Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Еcriture

“..После арабских завоеваний 7 в. и создания халифата сирийско-арамейские диалекты были вытеснены арабским языком; процесс этот, однако, был долгим и в основном завершился лишь к 15 в…”

Как вообще вот это всё понимать, про восемь (!!!) веков вытеснения арамейского языка “завоевателями” “арабскими”?

Если не секрет, что koine dialektos, имевший при ромейском правлении статус государственного в восточной части Pax Romana ( ещё со времён  Александра Великого koine dialektos стал на Востоке “канцелярским” языком), арабы-“завоеватели” заменили на арамейский, который вскоре стал общеупотребимым как в городах, так и в сельских районах.

Потом с 1260 AD  по 1517 AD провинции  Дамаск и Бейрут были под властью мамелюков.

Храм арамейского Хаада – эллинского Зевса -Иоанна Крестителя (Яхье) –мечеть Омейядов.

Один из самых знаменитых храмов перворелигии в мире. По одному из её минаретов, как гласит местная легенда, в Судный день спустится мессия.

Но самое главное, что внутри мечети находится гробница самого Иоанна Крестителя, светящаяся изнутри загадочным мусульманским зеленым светом.

Ислам — это встреча Бога, как такового, и Человека, как такового. То есть Всевышний выступает вне любых имён и качеств.

Его нельзя увидеть, нельзя выразить доступными нам средствами.

Он есть Вещь, но в своей вещности превосходит любую другую вещь — так выражена эта философская идея в одном из хадисов (то есть речений, высказанных вне Корана) Пророка Мухаммада.

“Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! Аллах велик, Боже благой. Иисус – дух от Аллаха, мир ему”

Мусульмане свято уверены, что их Пророк приходил на землю не для создания новой религии, а для восстановления старой, истинной веры Ибрахима (в иудейском заимствовании - Авраама) -строителя Ка' абы, который, согласно Корану, и был первым мусульманином.

Когда арамейское квадратное письмо, было первоначально принято иудеями для религиозных книг (позже в идише и ладино, новоязе современном “иврит”).

Для ведения торговых дел в Средиземноморье использовалась - lingua franca, сабир (от латинского sapere “понимать”).

Lingua franca, продолжал существовать в Средиземноморье ещё примерно до конца Ottocento.

Сейчас этот язык исчез, но оставил заметные следы в языке арабов и особенно иудеев Северной Африки и Леванта.

Когда особая разновидность арамейской скорописи с добавлениями дополнительных надстрочных и подстрочных, диакритических знаков была положена в основу арабского письма.

Конечно лишь не ранее Unocento, главным образом в богослужебных книгах, стали обозначать все вообще гласные с помощью диакритических значков над или под буквами (в еврейском, арамейском “сирийском “ — с помощью точек и групп точек, в  арамейском “сирийском” — также и с помощью маленьких греческих букв, в арабских и производных — с помощью маленьких арабских matres lectionis "матерей чтения").

В Unocento - Quatrocento грамотность была сосредоточена среди сословия oratores.

Поэтому распространение каждого алфавита связывалось с определённой разновидностью перворелигии:

  • Квадратный шрифт распространялся вместе с иудаизмом (ныне официально употребляется в Израиле для новояза “иврит”)
  • Арабская разновидность арамейской скорописи — с исламом, употреблялось для языков всех мусульманских народов независимо от происхождения (ныне — для арабского, персидского, афганского, урду etc.)
  • Различные виды арамейской скорописи также распространялись с различными христианскими сектами (например, несторианское, яковитское письмо), а также с манихейством
  • Письменность с арамейскими гетерограммами распространялась главным образом с зороастризмом. Для священных книг зороастризма был позже на той же основе изобретён усовершенствованный алфавит с гласными буквами (авестский; принцип обозначения гласных был здесь, видимо, воспринят из греческого), пехлевийское письмо
  • На основе согдийского и несторианского письма создались разные виды письма тюрков Центральной Азии (важнейшие — уйгурское и тюркское "руническое").
  • Позже уйгурское письмо было приспособлено для монгольских и маньчжурских языков (с огласовкой частично по тибетско-индуистскому типу и с вертикальным направлением письма по китайскому образцу)
  • Распространение христианства потребовало создания письменности на местных языках Закавказья; для этих языков с их сложной фонологической системой были созданы  особые алфавиты — армянский, грузинский и албанский (агванский) путём использования арамейских начертаний и греческий орфографических и филологических принципов

Однако диакритические знаки огласовки ни в арамейском “сирийском”, ни в арамейском “квадратном” (иудейском), ни в арабской разновидности арамейского письма в бытовое употребление так и не вошли. Sapienti sat

Когда и как в точности произошла эта инновация— то есть изобретение и внедрение способа графической передачи арамейской речи (койне от Египта до Индии) как носителя идей вместо графической передачи идей без соотнесения их с речью — неизвестно . Тем более неизвестно когда овладели письмом ханаанеи (потомки критян)

Есть мнение, что Один -Творец письменности, - небывалого чуда, позволявшего слышать голоса далёких, да и навсегда ушедших людей.

Он же Творец Поэзии - сверхкомпактного способа представления информации, перед которой ничто все чудодейственные упаковщики.

Есть мнение, что Творец письменности - Тот (Thoth), Дхути, Футий - бог первоначальной луны, затем измерения времени и мер вообще, разума, письма, наук и искусств. Он же Hermes Trismegistos

Бытует и вот такое мнение:

Вероятно, не один век потребовался и для перехода от письменности, запечатлевающей память о вещах, к письменности теперешней.

Иероглифы запечатлевают память о действиях царей и деяниях богов; настоящая практическая письменность - это алфавитная, бывшая в ходу у ханаанейской талассократии (потомков критян) и персидских управляющих Ахеменидского царства. Она предполагает, что материал, на котором пишут, - легкий и гибкий.

В Персии времён Ахеменидского царства (военно -административный альянс 20 сатрапий с сувереном, от Кира до Дария III  в “осевое время”, то есть вероятно 1600 –1400 ВР) этот поворотный пункт датируется поистине точным образом.

Ахеменидское царство, занимавшее при Дарие и Ксерксе 3, 5 млн. кв. км., возникло в результате наложения арамейского языка в качестве средства межнационального общения и системы алфавитной транскрипции - на трудно читаемую клинопись на глиняных табличках.

Карта империи Ахеминидов конечно красивая, но не надо забывать, рассматривая её, что в геополитике известна "транспортная теорема"(об этом ниже)

Арамейский — один из наиболее древних языков, сохранившихся на нашей планете.

Арамейский подразделяется на три диалекта: западный, центральный и восточный. Христианство не в последнюю очередь способствовало сохранению арамейского языка

Арамейский язык (арамейское письмо происходит вероятно от ханаанейского, языка краснокожих “народов моря”) выполнял роль койне (общего языка) во всём регионе Передней Азии (при Ахменидах официальный язык “империи”, от Афганистана до Египта), в частности в Ханаане и Сирии, Ассирии и Вавилонии.

Языком набатейцев, монополизировавших торговлю пряностями, ведущуюся между Аравийским полуостровом и Средиземноморьем,( этническая разновидность арабов, как и иудеи), по некоторым предположениям, пришедшим в иорданские земли из  аравийской пустыни - тоже был арамейский, как и у идумеев.

Ирод Великий, был, кстати, сыном набатейки и идумея. Созданное им царство, Arabian Petrea, всячески процветало, будучи под римским патронажем в течение как минимум трёх веков

Вплоть до завоевательных походов Александра Македонского (1400 -1300 ВР) арамейский считался на Ближнем Востоке языком дипломатии, занимая положение французского языка в Settecento.

Александр Македонский. Он же Искандер Зу-ль Карнайн, "двухрогий" (начало имени было принято за арабский определенный артикль)

В персидской исторической традиции -  Александр Румиец ( в написании Alaksandar i hromaiyik) .

Сын Дария и дочери Филиппа Македонского.

В арабской исторической традиции прослеживается связь Александра с исламом (поход к   Ка ' абе), наряду с четким представлением о том, что Александр, будучи румийцем, несомненно исповедовал перворелигию.

И с другой стороны , у северных или "арабизированных" арабов, потомков Исмаила  - "Двурогий" считается одним из пророков, потомком  Ибрахима (в иудейском заимствовании - Авраама) -строителя Ка ' абы.

У южных или "истинных" арабов , Александр отождествлен с героем бедуинского эпоса Ас' адом ал-Камилом и мифическим Туббой.

Естественно, что эта разновидность кобола (язык информатики), этот способ общения на значительных расстояниях в условиях использования легкой, гибкой, непрочной основы - кожи, папируса (глиняные таблички накапливались и сохранялись в курганах, где они терпеливо, в течение веков, дожидались, пока до них доберется кирка археолога) - не сразу вывел из употребления прежние языки, равно как и их клинописную передачу на глиняной основе.

Одновременно, примерно в "осевое время" (1600 -1400 ВР), весь Средний Восток и Helles вступают во второй этап развития письменности - на свитках; вероятно на свитках были запечатлены гомеровские поэмы, арабский Закон Мусы и Пророков, когда тексты фиксировались на письме после того, как в течение долгого времени они хранились в памяти, в ритмизованном виде.

Так начинается вторая стадия развития письменности, которая обслуживала мнемотехнические искусства и сопровождала деятельность ритора.

Тоже самое можно сказать и относительно  koine dialektos  и lingua latina. Не вполне ясно, что когда и где.

Первая ИТ-революция

В   письменах  koine dialektos  были использованы для гласных, помимо "matres lectionis - матерей чтения", и те буквы, которые обозначали ханаанейские согласные, чуждые греческой фонетике и оказавшиеся таким образом излишними.

Переход к обозначению на письме не только согласных, но и всех гласных явился важнейшей ментальной революцией.

Из koine dialektos  развилось классическое письмо Helles и ромейское письмо; в свою очередь, из него возникли коптское (христианско-египетское), древнеготское и славянско кирилловское письмо. На основе  варианта koine dialektos Великой Греции возникли италийские алфавиты.

Бумага получила распространение позже, появилась в Trecento, стала повсеместно использоваться  в Cinquecento -Seicento; но до этого письменная фиксация идёт бок о бок с заучиванием наизусть.

Ещё Платон, например, весьма низко оценивал функции письменности, трактуя его как служебный компонент языка, как вспомогательную технику запоминания — hypomnesis.

Письменный означатель, по Аристотелю, всегда лишь техничен и репрезентативен, он не имеет конструктивного значения.

По Аристотелю, речь непосредственно передает представления души.

Письмо же всего лишь выражает то, что уже заложено в речи, в голосе.

Данная интенция мышления транслировалась и ранним христианством: истинным словом Бога полагалось его первое слово, слово сказанное.

Дело по-прежнему обстоит так и после маленькой технической революции, даже после вторичных перемен, с их переходом от свитка, volumen, к codex'y - книге, в знакомом нам виде, состоящей из сшитых тетрадей и высвободившей руку, что даёт возможность одновременно читать и писать, вещь невозможная ранее.

Нельзя однако и недооценивать важности этой маленькой революции.

"..Введенный некогда поэтом Петраркой термин "Тёмные века" не совсем точен. В области технологии время после падения Римской империи было временем прогресса. Прежде всего - тяжелый плуг, резко повысивший производительность сельскохозяйственного производства на пространствах Европы. Затем - стремена, сделавшие тяжеловооруженного всадника властителем полей чести.

Новая упряжь и повозки с поворотной осью, повысившие производительность труда на транспорте. Ветряные мельницы, чугун и домны. На самой вершине же - огнестрельное оружие и книгопечатание.

Вводились в Средние века и гуманитарные технологии - систематическое профессиональное образование в виде университетов, а еще и система выборных представительных органов в виде кортесов, генеральных штатов, муниципальных магистратур. И бродили по средневековым городам толпы школяров-вагантов (Любое путешествие таит в себе смертельную опасность, ибо на дорогах господствует Faustrecht, кулачное право). И сидели в ратушах и судах тысячи молодых чиновников.

Средневековье было временем поголовной уверенности людей в своем посмертном бытии. А по сравнению с индивидуальной вечностью такой ничтожной песчинкой являются тысячелетние рейхи, светлые коммунистические "завтра" и прочие прелести государственного строительства здравомыслящего ХХ века. Средневековье было более ориентировано на судьбу отдельной личности (хоть и посмертную - жили люди удивительно мало), чем даже нынешнее время политкорректности.

С Востоком в основном торговали.

Эзотерическими дисциплинами развлекались мало - их взлёт приходится на Новое время, практически совпадая с расцветом науки. А толпы бюргеров действительно устремлялись к грамотеям. Но не для погрома, а поглазеть на ставящиеся ими зрелища.

Дело в том, что бурное развитие городов на рубеже XII-XIII веков породило феномен театра на национальных языках. Пьесы писали и степенные прелаты, и профессора-теологи Сорбонны. А актерами нередко были юные помощники адвокатов и нотариусов. Их профессии давали название труппам - возникшая в конце XIII века "Базошь" получила свое имя от здания парижского суда, искаженного "базилика".

В Камбре играли "Бесстыдники", в Руане - "Рогоносцы", в текстильном Лионе - "Дырявые портки". Везде это были любители - если не молодые чиновники, то школяры-ваганты. Поэтому гастролей не водилось. Актеры не ездили - ездили пьесы.

Сочинитель писал для конкретной труппы. И играй он перед пейзанами или ремесленниками, все было бы хорошо.

Но конкурирующие труппы были укомплектованы судейскими. А в их руках находилась технология стенографии, скорописи. Изобретенная в Риме, поддерживаемая для нужд судопроизводства (запись прений), она превосходно подходила для того, чтобы, записав текст моралите, соти или фарса, передать его другой труппе.

А с изобретением книгопечатания записанные тексты стали тиражироваться в тех же типографиях, где и 42- и 36-строчные Библии.

Вполне пиратским способом, расходясь по всем зонам распространения того или иного языка. Тексты маленьких книжек, напечатанных готическим шрифтом, были несовершенны - пропуски, ошибки, порой бессмыслица.

Но составить представление о мощном пласте средневековой культуры (и жизни!) мы можем только по ним. До нас они дошли лишь благодаря "пиратским" изданиям Гильома ле Руа, Пьера Леве, Пьера ле Карона..."

Citato loco

Таким образом, это тысячелетие  представляет собой, пожалуй, пору, когда письменность оказывала наиболее гипнотическое, прямо-таки ошеломляющее воздействие на общество и культуру.

Именно тогда происходит распадение языков.

С одной стороны, письменность риторов, письменный текст, заучиваемый наизусть с помощью мнемотехники. С другой - язык повседневного общения.

Усилия, потребные для переписывания текстов на volumen, необходимость запоминать написанное (ведь при чтении невозможно делать заметки, поскольку для того, чтобы развертывать volumen, требуются обе руки) приводят к глубокому расколу в рамках языков культуры.

Можно полагать, что  при Плавте, между латынью бытовой и письменной этот разрыв становится особенно заметным.

Одновременно, не смешиваясь по-настоящему друг с другом, существуют два языка: бытовая, народная латынь - и латынь "цицероновская", с длинными, ритмичными фразами: язык "volumenes" и ораторских искусств.

Расстояние между ними не настолько велико, чтобы образованный человек не мог без всяких усилий переходить от ораторской латыни к латыни vulgaris.

Напротив, усилие, внимание, напряжение, необходимые для письменного выражения мысли, его точность, контрастирующая с расплывчатостью устной традиции, ощущение надёжности, исходящее от написанного, когда его читают вслух (язык письменности предназначен для запоминания, для заучивания наизусть) ... - всё соответствует условиям, при которых свидетельство письменного текста приобретает ценность и престиж, которые в наши дни нелегко себе вообразить.

Добавьте - и это нам тоже будет трудно себе представить, - что в отсутствие возникших в начале Seicento  средств, усиливающих восприятие через чувства (мультимедии) и с тех пор становящихся благодаря технике всё более совершенными, чувства живых не превосходят ни по точности, ни по надежности чувства мертвых.

Систематическое введение в обучение мультимедии, вероятно, стоит  соотнести с личностью и трудами Яна Амоса Коменского (COMENIUS) , отца современной педагогики. Уже первая его научная работа - карта родной Моравии. Наглядное отображение знаний наук естественных методами, почерпнутыми из наук точных.

Посвященный воспитанию детей до шести лет "Informatorium школы материнской", в чешское название которого введено латинское Informatorium, на века обогнавшее свой век.

Школьные пьесы, объединенные в книгу "Школа-игра" ("Schola ludus").

И главное - первый в мире иллюстрированный учебник латинского языка, "Orbis pictus" ("Мир чувственных вещей в картинках"), увидевший свет в 1658 AD и положивший начало визуальному обучению. Девять картинок с подписями о неодушевленной природе; шесть - о растительном мире; шестнадцать - о мире животных.

Грамотных людей убийственно мало. Единственный способ копирования информации - рукописный. Но дефицитны не только переписчики, сосредоточенные в монастырских скрипториях, но и материал для письма. Отсюда и феномен палимпсестов - подчищенных, повторно используемых пергаментов. Книга стоила столько же, сколько и вооружение рыцаря или деревня со всеми обитателями.

Вторая ИТ -революция

Положение меняется с изобретением книгопечатания и введением производства тряпичной бумаги.

Неизвестно, был ли немец Иоанн Генсфлейш цум Гуттенберг изобретателем технологии использования подвижных металлических литер ( изобретение  приписывается одновременно ещё нескольким лицам : голландцу Костеру и итальянцу Кастальди) в книгопечатании или он только усовершенствовал её и ввёл в массовое употребление, но говорят, что именно он открыл, вместе с Фустом и Шефером, первую типографию в Майнце в середине Quattrocento .

Майнц, кстати, и родина цензуры ( совместное отделение цензуры курфюршества Майнца и города Франкфурта) .

Своим первым указом (1485 AD) цензор во Франкфурте, говорят запретил распространение печатных переводов Библии на народных языках . В исламском мире печатание книг было полностью запрещено до Ottocento (результат налицо).

Как и в других изобретениях, новый оригинальный технологический процесс родился из комбинаций уже существующих техник, включая технику римского винного пресса, пробойник ювелира и производство пригодной для печатания бумаги.

Впрочем, использование в работе печатного станка одинаковых металлических отливок в одинаковых матрицах стало первым применением теории взаимозаменяемости частей -этого основного принципа позднейшего века машин.

Стало возможно набирать, редактировать и исправлять книгу до того , как она будет воспроизведена в тысячах одинаковых копий.

Говорят, что первой массовой книгой светского содержания стал напечатанный Гутенбергом Catholicon (энциклопедия, составление которой приписывается генуэзцу Джованни Бальбо), по баснословным легендам в 1460 AD

Потом, мол, инкунабулы печатали в Венеции (Альд Мануций) и Антверпене (центре мира - экономики, по Ф. Броделю), но в целом книгопечатание было ещё в пелёнках. Появились главные стили шрифтов:

  • латинский (прямой светлый)
  • курсивный
  • готический

Историки (не зная видимо элементарных основ теории инноваций),  невразумительное пишут о том, что люди не сразу осознали смысл ИТ- революции, которое несло с собой книгопечатание и в конце Quattrocento – мол был даже период, когда произошёл спад интереса к чтению.

С другой стороны, считается ,что печатные станки,  быстро распространялись :

  • Базель 1466 AD
  • Рим 1467 AD
  • Пильзен в Богемии 1468 AD
  • Париж 1470 AD
  • Буда 1473 AD
  • Краков 1474 AD (отпечатаны кириллицей первые славянские книги "Осьмигласник" и "Часослов" печатником Феолем в 1491 AD) 
  • Вестминстер 1476 AD
  • Цетинье в Черногории 1493 AD
  • Прага  1519 AD (Скорина основал первую русскую типографию)
  • Вильна 1525 AD (Скорина перенёс свою типографию из Праги в Вильну)
  • Москва 1553 AD (издание "Апостола" И.Фёдоровым и П.Мстславцем - 1564 AD)
  • Юго-Западная Русь, после 1550 AD ( в Остроге, Львове, Заблудове, Несвиже etc.)

Конечно всё Quattrocento - это ещё книги в формате codex на пергаменте.

А развитие книгопечатания  произошло гораздо позже, в Сinquecento, с обновлением собственно содержания книги. Но и это было только начало ИТ - революции..

В развитии книгопечатания  выдающаяся роль принадлежит русским изобретателям:

  • В 1867 AD русский изобретатель Пётр Петрович (по другим источникам -Пётр Павлович) Княгининский построил первую автоматическую литеронаборную машину, на которую получил привилегии в России, во Франции, Англии, Австрии, Бельгии etc.
  • Первую в мире фотонаборную машину буквопроецирующего типа построил в 1895 AD  Виктор Афанасьевич Гассиев

В истории человечества  "письменность" являлась существенной характеристикой состояния общества:

  • Общество  l'Époque reculée изобрело пиктограмму
  • Общество   l'Époque antiquite использовало идео-фонограмму
  • Общество  l'Époque ancien создало алфавит

Époque historique

1. l'Époque reculée

Первый уровень социальной интеграции (формы объединения людей) . Централизованная единица: Дисперсное расселение общин, локальная группа. Согласованная единица : племя, племенные союзы.

Эгалитарная общественная структура. Аморфное руководство наиболее авторитетных лиц .

Основанные на родстве системы охотников, собирателей и рыболовов.

С переходом к производящему хозяйству (земледелию и животноводству) появляется институт межобщинного лидерства – βασιλεία.

Царь есть судья (символ судейской власти,  получил он по наследству от богов), военачальник и верховный жрец.

Существуют отношения реципрокации (способ накопления, основанный  на родственных связях) и половозрастная дифференциации, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики)

Слабое проявление имущественного и/или социального неравенства.

Множество небольших ( в т.ч. семейных) мест для отправления ритуалов.

Технологические подсистемы : прибрежный каботаж, ремёсла

2.l'Époque antiquite

Второй уровень социальной интеграции. Централизованная еденица : полис.

Согласованная единица : согласно так называемому “закону Монтескьё” размеры общества коррелируются с типом политического режима, для маленьких обществ характерна республика, для средних – монархия, для больших – деспотия. Но всё это –полисные конфедерации, конгломерация сатрапий.

Не стоит забывать, что в геополитике известна "транспортная теорема", которая рассматривает два механизма, ограничивающих пространственное развитие социальных организмов, - управленческий и экономический.

В соответствии с первым характерные размеры antiquite протогосударства L не могут превышать vt, где v - характерная скорость распространения информации внутри antiquite протогосударства, а t - характерная длительность процессов, подлежащих управлению из центра.

Отсюда следует, к примеру, что характерный радиус antiquite сухопутных протогосударств, то есть полисных конфедераций, объединения сатрапий, может варьироваться от 200 до 1000 километров, при условии наличия дорожной сети и водного трафика

Появляются редистрибуция и основанная на престиже дифференциация. Монументальная храмовая архитектура.

Ранжированная общественная структура. Резкая грань между элитой и простыми общинниками.

Способ накопления – даннический. В агросфере –латифундии.

Локальные культы. Эллинизм

Классический римский полис периода республики не может считаться государством. Аппарат исполнительной власти был ничтожно мал. Не было прокуратуры и полиции. Не было ни налогов, ни аппарата для их сбора. Подати с провинций и рента за общественные земли собиралась откупщиками.

Технологические подсистемы : морской трафик, железоделательное производство

3.l'Époque ancien

Третий уровень социальной интеграции. Централизованная еденица: иерархическая системы поселений, провинция

Согласованная еденица:  сети большегрузных товаров, сети престижных товаров, политические и военные сети, информационные сети

В качестве этапов на пути к государственности:

  • диктатура Суллы
  • правление Помпея
  • первый триумвират
  • триумф Цезаря

Но только при Августе был завершен процесс создания государства:

  • административный аппарат
  • преторианская гвардия
  • когорты стражи
  • профессиональная армия
  • limes

Диархия. Военная монархия и демократия. Внутренняя колонизация Pax Romana

Способ накопление –даннический. В агросфере –поддержка средних и малых землевладельцев.

Технологические подсистемы : градостроительная, архитектурная революция, централизованные системы водоснабжения и водоотведения; налаженная система снабжения Города зерновыми с Африки и Сицилии; дорожная сеть, сухопутный трафик

Синкретические культы. Тринитарии . Цивилизация Pax Romana

 

Novus Ordo

Ещё Рене Декарт, выдвигавший проект разработки всеобщего письма, полагал, что ввиду своей произвольности письмо не подвластно непосредственной интуиции и подлежит расшифровке.

Письмо, поставленное вслед за речью, для нужд  извратного социально –производственного организма цивилизации ростовщиков, суть маркер степени деградации информационной составляющей относительно природы.

Письмо является ответственным за многие проблемы общества, культуры и языка.

Между человеком и истиной существует весьма значимая череда никчёмных посредников, располагающаяся в основном в сфере языка.

"Наличие" — область данного и несомненного — находится на расстоянии бесконечности, с каждым шагом к ней отступая все дальше и дальше.

Посредники эти в являют собой ряд ступеней, каждая из которых не более чем "след".

единица