Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Социальный осмос

image 

Инфансоны или идальгос представляли собой основной по численности слой знати Иберийского полуострова в haute époque.

Инфансоны -“дети из хороших семей”, воины рожденные от людей не низкого, но благородного звания.

Идальго - сын того, кто представляет собой нечто.

Идальгия –это знатность, ролучаемая людьми, как по проихождению, так и за службу.

Знатность могла быть дарована королем.

Король жаловал, например, идальгию воину, который убил или пленил предводителя неприятельского войска 

По отношению к инфансонам и идальгос применялось также наименование кабальерос (caballeros, caballarii).

Эти люди первоначально не обязательно знатные, но они воины, сражавшиеся на коне.

Уже в Unocento они, однако, идентифицируются со знатными, которые тоже служат в коннице.

Все знатные теперь именуются кабальерос.

Но стремление отделить среди них знатных от незнатных ведет к тому, что отличают “кабальерос-инфансонов”, или “кабальерос-фиходальгос”, от “ка-бальерос-вилланос”, т. е. незнатных кабальерос.

 image

Слово fijodalgos позже трансформируется в hidalgos – идальгос

С Unocento слой кабальерос выступает как сообщество - Orden de Caballeria с определённым ритуалом, традициями и обычаями.

В это время входит в употребление церемония посвящения в рыцари, состоявшая во вручении шпаги, благословляемой священником, и в легком ударе по шее.

Посвященные дают обет защищать христианскую веру, королевство, покровительствовать слабым, вдовам, сиротам.

Подготовительной ступенью к званию “кабальеро”  было звание эскудеро (оруженосец или щитоносец).

Это сыновья кабальерос, которые носят щиты и другое оружие и учатся пользоваться им.

На инфансонов распространялись те привилегии, которыми пользовалась вся знать в целом. Сам термин идальгос применялся в рассматриваемую эпоху нередко в широком смысле для обозначения всей знати.

Но в социальном отношении идальгос представляли собой довольно пестрый слой.

С одной стороны, среди них были вотчинники, жившие в собственных имениях, на землях, полученных в качестве престамо от короля, церковных корпораций и магнатов.

Опредёленная часть этих инфансонов находилась в прямой вассальной зависимости от короля.

С другой - инфансоны, живущие в небольших городах, вильях рядом с вилланами.

В фуэрос городов инфансоны и milites упоминаются как слой местного населения.

В некоторых случаях они пользовались привилегиями своего звания, в частности правом на повышенный вергельд (500 солидов), большей долей общих угодий городской общины.

Но некоторые города запрещали им селиться на своей территории.

Во многих же случаях инфансоны, хотя и могли оседать в консехос, обязаны были жить по общему городскому праву и не пользовались привилегиями.

Положение инфансонов и их обязанности по отношению к государству обычно определялись местным правом и были неодинаковы.

В одних случаях они должны были раз в год идти в фонеадо, в других - оставались свободными от этой повинности.

Иногда инфансоны городов, подобно вилланам, должны были вносить инфурсьон.

Так, согласно поселенной грамоте, предоставленной Альфонсом VII в 1148 AD Лерме, инфурсьон, возлагавшаяся на инфансонов, состояла из 5 хлебов, 2 квартер вина, 2 динариев и 2 эмин ячменя.

Идальгос в общем не являлись тяглым сословием, не платили податей.

Но от налога, введенного в Duecento - moneda forera, были свободны не все представители этого слоя.

В Леоне идальгос не платили его, в Кастилии первоначально он касался и идальгос и клириков.

Освобождение от этого налога предоставлялось в виде локальных привилегий.

В 1259 AD такую льготу получили идальгос и кабальерос Толедо, в 1273 AD -Севильи, в 1280 AD - Кордовы.

Лишь в начале Trecento Альфонс XI унифицировал обязанности инфансонов, регламентировав их службу в соответствии с имущественным цензом.

В общественной жизни идальгос были отделены значительной дистанцией от рикос омбрес.

Среди инфансонов различались богатые и бедные. Всущности многие из них, фактически мелкие земельные собственники.

 image image

Кабальерос-вилланос

Иногда мелким инфансонам было не под силу нести сословные обязанности, и тогда они могли отказаться от знатности и перейти в сословие вилланов.

Старое фуэро Кастилии содержит описание процедуры отказа от знатности. Тот, кто желал это сделать, должен был явиться в консехо и заявить:

“Знайте, что я желаю быть вашим соседом, участвовать в инфурсьон и во всех повинностях ваших”.

Потом он проходил трижды под длинной палкой, которую держали два человека, говоря:

“Оставляю знатность и становлюсь вилланом”

После этого он и его дети оказывались вилланами .

Идальго мог лишиться своего звания, если был уличен в некоторых преступлениях (воровстве, бегстве с поля боя, отказе от оказания помощи сеньору).

Такие же последствия для идальго имело публичное занятие торговлей или физическим трудом ради денег.

Тот, кто утратил звание идальго добровольно или в результате брака с крестьянином, мог вернуть себе прежнее звание.

Чтобы стать снова кабальеро, человек,  ранее отказавшийся от своего сословия, должен был заявить перед консехо в церкви:

“Оставляю вилланию и принимаю знатность”

 Вдова кабальеро, вышедшая замуж за виллана, после смерти второго мужа могла снова стать знатной.

Для этого ей нужно было обойти три раза могилу второго мужа, имея при себе седло и приговаривая:

“Виллан, возьми свое вилланство, дай мне мою фиходальгию”

После чего она получала все права знатной женщины.

Отмеченные случаи отказа от знатности из-за бедности или браков женщин из знатного сословия с крестьянами касались низшего слоя инфансонов, не отличавшихся существенно по своему хозяйственному положению от мелких земельных собственников крестьянского типа.

Иногда они приближались по своему статусу к мелким прекаристам, что видно, например, из решения тяжбы по поводу долины Лагнео Альфонсом VI.

Это решение предусматривало, что инфансоны данной местности либо будут нести повинности в пользу короля как держатели наделав, либо покинут долину.

Формирование сословия кабальерос (и знати в целом) не было еще в Duecento -Trecento завершено.

Об этом свидетельствует относительная легкость перехода из одного сословия в другое, превращение кабальеро в виллана и, наоборот, возвышение крестьянина до звания идальго.

Особенно же наглядным показателем “открытого” характера знатного сословия служит наличие слоя кабальерос-вилланос.

Многие испанские историки считают, что бенефиций в Леоне и Кастилии не превратился в феод, в наследственное владение.

Стремлению знати сделать престимоний наследственными владениями противодействовала королевская власть.

В условиях Реконкисты при наличии значительного слоя свободных крестьян и сильных городов короли могли не допустить превращения престимониев в наследственные владения.

Однако известно, что на практике престимоний нередко оказывались наследственными.

Престимоний обычно возобновлялся для сыновей прежнего владельца, что иногда оговаривалось в грамоте, устанавливавшей подобного рода владение .

Особенно заметной становится тенденция к наследственности престимония в  Duecento.

Фуэрос Толедо, Эскалоны, Гвадалахары отмечают, что дети тех, кто получили в престимоний коней и оружие, наследуют это имущество .

Альфонс X в своем завещании подчеркивал, что он - первый король, закрепивший за детьми вассалов держания, которыми пользовались их родители.

В престимоний отдавались не только вильи и отдельные земельные участки, но и замки, право на взимание оброков в определенных владениях, зависимые крестьяне.

В некоторых фуэрос Unocento содержалось специальное положение, запрещавшее отдавать людей данного селения или города в престимоний.

Объектом такого пожалования нередко были лошади и другое имущество.

С первой половины Unocento рикос омбрес и идальгос получали в качестве престимониев или honores округа или населенные пункты и крепости с правом выполнения там всех функций публичной власти.

Сохранялись также престимоний бенефициального типа, связанные с несением военной службы.

Иногда военная служба, бывшая первоначально основным условием владения престимонием, заменялась другими повинностями.

Условия владения престимонием были самые различные.

Это пожалование могло быть произвольно аннулировано собственником данного имущества.

Еще легче короли возвращали себе земли, пожалованные во временное владение при условии несения военной или иной службы.

Причиной аннулирования престимония часто было нарушение его владельцем вассальных обязанностей.

В ряде случаев можно  было отметить и субинфеодацию, когда  рикос омбрес, получая honor в качестве бенефиция, предоставляли, в свою очередь, земли в престимоний различным кабальерос (их называют “преетамерос”).

Группа вассалов, составлявшая окружение короля или иного сеньора и обычно находившаяся при нем, именовалась “меснада” (mesnada), а ее участники “меснадерос”.

К ним могли принадлежать как те, кто были вассалами ло воспитанию (vassalos de criazon – воспитывались и содержались сеньором), так и наёмные васалы (vassalos asoldados –получавшие вознаграждение в денежной или иной форме).

Обязанности вассалов выражались формулой auxi-lium et consilium. Речь шла прежде всего о несении военной службы сеньору.

image image

Вассалы должны были:

  • участвовать в походах на врага - больших военных экспедициях (huestes)
  • набегах (cabalgadas)
  • нести сторожевую службу (anubda)

Вассалу, получающему вознаграждение, полагалось участвовать с сеньором в походах в течение трех месяцев в году.

Если он не выполнял это условие, то должен был вернуть сеньору все, что получил от него.

Помимо этого вассал обязан был сопровождать сеньора на собрания и судебные заседания (iunctas), играть роль соприсяжника, когда сеньор давал клятву, участвовать в совете при сеньоре.

Получив замок во владение, вассал обязан был защищать его от возможных нападений.

Он предоставлял сеньору постой в своих владениях. В некоторых случаях вассалы также опекали и воспитывали детей сеньора (amatiatum).

Долгом вассала было защищать сеньора от всех возможных его противников и соблюдать ему верность.

То, что он получал от сеньора, являлось вознаграждением “за хорошую и верную службу” (pro bono et fideli servitio).

Сеньор обязывался “любить и уважать своих вассалов”, предоставлять им бенефиции или платить жалование.

“Вассалы, - отмечают Партиды, - это те, кто получают земли, или деньги, или лошадей за службу”

Вассальные связи с Unocento обычно оформлялись договором (placitum, pleyto) и специальной процедурой. Вассал давал клятву верности, совершал ho-menaje, который скреплялся целованием руки сеньора.

Сочетание вассалитета и бенефиция не было обязательным и не всегда имело место.

Бывало,что вассалы иногда получали земли в полную собственность.

Нередко им выплачивалось вознаграждение в денежной форме (пожалование того типа, которое именовалось во Франции  fief de bourse).

Последняя форма компенсации вассала была особенно широко распространена в Duecento- Trecento по отношению к королевским вассалам.

Родри-го Хименес де Рада писал, что милиты Испании не обязаны идти в поход, если не получают плату (estipendia)

Иногда денежная плата вассала выступала как исходная форма вознаграждения, а бенефиций или дарение - как компенсация за невыплаченные ему деньги.

Сид

Вассальные связи могли быть порваны по желанию обеих сторон - сеньора или вассала.

Король мог аннулировать вассалитет кабальеро, обвинив его в нелояльности или измене.

Иногда же разрыв и изгнание вассала осуществлялись королем произвольно. Право различало эти случаи.

Но короля (или сеньора) мог покинуть и сам вассал.

Для этого достаточно было осуществить следующую процедуру, описываемую в Старом фуэро Кастилии:

если какой-нибудь рико омбре, вассал короля, хочет уйти от него, т. е. не быть больше его вассалом, он  посылает к нему кого-либо из своих. вассалов, который говорит королю:

“Сеньор, целую вам руку от имени такого-то рико омбре и он не будет более вашим вассалом”.

Еще раньше фуэро Сепульведы устанавливало, что каждый милит (свободный воин) может искать сеньора, где пожелает, оставив прежнего своего сеньора .

Клирики

Наряду со светской знатью привилегированным сословием было духовенство.

Высший клир - архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей - приравнивался по рангу и знатности к рикос омбрес.

Они входили в состав королевской курии, были сеньорами крупных территориальных округов. Привилегии распространились и на низший клир.

С Duecento все клирики обычно пользовались правами кабальерос.

К военной службе клириков привлекали лишь в том случае, когда начиналась война против мусульман. Их нельзя было призывать в войско, если шла война против христиан.

Все клирики были подчинены церковной юрисдикции, они судились в церковных судах по гражданским и уголовным делам (если истцом или ответчиком был клирик или член его семьи).

Вплоть до начала Trecento, согласно Партидам, существовало церковное право убежища.

Хе-хе, а палочка -- это ведь ярмо.

Я вот думаю, когда ордена появились? Ведь они, очевидно, сначала были экстерриториальны и предшествовали феодальной иерархии. Собственно, эта иерархия -- это территориальная орденская структура.
Ну во первых сейчас не модно говорить о "феодальной" структуре.
Смеятся будут.Не актуальны сегодня эти мемы вчерашнего дня.
Такую социосистему, первой фазы европейской экспансии и освоения пространства, с податно -коммерциализированным способом присвоения, сейчас называют "синьориальной".
В обобщающей перспективе не играет абсолютно никакой роли, находятся ли на одной стороне системы "цари" или "короли", которые определяют политику войны и мира, а на другой - формально зависимые домены, поскольку для центральных структурных параметров развития это абсолютно неважно, если в системе присутствует открытость.

Напомню,что поэтому и повторял всегда Фернан Бродель , география для исследователя прошлого является центральным предметом познания.
Впрочем это и в позапрошлом веке понимали (Элизе Реклю)

Процесс развития и формирования разных общностей людей в haute époque, конечно, выходит за рамки "национально -исторической " перспективы, преобладающей в баснословной и табуированной политической историографии.

Процессы аноблирования и создания орденов в Pax Dei шли во многом параллельно.
Но сначала конечно воинские организации, то есть любой свободный -под "королём", как воин.
И уже светские князья -инициаторы создания орденов (Гуго Семурский etc.)
Слияние международной военной силы и духовного ордена, проявляющееся в форме бизнеса.

Бразды правления находились всегда в руках наследственной высшей элиты.

Помимо орденского ядра, требовалась обширная и мощная структура, чтобы вести войны и охранять немалое имущество.

Флот и как инструмент извлечения прибылей, и как часть военной машины.

В 1180 AD, чтобы обеспечить всем необходимым одного воюющего рыцаря, требовались сотни акров; спустя столетие уже тысячи.

Отсюда и синьория и сельскохозяйственная внутренняя колонизация.

Чтобы иметь дело с традиционным обществом, требовались связи. Чтобы обзавестись такими связями, надо было принадлежать к какому-либо братству.

Морские операции представляли собой рискованное предприятие, зависевшее от разветвлённой сети, в основе деятельности которой лежало понимание и доверие.
Сойдя на берег капитаны отчитывались перед немногими влиятельными покровителями, которые защищали их деятельность.

Наряду со специфическими группами (иудеями,"еретиками", "язычниками", "пиратами", "сарацинами" etc.) - действовали также "вненациональные сети".

В освоении пространства, в его самых различных точках, люди сотрудничали в сфере торговли, в посредничестве и других процессах обмена независимо от языка, культуры, цвета кожи и, очень часто, не взирая даже на какие-либо правовые нормы варварских "королевств".

Да, конечно, надо было написать "феодальная".
В широкой и самой общей перспективе уместен "системный" или основанный на системе отправной пункт.

Не вдаваясь в дебри системного анализа, хотел бы только указать на две основные формы систем, а именно на открытые и закрытые системы.

Эти две формы имеют, конечно некие переходные состояния, а также подсистемы, в которых можно говорить о большей или меньшей степени закрытости или открытости.

Идентификация всех новых подсистем такого рода имеет место с точки зрения "национально -исторической" перспективы, как "французская", "ромейская", "испанская" etc., ведущей к "содержательному" наполнению пространства.

Системам же необходимы связывающие их элементы.

В большинстве подсистем, в рассматриваемом процессе, для идентификации связывающих их элементов достаточны прилагательные "кастильский", "французский" etc.

Для Мира haute époque как целого они ещё только должны быть определенны.

В этом помогает уже упоминающееся понятие сети

Если идентифицировать вненационально окрашенные сети, станет ясно, что в Мире haute époque сосуществовали различные сети:

* как стремящиеся к изоляции и самоограничению
* так и остающиеся открытыми при любых условиях

Закрытые сети по большей части имели некий центр, на который они были более или менее ориентированы, в то время как открытые сети были организованы более полицентрично и горизонтально.

В отношении сетей это означает либо существование систем соотношений с различными узлами и пунктами пересечений, где происходит уплотнение, переплетение отношения частей сети, на которые, однако, только отчасти должны быть структурированы иерархически, либо, как в системах. тяготеющих к закрытым, такие сети скорее иерархически привязаны к центру.

Это звучит довольно сложно, но так может показаться лишь на первый взгляд.

В отношении Европы haute époque такими узлами в первую очередь являются портовые города -Махдия, Амальфи, Пиза, Генуя,Венеция и столицы диоцезов, то есть бывшие римские военные лагеря (князей Церкви, епископов. одновременно и светских владетелей -Милан, Лион,Равенна etc.)

Следующими такими узлами являются -религиозные альянсы и конгрегации (ключевые -"Клюни" и "Клерво"), светские братства, духовные ордена (военно -торгово-финансовые, Тау, храмовники, иоанниты etc.),военно -фискальные организации -"норманы" (по иному собрать регулярную дань было невозможно), военные братства (всадники или как принято говорить рыцари).
И раньше всяких "цехов"(самые первые -чесальщиков шерсти) в городах -строительные корпорации,"каменщики" и альянсы отгонных скотоводов/скототорговцев (очень и очень влиятельные в Иберии -"Места")

В таком протяжённом пространстве, как Мир haute époque, необходимы были сложные сети для поддержания функционирования системы:

* коммуникация
* обмен людьми, товарами и идеями
* общие интересы
* основные элементы иных общих ценностей, которые, несмотря на расстояния, сложные обстоятельства или разделяющие факторы привлекают партнёров для совместной работы

Поэтому определённого рода полицентризм необходим был во всех системах, особенно открытых, для обеспечения коммуникации и обмена - несмотря на политическое соотношение сил (например переход от от одного сеньора к другому, при чём не важно "вероисповедание" и прочая шняга как позже)

Система Мира Европы haute époque не смогла бы существовать как таковая без определённой степени открытости и полицентризма.

Поэтому всякий политический, "национально -государственный" или религиозно -культурный монизм диаметрально противоположен принципам существования такой системы, либо по определению он должен коренным образом изменить характер этой системы.Natio в этой ситеме -лишь территория рождения или пребывания.

В пространстве haute époque, конечно, происходят перемены, которые изменяют интересы, вызывают к жизни новые центры в сети или даже изменяют соотношение сил в широком диапазоне.