Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Этногенетические легенды -2

Боевая легенда: Рюрик из “рода франков”

Пришёл вероятно, князь Рюрик с варягами-русью с южного берега Варяжского моря (Балтики).

Так считал С. Герберштейн (Cinquecento), отмечавший, что “Варяжским” Балтийское море называли лишь на Руси и у балтийских славян.

Наиболее ранние польские документы локализуют Русь (называемую Рутенией) на южном побережье Балтики.

И позже, Станислав Сарницкий в своих “Польских анналах” писал о вендах (вандалах), населявших южное побережье Варяжского моря, как о предках русов.

Первую польскоязычную  историческую “Хронику” составил Мартин Бельский в 1597 AD.

В отличие от своих предшественников, Бельский не ограничился описанием польской истории и писал о месте Руси в мировой истории.

Территория современной ему “Московии” представлялась общей родиной всех славянских народов, в том числе и поляков.

Предки славянских народов, согласно свидетельству Бельского, некогда обитали в северном Причерноморье и носили имя роксоланов, созвучное наименованию русского народа.

Александр Гваньини  повторял тезисы Бельского.

В позапрошлом веке Степан Руссов  издал “варяжские законы” – “Правду англов и вэринов или тюрингов” (конец VIII – начало IX вв.) Варяжские законы с российским переводом и краткими замечаниями" (Спб, 1824 AD)

Руссов указал на место расселения англов и их соседей вэринов – Ютландский полуостров (нынешняя Дания).

Вэрины-варины на рубеже VIII и IX веков еще не были ассимилированы славянами.

Именно их он и называет “варягами”.

  Руссов обратился также к теме “заморья”, и совершенно убедительно на фактах показал, что “за морем” в источниках воспринимаются и южный берег Балтики, и вообще всякая территория, до которой надо добираться морем.

Указал он и на наличие в Западной Европе нескольких “Русий” , писали ранее и :

  • о Ругиланде на Дунае, Рутении в Галлии  (Птоломей), Рузике в Северной Африке
  • о варяжской Руси, располагавшаяся в Мекленбургской области, откуда по летописной легенде были призваны варяжские братья-князья. Это были земли ободритов-ререгов, в которых правила «русская» династия.
  • о том, что “русским” традиционно считался остров Рюген с примыкающим к нему побережьем.
  • о провинциях Роталия и Вик с островами Эзель и Даго были «русскими».
  • о “Руси” в устье Немана и Западной Двины. Некоторые авторы именно отсюда выводили  Рюрика (от Прусса, брата Августа)

Показал он и глубинную связь Руси с Моравией, указав, что в богемских хрониках русский князь Олег упоминается в качестве моравского короля.

В своё время, русские послы (дипломатия княгини Ольги) в Nova Roma, добились признания, что Рюрик от “рода франков”

Определение “франки” носило территориально –политический характер : франками называли жителей земель подвластных “Карлу Великому” и его потомкам.

Русь в ancien римских источниках  оценивалась, как народ “скифский”.

В 944 –946 AD вероятно придворные круги Империи получили информацию о франкском происхождении руси от самих русских. Верифицировали её и стали определять русских как происходящих от франков.

Зачем это надо было русским правителям?

Дело в запрете на браки для представителей императорской семьи с “иноверными и некрещёными народами” (в первую очередь с венграми и русскими), но с одним исключением –для франков.

Исключение иллюстрирует обручение шестилетнего сына Константина Романа со своей ровесницей Бертой, дочерью короля Италии (в римских источниках “короля Франгии”) Гуго в 944 AD (год заключения договора Империи с Русью)

Спустя четыре года тезис о происхождении руси от франков фиксируют римские придворные хронисты.

Вскоре после этого, между 948 –952 AD, император Константин заявляет о невозможности браков с правящими домами всех “неромеев”, кроме франков.

Под происхождением от франков необязательно подразумевалось происхождение всей руси в смысле всего населения подвластного русским князьям: речь может идти о правящей верхушке, наиболее активной части общества, которая в ancien представлениях и была главным носителем этнонима.

Так, отождествляемый рядом авторов  Рёрик Ютландский с летописным Рюриком, в течении почти 40 лет имел лён на франкской территории –во Фрисландии (Рустрингия), будучи связан вассальными отношениями сначала с императором Людовиком Благочестивым, потом (в разные годы) с его сыновьями –Лотарем, Людвигом Немецким и Карлом Лысым.

Если русские князья и часть их окружения являлись потомками Рюрика и его дружинников, или были тем или иным образом связаны с другим предводителем варяг, проведшим какое-то время во владениях Каролингов (Птоломей  располагал “рутенов” во Франгии, позже провинция Руверже, и называл их столицей город Руезиум), это давало им возможность выводить себя “от франков” в широком смысле этого понятия, принятом в то время в Римской империи.

Рюрик Ютландскй, внук Гостимусла –короля вендов (ильмерских славян и балтов), от дочери Ульмилы

До 850-х AD владел крупным торговым центром во Фрисландии — Дуурстеде ( Дорестадом или Дореснадом), затем в 855 AD ушёл в Ютландию, участвовал в военно-политических событиях в проливах.

Со своей дружиной Рюрик совершал набеги на Фризию, Батавию и другие места по Рейну  вплоть до 860 AD

По летописи, в 862 AD вместе с братьями Трувором и Синеусом был приглашен на княжение конфедерацией  племён : славянскими ( словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью).

Рюрик обосновался в Ладоге, Трувор — в Изборске (город кривичей), Синеус — на Белоозере (населенную чудью и весью).

После смерти Трувора и Синеуса вся власть в конфедерации сосредоточилась в руках Рюрика.

Он строит Новгород и раздает своим мужам волости и города (Полоцк, Ростов, Муром).

После чего объявляет Новгород столицей всей Русской земли в 864 AD.

В 870 AD возвращается на Запад для урегулирования отношений с франкскими и немецкими королями, а около 874 AD вновь появляется в Новгороде, где подавляет мятеж во главе с Вадимом Храбрым и вступает в брак с Ефандой (Едвинде) — дочерью одного из знатных новгородцев.

Управляя Новгородом, Рюрик распространяет свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширяет Новгородское княжество от Волхова до устья Оки.

Умер он по одним данным в Новгороде, по другим — в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям — в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу.

После смерти Рюрика его сын Игорь Старый в 882 AD утверждается в Киеве.

Старогород-столица Рустрингии, по отношению к новому городу Руси- Новгороду.

Ольденбург в Шлезвиге –Староград, Новгород - новый по отношению к Старограду

Монета и герб Фризии-Рустрингии

Боевая легенда : Рюрик из “рода Августа”

В 1505 AD умер великий князь московский Иван III.

К этому времени вопрос о создании единого централизованной Русской державы практически уже был решен.

В правление его сына, Василия III, авторитет московского князя настолько вырос, что он в грамотах стал называть себя уже так: “Василий божиею милостию царь и государь всеа Руссии и великий князь Владимирский”.

Легитимный правитель Русской державы не хочет, да и не может называть себя просто московским великим царем.

Но для официального принятия нового титула, соответствующего новому положению великого князя, нужно юридическое правовое обоснование.

Вот эту задачу и поручено было выполнить Спиридону-Савве. И тот, несмотря на свой крайне преклонный возраст, с этой задачей блестяще справился.

После торжественного венчания на царство Август, став наследником древних “властодержцев”, назначил во все страны правителями своих братьев.

В Египет он послал Патрина, в Сирию - Киринея, “Асию всю поручи Евлагерду”, Илирик стал править в Истрии, а Прус — “в брезех Вислы реки в град глаголемый Морброк, и Торун и Хвоиница, и пресловы Гданеск, и многих градов по реку, глаголемую Неман, впадшую в море... и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля”.

С этого момента история Пруса, брата Августа, переходит в родословную русских князей, предков Василия III.

Получилось это следующим образом: прямой потомок Пруса, Рюрик, стал родоначальником всех русских князей “Рюриковичей”, следовательно, род московских князей восходит через Рюрика к Прусу и далее.

Первая часть “Послания” Спиридона-Саввы завершается рассказом о том, как русские великие князья получили знаки царского достоинства римских цезарей.

Владимир Мономах во время войны с Византией отправил войско во Фракию, “пленишаю доволно, и возвратишася со многим богатством в здравии мнозе въсвояси”.

Побежденный византийский император Константин Мономах прислал Владимиру в знак мира дары: “от своея главы венец царьский”, “крабицу сердаликову", из нее же Август, кесарь римский веселяшеся и ожерелье иже на плещу своею ношаше”.

Этим венцом,  князь Владимир венчался на царство, “и от того времени князь велики Владимир Всеволодович наречеся Манамах и царь Великиа Росиа. И от того часа тем венцем царьским, его прислаше велики царь греческы Костянтин Манамах, венчаются все великие князи володимерские” (то есть потомки Владимира Мономаха, к которым относились и все московские князья).

И чтобы не осталось никакого сомнения в праве Василия III венчаться царским венцом, Спиридон-Савва добавляет: “яко же и сей водный самодержъц и царь Великыа Россия Василие Иванович, вторый на десять по колену от великого князя Володимера Манамаха, а от великого князя Рюрика 20-е колено”.

“Послание” Спиридона-Саввы, доказывающее, что московские князья являются потомками и законными наследниками древних царей, обладателей мировых царств, а литовские князья прежде были их слугами и даже княжеский титул получили лишь благодаря родству с русскими князьями, подводило теоретическую базу, вполне достаточную, по понятиям того времени, для возвращения западнорусских земель, захваченных литовскими князьями, их законным владельцам — русским князьям.

Когда в мирных переговорах 1517 AD между Русским и Польско-Литовским государствами посланник Германской империи Герберштейн пытался склонить Василия III к уступчивости, последний через своих представителей ответил, что добивается “отчины своей от прародителей — Киева”.

Уже в этом году, как и позднее, в 1526 AD, когда спор шел о Смоленске, русские дипломаты в доказательство неоднократно ссылались на родословную князей, изложенную в “Послании” Спиридона-Саввы.

Правда, это “Послание” прямо не называлось, но на его данные московские дипломаты ссылались как бы на факты бесспорные и общеизвестные.

Герберштейн, участвовавший в обоих переговорах, в своих “Записках” отмечает: “Русские хвалятся, что эти братья (Рюрик, Синеус и Трувор) происходили от римлян, от которых повёл, как они утверждают, свой род и нынешний московский государь”.

Это свидетельство Герберштейна позволяет считать, что “Послание” Спиридона-Саввы было написано до 1517 AD, так как в этом году оно уже было использовано московскими послами в русско-литовских спорах.

Позже официальным документом, на который всегда было бы сослаться московским дипломатам, добивающимся воссоединения с Москвой всех русских земель, стало “Сказание о князьях Владимирских”, созданное на основе “Послания” Спиридона-Саввы.

Оно возникло между 1526 и 1534 AD, т. е. в правление великого князя Василия III.

Во всяком случае, Иван IV с детских лет знал “Сказание” (первый русский документ, переведённый на латынь) и всю жизнь не переставал повторять: “Мы от Августа кесаря родством ведёмся”.

Одновременно с этим возникает и другая теория провиденциального значения Русской державы, получившая название “Москвы — третьего Рима”.

Впервые эта теория получила литературное выражение в “Послании старца (монаха) псковского Елизарова монастыря Филофея”, адресованном тому же московскому великому князю Василию III, нуждавшемуся в обосновании своей единодержавной власти над всеми землями Руси.

Однако подчеркнуто теологический характер теории “Москвы — третьего Рима” оказался, далёким от реальных политических задач Русской державы в Cinquecento.

 Официального признания эта теория  не получила.

Вместо неё на вооружение московского единодержавия была взята теория происхождения московских князей от римского кесаря Августа, оформленная в “Сказании о князьях Владимирских”.

Боевая легенда :  Рюрик из “шведов”

Уже в Seicento веке шведские историки пытались выяснить значение слова “варяг” и объяснить происхождение Рюрика.

Шведская историографическая традиция отождествлять варягов со шведами (несмотря на религиозные различия Перкунас –Один) была обусловлена актуальными политическими мотивами.

В годы Ливонской войны разгорелась резкая полемика между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III, которая не обошла также варяжский вопрос.

Полемика основывалась на разногласиях о титуловании, которое в средние века было неизменно первостепенным. Иван Грозный считал Юхана III выходцем из “мужичьего рода”, имея в виду, что его отец не был королевской крови.

Среди архивных документов действительно не нашлось доказательств, что Швеция по общепризнанному рангу входила в число королевств. Да и откуда? Если колонизация скандинавского фронтира начата не ранее рубежа Quatrocento - Cinquecento.

Отец Юхана III Густав I Ваза был  знатного происхождения, но не королевского рода.

Он был возведён Любеком на престол в 1523 AD после перехода Швеции из под  власти датских королей  под власть Любека.

В результате  так называемой "графской распри" (разгоревшихся в Дании в 1533-1536 AD междоусобиц в связи с вопросом о престолонаследии, после изгнания  Христиана II, Ольденбургская династия) Густаву удалось освободиться от контроля Любека, который в свое время помог ему овладеть Стокгольмом, подвергнув город блокаде с моря.

В 1544 AD признан был наследственным королем. В 1555—1557 AD вёл неудачную войну с Москвой .

Поэтому Иван Грозный совершенно справедливо не считал шведских правителей равными себе.

Юхан III в ответ тогда и прибегнул к тому аргументу, что варяги были родом из Швеции.

Среди политических задач паписта Юхана было установление  контроля над российской торговлей.

Сын Юхана  Сигизмунд был избран польским королем (как Сигизмунд III) в 1586.

Юхан укрепил также власть Швеции в Эстляндии и в 1581 захватил Ингерманланд (Ижорскую землю).

Шпион Петрей, собирающий актуальную политической информации об отношении русского правительства к шведской короне и всевозможных сведений о прошлом России,  В 1615 году написал свою “Московитскую хронику” и сам же, в 1620 году, перевёл её на немецкий язык.

Петрей писал, что русы (варяги) были народом с побережья Балтийского моря, также как шведы, финны, кашубы, померанцы, венды и другие.

Вопрос состоял лишь в том, с какого берега — южного или северного — они происходили, и здесь начиналась путаница.

С одной стороны, Петрей писал, что князья Рудрих, Синаус и Трувор вели своё происхождение и вышли из Пруссии, а впоследствии стали править в Северо-западной Руси.

Однако в той же работе дальше он поправлялся и указывал, что они происходили не из Вагрии (Wagerland), располагавшейся в земле Гольштейн, а из “Швеции”.

Противоречивость следовала, видимо, из того, что в начале Seicento Прибалтика находилась в поле внешнеполитических интересов, а впоследствии и под властью Швеции.

В этом ключе Петрей критикует явно традиционную точку зрения о варяжской прародине в гольштинской Вагрии.

Петреем  был запущен в обиход и забобон о речи новгородских послов перед шведским королём Карлом-Филиппом в 1613 AD в Выборге.

В июле 1611 AD шведы захватили Новгород и навязали новгородцам договор, по которому последние от своего имени признавали шведского короля Карла IX своим покровителем и “приглашали” на правление одного из его сыновей. 

Поэтому “историкам” и дали распоряжение провести аналогию “призвания” Рюрика и его братьев с “призванием” сына короля Карла IX из Швеции.

Новгородцы якобы настаивали на его переезде в Новгород, утверждая, что Новгородская область, до покорения её  московским государем, имела своих особенных великих князей, которые и правили ею; между ними был один тоже “шведского” происхождения, по имени Рюрик.

В 1671 AD шведы уже писали, что на шведское происхождение Рюрика указал глава новгородского посольства, архимандрит Киприан. Легенда обрастала подробностями.

Есть и другой вариант речи Киприана, который содержится в путевых записках Даниэля Юрта де-Гульфреда, хранящихся в Государственном архиве Швеции

Петрей пытался осуществить и подмену, отождествляя “русские” имена варягов со “скандинавскими”

Датская традиция знает конунга Хельго (Helgo), сыном которого был Хрольф Краки (сер. VІ ст.; Rolvo).
Именно от имени "Хельг" происходит имя "Олег", а "Краки" явно вызывает в памяти польского генеалогического героя Крака, убившего на горе Вавель дракона и основавшего Краков (хорваты считают, что, собственно, в этом предании рассказывается об порабощении варягами их прародины Белой Хорватии и основании на месте столицы города Хорват города Краков).
Сыном Хрольфа Краки был ... Гезер (Hother, Haudo), которого в поединке убил некий скандинав, последователь бога Одина на имя Боус (Bous; в разных источниках такие написания имени — Bёo, Beowa, Beowine, Beowulf). Как известно из англосаксонского эпоса "Беофульф", Беовульф убил в Дании Гренделя, который истреблял дружинников Хродгара, и его мать, пытающуюся мстить герою.
Сыном Гезера был ... Рорик (Roric, Roderic, Hrearech), сын которого Виглез (Vigleth) основал в Кимбрии город Wiburg.
У этого исторического Рорика был дядька Гарольд Клак, сын которого Снио (летописный Синеус), за Е. Прицаком, и был основателем Новгорода. Как утверждает в ХІ в. аль-Идрисси, варяги ещё помнили об этом и вторым названием Холмгарда (Новгорода) было "Город Снио" Snawbly (где "-боли" означает "город"). Якобы Снио (Синеус) переселился в Новгород из-за великого голода в Дании и поселил в качестве своих крепосных (populares) полабских славян, в то время как Рорик (Рюрик) пришел на Ладогу как приглашенный княжить чужим для него народом.
Е. Прицак считает, что в условиях противостояния датчан (язычников) скандинавам, ирландцам и англосаксам (христианам) первые для мобилизации язычества возрождают образ священного жертвенного героя "хельги". Им стал Лота Кнут (от дат. lodde, давн.-норв. lodinn "кучма", "лохматость"), сын короля Эрика ІІ Унги из династии Ильфингов ("Волкодлаков"), выводящаяся от короля готов Германариха (Ярмерикуса).
Именно он известен на Руси как Олег Вещий (сравним имя хельги Лот с англ. lot "жребий", "судьба").
Исторические источники называют в 891 г. королем Дании язычника Хейлиго, которого "народ любил за справедливость и святость"(iustitia, sanctitas) и которого "сменил" на троне христианин Олав "из Швеции" (это не Олав Святой, который жил в ХІ веке!) со своими сыновьями Гнобом (Гнупа) и Гурдом (Гирдом), которые после его смерти правили Данией.
Как считает Е. Прицак, в 900 г. шведы и христиане изгнали Хельги Лота Кнута с его родом из Дании, и именно тогда он вынужден был отправиться на восток, где был известен как Олег Вещий (882-922).
Скандинавская "Сага о Ньяле" сохранила расказ о том, как Хильдигунна уговаривает некоего Флоси "всеми чудесами Христа" отомстить за убийство её мужа Хескульда. Если предположить, что норвежец Хескульд — это киевский Аскольд, Флоси — таинственный Велес (связанный с клятвой-«скати»), имя Хильдигунна сопоставимо с Гуннхильдой, документально засвидетельствованным вторым именем дочери польского князя Мешко I Дага Свентославы, то, возможно, что убийца скандинавов Аскольда и Дира является представителем именно враждебной партии из датских варягов — Олег Вещий, родственник которого Рюрик определяется многими исследователями именно как датский (ютландский).
Возникает вопрос о том, что Олег продемонстрировал киевлянам законного правителя — сына Рюрика (якобы, Аскольд и Дир были лишь боярами Рюрика).
Но все дело в том, что Олег мог не разъяснять после убийства знающих, что Игорь (Херьольв) — это сын Рорика Ютландского [Беляев Н.Г. Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи // Seminarium kondakovianum. Сборник статей по археологии и византиноведению, издаваемый семинарием имени Н.Г.Кондакова. III. — Прага, 1929. — С. 220-221], а не ... Ререка Норвежского.
Именно поддаными последнего и могли быть погибшие правители Киева Аскольд и Дир.
Этот Рерик Норвежский — брат Дага на прозвище Хельгибани ("Убийца Хельгов"), второе имя которого — Хаддингьяскати. Оба они — Ререк и Даг — сыновья Хогне (Хагена) Упландского, брат которого Гудрод погиб в 821 г., и оба последних являлись правнуками легендарного короля Упландии (Рингарики) Хальвдана Белая Нога (ум. в 750 г.). Епископ Иоаким в утерянной, но процитированной историком Василием Татищевым летописи сообщает: "Имел Рюрик несколько жен, но больше всех любил Ефанду, дочь норвежского князя, и когда та родила сына Игоря, дал ей обещанный при море град с Ижарою в вено» [Татищев В.Н. История российская. Собрание сочинений. Том I. История российская. Часть первая. — М., 1994. — С. 110]. Имя "ижора" впервые встречается в русских летописях только в 1228 году, хотя еще за полвека до того "Ингрию" упомянул в своей булле папа Александр III.
Если сын Рорека Ютландского жил в Кимбрии, то сын Хельги Лота Кнута Свен Лангфот жил в Нормандии у короля Ролло (Хрольфа), а внук второго Гардегон (Горм Старый) начал отвоевание датских земель в 930 г. до своей смерти в 945 г. Странно, что в этом же году гибнет и сын Рорека Игорь, имевший также прозвище "Старый".
В Европе норманнов датских и скандинавских называли, соответственно, "темные/черные" и "светлые/белые" (в ирландских источниках — "дубгалл" и "финнгалл"), хотя языки их почти не различались между собой.
На этом основании можно предложить гипотезу, согласно которой в Киеве, Смоленске, Турове, Пинске, Мозыре, Клецке, Бересте княжили династии норвежского ("светлого") происхождения и называлась их "русь" "белой", а в Новгороде, Полоцке, Ростове, Белоозере, Ладоге, Чернигове сидели династии датчан ("темных") и называлась их "русь" "черной".
Об одной такой "черной руси" знают саги.
Некий Бйорн Йарнсид был сыном англо-исландского викинга Рагнара (Рагнера) Лодброка, популярного в Дании (!). Прозвище Бйорна было "витсерк" (hvit-serkr) — "одетый в белое" (наверно, указывало на его скандинавское, "светлое" происхождениe в среде датских, "темных" норманнов). Витсерк был suetie principians, владыкой Суэтии, которая раскинулась в Восточной Европе (другие названия Суэтии — Аустрики, Аустрвегр, Рейдготаланд и Виндланд также касаются Восточной Европы и названия "Великая Свитьиод" этой же территории в поздней "Хеймскрнигле"), граничила с Бьярмией (Пермью) и до него ею правили некие "геллеспонтичи", наследники правителей Скифии.
Бйорн Витсерк погиб аналогично гибели на берегах того же Геллеспонта героя украинских дум Байды, на что не обратил внимания и Е. Прицак: король Геллеспонта (rex Hellesponti) возле Дуны (Дон?) Даксон захватил Витсерка вместе с двенадцатью соратниками и предложил не только жизнь, но и свою дочь выдать замуж за героя вместе с половиной царства. Но гордый викинг объявил о желании умереть. Узнав о смерти сына, король Рагнар стал "тужить чуть не до самой смерти" (умер 845 г.) до тех пор, пока матери героя Торе, дочери готландского ярла, не удалось заставить его мстить.
Не странно, что сын "рабыни" Владимир, попав в Новгород и которому явно не "светило" великое княжение, переориентировался на оппонентов своего рода — скандинавских, "светлых" варягов, что, в конечном итоге, выразилось в истреблении оплота "черной руси" Полоцка, принятии христианства (возможно, религии своей матери, "рабыни Христа", т.е. "рабами" называли "белую русь" представители "черной руси"), свержении идола Перуна (Бйорна) и женитьбе сына Ярослава на шведской королевне.
Соответственно вся генеалогическая составляющая начальной Руси была князем Владимиром перечеркнута.
Все эти скандинавские басни некоего (некоей) Прицак может и занимательны.

Но только не имеют к этногенезу русских никакого отношения,да и к истории реальной колонизации Балтики.

Вы, что про "саги" ничего не знаете?

"..Что касается Эдды, то официально считается что её "открыли" гораздо раньше, а именно в 1643 году, когда она была "найдена" епископом Свейнсоном и торжественно подарена королю Дании Фридриху III.

Теперь по поводу исландских саг (к которым отчасти примыкают Эдды). ... Дания в 19 веке была абсолютистским государством, там шла напряжённая борьба за ограничение верховной власти. В 1839 году королём стал Христиан VIII. Это был умный человек, который в молодости, не имея твёрдых шансов на занятие датского престола, сделал ставку на развитие норвежского сепаратизма. С его помощью был учреждён университет в Христиании, а затем его сделали норвежским наместником. Норвегия того времени - это та же Украина с выдуманным языком и историей. Вскоре Норвегию передали Швеции, Христиан пытался рыпаться с получением независимости, но ничего не получилось. Когда он стал датским королём, началась местная "перестройка" шедшая под лозунгом "скандинавизации". Вроде как скандинавы природные демократы, надо восстановить народные парламенты и т.д. На шведскую Норвегию при этом ссылаться было неудобно, поэтому стали ссылаться на уже совсем мифическую датскую Исландию. Внезапно оказалось, что в Исландии с 9 века жили трёхметровые голубоглазые демократы, там был самый древний в Европе парламент и т.д. и т.д. Тогда в Дании было очень много немцев (Шлезвиг и Голштиния), и Христиан, натравливая скандинавов на немцев, сохранял баланс власти. Властью он вроде начал делиться, но больше играл дурочку. В рамках этой игры в 1843 году в Исландии был "восстановлен" альтинг (якобы он там существовал 900 лет и был распущен в начале 19 века). Дать полусамоуправление полуколонии с населением в дай Бог 50 тыс. человек было не страшно, а в Копенгагене можно было продолжать вешать лапшу на уши.

По этой же причине своей удаленности и малозаселённости Исландия стала свалкой для "древних" скандинавских рукописей. Шведские и датские антикварии 17-18 века на вопрос "откуда дровишки", автоматически кивали на исландскую тмутаракань.
Заложил традицию, похоже, Арни Магнуссон. В начале 18 века он якобы вывез из Исландии ВСЕ РУКОПИСИ, в количестве двух тысяч (плюс более 5000 отдельных документов).
После того, как Магнуссон покинул Исландию, там осталась ТОЛЬКО ОДНА СТАРАЯ КНИГА.
Естественно сам Магнуссон столько документов не изготовил.
В 1772 году в Копенгагене стал действовать фонд его имени, который на вновь изготовляемые документы ставил клеймо.."

Интересно, что народного эпоса нет только у двух европейских народов.
У самых культурных - у фламандцев и у итальянцев.
Бедняги полностью сформировали свою культуру до начала "сказочного" периода европейской литературы и в создании национального эпоса не нуждались.
немного не в тему : а откуда пошел титул "царь"?
Basileus (царь) -глава племени или союза племён, обладавший военной, жреческой и судебной властью, первоначально избирался, позднее наследовал власть.
Первый уровень социальной интеграции (формы объединения людей).
Централизованная единица: Дисперсное расселение общин, локальная группа. Согласованная единица : племя, племенные союзы.
Эгалитарная общественная структура. Аморфное руководство наиболее авторитетных лиц .
Основанные на родстве системы охотников, собирателей и рыболовов.
С переходом к производящему хозяйству (земледелию и животноводству) появляется институт межобщинного лидерства - βασιλεία.
Царь есть судья (символ судейской власти, получил он по наследству от богов), военачальник и верховный жрец.
Существуют отношения реципрокации (способ накопления, основанный на родственных связях) и половозрастная дифференциации, ранние формы системы возрастных классов (дети, подростки, юноши, мужчины, старики)
Слабое проявление имущественного и/или социального неравенства.
Множество небольших ( в т.ч. семейных) мест для отправления ритуалов.
Технологические подсистемы : прибрежный каботаж, ремёсла,бронзовая металлургия
Позже -в Спарте, — как один из титулов царей (их там двое было), в эллинистических государствах — как наименование монархов.