Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Схизма : реальная история

Что есть схизма?

Схизмой называют состояние, когда определённые поместные церкви теряют единство между собой. Если же они, находясь в состоянии схизмы, продолжают признавать друг друга Церковью Христовой, тогда они являются церквами-сестрами в неполном общении.

Раскол — не акт, не единичное разовое событие, а длительный процесс отчуждения церквей.

Поэтому не точно считать какую-либо определенную дату, в том числе и баснословный “1054 год”, датой раскола.

Говоря о событиях баснословного “1054 года”, следует заметить, что ведь согласно легенд, ни латинская церковь не отлучала греческую, ни греческая — латинскую.

Буллы об отлучении (экскоммуникации) касались лишь отдельных лиц: римские легаты отлучили патриарха и некоторых приближенных к нему лиц, а спустя несколько дней патриарх отлучил легатов.

Когда две церкви убеждены, что только одна из них является Церковью Христовой, а другое сообщество заблуждается, то речи о церквах-сестрах быть более не может.

Тогда это — две христианские конфессии, каждая из которых убеждена, что её собственные члены принадлежат Телу Христову, в то время как верующие другого сообщества, напротив, “заблудшие овцы”

image

Как будет видно ниже, восточные и западные Церкви веками были по отношению друг к другу “церквами-сестрами”, хотя и в неполном единении, и лишь в Settecento дело дошло до того, что они перестали признавать друг друга Церковью Христовой.

Флорентийский собор

Для достижения примирения было решено созвать совместный собор.

После долгих предварительных переговоров встреча произошла в итальянском городе Ферраре в 1438 AD, хотя из-за заразной болезни, вспыхнувшей там, собор позднее перенесли во Флоренцию.

Понтифик Евгений IV созвал латинских епископов, так как на Западе светские власти не имели права созывать церковный собор, а греческие епископы из различных патриархатов были, напротив, приглашены по древней традиции римским императором Иоанном VIII.

После долгих переговоров все отцы собора, за исключением митрополита Эфесского Марка Евгеника, пришли к богословскому примирительному соглашению.

Особо на церковной жизни это никак не отразилось.

1453 AD. Захват Константинополя турками. Гибель Римской  империи. Турецкое правительство препятствует любому сближению греческих и западных христиан, придерживаясь политики “разделяй и властвуй”

Непримиримые

В дальнейшей истории взаимоотношений Греческой и Латинской церквей позитивных изменений практически не было.

Основные усилия обновлённой обновлённой, “католической” церкви начиная с Seicento были направлены на борьбу с церквями Аугсбургского вероисповедания, что не могло не повлиять и на отношение к Православной церкви, более близкой догматически и институционально к северным, эррастианским  христианским конфессиями.

После Великих географических открытий изменился и мир, в котором действовала Церковь.

Роль римского престола в распространение христианства и Церкви во всем мире необыкновенно возросла (иезуиты, мавристы etc.).

С конца  Seicento новокатолики навязывают мемы, что Церковь Христова может быть лишь там, где верующих окормляет папа, позиционируемый ими, как преемник Святого Петра.

И уже с начала Settecento в католическом богословии постулируется мнение, что все таинства, совершаемые вне пастырского попечения папы, незаконны.

Все с большей убежденностью католики настаивали на том, что не может быть Церкви там, где верховному пастырю не оказывается безоговорочного послушания.

Они настаивали на том, что вне канонических границ ведомого папой римского церковного сообщества могут пребывать только находящиеся в заблуждении церковные объединения, которые, строго говоря, вообще не могут участвовать в таинствах Церкви.

Католики провозглашали, что православные вообще не могут спастись.

И они решительно приступили к “обращению” православных.

В 1729 AD Римская Конгрегация по распространению веры издала декрет, который впредь строго запрещал общение в таинствах.

Этот декрет не был догматическим решением, и издал его не сам папа, а один из органов Курии (администрация Ватикана).

И тем не менее окончательный разрыв между Греческой и Латинской церквами произошел в гораздо большей степени из-за этого декрета, а не из-за мифической “Буллы об отлучении 1054 AD”.

Греческие патриархи были очень обеспокоены сомнениями католиков в правах греческих церквей на совершение святых таинств и новой практикой латинской миссии среди православных.

В июле 1755 AD патриархи Константинополя, Александрии и Иерусалима собрались в Константинополе и издали совместное заявление:

“Мы, милостью Божией возросшие в Православной церкви, подчиняясь канонам св. апостолов и отцов, признавая только единую, нашу святую, соборную и апостольскую Церковь, принимающие ее таинства, а следовательно, и святое крещение, но считающие таинства еретиков неприемлемыми, чуждыми апостольской традиции и изобретением испорченных людей, если эти таинства не совершаются так, как Святой Дух заповедал это апостолам и как это делает Церковь Христова до сегодняшнего дня, — мы отвергаем их в совместно принятом решении, и мы принимаем приходящих к нам обращенных как неосвященных и некрещеных...”

Напряжение и противоречия между латинянами и греками возросли в Settecento настолько, что для них уже стало невозможным назвать другую сторону Церковью Христовой.

Западная Церковь стала отрицать возможность совершения таинств епископами и священниками, не подчиненными папе.

Греческие церкви отрицали полномочия отделенной от них церкви совершать таинства.

Тем самым обе стороны претендовали на то, что Господь только им одним передал таинства для верного их использования.

Отныне каждая из обеих сторон считала себя единственной служительницей человеческого спасения, единоспасающей Церковью.

Ни та, ни другая стороны не хотели признать, что они призваны совместно свидетельствовать об Истине Евангелия, но предполагали, что за их различными учениями кроются противоположные точки зрения и противоречия — позицию другой стороны они истолковывали теперь как отрицание евангельских истин.

С этого момента греческие и латинские церкви считают, что они “разделены между собой в вере”.

Так раскол между Востоком и Западом, который до сих пор понимался как разделение между церквами-сестрами, находившимися почти в полноте общения, с Settecento стал настоящей границей между конфессиями.

Нараставшее веками отчуждение между Востоком и Западом перешло во взаимное неприятие и отказ от общения в таинствах, и среди большинства христиан утвердилось мнение, что католическая и православная церкви существуют сами по себе.

Раскол стал реальностью. В Settecento.

1729 AD, 1755 AD.

Взаимный отказ, сначала римской, а потом и греческих церквей в совместном участии в таинствах.

С этого времени обе церкви стали считать друг друга неистинной Церковью Христа, а себя — истинной.

Этот новый подход существовал в церквах около двух веков

Крайне язвительной картиной проиллюстрировано. Такой контраст между детьми и взрослыми. Такие явные намёки на самодурство взрослых.
Хороший пост! Спасибо, Ник!