Эпоха первой экспансии
Хронологическое деление эпохи первой экспансии –со времён Ancient до приблизительно 1830 AD.
Определение хронологических фаз развития Европы Еarly Modern.
Первая фаза
Первую, в некотором смысле подготовительную фазу, составляет период со второй половины Duecento – до середины Quattrocento
Время решительного прорыва иберийской реконкисты в “исламских” областях.
Время, которое привело к открытию Гибралтарского пролива для “христианского” судоходства и к началу регулярных торговых контактов между Итальяно –Иберийской Европой и Европой североморского региона с применением различных видов мореходной и судостроительной техники .
Время, когда продвижение португальцев вдоль африканского побережья характеризовалось скорее всего поисками путей в Индию, чем реконкистой в Северной Африке.
Вторая фаза
Вторая фаза, начиная приблизительно с 1460 AD, охватывает время крупномасштабного продвижения португальцев и кастильцев в морях с разграничением сфер интересов в Атлантике а соответствии с Тордесильясским договором 1494 AD и последующим основанием колониальных империй по обе стороны Атлантики вплоть до унии двух иберийских держав в 1580 AD , в результате чего за Атлантикой закрепилось даже название “испанское море”.
Третья фаза
Третья фаза охватывает годы приблизительно с 1580 AD по 1700 AD - 1713 AD, когда французы, голландцы и англичане, стремясь нанести военное поражение могущественной габсбургской империи в Америке (источнику её богатств –драгоценных металлов, сахара etc.), покровительствовали корсарству, капёрству и обыкновенному пиратству, направленному против иберийских центров в Африке и Америке.
В результате приобретались колонии в Северной и Южной Америке, заселение которых поощрялось.
Эта фаза заканчивается:
- Расторжением унии между Испанией и Португалией ( в начале Settecento, Португалия превратилась во что-то вроде английской колонии без флага) и признанием в последующие годы колониальных владений конкурирующих европейских держав. Реакцией которых на это признание было преследование раньше поддерживаемого ими пиратства, а также включение океанского пространства в договорную политику.
- Завершением испанской наследственной войны 1700 AD –1714 AD.
Более всего от Утрехтского мира выиграла Англия, к которой переходили (от Испании) захваченные ею во время войны Гибралтар и Маон – важный порт на о. Менорка, от Франции – ряд владений в Северной Америке (земли вокруг Гудзонова залива, о. Ньюфаундленд, Акадия).
Англия получила также особые права в торговле с испанскими колониями, в том числе право Asiento.
Четвёртая фаза
Четвёртая фаза включает в себя время с 1713 AD по 1830 AD , когда европейские конфликты в борьбе за экономическое dominary, торговые права и приобретение земель возникали главным образом в Африке и Америке.
В то же время колонии, особенно американские колонии европейских держав, окрепли и требовали большей политической автономии, и в конце концов большинство из них добились “независимости”.
Европейские державы (семантика - “Salvator Mundi”, "cross-bearing orb", речь не о “nation” и “state”) в отдельные фазы процесса своей экспансии не только играли разные по весу роли, но и вступали в этот процесс в разные временные отрезки исторического процесса.
Итальяно –Иберийская Европа играли ведущую роль в первых двух фазах.
- The Portuguese Seaborne Empire..
- The SpanishSeaborneEmpire..
В Seicento их dominary пошла на убыль.
- The Dutch Seaborne Empire…
- Траектория французского господства
Французы, голландцы и англичане доминировали в третей и четвёртой фазе этого процесса
Процесс, конечно, выходит за рамки “национально –исторической “ перспективы, преобладающей в баснословной и табуированной политической историографии.
Наряду со специфическими группами (иудеями, conversos, басками, “пиратами”, масонами etc.) – действовали также “вненациональные сети”.
В освоении пространства, в его самых различных точках, люди сотрудничали в сфере торговли, в посредничестве и других процессах обмена независимо от языка, культуры, цвета кожи и, очень часто, не взирая даже на какие-либо правовые нормы метрополий.
В широкой и самой общей перспективе уместен “системный” или основанный на системе отправной пункт.
Не вдаваясь в дебри системного анализа, хотел бы только указать на две основные формы систем, а именно на открытые и закрытые системы.
Эти две формы имеют, конечно некие переходные состояния, а также подсистемы, в которых можно говорить о большей или меньшей степени закрытости или открытости.
Идентификация всех новых подсистем такого рода имеет место с точки зрения “национально –исторической” перспективы, как “английская”, “испанская” etc., ведущей к “содержательному” наполнению пространства.
Системам же необходимы связывающие их элементы.
В большинстве подсистем, в рассматриваемом процессе, для идентификации связывающих их элементов достаточны прилагательные “английский”, “французский” etc.
Для Мира Early Modern как целого они ещё только должны быть определенны.
В этом помогает уже упоминающееся понятие сети
Если идентифицировать вненационально окрашенные сети, станет ясно, что в Мире Early Modern сосуществовали различные сети:
- как стремящиеся к изоляции и самоограничению
- так и остающиеся открытыми при любых условиях
Закрытые сети по большей части имели некий центр, на который они были более или менее ориентированы, в то время как открытые сети были организованы более полицентрично и горизонтально.
В отношении сетей это означает либо существование систем соотношений с различными узлами и пунктами пересечений, где происходит уплотнение, переплетение отношения частей сети, на которые, однако, только отчасти должны быть структурированы иерархически, либо, как в системах. тяготеющих к закрытым, такие сети скорее иерархически привязаны к центру.
Это звучит довольно сложно, но так может показаться лишь на первый взгляд.
В отношении Европы Еarly Modern такими узлами в первую очередь являются портовые города.
Следующими такими узлами являются..
В таком протяжённом пространстве, как Мир Early Modern, необходимы были сложные сети для поддержания функционирования системы:
- коммуникация
- обмен людьми, товарами и идеями
- общие интересы
- основные элементы иных общих ценностей. которые, несмотря на расстояния, сложные обстоятельства или разделяющие факторы привлекают партнёров для совместной работы
Поэтому определённого рода полицентризм необходим был во всех системах, особенно открытых, для обеспечения коммуникации и обмена – несмотря на политическое соотношение сил (например перевозка испанского золота во время войны на английских кораблях)
Система Мира Европы Еarly Modern не смогла бы существовать как таковая без определённой степени открытости и полицентризма.
Поэтому всякий политический, национально –государственный или религиозно –культурный монизм диаметрально противоположен принципам существования такой системы, либо по определению он должен коренным образом изменить характер этой системы.
В пространстве Еarly Modern, конечно, происходят перемены, которые изменяют интересы, вызывают к жизни новые центры в сети или даже изменяют соотношение сил в широком диапазоне.
В данной обобщающей перспективе не играет абсолютно никакой роли, находятся ли на одной стороне системы цари или короли, которые определяют политику войны и мира, а на другой – формально зависимые домены, поскольку для центральных структурных параметров развития это абсолютно неважно, если в системе присутствует открытость – хотя бы на стороне Атлантики (или Восточно-Европейского фронтира).
На стороне Атлантики эта открытость присутствовала в эпоху Early Modern уже только на основе широты её пространства, и даже в Европе весьма показателен пример наполеоновской континентальной блокады - закрытая система по-настоящему была невозможна.
Да и ни одна из колониальных метрополий не выиграла войны против сколько –либо территориально консолидированной колонии.
Как всегда повторял Фернан Бродель , география для исследователя прошлого является центральным предметом познания, который в таком протяжённом пространстве, как Мир Early Modern, особенно необходим.
Index Liborum:
- Horst Pietschmann, “Atlantic History – between European and World Histories” (pdf)