Дачи на Александровских водах
Фёдор Петрович Гааз - старший врач московских тюремных больниц c 1829 AD.
Родился 24 августа 1780 AD в Мюнстерэйфеле, близ Кельна, изучал медицину в Вене.
В 1806 прибыл в Россию в качестве домашнего врача князя Репнина. С 1807 в Москве, старший врач московского госпиталя им. императора Павла I.
Занимался также частной практикой; стал одним из наиболее известных московских врачей и приобрёл значительное состояние (имел собственный дом на Кузнецком мосту).
В 1809—10 AD дважды ездил на Кавказ, где изучил и исследовал минеральные ключи у подошвы Машука и в Ессентуках, открыв в последнем месте известный серно-щелочной источник и описав результаты своего путешествия в книге: "Ma visite aux eaux d'Alexandre еn 1809 et 1810".
Открытие и обследование источников минеральных вод ( "Воды Александра") привело к основанию курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск.
Создатель новой отрасли русской медицины — курортологии.
Удостоен чина надворного советника и ордена Св. Владимира IV степени.
В 1812—14 AD военный врач в действующей русской армии, с которой дошёл до Парижа
После войны жил безвыездно в Москве, где считался в 1820-х годах выдающимся и любимым врачом, имея обширную практику и весьма хорошие средства.
C 1844 AD жил в Полицейской больнице (“Гаазовской”). Умер в 1853 AD в одиночестве и бедности.
Благодаря своей филантропической деятельности, на которую он истратил фактически всё своё состояние, Гааз был чрезвычайно популярен среди москвичей, которые называли его “святым доктором”.
Посвящение книги Гааза “Мое путешествие на Александровские воды”:
“Его Императорскому Величеству Александру I Императору и самодержцу всея Руси и проч., и проч., и проч.
Ваше Величество! Среди самых ценных источников России, которые благодаря Вам стали известны Вашим народам, Минеральные Воды Кабарды – один из наиболее важных.
Я осмеливаюсь положить к стопам Вашего Императорского Величества это описание с надеждой, что оно будет принято только потому, что эти несравненные сокровища принесут пользу больным.
Я нашел доказательства многовекового бесплодного течения этих вод в некогда невозделанной местности.
Ваше царствование откроет эпоху, когда они будут струиться ради цели, которую им определил Господь.
Это воистину Александровские воды, ибо именно Вы, Ваше Величество, предоставили их в пользование всему цивилизованному человечеству; ибо именно Вы заставите их течь для облегчения страданий, коие Вы расцениваете как свои собственные.
Каждая местность, каждое учреждение Вашей Империи, названное Вашем именем, сохранит память о Вашем Величестве.
И не будет ничего милее Вашей великой и благородной душе, нежели надпись у подножия Кавказа: “Александр – попечитель страждущих”.
С глубочайшим почтением к Вашему Императорскому Величеству, Ваш смиренный и покорнейший слуга Фридрих Йозеф Гааз”
Cегодня Ессентуки состоят из 3 частей:
- бывшей казачьей станицы с усадьбами сельского типа
- курортной
- советской (“Новые” Ессентуки), промзона и жилые микрорайоны, застроенные в шестидесятых панельными 5-этажными хрущобами
1898 AD стал знаменательным для Ессентуков.
Указом Государя Императора Николая II у Терского казачьего войска была изъята и перешла в управление дирекции Кавказских Минеральных Вод обширная территория, прилегающая к Курортному парку.
Бюветы источников углекислых, в основном гидрокарбонатных хлоридно-натриевых, вод (№4 , №17 и №20) для питья и розлива были расположены в обширном парке (40 га; начало посадок — 1849 AD).
Для ванн использовали углекислую воду скважин ессентукских нарзанов № 1 и № 2, а также воду сульфатно-гидрокарбонатного натриево-кальциевого Гаазо-Пономарёвского источника (Верхние и Нижние минеральные Ванны).
Грязелечение проводили сульфидной иловой грязью Тамбуканского озера (заболевание опорно-двигательного аппарата, нервной системы и гинекологических) в одной из самых больших грязелечебниц Европы -Алексеевской.
Внутрь употребляли источники № 4, 6, 17 и 18 (при заболеваниях органов пищеварения и нарушениях обмена веществ).
Всего известно было 23 источника. Аналог Ессентукам в мире только один – Эмс (Bad Ems) на реке Лан близ Кобленца в Германии.
Сезон 14 мая —1 сентября . Климат горно –степной, сухой.
Вскоре здесь началось бурное строительство дач, гостиниц и доходных домов.
В 1903AD курорт получил электроэнергию от гидроэлектростанции “Белый уголь” — одной из первых в России.
Возникли первые санатории. За линией железной дороги был разбит новый английский парк.
Всем этим город был обязан прежде всего доктору М. С. Зернову, чьи идеи и проекты воплотились в жизнь за каких-то десять-пятнадцать лет.
К 1914 AD среди пыльной степи возник причудливой архитектуры город-сад, соперничающий по красоте с Пятигорском и Кисловодском, равный по уровню обслуживания приезжающих на лечение известным европейским курортам.
Работы по планировке и благоустройству улиц в Ессентуках на новой территории курорта заняли несколько лет.
Одновременно Хозяйственный комитет Управления Вод открыл аукционные торги на сдачу в аренду участков под застройку. Сначала на торги выставлялись участки вблизи железнодорожного вокзала, в западной части поселения.
В газетах печатались объявления с указанием даты и условий торгов, приводился список номеров и размеры участков, выставляемых на торги. Они проводились один раз в год, в начале сезона, помещении конторы Ессентукской группы.
В первые четыре года освоения нового земельного пространства на торги было выставлено и затем сдано в аренду только 36 участков.
Медленное освоение казенной земли вызывало задержку погашения выкупной суммы.
Поэтому с 12 июня 1902 AD арендатором было предоставлено право приобретать в собственность арендованные ими казенные дачные участки при условии возведения на них фундаментов и стен построек, обязательных согласно договору. Плата за выкуп участка определялась умножением годовой арендной платы на 20.
Выплаты по желанию покупателя можно было рассрочить на десять лет.
Существенные льготы для желающих построить дачи вблизи источников сыграли свою роль. Выставленные 16 июля 1902 AD в конторе ессентукской группы 56 участков немедленно были арендованы, на них закипела стройка.
Торги проводились ежегодно, участки стали постепенно выкупать у казны. Суммы, выручаемые от продажи участков, зачислялись в капитал на благоустройство дачных участков на Кавказских Минеральных Водах.
Вновь образованная часть курорта получила название “Новое курортное поселение на казённых дачных участках”.
Она состояла из пяти идущих параллельно железной дороге улиц:
- Пантелеймоновской
- Нелюбинской
- Баталинской
- Гаазовской
- Барятинской
И пяти коротких, проложенных примерно с юга на север, перпендикулярно линии железной дороги:
- Пономаревской
- Островской
- Ермоловской
- Муравьевской
- Емануелевской
- Абиховской
Темпы строительства на арендованных участках были невиданными.
В путеводителях по Кавминводам в 1901 AD еще отсутствуют какие бы то ни было упоминания о сдаваемых в наем квартирах на казённых дачах.
В 1903 AD уже предлагается 27 комнат в трех дачах, две из которых принадлежали врачам Карагачеву и Кирикову.
А к началу сезона 1914 AD новое курортное поселение предлагало приезжим уже 2315 комнат в дачах со всеми современными удобствами.
Первым крупным арендатором казенной земли в тогдашних новых Ессентуках стало Ведомство учреждений императрицы Марии, которому по высочайшему повелению отвели 1,25 десятины земли под санаторий для больных воспитанниц сего Ведомства.
Участок находился на Пантелеймоновской улице рядом с железнодорожным вокзалом.
Это самое возвышенное место курорта, в настоящее время здесь расположены корпуса военного санатория.
В 1902 AD Ведомство императрицы Марии передало обустроенную усадьбу со всеми ее постройками колонии Красного Креста, а та, в свою очередь, выделила небольшой, треугольной формы, участок земли для постройки амбулатории Управления Вод.
Одно из зданий колонии Красного Креста сохранилось до сих пор.
На переходивших в частную собственность участках “Нового курортного поселения” строились не только дачи, но и гостиницы, пансионы и санатории, рассчитанные на различные вкусы и уровни дохода постояльцев.
Во многих дачах предусматривались особые комнаты под врачебные и процедурные кабинеты.
Наконец-то решалась извечная для Ессентуков проблема размещения приезжих, озабоченных своим здоровьем.
Новые здания были оснащены самыми современными по тем временам удобствами, включая электрическое освещение, водопровод, души, ванны и ватерклозеты.
При каждой даче имелся маленький сад-парк с цветниками и обязательным фонтаном.
В появившихся рекламных проспектах приводились сведения о расстояниях до минеральных источников и до главного парка, о наличии на дачах балконов и веранд, с которых открывался вид на Эльбрус.
Сдача квартир в наём гарантировала хозяевам скорую окупаемость вложенных средств и приносила существенный доход.
В Ессентуках скоро начался настоящий строительный бум, на волне которого развернулась фантазия местных и приезжих архитекторов.
Она развивалась в основном в русле стиля русского модерна.
Так обеспечивалось художественное разнообразие, казалось бы, одинаковых по назначению зданий курортного городка, среди которых не найти ни одного повторения.
Дача “Замок” профессора Военно-медицинской академии в Петербурге А. И. Лебедева, в начале Нелюбинской улицы (ул. Нелюбинская, 1) действительно напоминает средневековый замок — башни, дозорные балконы, стрельчатые окна, зубчатые ограждения на крыше.
Профессор Лебедев проработал на курорте 37 лет, начиная с 1886 AD.
Собственную дачу он построил в 1898 AD.
Уже после “национализации” особняка, в 1930-х AD, в квартире этого дома жил известный хирург профессор В.И.Разумовский, в честь которого была переименована Муравьевская улица.
Примерно в том же стиле выстроены дача полковника Зарецкого и дача Шурикова.
К числу лучших памятников модерна следует отнести дачу “Орлиное гнездо”, принадлежавшую полицейскому приставу И. Г. Зимину (ул. Пантелеймоновская, 7).
Она построена в 1909 AD. В 1918 AD здесь разместился Совдеп, а с 1923 AD года сюда вселился санаторий.
В подражание рыцарским замкам были возведены:
- дача “Мира” ессентукского банкира В. А. Толмачева (Баталинская ул., 20)
- дача “Капри” инженера-строителя Т. А. Свирчевского (ул. Гаазовская, 1)
- дача врача Н. Д. Карагачева (ул. Нелюбинская, 5)
- и генерала Д. Д. Макарова (Баталинская ул., 9)
Но и среди них заметно выделяется архитектурной экзотичностью дача “Лесор” А. А. Беляевского (ул. Ермоловская, 9).
Была еще одна группа построек для отдыхающих — так называемые “лесные дачи”.
Это кирпичные строения, которым при помощи деревянных резных накладок, наличников, ажурных уголков, балконных решеток, деревянных ограждений лоджий, крылечек и небольших крытых галерей-гульбищ придан экзотический вид.
Некоторые дачи до сих пор выглядят нарядно, хотя большая часть деревянных украшений утрачена.
Например — дача “Эсперо” (ул. Нелюбинская, 16), ныне корпус санатория им. Анджиевского, принадлежавшая генералу Н. П. Решетину.
Плохо сохранились дача “Прага” А. М. Бевольского (ул. Муравьёвская, 2) и “Симпатия” (ул. Муравьёвская, 1), построенная в 1908 AD.
А вот дача “Бештау” генеральши Гундобиной и дача “Мария” ротмистра Переяславцева уже сломаны, их изображения остались только на старых фотографиях.
И этим не исчерпываются утраты Курортного городка за сто лет существования.
Другая разновидность южных дач — строгая симметричная композиция, сочетающая двухэтажный фасад и трехэтажную башню посередине. Со всех сторон здание такого типа опоясывают веранды или ряды балконов.
На южной и западной сторонах — обязательные ряды высоких окон, через которые комнаты щедро заливает солнце в течение всего светового дня.
Этот тип дач представлен хорошо сохранившимися дачами “Цветник” Д. Н. Мирской (ул. Нелюбинская, 7) и «Ессентуки» Л. Ф. Шабановой.
Стиль модерн находил применение также при возведении гостиниц дачного типа, летних доходных домов. И те, и другие имели внутреннюю коридорную планировку и были, как правило, двухэтажными.
Внешне отличались они немногим. Гостиницы дачного типа украшены вдоль первого и второго этажей длинными верандами и балконами.
Посреди фасада выступает ризалит, где находится парадный вход с улицы. Другой вход — со стороны сада. Лестница освещалась вытянутым на два этажа окном с простой или сложной формы рамой.
Хорошо сохранилась, например, дача-гостиница “Английский парк” Быковой (ул.Гаазовская, 7).
Сильно искажены подобные здания — дачи Николаева и Улитина — на Нелюбинской улице.
Летние доходные дома, более простые по архитектуре, встречаются в Курортном городке гораздо чаще гостиниц дачного типа.
Содержание такого дома обходилось значительно дешевле.
Летний доходный дом, чаще всего двухэтажный, также имел коридорную планировку, но вход в него чаще располагался в торцевой части или в углу фасада, оформленного простыми сдвоенными окнами одного-двух типов с очень скромными рельефными наличниками, кокошниками но при этом самыми разнообразными лестничными окнами.
В таких домах охотно селились весенние и осенние курсовые, учитывая, что в эти сезоны на курорте бывает прохладно и днем.
Чаще всего собственниками доходных домов были врачи:
- дача А. М. Безбедовича
- дача Чернцова
- дача Е. В. Кавериной ( Пантелеймоновская, 15 корп. 2)
Строили доходные дома и богатые жители Ессентукской станицы:
- дача “Находка” Матрены Коваленковой (ул. Пантелеймоновская, 25)
- дача “Елионка” И. С. Евдокименко (ул. Пантелеймоновская, 25а)
- дача Литвинова на Нелюбинской улице
Застройка Курортного городка продолжалась до 1915 года по мере сдачи в аренду казенных участков земли, постепенно распространяясь от железнодорожного вокзала к балке Капельной.
Здесь поныне можно проследить этапы развития ведущего архитектурного стиля — от раннего модерна на западе поселка до конструктивизма на его восточной окраине.
В конструктивистском стиле построенны в 1910-1915 годах дачи:
- “Баталинская” инженера-строителя Т. А. Свирчевского
- дача “Колхида” местного предпринимателя Зипалова (ул. Баталинская, 21)
- дача “Иверия” провизора Лордкипанидзе (ул. Емануелевская, 21)
Они разительно отличаются от первых дач-замков Курортного городка нарочитой простотой линий и отсутствием декора. Здесь единственным отделочным материалом служит цемент.
В те же годы рядом с суровой дачей “Колхида” появляются постройки совершенно другого типа, ориентированные на античные виллы.
Неоклассицизм не мог не найти своего заказчика после возведения в 1915 году близ Лечебного парка знаменитой Алексеевской грязелечебницы по проекту петербургского архитектора Е. Ф. Шреттера и при участии молодого местного архитектора И. Г. Шамврицкого.
Возможно, они были причастны и к проектированию ряда частных дач на Баталинской улице, которые внешне напоминали древнеримские дворцы.
В том же стиле построен и корпус санатория им. Анджиевского - это бывшая “Санатория для железнодорожных служащих” Общества “Инвалидный дом” (ул. Баталинская, 20).
Здание санатория занимает половину квартала и в плане имеет Г-образную форму. В нем насчитывается 154 комнаты. Фасады здания обильно украшены ионическими, коринфскими и дорическими колоннами, лучковыми и треугольными фронтонами, пилястрами, балконами вдоль первого и второго этажей.
На территории казённых дачных участков в сезон 1915 AD действовало 11 санаториев разного профиля.
Из путеводителей и газет того времени известно о существовании в Ессентуках трёх лечебниц, аналитической лаборатории Общества врачей, диетической столовой того же общества на Пантелеймоновской улице.
В 1902 года в три новых двухэтажных здания на Пантелеймоновской улице рядом с дачей “Орлиное гнездо” переехала действовавшая с 1899 AD “Ессентукская женская лечебница” доктора медицины Г. И. Лебедева (ул. Пантелеймоновская, 9).
Здесь был операционный зал, родильный покой, жилые помещения с полным пансионом.
Приём больных вели известные петербургские светила — профессор Военно-медицинской академии Алексей Иванович Лебедев, работавший на курорте с 1886 AD, и хирург профессор Н. А. Рогович.
Небольшие частные санатории, расположенные в дачах их владельцев-врачей или в постоянно арендуемых дачах на Нелюбинской улице, были рассчитаны на небольшое количество богатых пациентов.
Лечением внутренних и нервных болезней занимался частный санаторий доктора Соколова (ул. Нелюбинская, 3), который первым в Ессентукской группе перешел в 1910 году на круглогодичный режим работы.
Санаторий доктора медицины Гомолицкого назывался “Диетическим” (ул. Островская, 4) и успешно развивал направление лечебного питания в курортной практике.
Самым престижным частным лечебным заведением был санаторий доктора Пржесецкого и доктора Барановича “Азау”
Он помещался в красивом трехэтажном здании, построенном доктором Лезиным в 1906 году (ул. Ермоловская, 10).
Богатая внешняя и внутренняя отделка здания, специальная планировка, наличие «подъемных электрических машин», телефона и собственного процедурного отделения с ваннами, физиотерапевтическими и диагностическими кабинетами, кабинетами для массажа и лечебной гимнастики, для приема грязевых процедур — ставили «Азау» в один ряд с лучшими европейскими здравницами.
На Муравьевской улице в арендуемой даче принимал пациенток “Женский санаторий”.
Рядом находился “Жандармский санаторий” (ул. Баталинская, 13).
На той же улице был и другой санаторий, принадлежавший почтово-телеграфному ведомству, но его здание не сохранилось.
Образцовым санаторным зданием стал дом «для бесплатного помещения в нем приезжих больных», выстроенный на средства мануфактур-советника Николая Бугрова и николаевских купцов Паисия и Анисима Мальцевых на двух выкупленных ими казенных участках (ул. Пантелеймоновская, 23).
За четыре месяца лечебного сезона этот санаторий мог разместить в 44 трехместных комнатах около пятисот больных.
В 1906-1910 AD М. С. Зернов, инициатор строительства Курортного городка, сумел организовать Вспомогательное общество “Санаторий” и выстроить несколько санаторных зданий для малоимущих больных.
В годы первой мировой войны почти все санатории превратились в госпитали. Строительство доходных дач замерло.
Не до конца смог осуществить свои планы и доктор Зернов.
А крушение русского государства, общества и династии перечеркнули все планы частных владельцев и практикующих на Водах врачей.
Восточная окраина Курортного городка осталась неосвоенной и была застроена жилыми домами.
В последние годы, в городке сносятся старые здания бывших санаториев и дач.
Растет число брошенных построек, оставленных на долгие годы без попечения, а зачастую просто разграбленных.
Если так будет продолжаться и дальше, то от старых Ессентуков скоро останется лишь монументальная грязелечебница.
Citato loco : Жатькова Элеонора Анатольевна
Не хватает справки
velimir
August 9 2015, 18:48:35 UTC 4 years ago
Но это я так, к слову.
Не хватает справки
velimir
August 22 2015, 11:49:39 UTC 3 years ago
Но это я так, к слову.