Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Category:

Армия ancien régime -2

Клиентела Ле Телье – Лувуа

Как я уже писал в предыдущей заметке, из чиновников, никому, кроме короля, ничем не обязанных, Ришельё сделал действенный инструмент эффективного государства.

Эти “полномочные комиссары короля” на определённом посту, в начале правления Мазарини стоящие во главе каждого финансового округа, захватывают власть, приказывают и координируют. Они моделировали Францию.

На вершине сложного и теперь отлично смазанного механизма административной монархии –элита крупной буржуазии с шансом на получение дворянства, сливки, если угодно, корпуса инспекторов.

В течении полувека доминировали три клиентелы :клиентела Сегье, клиентела Кольберов и клиентела Летелье –Лувуа.

Семейство Сегье дало королю 28 высших должностных лиц. Сам канцлер Сегье стал бароном, герцогом Вильморским, графом Гиенским.

Состояние Сегье не устояло в потрясениях Фронды. Победивший Мазарини после 1652 AD опирался на новое поколение чиновных: на Мишеля Летелье –реорганизатора армии, на Гуга де Лионна –изворотливого дипломата, на Николя Фуке –жонглёра в финансовых делах.

Из всего персонала, доставшегося молодому королю после смерти Мазарини (9 марта 1661 AD), Фуке был единственным потерпевшим неудачу (лоцману в бурных водах эпохи инфляции, необязательно становится капитаном дальнего плавания).

Король предпочёл ему другую креатуру –сына сукноторговца из Реймса, Жана Батиста Кольбера, прошедшего школу службы у Мазарини.

После падения Фуке, к которому он приложил руку, Кольбер в течении 22 лет, с 1661 по 1683 AD, оставался нетитулованным главным министром Великого Короля, столпом великой мутации французской административной монархии.

Кольбер –это не один человек, а команда, семья, клиентела.

Рядом с ним и после него –Кольбер де Круаси, затем Кольбер де Торси в министерстве иностранных дел, Кольбер дю Террон, Сеньеле в морском министерстве до 1690 AD, Н. Демаре на посту шефа ведомства генерального контролёра.

Наряду и в соперничестве с династией Кольберов существовала династия Летелье.

Организаторы самой мощной постоянной армии Европы.

Канцлер Летелье, наряду с Мазарини, Фуке и Лионном, один из четырёх столпов Верховного совета в 1661AD , мощная конструкция на руинах Сегье.

Лувуа во вторм поколении был великим человеком. Барбезье, в третьем, несмотря на задатки, –уже заходящая звезда

Франсуа-Мишель Ле-Телье — военный министр Людовика XIV и великий канцлер (1639—93 AD).

Отец Лувуа, государственный секретарь военного министерства (то есть военный министр), выхлопотал y короля право передать наследственно эту должность своему сыну.

Ввиду этого будущий маркиз Лувуа с ранних лет готовился, под надзором своего отца и руководством Тюренна, к исполнению своих будущих служебных обязанностей.

В 1666 AD Лувуа фактически стал военным министром, хотя эта должность формально числилась еще до 1677 AD за его отцом.

В течение 27 лет, вплоть до своей смерти, Лувуа неустанно работал над огромной задачей коренной реорганизации французской армии.

Одной из первых мер Лувуа было ограничение продажи офицерских чинов (так как обычай покупать роты за крупные суммы денег отрезал младшим офицерам без средств, произведенным за отличие из солдат, возможность дальнейшей карьеры).

Одновременно с этим он принял ряд мер к улучшению состава офицерского корпуса:

  • по отношению к офицерам установлена была строгая дисциплина, особенно по отношению к офицерам знатного происхождения (доказавших свое дворянское происхождение, начиная с Trecento), которых Лувуа обязал всегда находиться при армии, предложив им выбирать одно из двух: быть царедворцами или офицерами
  • в высшем командном составе Лувуа уничтожил правило, что служившие в одной армии генералы командовали ею поочередно по одному дню и заменил его назначением командующих, имеющих старшинство, чем обеспечивалась последовательность в проведении плана кампании
  • была точно установлена военная иерархия, и был создан корпус офицеров, что дало возможность централизовать армию и её управление и подчинить отдельные полки, сформированные владельцами офицерских патентов, вместе с королевской армией, общей власти короля

Не менее важными были меры Лувуа в области военной администрации.

Вот те меры, которые сплотили и дисциплинировали французскую армию и выдвинули её на первое место в Европе:

  • увеличение числа военных комиссаров, которым было поручено наблюдение за складами съестных припасов, арсеналами, литейными заводами, транспортами, конскими заводами и ремонтом, походными госпиталями и военными больницами
  • учреждение в пограничных городах магазинов для обеспечения армий в военное время, чем положено было начало, так называемой, "магазинной системе" продовольствия, давшей французской армии большие преимущества
  • замена мушкета кремневым ружьем (в кавалерии карабином)
  • введение штыка и ручных гранат и обучение пехоты ходить в ногу

Численность французской армии, в 1672 AD составлявшая 112 000 человек, к началу войны за испанское наследство (1701 AD) была доведена до 300 000.

Французского солдата не били палками, как прусского и кормили на порядок лучше (белый пшеничный хлеб); он был развитее и требовательнее, у него имелось свое понятие о чести; солдаты дрались на дуэлях между собой.

Рекрутирование линейных войск было тем легче, чем хуже была экономическая коньюктура: половина северо –востока Франции поставляла наибольшее количество рекрутов.

Именно провинции , которые были присоединены позднее всех, поставляли больше всего солдат.

Пополнению армейских кадров содействовал юг с его неимущим дворянством.

Армия стала мощным средством социальной мобильности.

В армии самым разным диалектам и образам жизни приходилось сталкиваться, а затем сливаться.

Армия сильно способствовала формированию французской нации.

Армия уже глубоко сливается с "нацией".

Вместе с тем, Лувуа заботился о том, чтобы французскую армию, заключавшую благодаря вербовке много иностранцев, сделать национальной.

Французского солдата обижали те материальные преимущества, которыми пользовались швейцарские к другие иностранные полки.

Иностранцы не смешивались с уроженцами страны, в тех же полках в один безыдейный конгломерат, как в Бранденбург - Пруссии, а образовывали особые части; иностранцев было не две трети, как в Пруссии, а только одна шестая.

На каждый приход была возложена обязанность доставлять и снабжать всем необходимым нескольких милиционеров.

Из них было составлено 30 полков (всего до 25 000 человек).

Созданная во время войны Аугсбургской лиги, упраздненная в 1715 AD, милиция была временно восстановлена в 1719 AD, окончательно –в 1726 AD.

Рекрутировалась по жребию (“жеребьёвка”), а после 1742 AD и за счёт добровольцев.

Милиция представляла собой вспомогательные формирования французской армии: 106  “провинциальных” батальонов, в которые развилась основанная Лувуа милиция ( 24 провинциальных батальона предназначались для обслуживания на войне артиллерии).

В кавалерии Лувуа были организованы отряды гусар, драгун и карабинеров, a шпага заменена саблей.

Наконец, в артиллерии им также были произведены реформы.

Артиллерийские офицеры, прежде считавшиеся простыми подрядчиками, поставлявшими заказанное им число батарей, были причислены к военной иерархии, a сама артиллерия включена в состав армии.

Наряду с громадной работой по реорганизации французской армии, Лувуа вырабатывал во время войн Людовика XIV планы военных операций и руководил ими, посредством детальнейших инструкций, крайне стеснявших действия командующих армиями, или же лично сопровождая короля на театр военных действий.

На этой почве y Лувуа нередко бывали столкновения с командующими армиями.

В ведении войны Лувуа не признавал ни малейшей пощады по отношению к побеждённому противнику и рекомендовал насильственные действия даже против мирного населения.

При Людовике XIV Франция мерилась силами с коалицией всех важнейших западноевропейских государств.

Современники обвиняли Лувуа в деспотических наклонностях и в властолюбии.

Однако часть этих обвинений нужно отнести на счет тех крутых мер, которые Лувуа пускал в ход для искоренения злоупотреблений и введения в армии строгой дисциплины.

Будучи военным министром, Лувуа заведовал в то же время почтовыми сообщениями (1668 AD), занимал ряд других постов, a в 1683 AD сменил Кольбера на посту министра искусств и промышленности.

Под конец жизни маркиз Лувуа впал в немилость y Людовика XIV и был близок к Бастилии, но смерть в 1693 AD избавила его от неё.