маофэн" и "Сиху Лунцзинь" и "Дунтин Билочунь" и "Люань Гуапянь" и "Тайпин Хоукуй"
  • красный (цихун)  "Цимэнь Хунча"
  • смесь Russian Caravan от Whittard of Chelsea
  • синий улун Формоза Оолонг и жёлтый улун "Цзюнь-шань Иньчжэнь" (серебряные иглы) и улун "Фэнхуан Даньцун"
  • медные банки для чая с крышками . Оптимальный размер для чайных герметичных банок -четверть фунта (125 г)
  • чайные пары, заварочные чайники и прочая фарфоровая утварь . Посуду лучше покупать у правильных продавцов фарфора, предоставляющих возможность заказывать отдельные предметы, а не сервиз целиком. Домой я покупаю всегда 2 заварочных чайника,чтобы по приходу гостей заваривать одновременно разные сорта чая. Да и посуда всегда бьётся, хорошо когда есть возможность докупить предмет в том же декоре. Мне нравится фарфор Ломоносовского (императорского) завода или богемский фарфор Ходовской мануфактуры. ИФЗ - единственное предприятие в России, выпускающее изделия из костяного тонкостенного фарфора. В отличие от других видов костяного фарфора (английского, например), этот -  более тонкий (специфика технологии) и звонкий, а механически более прочный.
  • классический медный чайник с изогнутым носиком, позволяет кипятить воду до состояния "белый ключ" по звуку
  • спиртовка
  • чайные ложки, мерная ложка, ложечка для размешивания, шипчики для сахара и ситечко с подставкой лучше должны быть серебрянными . Маленькая мерная ложка -1 порция для черного/зеленого чая , 2 порции для улунов, белого  и желтого. Песочные часы 3-4-5 мин.(зеленый-черный\красный-белый чай)
  • Сахар кристалический в пакетах по 300г белый и коричневый и на палочках.
  • сгущёное молоко (без растительного масла)
  • dulce de leche
  • сухофрукты, орехи
  • мёд
  • чабрец
  • родниковая вода
  • водка "Imperia" от Русского стандарта, для "Чая первопроходцев" (смешивается из 3 частей  крепкого чая с чабрецом или лианами лимонника, приготовленного  урянхайско-забайкальским способом , т.е. чая -жеребчика, 1 части меда и 1 части водки  и доводится до нужной температуры засыпанием раскаленных  в медной плошке на углях/плите, но не газовой,  специальных камешков - кварца, базальтовой гальки и т. п., которые заранее подготавливают и носят с собой в специальном мешочке )

Заварить чай удивительно просто.

Единственное, что здесь нужно — тщательность. Нагрейте фарфоровый чайник, засыпьте в него чай — ложка заварки на каждую чашку плюс ложка на чайник( норма для черного/красного и зеленого чая, для белого, улунов и желтого - в два раза больше)— залейте свежим (неперекипевшим!) кипятком(вода желательно родниковая). Дайте настояться три минуты (зеленому), четыре минуты (черному/красному), пять минут (белому/желтому)(если больше, то напиток будет горчить). Потом размешайте и налейте в чашки.

Пить настоящий чай можно с сахаром. Если вы любите чай по- английски, соблюдайте последовательность: наливайте чай в молоко, а не наоборот. Молоко 4%,подогретое но не кипяченое.

Трудно поверить, что большая часть человечества не способна следовать этим элементарным правилам и пьет бурду вместо того, чтобы наслаждаться феерическим напитком.

Любителям экзотических ощущений можно посоветовать калмыцкий вариант, приспособленный к городским условиям. Заварите очень крепкий черный чай в кипящем молоке (без воды!). Добавьте капельку соли и сливочного масла. Калмыцкий чай прогоняет хмель, что не вредно.

Чайная утварь

Сервиз чайный “Золотая лента” на 6 персон Императорского (Ломоносовского) завода

 

Сервиз изготовлен  из костяного тонкостенного фарфора по уникальной технологии, отмеченной Государственной премией в области науки и техники 1980 AD, По белизне, тончайшему слою глазури и присущей  им воздушности, изделия эти более всего напоминают сегодня о  сорте старинного китайского  фарфора «яичная скорлупа». При легком постукивании они отзываются приятным и мелодичным звоном.

Когда-то давно , мы с молодой женой , ведя "половую жизнь" , в буквальном смысле - мебели ещё не приобрели и многого другого, спали  на полу,  купили во Владивостоке, совершенно случайно чайный сервиз из розового богемского фарфора "Ленка". Не помню цены-но не дороже 100 -150 рублей за 6 персон.

 

Почему случайно? Ну тогда все "выбрасывали" и на полках ничего не залёживалось, просто так сложилось, что мы в нужное время случайно оказались в нужном месте.

С тех пор у меня своеобразное восприятие продукции Ходовской мануфактуры, легендированное  воспоминаниями о любви и молодости, друзьях приходивших к нам в гости и пившим отменный китайский чай (выменянный  мной за фетровые шляпы у китайских железнодорожников на станции Гродеково) сидя на полу.

Оптимальный размер для чайных герметичных банок -четверть фунта (125 г)

Использование классических чайников с изогнутым носиком,позволяет кипятить воду до состояния "белый ключ" по звуку .

Хороши для кипячения воды и французские чугунные чайники

Походные кружки Adam из Карлсбада (Ходовская мануфактура), компромиссное решение для дороги .

Чайные ложки, мерная ложка, щипчики для сахара и ситечко с подставкой лучше должны быть серебряными .

Маленькая мерная ложка на картинке -1 порция для черного/зеленого чая , 2 порции для улунов, белого  и желтого. Большая ложка в 2 раза больше.Таймер 3-4-5 минут (зеленый-черный\красный-белый чай)

Сахар кристаллический в пакетах по 300г белый и коричневый, для  чаепития, на палочках.

Чай в России начала Ottocento

РУССКИЙ ЧАЙ ХОРОШ ТОЛЬКО НА ВОДЕ, ВСКИПЕВШЕЙ В САМОВАРЕ

(Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания)

К середине XVIII века чай в России употребляли больше, чем в Европе а в Москве больше, чем в Петербурге. Петербуржцы начинали день с кофе.

А я, проспавши до полудня, Курю табак и кофий пью,— писал Г.Р. Державин.

По словам бытописателя Москвы И.Т. Кокорева, чай был пятой стихией жителей Белокаменной. В начале XIX века москвичи предпочитали пить чай из стаканов и многие, как свидетельствует Д.И. Свербеев, с недоверием относились к петербургскому обычаю разливать чай в большие чашки.

Благодаря драматургии Островского, отмечает историк русской кухни В.В. Похлебкин, с последней трети XIX века чай стал считаться в русском народе купеческим напитком, «несмотря на то, что в действительности, исторически он был с середины XVII и до середины XIX века, то есть, в течение 200 лет, преимущественно, а иногда и исключительно, дворянским! Но дворянская литература, как ни старалась отразить этот исторический факт, не преуспела в этом отношении»

Художественная литература, может быть, и не преуспела, а вот мемуарная содержит огромное количество описаний чайного стола, который имел очень важное значение в жизни дворянства. Из мемуарных источников мы узнаем о ценности чая в дворянской среде начала XIX века.

П.П. Соколов, сын знаменитого живописца П.Ф. Соколова, вспоминал: «Чай тогда только что начинал входить в употребление, и лишь у очень богатых людей его подавали гостям. Цыбик прекрасного чаю был подарком незаурядным».

Помещицы хранили чай не в кладовой, не на кухне, а у себя в спальне, в комоде.

Е.П. Квашнина-Самарина отмечает в своем дневнике:

«Рассыпали цыбик чаю, присланный от Якова Ларионова, заплачен 525 р.Вышло из оного 57 фунтов чаю, пришелся фунт по 9 руб. 23 коп.В большой ларец, обитой внутри свинцом, вошло 23 фунта. 1 фунт подарен Иванушке.Около полфунта, бывшего с сором, роздано девушкам.Остальной положен в комоде в спальне» (1818г., январь, 21).

Сахар в помещичьей среде был также большой редкостью. Сама хозяйка ведала выдачей сахара.

«Сахар в доме у нас ценился чуть-чуть не наравне с золотом, — вспоминает Д.И. Свербеев, — расчетливая тетушка как бы отвешивала каждый кусочек, запирала его за тремя замками и в ее отсутствие, а иногда и при ней бывало немыслимо достать себе кусочек этого обыкновенного лакомства, которого через несколько лет после у меня на заводе с грязного пола сушильни сметались рабочими метлами целые кучи».

Продукты, сопровождающие чай, были самые разнообразные: сахар, молоко, сливки, варенье, хлебные и кондитерские изделия. Пить чай по-русски означало пить его с едой и сладостями.

П.А. Смирнов в «Воспоминании о князе Александре Александровиче Шаховском» приводит рассказ драматурга о его знакомстве в 1802 году в мюнхенской гостиннице с Гёте. Знаменитый немецкий поэт пригласил князя Шаховского «вечером придти к нему на чай».

«Настал вечер, и после размена разных учтивостей, относящихся к обоим лицам, они вскоре познакомились и занялись толкованием о литературе германской, а в особенности русской. Среди разговора им подан был в самом деле чай, но без обычных наших кренделей и булок. Князь, имея обыкновение пить чай с чем-нибудь сдобным, без церемонии позвал человека и велел ему принести несколько бутербродов или чего-нибудь в роде этого. Приказ был исполнен; вечер пролетел и кончился очень приятно, но каково было удивление князя Шаховского, когда утром ему подали счет, в котором было исчислено, с показанием цен все съеденное им в гостиннице, ибо Гёте отказался от платежа, отзываясь, что он князя звал на чай, а не на требованные бутерброды».

Особенно любили дворяне пить чай с вареньем. Иностранцы с восторгом отзывались о вкусе русского варенья.

Служивший в рядах французской армии голландец генерал Дедем, вспоминая свое пребывание в Смоленске в 1812 году, писал:

«Я ел на ужин варенье, которое было превосходно; судя по огромным запасам, которые мы находили везде, в особенности в Москве, надо полагать, что русские помещики истребляют варенье в огромном количестве».

Варенье было любимым кушаньем русских дворян. На обеде у министра юстиции Д.П. Трощинского «<...> шампанское лилось рекою, венгерское наполняло длинные бокалы, янтарный виноград таял во рту и услаждал вкус; одних варенье в было 30 сортов».

Из воспоминаний А.М. Фадеева узнаем, что даже в буфете петербургского театра среди разных закусок, стоявших на столе, помещалась «огромная ваза, вроде чана, с варением».

Известно, что любимым вареньем А.С. Пушкина было крыжовенное. Н.О. Пушкина, мать поэта, с удовольствием готовила варенье, живя летом в имении Михайловское. «<...> Сегодня я пешком ходила в Михайловское, что делаю довольно часто, единственно чтобы погулять по нашему саду и варить варенье; плодов множество, я уж и не придумаю, что делать с вишнями; в нынешнем году много тоже будет белых слив», — пишет она в августе 1829 года дочери в Петербург.

Наверняка многие хозяйки могли похвастаться вкусом сваренного ими варенья. И не только хозяйки. Князь Д.Е. Цицианов «всегда сам варил варенье за столом в серебряной чаше на серебряной конфорке».

Со времен войны 1812 года широко известен был чай с ромом, неоднократно упоминаемый А.С. Пушкиным:

Оставя чашку чая с ромом, Парис окружных городков Подходит к Ольге Петушков.

В «Старой записной книжке» П.А. Вяземского в разделе «Гастрономические и застольные отметки, а также и по части питейной» помещен такой анекдот:

«Хозяин дома, подливая себе рому в чашку чая и будто невольным вздрагиванием руки переполнивший меру, вскрикнул: «Ух!». Потом предлагает он гостю подлить ему адвокатца (выражение, употребляемое в среднем кругу и означающее ром или коньяк, то есть, адвокатец, развязывающий язык), но подливает очень осторожно и воздержно. «Нет, — говорит гость, — сделайте милость, ухните уже и мне».

Однако следующий анекдот (из рукописей Ивана Маслова) позволяет говорить о том, что чай с ромом был известен в России еще в XVIII веке:

«Известный Барков, придя к Ивану Ивановичу Шувалову, угащиваем был от него чаем, причем приказал генерал своему майордому подать целую бутылку настоящего ямайского рому, за великие деньги от торговавшего тогда некоторого английского купца купленную. Разбавливая же оным чай и помалу отливая да опять разбавляя, усидел Барков всю бутылку, а потом стакан на блюдце испрокинувши, приносил за чай свое его превосходительству благодарение. Почему, измеряясь над оным сострить, предложил ему сей вельможа еще чаю. На сие Барков: «Извините, ваше превосходительство, ибо я более одного стакана никогда не употребляю».

Чай пили как за большим столом, так и за отделным чайным столиком. Обычай разливать чай за отдельным столом пришел в Россию из Европы в последнюю четверть XVIII века.

«Перед диваном стоял стол замореного дерева, покрытый чайной пунцовой скатертью ярославского тканья. На столе — чайный прибор, продолговатый, с ручкою наверху, самовар красной меди, больший поднос с низенькими, на китайский образец, чашками, масло в хрустальной граненой, маслянице, сухари и тартинки в корзинках, сливки в кастрюлечках», — читаем в повести А. Заволжского «Соседи», опубликованной в «Московском наблюдателе» за 1837 год.

7 сентября 1815 г. помещица Е.П. Квашнина-Самарина записывает в дневнике: «Купить в Петербурге: карту Европы, книгу землеописания России; для чайного стола ярославскую салфетку величиною 1 арш. 10 верш., голубую с белым».

Ярославские скатерти или салфетки (в зависимости от размера чайного стола) были очень популярны в пушкинское время. В XVIII веке, предпочтение отдавалось голландскому столовому белью. В следующем столетии в России начинают производить превосходное льняное полотно. Новгород и Ярославль становятся центрами льняной промышленности. Любопытно, что салфетки для чайных столов были как белые, так и цветные.

Чайный стол сервировался заранее. Удовольствие разливать чай за столом хозяйка могла уступить только взрослой дочери. Чай у Лариных в «Евгении Онегине» наливает гостям не хозяйка дома, а ее дочь Ольга:

Разлитый Ояьгиной рукою, По чашкам темною струсю Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал.

Хороший тон не рекомендовал гостям дуть на чай, чтобы он остыл и пить чай из блюдечка. Рассказывая о нравах иркутских дворян, И.Т. Калашников отмечает:

«Пить чай досыта почиталось невежеством.Старые люди говорили, что гости должны пить одну чашку, три чашки пьют родственники или близкие знакомые, а две — лакеи. Подаваемые сласти брали, но есть их также считалось неучтивостью. Гостья брала их и клала куда-нибудь подле себя».

Трудно сказать, в какое время возник у русских обычай «опрокидывать» на блюдце чашку вверх дном, давая тем самым понять хозяйке, что больше чая предлагать не следует.

«Вторую чашку Лука Иванович начал пить с толком и вдыханием аромата, паром поднимавшегося над чашкой, — читаем в воспоминаниях А.Е. Ващенко-Захарченко. — Переворотив чашку на блюдечке, дядюшка поставил ее на стол, но радушная хозяйка молча принесла третью и просила дядюшку еще кушать».

Накрыть чашку блюдцем также означало, что чаепитие завершилось.

В Европе существовал другой обычай.

Об этом рассказывает в записках А.А. Башилов:

«В Дрездене жил граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Как русскому не явиться к такому человеку? Покойный Александр Алексеевич Чесменский приехал за мною и повез меня к старику. Не могу умолчать вам, друзья мои, что вечер этот чуть не сделался для меня Демьяновой ухой, и вот как это было: расфранченный и затянутый, приехал я к графу; мне тогда было 20 лет, следовательно, и молодо, и зелено. Граф меня очень милостиво принял, и на беду — это случилось в тот час, когда гостям подают чай.

Тогдашний обычай нас, русских вандалов, состоял в том, что, ежели чашку чаю выпьешь и закроешь, то значит: больше не хочу; а у просвещенных немцев был другой обычай: надобно было положить в чашку ложечку, и это значит: больше не хочу.

Вот я выпил чашку и закрыл; минуты через две подали мне другую; боясь отказать человеку, чтоб его не бранили, я выпил и опять закрыл, и уже вспотел, бывши стянут, как я уже выше сказал. О, ужас! Является опять третья чашка; боясь навлечь негодование, как я выше сказал, я и третью выпил.

Наконец, является четвертая; как пот лил с меня градом, я решился сказать: «Я больше не хочу». А он, злодей, желая себя оправдать, весьма громко мне сказал: «Да вы ложечку в чашку не положили».

Тут я уже не только что пропотел, но от стыда сгорел и взял себе на ум — вглядываться, что делают другие, а русский обычай оставить».

Европейский обычай класть в чашку ложечку, вместо того, чтобы опрокидывать чашку, ввел в Петербурге П.П. Свиньин.

«По крайней мере он уверял в этом всех и каждого, и не только словесно, но даже печатно, именно в предисловии к книге, изданной им в 20-х годах, иллюстрированной видами Петербурга», — свидетельствует В.П. Бурнашев.

С европейскими «питейными» обычаями русских читателей знакомил «Московский курьер». На страницах этого издания помещались следующие заметки:

«Знатные люди, или богатые, совсем не пьют чаю или кофе; но шоколад и другой напиток, сделанный из разных пряных кореньев, уваренный вместе с яйцом и сливками, поутру охотно всеми употребляется с сахарными сухарями, которые служат вместо сахару».

В разделе «Изобретения» находим другое сообщение:

«В Швеции продают чай, который не есть чай; в Париже выдумали род сего же напитка и назвали: кофей здоровья, для составления которого употребляют -почти все специи, кроме настоящего кофея. Напиток сей в древности был употребляем греками и состоял из сарацинского пшена, простой пшеницы, миндаля и сахару, смешенного и истертого вместе. Кофей сей потому называют кофеем здоровья, что настоящий поистине может носить имя кофея нездоровья. Желательно знать, так ли будет употреблено здоровое, как употребляли нездоровое».

Однако ни горячий шоколад, ни «кофей здоровья», ни другие модные в Европе напитки не пришлись так по сердцу русскому дворянству как крепкий душистый чай.

Русский караван

Вплоть до открытия в 1869 AD Суэцкого канала путь чая из Китая в Европу был долгим и многотрудным. Он мог попасть туда по морю (4 месяца по воде, с неизбежной потерей качества, из Кантона, мимо Индии и вокруг Африки) или посуху (около года, через Сибирь или Среднюю Азию, Европейскую Россию и часть Европы, с очень незначительными потерями качества).

Большая часть чая в Европу, конечно, попадала морским путем (такой чай часто назывался кантонским).

Но были крохи — буквально крохи( не более 700 тонн в год) — которые просачивались через Россию.

Чай этот назывался караванным, был лучше (в первую очередь — ароматнее) кантонского и чрезвычайно ценился.

Иногда его, как продукт драгоценный, смешивали с сортами попроще.

После открытия Суэцкого канала морская доставка чая в Европу стала дешевле, да и потери качества стали совершенно неощутимыми — и караванный чай из продукта с вполне определенными свойствами стал превращаться в маркетинговый миф.

К середине XX века чайное мифотворчество в этом направлении окончательно завершилось, и “Русским караваном” стали называть купаж, в который обязательно входит китайский кимун (иногда, очень редко — лапсанг сушонг).

Наличие китайского чая в купаже исторически обосновано — ведь шел-то чай караванами именно из Китая.

Ну а другие составляющие смеси могут быть какими угодно — это уж как решит производитель.

Часто пишут, что именно такой чай был чрезвычайно популярен в среде русской аристократии.

И это уже спорный вопрос — русская аристократия, безусловно, пила почти исключительно китайский чай (другого просто не было), но то, что это был совсем не тот чай, что замешан в пачке с “Русским караваном” — столь же безусловно.

1
Еще - кроме бальзамов Рижского и Уссурийского - Башкирский хорош. Мне он даже больше Рижского нравится.
А насчет воды для чая из самовара - истину глаголите)
Башкирский не пробовал. Надо будет купить.
Не прогадаете. В такой же бутылочке, как Рижский, только светло-бежевой. Рижский с горчинкой, а вот в Башкирском составчик... ммм)) Белебей - называется. Там куча трав, ягода, мед. прополис.. Вкус просто обалденный. К чаю, кофе. Я как его распробовала, Рижский покупать перестала)
Найду в Москве и закажу дюжину. У нас точно нет.
На прошлой неделе приехал из Белебея, привез бутыль бальзама. Подарили:).
фантастика, как тесен мир.
Белебей это городок в Башкирии где делают этот бальзам.
собственно там у меня много родных, бывал неоднократно, красивейшие места.
Бальзам шикарен это правда, сам постоянно затариваюсь несколькими бутылочками постоянно.
Вот собственно и сейчас пью чай с ним =)
Да, правда, на бальзаме есть слово Белебей)
Но я давно его не встречала в магазинах.
У нас, башкир, есть две народные песни - воспевающая чай и проклинающая его. За чай отдавали табуны, землю. Нет ничего вкуснее обжигающе черного чая с молоком в моей родной деревне на воздухе или на лугу, вода из родника, из которого пили еще прапрадеды, свой мед.
Башкирский мёд. Это да.
Я вам говорил, camerad, что в Германии жил в городе -побратиме Уфы -Галле.Это везде рекламировалось, мол Галле -побратим Уфы.
И весенними и летними вечерами пил пиво в "башкирском" ресторане Хубертус, на улице столики были,и буквально в трёх минутах ходьбы от дома.
Вот там и попробовал.Приезжали башкирские геноссе на мясокомбинат, с главным инженером которого мои старшие коллеги, да и я сам, дружили.
Было это 20 лет назад.
Всюду невидимые нити:).
Вы так скоро Вайля с Генисом переплюнете :)
Ну я просто графоманю, не за деньги.

Deleted comment

Причём есть и чай в муслиновых пакетиках,мол экологически чистых,но тоже весьма неважный.
Меня ещё убивает,когда подают заварочный чайничек с кинутыми внутрь пакетиками.Я в аэропорту как-то кого-то встречал,спросил чая -и принесли вот это.
Мало того, говорят, что и в Англии уже так везде чай подают.
А они - только за деньги?!
Два момента. Первый - популярность варенья была обусловлена дешевизной меда. Дешевизна меда была вызвана повышенным спросом на воск. Именно мед заменял сахар в варенье вплоть до конца 19-го века. Второй - русское чаепитие изначально основывалось на привычке пить очень некрепкий чай. Иначе много чая выпить тяжело для желудка. В этом смысле американское, классическое питьё кофе аналогично - кофе пьют большими кружками с оладьями, бутербродами и т.д. Именно некрепкий чай вызвал традицию пить чай с лимоном, в отличии от Индии и Англии, где крепкий чай вызвал привычку пить чай с молоком.
Сколько ответов вы дали в одном посте)). Спасибо!
Несомненно.
Сахар завоевал стол городского простонародья в Англии, Франции и Голландии во второй половине Settecento -это помимо Средиземноморья, где культура тростника насчитывает тысячелетие, -распространение сахара с ближних островов (Мадера, Азоры, Канары), затем из Бразилии (начало производства - Settecento) ограничивается медицинской сферой и столом богатых.
Ещё в конце Settecento сахаром крестьян (80% населения Европы early modern) был мёд.
Но вот по поводу "некрепкого чая",повеселили..
Дело в том, что русское потребление было заточено под качественный китайский чай. Sapienti sat.
Это совсем другое, не "одеколоны" с бергамотом
Доля "русского чая" в европейском импорте была не так уж и велика 500- 700 тон.
Но это был чай для потребления высших слоёв, дорогой и качественный.
Afternoon tea -это традиционное потребление высших слоёв с середины Ottocento, по-началу купажей никаких в этой традиции не было.
Даже купаж "русский караван" -это уже конец Ottocento.
Англичане не олько поставляли тонны дури в Китай, в счёт оплаты за чай (там схема была опий-серебро -чай)
Англичане начали культивировать дикий чай из Ассама.
Цейлонский чай они тоже сделали.Об этом сейчас толерантно молчат. Но если бы не англичане, то и не было бы никакого "индийского" и "цейлонского" чая.
И вот эти купажи насыщенные "breakfast", да и традиция утреннего ланча с традиционным чаем с молоком стали популярными в конце Ottocento,не ранее.
Тут многое сделал Lipton.Он затачивал купажи breakfast tea под воду разных регионов GB UK.Да и вообще механизировал производство.
Ну а первыми стали смешивать чаи, Twinings, говорят в 1870 AD.
Вот конец позапрошлого века во многом сформировал современный образ Англии и англичан, в том числе и со стороны чайной традиции
Извините, вы видно не в курсе. Россия импортировала из Китая зеленый чай, который надо заваривать несколько раз. Для качественного китайского чая понятие крепости в нашем понимании не применимо. Поверьте мне как китаисту. Я немножко их чаи пил. Ещё меньше вы в курсе относительно Китая. Схема опий-серебро-чай была на самом деле проще - опий-серебро. Возможно, вы слишком молоды или забыли, что люди, родившиеся на рубеже 19-20 вв. уже пили черный чай (смена традиций произошла в силу дешевизны чая из Англии), но пили его некрепким. С уважением
Нет, не так всё совершенно.Структура импорта и реэкспорта известна.Тут не надо быть китаистом, чтобы знать её.
В России пили разные китайские чаи — и зелёные, и жёлтые и чёрные.
Из чёрных, например кимун и купажи на его основе (например "русский караван")были повсеместно употребляемы.
Китайские чаи пили в России на протяжении трёх веков — и только двадцатый век внёс в чайные вкусы русских коррективы (цейлонский etc.).
Ещё сто лет назад этих цейлонских и индийских чаёв в России пили очень немного
С Seicento и до середины Ottocento в России пили исключительно китайские чаи.
И в этом отношении нашим предкам удивительно повезло, так как эти чаи, во-первых, лучше, а во-вторых — шли в России посуху и не портились при транспортировке.
Чаи, которые через Россию попадали в Западную Европу, ценились исключительно высоко.
Чай же резко подешевел в ходе транспортной революции (параходы и паравозы, Суэцкий канал etc.) ещё в Ottocento.
В конце Ottocento в России знакомятся с цейлонскими и индийскими чаями, но в основном продолжают пить китайские. С начала 20-го века доля "заморских чаев" в потреблении очень понемногу растёт, кроме этого ведутся активные эксперименты с выращивание чая на территории России и потом в СССР.
В 1970-м году СССР отказался от закупок китайского чая. Вероятно из-за политических разногласий с Китаем. Одновременно резко увеличились закупки индийского и цейлонского чая.
Мой дядя работал на Одесской чаеразвесочной фабрике, в руководящем звене.Как раз в этот момент.
А в 1980-х, в СССР с чаем наступает уже полный кирдык.
Жёлтого чая в Европе и не знали.
Выше всего ценились потребителями чаи с типсами — чайными почками.
Говорят, что именно с ними связано появлении термина "байховый чай", ни в каком языке, кроме русского, не использующегося.
Дело в том, что китайцы, желая расхвалить свой товар, сообщали, что в нем есть эти самые типсы. Типсы китайцы называли "бай хоа" — "белая ресничка". Русские просто переделали "бай хоа" в байховый и стали так называть наиболее качественный чай.
А позднее так стал называться любой рассыпной чай, независимо от его качества.
Тут ещё хороший показатель по структуре потребления -это русская армия, где чай введён в рацион почти полторы сотни лет назад.
Торговля в Кяхте была меновая, на меха.
Сначала китайцы присылали так называемые узоры — пробы всех сортов чая, выставляемых в данный момент на продажу.
Наши эти узоры пробовали (возможно, что и не пробовали сами, а прибегали к оценкам экспертов) и, определив качество предложения, составляли положении о качественном и количественном соотнесении русских и китайских товаров, представленных к продаже.
Желтый чай отличается от зеленого только тем, что он может быть слегка (в отличии от черного) перебродившим или вылеживаться в слегка подвяленом состоянии до сушки. На технику заварки это обстоятельство не влияет. Большинство китайских сортов чая являются желтыми. Разумеется, Европа была знакома с желтым чаем, но там чай конкурировал с кофе и какао. В России же традиция пить чай возникла в 17 веке (settecento, si non sbaglio) под влиянием контактов с бурятами и монголами. Они не только кирпичный чай покупали.
На самом деле "жёлтый чай" -это слегка ферментированный улун.
К ним относятся и пушонги (некоторые авторы ошибаются и называют пушонги аромотизированными оолонгами, но это не так)
В состав пушонгов входят исключительно полураспустившиеся чайные почки, которые чаще всего высушиваются естественные путем в тени или на солнце. В процессе такой сушки происходит незначительная естественная ферментация. Некоторые пушонги скручиваются.
Синими же чаями называют сильно ферментированные улуны, близкие по своим характеристикам к чёрным чаям.Например "Формоза Оолонг"
Жёлтые чаи являются элитными и дорогими чаями, которые вплоть до начала 20 века под страхом смертной казни было запрещено вывозить из Китая.
Россия получала желтые чаи из Китая уже в 30-60-х годах Ottocento в обмен на соболиный мех.
Производство жёлтых чаев производится только вручную и исключительно трудоемко.
Например, на изготовление сорта Серебряные иглы с горы Цзюнь-шань (Цзюнь-шань Иньчжэнь) затрачивается около 4 суток, а чтобы изготовить один килограмм сухого чая требуется сорвать более 25 000 чайных почек.
В России, в середине Settecento, огромное влияние на внедрение чаепития и развитие розницы, купец Губкин оказал.
Он давал комплексное предложение -и сам чай в шёлковых мешочках, и все прибамбасы для его приготовления, в первую очередь самовары.
А бум специализированных питейных заведений приходится на вторую половину .И чай пили в основном в Москве, а не Спб(до середины Ottocento Москва употребляла до 55-60% ввозившегося в Россию чая), значительная часть оптовой торговли была сосредоточена именно в Москве. И заправляло ею легендарное московское купечество.
Во второй же половине Ottocento центром русской чайной торговли стала Нижегородская ярмарка.
На ярмарку приезжало много купцов из Азии, а чай из Китая являлся одним из главных товаров.А сами "китайские ряды" спроектировал Монферран.
Через Кяхту в Россию до конца Ottocento попадал почти весь чай — но не весь. Часть чая попадала к нам через Европу, куда, в свою очередь, он завозился из Китая морем — из Кантона.
Такой чай, соответственно, назывался кантонским. Ну а кяхтинский, конечно, кяхтинским.
Транспортные расходы при доставке чая равнялись его цене на границе. Плюс пошлины. Короче говоря, все это сильно ограничивало потребление чая России, делая его до последней четверти Ottocento напитком скорее высших и средних слоёв, чем низших.
Кстати, розничная цена на чай в России была тогда в 10-12 раз больше, чем в Европе.
С доставкой чая из Китая в Россию связано появление в Европе группы купажей, именуемых "Русский караван".
Чай под этим названием скрывается разный, чаще всего — с сушонговскими дымными нотками. И традиционно считается очень качественным.
Все дело в том, что Европа чай большей частью получала из-за моря — и он порядком портился при перевозке.
А если чай доходил в Европу из России — то это был чай, привезённый посуху — значительно более высокого качества.
Так что было время, когда чаи из России ценились в Европе очень высоко. Ну а сейчас "Русский караван" — это просто привлекательный для разводки европейцев или американцев название, чаще всего сопровождаемое рассказами о чае, страшно популярном среди русской аристократии...
Но я вот покупаю этот купаж от Кузьмичёфф, вполне приемлимый.
Ну это, что..
Липтон вон, "французским собакам" :)), поставляет "Русский эрл Грей" (там чайная традиция укоренилась благодаря нашей эмиграции и главенствует русский чайный вкус), причём в градации FBOP (Флауэри Брокен Оранж Пеко)
Ну я там выше про Липтон написал.
Надо конечно уточнить, что нет уже такой славной компании.
Есть только торговая марка, принадлежащая концерну "Unilever".
Спасибо вам за пропаганду цивилизованного образа жизни! Если что - Белебей берите только в маленьких бутылочках, а то в поллитровые часто намешивают всякую ...
Холивар против дегенеративных пакетиков бешено поддерживаю!!! Про Англию - это передержки.
Нормальные англосаксы сохранили культуру потребления. Только вот их все меньше...
Ну конечно, Англия -это не только Лондон, как и Россия -не только Москва.
Наверняка традиция ещё жива.
Про маленькие бутылочки, спасибо, учту.

Deleted comment

Мутная волна алкогализма захлестнула англию в первой половине 18-го века.
"Джиновая лихорадка" накрыла все слои общества.
Спас чай.
Ну и потом чай -победа над эндемическими тифозными и паратифозными инфекциями разносимых дрянной водой.
просто потрясающий текст, благодарю Вас. нахожусь просто в восторге. после него сходил в магазин, купил юннаньского черного, того-другого по мелочи и ся-гуань.
лапсанг сушонг - просто супер. и в такие минуты жалею, что род деятельности и конфессиональная принадлежность не позволяют вернуться к привычке курения трубок и сигар :-)
шикарный пост, шикарный журнал.
Спасибо.
Странно , что я его в текущем режиме не заметил

жаль что вы больше не пишете.