Шведская Канада
Колонизация –3
Mare balticum, mare nostrum
l'Époque moderne antérieure : Металлургия
Север, finis terrae христианского мира, представляющий собой разновидность “границы”, изначально весьма архаичной, во второй половине Seicento демонстрирует ускоряющийся ритм преобразований.
1660 –1690 AD –время жизни одного достаточно благополучного поколения выдались мирными и урожайными. Война 1675-1679 AD и несколько неурожайных лет не помешали бэби-буму начала 70-х.
Напротив 1690 – 1720 AD оказались менее благоприятными. Цепь катаклизмов в Европе не обошла Скандинавию стороной.
1698 AD в Скандинавии принял эстафету у французского 1693 AD.
В Швеции в 1698 AD смертность в некоторых округах достигала 9-16 %.
В финской провинции Тавастланд во время голода, который разразился там несколько раньше, в 1696 –1697 AD, потери достигли 30-35 %.
Долгая Северная война (1699 –1721 AD), прибалтийская версия французской войны за испанское наследство, добавляет мрачных красок в унылый скандинавский пейзаж тех трудных лет.
Великая северная чума
За продовольственным кризисом 1709 - 1710 AD в Северной Европе последовала эпидемия чумы. Постепенно изгоняемая с земель, лежащих к югу и западу от линии Фрисландия –Триест, чума обосновывается на севере, чередуясь там с тифом.
Эпидемия внезапно и загадочно разражается в 1708 AD в Силезии и в различных районах Польши, её очаги тлеют и во многих других регионах. Из-за перемещения войск и слабости власти в гиперборейских странах практически невозможно добиться изоляции больных.
Эпидемия распространяется и опустошает Северную Европу, охваченную крупномасштабной войной за труднодостижимое равновесие.
Бранденбург, Померания, всё балтийское побережье оказывается в списке жертв великой северной чумы.
В Данциге чума унесла 32 500 жителей города и близлежащих предместий –цифра, сравнимая с марсельским рекордом 1720 AD.
Население Копенгагена в 1710- 1711 AD сократилось на треть.
Жестоко пострадали Кёнигсберг, Рига, Стокгольм, Упсала и Гельсингфорс.
В 1711 AD в восточной Пруссии после эпидемии временно заброшенными оказались 11 000 хозяйств.
Остановленная в своём продвижении на восток непроходимыми лесами и болотами, чума поворачивает на запад.
В 1712 AD она проникает в Богемию и Австрию, в 1713 AD великая северная чума добирается до альпийских предгорий Баварии.
Движение вперёд начинается повсюду на Севере с 1720-х годов (лучший период с 1720 по 1750 AD). во второй половине Settecento набранный темп сохраняется по инерции, но после 1790 AD начинается новое ускорение.
После долгой и изнурительной великой Северной войны Швеция вступила в в эпоху мира и восстановления.
Показатели смертности 1720 –1735 AD, самые низкие в Европе (21,2 % в Швеции и 20,8% в Финляндии, не превышая 24 % и не опускаясь ниже 18%), вернуться к такому уровню только век спустя. После 1735 AD полностью сохранить это поразительное достижение, обусловленное удачным стечением обстоятельств, не удастся.
Помимо благоприятной конъюнктуры, Скандинавия даёт возможность оценить долгосрочный эффект распространения письменной культуры.
Именно прогресс письменной культуры на “границе”, наряду со здоровым и обильным питанием и более мудрым и внимательным взглядом на жизнь, сделал возможным этот первый длительный прорыв европейцев в борьбе со смертью (второй – 1762 –1782 AD в России).
Сельская Скандинавия (в 1800 AD 90 % проживало в сельской местности) –это неравномерно растушая Скандинавия: крутизна кривой повышается от центра к пограничным окраинам.
Древняя Дания, заключённая в замкнутом пространстве и почти полностью распаханная, своей судьбой напоминает Голландию.
В Норвегии неустойчивые годовые кривые свидетельствуют о крайней архаичности, особенно ощутимой по сравнению со Швецией.
В Швеции рост происходит чуть медленнее.
Финляндия –лесистая дикая граница Швеции и вообще традиционной Скандинавии.
Шведская Финляндия –это своего рода Канада, возникшая в 1720 AD в результате великой Северной войны, с населением, уменьшившимся на 20 %, с обратным соотношением числа мужчин и женщин, пострадавшая от эпидемии, пришедшей в 1729 AD из России, пережившая тяжёлый спад 1737 –1743 AD, вызванный вступлением в брачный возраст малочисленного поколения, родившегося во время войны и эпидемическими вспышками.
За исключением всего перечисленного, обстоятельства складываются на удивление благоприятно: население первопроходцев –лютеран (меньшинство, обращённое в православие русскими миссионерами, живёт особняком) за сто лет увеличивается втрое.
Прежде всего демографический взрыв в Шведской Финляндии обусловлен –даже в большей мере, чем ростом рождаемости, –снижением смертности.
Более высокий по сравнению со всей остальной Скандинавией уровень рождаемости (у каждой пары в среднем на одного ребёнка больше) –пусть и уступающий уровню Канады или англо-саксонской и немецко-голландской Северной Америки –в Финляндии сочетается с характерной для Скандинавии смертностью.
Причина этого –холод, который в течении шести месяцев в году препятствует размножению микробов, труднопроходимые густые леса, обильное питание, баня и высокий уровень образования (здравый взгляд на вещи).
Жизнь ребёнка в первую очередь зависит от внимания матери. тяжёлый северный труд –это труд мужской. Женщина с северных окраин может посвятить ребёнку больше времени, чем женщина с заиленных равнин или средиземноморских холмов.
Браки, как обычно и бывает у первопроходцев, заключаются рано (в сравнении с густонаселённой Европой), но всё-таки обычно после 20 лет. То есть модель брака – отчасти западная (восточная модель – браки заключаются в 20 лет или ранее).
Освоение территорий –5
Около 1760 -1770 AD образуется два чётко отделённых друг от друга сектора: с одной стороны, центры с высокой - от 20 до 25 человек на 1 кв.км. - плотностью населения (западная Польша, Австрия, Богемия, Саксония, Силезия, Дания, юг Швеции, центральная Россия), где на 2 млн кв.км. насчитывается от 35 до 40 млн жителей; с другой стороны -собственно приграничные зоны, где средняя плотность населения составляет порядка 2-4 человек на 1 кв.км.
Именно за счёт окраин Восточной Европы, в конце предмодерна, был осущёствлён переход от малой Европы к большой.
Её расширению способствовали невероятные перемены в приграничных зонах: восток Польши, север Скандинавии, Померания, Восточная Пруссия, Венгрия, чернозёмная Россия, Урал, Сибирь.
Суммарное население этих территорий, характеризующихся высокой рождаемостью, относительно низкой смертностью и превышением уровня иммиграции над эмиграцией, выросло с 8 до 48 млн человек. Это шестикратное увеличение не оказало существенного влияния на плотность населения, которая оставалась низкой.
К концу Settecento она не достигнет даже порога, 10 человек на кв. км; обычные цифры от 2 до 4 человек.
Напротив, рост густонаселённых центров (с 30 до 45-50 млн жителей) , внесших свой вклад в заселение открытых "границ", не превышает средних для Европы центральной оси показателей.
Deleted comment
Deleted comment
Re: ОФФ
hvac
July 12 2009, 16:05:30 UTC 10 years ago
Deleted comment
hvac
July 12 2009, 16:23:41 UTC 10 years ago
Так и есть -"про голод" в конце 17-го века, так и пишут, мол 35% вымерло
hvac
July 12 2009, 16:03:39 UTC 10 years ago
Сама протостатистика, как системное знание, началась во Франции, Англии и Голландии с 1680 года.Вместе с протоисторией (мавристы, болландисты).
В Германии, Австрии,Скандинавии и России -попозже.Но тоже началась, ибо надо было с людишек подати драть,тут люди старались чётко уяснить обстановку.
Во Франции "Основной нотариальный журнал" - Minutier Central, ведётся только с 1550г.
Клиометрики из Ecole Pratique , отмечали, что рассмотренные ими при изучении роста земельной ренты в Париже,более ранние документы (23 000 комплектов официальных и частных свидетельств) плохо поддаются верификации и сравнению с независимыми источниками.
Статистика цен,заработков, стоимости и доходов в периоде до 1550 г тем более крайне затруднена.
Так что и по Франции, как и по Московии ранее середины 16-го века - "можно только догадываться"
Но в Европе деревенские,церковно-приходские книги, в двух экземплярах, строгой и единообразной методике, обеспечивающей превосходную сопоставимость материалов ведуться в целом с начала - середины 17-го века, а кое-где и ранее, со второй половины 16-го века (север Италии -Рейнская область -юг Германии -Нижние земли, Парижский и Лондонский бассейн.
Открытие церковно-приходских книг и их обработка началась где-то с 1964 года.
Есть тысяча монографий ("Руан", "Бордо", "Население парижского бассейна" etc. Есть и обширные работы, базовые -"Историческая демография" Жака Дюпакье (вышла лет 15-20 назад), все на нёё ссылаются
То есть пока здесь славика кпсс теребили и карлу-марлу цитировали , на западе люди реально занимались кропотливым изучением.
Гослегенды активно конструировали и внедряли с началом модерна - в конце 18-го века -в первой половине позапрошлого века.
Кому там что, согласно ранга.
А чё там удревнять то в Скандинавии?
Когда даже после демографического бума и роста населения, плотность населения "европейская" была только в южной Швеции, а на фронтире (Норвегии -Финляндии)даже к 1790 году не превысила 5 чел на кв км, то есть не достигла пороговой величины 10 чел на кв. км.(Норвегия -это вообще, более дикий край, чем даже та Финляндия)
И так везде -и на австрийском и на прусском и на русском пограничье. Я об этом писал недавно в заметке "колонизация -3"
hvac
July 12 2009, 16:16:28 UTC 10 years ago
Принято так считать, что к началу 18-го века было где-то 11 млн
А смертность дикая была.
В Европе до 20 доживали только 40-45 % родившихся.
В хороших странах и в хорошие времена до 20 лет доживали 60-65 % (при Екатерине Великой в России, население увеличилось за 32 года её правления в 4 раза!или в той же шведской Финляндии).
Тут чай и баня немаловажное значение имели и печь.В это время в малярийных местах Италии, Испании и Франции дохли люди как мухи. Эндемии тифозные-паратифозные из-за плохой воды. Прогресс потребления вина в народной среде, развите виноградников спиртовых, сидр, который лучше хранится, - вытесняет кислую грушёвку и опасную для здоровья воду,в Англии и России -чай.
Да и ожидаемая продолжительность жизни -35 лет (в Англии 43 -и это обеспечило их успех)
Есть мнение, что и детей стали учить грамоте только тогда когда продолжительность взрослой жизни увеличилась вдвое. А то и смысла особого не было.
а она увеличилась во второй половине 18-го века