“..уже доказано, что христиане жившие в конце XI века не вполне представляли себе протяжённость исторического времени и считали, что Христа распяли в современную им эпоху..”
Жак Ле Гофф “Рождение Европы”
Согласно официальных версий ереси свирепствовали в период “патристики”.
На счёт собственно “патристики” я уже писал, когда основной контент сформирован был (“В начале истории”)
Различие ересей –в отношении к некоторым догматам, расхождение с “основной линией”
- кто-то не считал равновеликими три персоны, составляющие Троицу
- кто--то не признавал в Сыне божественной природы
- кто-то не признавал в Сыне человеческой природы
Другие еретические воззрения бросали вызов церковным устоям и носили явно социальный характер, как, например, донатизм.
Потом длительный период “тишь да гладь” (не надо смеяться –лет так пятьсот).
Потом, считается, что к первой половине X века христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди “недавно” обращённых народов (это так пишут историки церкви, для них вероятно, 400-500 лет, это “недавно”)
И вскоре, после тысячного года появляется целая волна ересей, среди которых принято выделять ереси “учёные” и народные.
Эту еретическую волну обычно объясняют либо стремлением верующих к чистоте веры, либо всеобщим стремлением к переменам.
Вскоре Церковь, говорят, оказывается в положении осаждённой крепости.
Сначала она стремилась классифицировать ереси и дать им названия, чтобы проще было с ними бороться, однако зачастую Церковь мол, называла ереси именами “ старых еретических течений времён поздней античности” о которых говорилось в “древних текстах” и которые сильно отличались от ересей, грозивших Церкви в Unocento -Duecento.
То есть событий, якобы 500- 600 летней давности.
Чушь конечно полная, с точки зрения теории информации ( о процессах хранения, преобразования и передачи информации) и её приложениях.
Тут иногда неясна семиотика многих понятий вибрирующих в ноосфере в Ottocento, хотя и энтропия и канал в этом случае носят совершенно иной характер.
В основном все ереси, говорят, тогда определяли как манихейство, то есть радикальное разделение мира на Добро и Зло –иными словами религиозный интегризм.
Итак, внизу - Paganus, языческое население (антропоморфный пантеон) rusticitas, пейзане – больше 80 % населения.
С дикими суевериями, то есть извратом так называемой “народной культуры” (скотоложество, снохачество, гадания, вбивание в грудь умершим младенцам осинового кола, ну и прочими милыми пейзанскими обычаями)
С одной стороны, Клюнийская конгрегация, с культами :
- Мёртвых( machabaeorum), предков (для благородного сословия), святых (в первую очередь Мартин Турский и св. Николай)
- Иисуса распятого, Иисуса – мученика, Иисуса страдающего, заменившего Христа Победителя, выигравшего схватку со смертью. Начиная с XI века начинает распространятся изображение Распятие
- Богоматери, Небесной Virgo
- Почитания Икон
- Паломничества к Святым Местам
- Нового Человека (Unocento), то есть с христианским гуманизмом (“Сur Deus Homo”, “Почему Бог вочеловечился –Ансельм Кентерберийский). Кроме задачи посмертного спасения перед человеком ставится цель воплотить, ещё в земном мире, это своё сходство с Богом. В Unocento юристы объединяют Природу и Бога (“Природа, то есть Бог” –Грациан). Поэтому, начинаются гонения на содомитов, как на “грех, против природы”
- Инновационной деятельности, соединения производства с познанием (больше времени на Opus Dei)
- Милитантизма (nova militia)
С концепцией Pax Dei, успешного христианского универсума, на окраины которого надо вытеснить всех, кто может представлять собой вместилище пороков и источник беспорядков:
- еретиков (прежде всего)
- иудеев
- гомосексуалистов
- прокажённых
На формирование новой связанной картины Pax Dei работают монастырские конгрегации, братства и университеты
Первый университет - Болонья, Unocento, цитадель правоведения Pax Dei- Свободные искусства на подготовительном факультете :
- Тривиум, или искусство речи (грамматика, риторика, диалектика)
- Квадривиум, или искусства чисел (арифметика, геометрия, музыка, астрономия)
Акторы Pax Dei
1.Oratores
Власть епископов и религиозных альянсов (диоцезы и конгрегации, братства, ордена etc.) управленческая и организаторская, инновационная и культурная деятельность, военная и торгово- финансовая деятельность.
Сбор-обработка-анализ информации, оценка обстановки –выводы, уяснение задачи –принятие решений . Коммуникация, донесение полученной информации до других акторов.
Работа со знанием таким образом, чтобы эти знания можно было изложить в краткой понятной форме
2.Laboratores
Производители, производящая верхушка, лучшие, новаторски мыслящие представители слоя ремесленников и свободных крестьян.
3.Bellatores
Светская власть, управленческая и организаторская, военная и культурная деятельность :
- Римский Кесарь (особа символизирующая собою высшую власть), то есть император Nova Roma, созывающий вселенские соборы.
- Пограничные округа (марки), hommage en marche (между Рейном и Эльбой, Дунайская дуга etc.)
- Короли (Галлия, Италия, Германия), суверены
Все подданные, находящиеся в прямом подчинении у суверена –короля, считаются воинами.
Все должны служить с оружием в руках, каждый свободный мужчина –потенциальный воин, и он либо сам, либо в составе отряда, набираемого его сеньором, должен участвовать в военных походах государя.
Свободные люди призванные на военную службу, должны были либо сами, либо при помощи своего сеньора обзавестись оружием и снаряжением.
Общее количество воинов на всю осевую Европу в Unocento не более пятидесяти тысяч человек, в том числе две или три тысячи конников.
Военачальники - владельцы крупных доменов, земля источник их богатства и власти. Налоги собираемые государством, сменились повинностями в пользу крупного землевладельца, сеньора.
Знать и воины везде в зоне сельскохозяйственной колонизации, кроме Италии, живут в укреплённых замках в сельской местности.
С другой стороны, еретики и последователи одиозных культов
Атаку на ереси начинает Клюнийский орден.
Преподобный Пётр, легендарный настоятель монастыря Клюни, в период с 1122 по 1156 AD , написал три трактата, обращённые против явлений, которые он называет великой угрозой, нависшей над Pax Dei.
Эти тексты стали своего рода руководством по “основной линии”
- Один из них направлен против священников, которые отказываются от причащения, заупокойных месс и проповедуют неприятие Креста.
- Другой трактат –первое в христианском мире выступление против Мухаммеда, названого в нём колдуном, и его последователей (Легендарный Сид служил бывало и маврам, как впрочем и другие кастильские дворяне, спокойно переходящие туда –сюда, в этом не было ничего зазорного).
- И, наконец, последнее сочинение направлено против иудеев, которых Пётр клеймит как богоубийц (видать по следам довольно свежих событий, а не тысячелетней давности).
После 1140 AD Клюнийская конгрегация предпринимает массированное наступление на великое еретическое брожение,и, в соответствии с новыми концепциями природы, ересь объявляется болезнью вроде проказы или чумы.
Церковь распространяет идею заражения ересью, которая превращает ересь в глазах людей в чудовищную угрозу.
С 1199 AD ересь приравнивается к оскорблению Rex majestas (сrimen majestatis), и теперь имущество еретиков подлежало confiscatio, и они лишались наследства.
yosha_orlow
May 4 2009, 21:43:00 UTC 10 years ago
С другой стороны, разборки, относительно Смутного времени проходят сейчас, в честь тех событий праздники учреждаются. Хотя конечно интенсивность не та...
Только если принять за гипотезу что "государственники" (условно) дорвались до власти?
hvac
May 4 2009, 22:36:18 UTC 10 years ago
В отрыве от общеевропейского контеста, глупо рассматривать.
Что касается России, то сказался и климатический катаклизм, более всего проявивший себя в нашем поясе.
Вот фрацузские историки пишут, что температурная аномалия, "малый ледниковый период", продолжался приблизительно с 1570 по 1850 AD.
Климатическая составляющая мало сказалась на Средиземноморье и густонаселённой (порядка 40 чел/кв.км.) Европе центральной оси. Самое большее, с конца Seicento, когда её совокупное действие проявилось в виде частых и разрушительных стихийных бедствий.
Она поставила засеянные злаками илистые равнины, не защищённые от масс холодного воздуха, в неблагоприятные условия по сравнению с областями, отличающимися большим разнообразием культур.
В Англии, климатическая составляющая, тоже, влияет мало и лишь в отдельные, относительно небольшие периоды. В самом начале, когда она застаёт врасплох. По прошествии долгого времени, когда её эффекты накапливаются.
Для густонаселённой Европы можно говорить о двух моментах: около 1570- 1580 AD, когда тенденция меняется на противоположную, и около 1640 -го AD , а потом 1690 -1710 AD, когда погодные условия становятся особенно тяжёлыми.Об этом можно спорить.
Напротив, относительно России нет никаких сомнений. Длительный упадок сельского хозяйства в Поморье начиная с конца Cinquecento, подъём южной России и запустение северной, исключительный масштаб бедствий в период Смутного времени не позволяют увидеть, что именно в этих, и только в этих широтах явилось серьёзнейшим ухудшением климата.
Изменение климата застигает врасплох. Оно усугубляет трудности России и Скандинавии как на рубеже Cinquecento -Seicento, так и на рубеже Seicento - Settecento. Оно дорого обходится Северной Европе, но в конечном счёте мало сказывается на густонаселённой Европе центральной оси.
yosha_orlow
May 4 2009, 23:36:10 UTC 10 years ago
А что касается климата - согласен. Часто его исключают из истории, а он можно сказать один из главных игроков. Особенно в России (точнее северной части восточной Европы), где земледелие всегда как рулетка.
v_st
May 5 2009, 18:44:36 UTC 10 years ago
Сразу вспоминается ученый иезуит Жан Гардуэн, еще в XVII веке утверждавший, что церковная история начинается с Тридентского собора, а все, что было до него - фальшивка.
Еще одна забавная деталь - молдавский господарь и ученый Дмитрий Кантемир в своей "Хронике стародавности молдо-влахов" сначала датировал римское завоевание и романизацию Дакии XII веком. Потом его берлинские коллеги поправили, заставили переписать.
hvac
May 5 2009, 19:13:09 UTC 10 years ago
Флорентинцы посадили в Риме своего папу Николая в 1455 AD.
А до этого этих пап было, как собак нерезанных, по три сразу.И не в Риме они сидели. Базельский собор многолетний закончился выбором самого герцога новым антипапой.
До Базельского в Констанце собор был (18 тыс делегатов, со всех христианских земель).
Есть несколько градиентов занятных (запрет проституции в соборах и закрытие публичных домов, запрет орденов духовно -рыцарских, конгрегация светских -всё на вторую половину века приходится, смена парадигмы).
Начало форматирования папского католичества -это после 1453 AD, а Тридентский собор -это уже фаза институлизации этой церкви