Примечание к табличке 1
Здесь 1 hectolitre = 112,5 кг зерна (пшеницы)
В лёгких условиях для производства 1hl требовалось 3,35 человеко-дней (Парижский бассейн)
Опираясь на эти цифры, можно оценить радиус contado, в зависимости от размера города и производительности окружающего земледелия.
За пределами 50 км транспортные расходы становятся весьма высоки. Через 200 км цена зерна удваивается.
- 100 000 город нуждается в сontado, производящих по крайней мере 8 hl на гектар
- 200 000 город нуждается в contado, с минимальной производительностью около 12 hl на гектар
- 500 000 город - около 20 hl на гектар
Город с населением более 500 000 не может однозначно опираться на производство в близлежащих сельских районах и требуются другие решения.
Мы видим, что теоретически состояния сельскохозяйственных технологий не является серьезным препятствием для урбанизации до 1800 AD, так как даже на фоне сельской местности с наихудшей производительностью города с населением в 50 000 человек вполне могут возникнуть.
Поэтому вполне вероятно, что Парижу удалось достичь населения до 200 000 жителей около 1300 AD и в некоторых северных регионах удалось достичь урбанизации в 35 % .
С другой стороны в Средиземноморском регионе, производительность был настолько низкой и доступные земли, настолько редки (подробно о внутренней колонизации Аппенинского полуострова в Seicento писал Ф.Бродель), что многим городам пришлось полагаться на импорт.
Вероятно Париж полагался на зерновые культуры, производимые внутри трёх радиусов contado (радиус = 85, 150, 300 км в зависимости от урожая).
Сontado Парижа имели 2,1 млн жителей в 1806 AD включая 580 000 парижан (в общей сложности уровень урбанизации был и неосуществим свыше 40 %)
Вероятно в хорошие годы производительность внутри первого радиуса contado должна была быть примерно 16 hl гектар и внутри второго — около 12 hl гектар
Вероятно производители сами осуществляли поставку зерна до 30-50 км в течение двух дней, это определяет предел в интенсивном прямом обмене городской/сельской местности, так как расходы на транспортировку оставались низкими.
Материально-технические проблемы использования водных путей (т.е. высокие издержки на эксплуатацию) означает, что только на фермах, расположенных вдали от потребителя были в них реально заинтересованы.
Наземные перевозки могли конкурировать с речными вплоть до 50 км от центра.
На расстоянии даже в 70 км речной трафик уже был явно предпочтительней
В целом на долю транспортных расходов, приходилось 30-40 % от цены зерна в Trecento и 15-20 % в Settecento (после транспортной революции в осевой Европе)
Создание новых коммерческих связей было делом трудным, дорогостоящими и вероятно, рискованным (так как подобные начинания требуют серии хорошего урожая, определённого уровня доверия и инвестиций).
В результате этот сегмент сетей большегрузных товаров (зерно) поначалу был слаборазвитым.
И в Северной Европе он более или менее ограничивался в Балтийском регионе.
Ведь в большинстве городов, под 200 000 жителей, вполне могли полагаться на свою соседнюю сельскую местность, да и существовало мало спроса для крупной торговли зерном в любом случае до Settecento.
Спрос растущий покрывался за счёт интенсивного повышения производительности в сontado
Например население Парижа выросло от 100 000 в начале Duecento до 600 000 в начале Ottocento и за весь этот период основная масса потребляемого зерна пришла именно из этого же ближайшего сontado (радиусом в 50 км).
По логике учитывая факт, что население и цены были неуклонно на подъеме, инвестиции в сontado следуют до точки, пока все земли в пределах сontado не были введены в использование.
Но поскольку поставки не отличались стабильностью, в плохие годы, торговцы поставляли зерно издалека и ранее .
Даже шаткое увеличение спроса провоцировало массовое повышение цен.
Во время кризиса снабжения города, радиус поставок превышает 50 км и зачастую имеет место конфликт с другими городами и их сontado .
Это породило потолочные значения для численности населения городов, за пределами которых поставки стали гораздо сложнее.
Например, когда Париж выходит за рамки 300 000 человек, неустойчивость цен внезапно возрастает.
Между 1726 и 1733 AD, в Париже, общее потребления зерновых варьировались около 2 %, но в близлежащих сельских районах -по меньшей мере в 15 % и цены, колебались, на 33 % .
Эта эластичность была обусловлена запасами зерна в сontado и эластичности потребления в сельской местности.
Рост городского спроса особо сказывался на сельском населении, не участвующем в сельском хозяйстве и уязвимым в этих условиях.
Например, голод 1693-1694 AD начался вокруг Парижа и достиг города в течение второго года.
Потребности парижан уже могли вполне удовлетворяться (кризис имел 6 летний цикл) лишь за счёт расширения коммерческих связей.
Коммерческие сети дальних поставок становятся стабильными после 1725 AD и цена на зерно выравнивается.
С другой стороны в том же периоде, из-за быстрого роста численности населения Лиона, самому городу пришлось внезапно модернизировать Бургундский рынок зерновых
Заключение
Учитывая темпы городской смертности маловероятно, что какой-либо регион в предмодерн способен был выйти за рамки 37,5 % урбанизации (максимум фактически достигнутых - 35 % в Нидерландах).
Область в 19 500 жителя, включая город 10 000 вполне могла быть самодостаточной агломерацией, не будь такой утраты жителей из-за более высокой смертности в городах (больше людей погибало в городах, чем рождалось).
Таким образом несмотря на присущие трудности, отнюдь не продовольствие ограничивало размеры города, но городская смертность.
Действительно, город высасывал население из сontado. Рост населения был обеспечен исключительно за счёт втягивания сельского населения.
Имел явно место аспект сохранения города именно как центра спроса, который влиял на сельское хозяйство в плане специализации и инвестиций.
_devol_
June 5 2009, 13:36:29 UTC 10 years ago
hvac
June 5 2009, 13:59:17 UTC 10 years ago
Блог по экономической истории
_devol_
June 5 2009, 20:16:26 UTC 10 years ago