“Отвоюй себя, для себя самого”
Сенека
Знаковые коды, в которых живет и выражает себя каждая прошлая эпоха, непроницаемы и проникнуть в их жизнь, в их непосредственное, реальное содержание людям иных эпох вероятно и не дано.
И не вполне конечно ясно, что же такое классический исторический образ Рима и его культуры - выдумка итальянских гуманистов и англичан, гимназический миф Ottocento, скреплённый авторитетом Гегеля и Моммзена, или отражение исторической реальности.
С другой стороны либертинами навязываются мемы, что Рим мол, примитивное общество, не знающее других забот, кроме грабежа и обогащения, а всё остальное - древняя риторика или новые выдумки, ничего общего с исторической реальностью не имеющие.
В этом ничего конечно нового (тюрьма “народов” etc.), либертины могут осознавать многомерную реальность только искажённо. Слишком много фильтров наложено на восприятие .
Мухи низко летают, потому что не птицы они.
Рабов Novus Ordo (цивилизации менял), не стоит считать человеческими существами в полной мере, они не имеют доступа к этой чести по причине своей недостойности.
Строй ancient жизни делал все уединённое и личное предосудительным, а обостренно индивидуальное - греховным.
Полисная демократия была демократией прямой, творимой на глазах у всех, и любая уединённость, уход в себя немедленно вызывали подозрения и протест.
Уединенные резиденции правителей ассоциировались с нравами восточных деспотов, и в Риме в них скрывались от глаз народа только дурные принцепсы - Тиберий на Капри, Домициан на Альбанской вилле, или принцепсы странные и чужеватые, как Адриан в Тибуре.
Любое серьёзное решение можно было принять только после совещания с друзьями.
И люди, полагавшиеся в решениях лишь на свой разум, свою волю, свой внутренний опыт, казались высокомерно замкнутыми, чуждыми народу, а значит, чуждыми традиции, богам, нравственному закону.
Их характеризовали особыми словами, весомыми и недобрыми: ύβρις - в греческом языке, audacia - в латинском.
Повседневное существование было как бы прозрачным. Жили в маленьких сплоченных коллективах :
- местной общине
- коллегии
- околотке
- в фамилии
- рабской мастерской и примыкавшей к ней таберне
- в солдатской палатке (8 человек на 9 метрах)
Жили скученно, в тесных комнатах и в домах, не полностью отделенных от соседских.
Каждый был виден на просвет и, главное, полагал в такой публичности существования не только норму, но и ценность.
Первые принцепсы жили очень публично, подчас в тесноте и скученности, не только не смущаясь, но как бы даже бравируя этим: такой стиль входил в имидж “первого среди равных”.
Так жили Август, Клавдий, Вителлий.
В опасную минуту они стремились идти в толпу, ища защиты среди сограждан, “своих”, как Гальба или тот же Вителлий.
Этот принцип жизни сказывался в самых разных областях. Римляне полагали, что на самой заре истории боги научили их:
“...строить дома, сочетая жилище свое воедино
С крышей другой; чтоб доверье взаимное нам позволяло
Возле порога соседей заснуть..”
(Ювенал)
Архитектурные предпосылки “муравейниковой” структуры жилой среды сформировались очень рано, в недрах республиканского строя жизни.
Об инсулах в том виде, в каком они существовали примерно до новых правил городской застройки, установленных Нероном, говорить не приходится.
Но и для особняка-domus'a характерны те же теснота и шумная публичность существования.
Связано это было:
- С наличием таберн, большинство из которых сдавалось внаем и не только под склады, но и под лавки или публичные дома, хозяева которых поселялись тут же на антресолях.
- С наличием в доме второго этажа, помещения в котором иногда соединялись с внутренними комнатами дома, а иногда имели самостоятельный выход на улицу
- С практикой приобретения одним хозяином нескольких соседних домов и соединения их в один жилой муравейник
- С балконами, которые соединяли по фасаду несколько домов, так что жильцы могли проходить через комнаты соседей
Изменения кардинальные произошли с постепенным утверждением империи не просто как формы государственной организации, а и как строя жизни.
Новые правила городской застройки, установленные Нероном после грандиозного пожара 64 г., принципиально изменили все ощущение городской среды.
Центральные улицы Рима, а вслед за ним и многих городов империи выровнялись и расширились.
Единицей градостроительства стал теперь не застроенный участок - инсула или разросшийся домус, - а отдельное архитектурное сооружение, ограниченное со всех сторон собственными стенами;
Было запрещено застраивать дворы, этажность была ограничена.
Соответственно исчезло большинство предпосылок для “дома-улья”, а вскоре и большинство домов этого типа.
Разумеется, смена эта не была ни мгновенной, ни линейно-чёткой.
Обе традиции сосуществовали довольно долго, но контраст нового уклада с описанным выше тем не менее раскрывается в ряде сопоставлений совершенно ясно.
Римская революция городского пространства, была вполне очевидно порождением Империи и означала перформатирование римской гражданской общины, её старой республиканской формы, если не в политическом или хозяйственном то во всяком случае в аксиологическом смысле, в смысле отступления ценностей неотчужденного, скученного, микрогруппового существования перед ценностями независимости каждого от пресса коллективности.
Параллельно имело место и сохранение в империи элементов демократии, неотчужденного существования, напоминающих о доимперских и в этом смысле общинно-республиканских порядках и нравах.
Диархия, сплав военной монархии и демократии. Ликвидации вассальных буферных государств. Романизация провинций. Поддержка мелких и средних землевладельцев.
Основой полномочий принцепса (первого среди равных – то есть среди мужчин, обладавших virtus и honos) были трибунат и высшая военная власть — империй.
Новая морфология культурного ландшафта вела к революции ментальной. Человек, животное “политическое” (то есть городское”) выползал из муравейника.
Тут и распространение стоической философии с её императивом “отвоюй себя для себя самого”.
Тут и размах, какой приобретает со времени римской имперской революции строительство терм, и на то, какое они создают самоощущение у людей, в них пребывающих.
В этих огромных залах, бесконечных галереях, прохладных нимфеях и библиотеках человек чувствовал себя в принципе по-иному, нежели в портиках и базиликах республиканской поры, - предоставленным самому себе и одному-двум собеседникам, соотнесенным с окружающими, а не вдавленным в их толщу.
Мы живем в упорядоченном государстве, где правит один человек, говорил с удовлетворением в годы Домициана один из участников Тацитова “Диалога об ораторах”, “и пусть каждый пользуется благами своего века, не порицая чужого”.
В конце Республики в Риме было не более 170 общественных купален, принадлежавших, как правило, отдельным владельцам и по размерам весьма скромных.
При Августе один лишь Випсаний Агриппа подарил городу небольшие термы (водоснабжение от acqua Vergine).
В них должно было быть изрядно тесно, и никого это, по-видимому, не смущало.
Начиная с Нерона, термы, одни других огромнее, строит почти каждый император.
Двор терм Каракаллы имел размеры 400 на 400 метров, центральный комплекс - 150 на 200 метров.
В термах Диоклетиана этот центральный комплекс был 200 на 300 метров.
В центре нынешнего Трира (самого старого города в Германии, Augusta Treverorum) возвышается громада , которую археологи долго принимали то за храм, то за императорский дворец, пока не убедились, что перед ними общественные бани.
eednew
April 29 2009, 14:44:53 UTC 10 years ago
hvac
April 29 2009, 16:04:11 UTC 10 years ago
lunarrainbow
May 1 2009, 02:54:52 UTC 10 years ago
И как там парились?