Nick 'Uhtomsky (hvac) wrote,
Nick 'Uhtomsky
hvac

Frère de lait

Молочный брат ( Frère de lait –Milchbrüder-Fratello di latte -Hermano de leche -Foster-brother) -сын кормилицы  по отношению к вскармливаемым ею чужим детям.

Молочные братья (мамичи, однососки) - сыновья кормилицы и ею же чужие дети, вскормленники её, друг другу

“Социальное отношение - самая общая и простая социальная сущность, или форма.

Но у него и самые глубокие корни; ибо оно зиждется отчасти на первоначальных, естественных, действительных обстоятельствах жизни как причинах взаимной связи, взаимной зависимости и взаимной привязанности между людьми, отчасти - на глубинных, наиболее общих, необходимейших человеческих потребностях. И те и другие доходят до осознания, правда, с различными следствиями.

В случае естественного отношения, например, когда этот человек - мой брат, так как я знаю, что нас родила одна и та же мать, или он - мой шурин, сводный, приемный, молочный брат (что уже менее естественно, поскольку выводится из других, не чисто естественных взаимосвязей), обычно я чувствую себя близким ему, а именно благодаря тому, что мы друг с другом взаимосвязаны, каждый из нас положительно относится к существованию другого, стало быть, мы друг друга знаем, до некоторой степени симпатичны друг другу, испытываем взаимное расположение и доверие, а в дальнейшем можем иметь какие-то общие ценности…

Во всяком случае, каждое такого рода отношение, даже между двумя людьми, влечет за собой познание и признание социального отношения как такового, знание того, что отсюда обычно должны последовать определенные взаимные действия - действия, ожидаемые и требуемые каждым от другого и ожидаемые и требуемые от самого себя по отношению к другому”

Фердинанд Тённис

Исторические демографы говорят, что рождаемость в среде богатых и могущественных была более более высокой, чем в среде бедных: при Ancien Regime (старом порядке) это первое правило (в России эта старинная структура сохранялась до  последней четверти Ottocento)

Начиная с 1740 –1750 AD семьи дворян во Франции становятся гораздо меньше семей третьего сословия и крестьян (процесс начался раньше, на стыке веков ; смена поколений, 15-20 лет, а плечо некоторых явлений реально начинает сказываться на социуме через 50 лет)

Весьма высокую рождаемость среди господ в Seicento (8 детей в среднем) объясняется брачным возрастом женщин (18 лет, на 6-7 лет минимум меньше, чем в народной среде) и поддержкой лактации кормилиц, происходящих из простонародья.

Считается, что лактация в значительном большинстве случаев ведёт за собой временное бесплодие кормящей женщины.

Освобождённые от этой тяжкой естественной обязанности в силу своего общественного положения аристократки были более плодовиты, чем простолюдинки, из этого следовало сокращение длительности и учащение количества межродовых интервалов.

Сверхрождаемость господ долгое время компенсировалась военными потерями (Россия), масштабами женского церковного целибата и военными потерями (Франция, Австрия) или вовлечением дворян в дела колониальной коммерции при отсутствии церковного целибата и умеренных военных потерь (Англия)

Вступление в брачные отношения у простолюдинов были всеобщими, но поздними. Простолюдинки во Франции, вступали в брак, не ранее 26 лет.

Исторические демографы определились, что средняя цифра -26 лет, минимальная -23 года. А в Нормандии средний показатель превышает 27 лет, а минимальный -25 лет.

Недаром, во всех комедиях Мольера служанки имеют с госпожой не только социальный разрыв, но и возрастной.

И внебрачных детей было мало. В основном в городах.

Язва мальтузианства

Исторические демографы пишут, что город служил приёмником "оступившихся" женщин, там нравы были куда свободней.

И с удивлением отмечают малый процент рождённых вне брака (вне городов). 2-4 ребёнка на сотню. Может какие-то бабки и вытравливали небрачные беременности, может методы какие были предохранения.

Ну а с девственностью в народной среде наверное обстояло как всегда, кто там на неё смотрел. Главное соблюдение внешней стороны, не бросать вызов господствующей системе ценностей.

Стихийное мальтузианство имело место быть, не особенно стремились внебрачных детей иметь во всех слоях.

А в высших слоях в Settecento начали активно и контрацепцию применять, как и эти английские кондомы, так и кружку Эсмаха.

Долевое наследование (баналитетная сеньория) вероятно и спровоцировало язву мальтузианства, пагубное распыление собственности после 1750 AD (во Франции сеньория нейтрализовала домен, следствием этого стали опустошительные взрывы 1789,1792 и 1793 AD)

В Англии аристократия сделала ставку на домениальную сеньорию и усиление права собственности.

При Ancien Regime, всем детям дворянским надо было (кроме наследника), чтобы получить финансовую состоятельность, конвертировать свои усилия в войне (дворяне шпаги) или гражданской службе (дворяне мантии) в положение на социальной лестнице и деньги.

Другого пути не было.

Что интересно, совершенно разное поведение половое в лесистых районах Франции, чем на равнинах, там процветал (этот грех пользовался большим снисхождением) такой тип внебрачных отношений, как узурпирования права хозяев на служанок (в народной среде)

27

Возраст вступающего в брак мужчины несколько ниже возраста женщины в народной среде.

Большой разрыв возраста в сторону мужа –это одна из характеристик брачного союза господ.

Женское безбрачие у простолюдинов являлось исключением в отличие от того, что происходило на вершинах иерархии.

Женское монашество практически было запретно для простолюдинов. Причина –материальные трудности и слабое влечение.

Не многие из старых дев, тех же вдов до 30 лет, легко находили сбыт (женская сверхсмертность, связанная с опасностями первых родов и маскулинность рождаемости вела к углублению  лёгкого дефицита женщин 25-30 лет )

Поздний брак вызван был, вероятно, структурой социально-производственного механизма, особенностями хозяйства семейного в народных слоях.

Об этом писал гораздо позже в своих новеллах Мопассан, про Нормандию, (в глубинке ведь мало, что изменилось с веками)как на селе и в маленьких городках оценивали потенциальных невест - ну там чтобы стати соответствующие, как у кобылы.

Наверное работящая девка нужна была в отцовской семье, или была вынуждена копить на приданное долго, работая по-найму. Девок -бесприданниц, что во Франции, что в России не брали.

Вероятно этос тут наверняка ни в каких там либо табу религиозных или обычаях, а в материальном ключе. Потом Франция страна католическая, широка была практика обручений (потом она на нет сошла), бывало и за три года до свадьбы, а это какая -никакая уверенность в наличии потенциального партнёра (акт регистрировался в приходе).

Обручённые знают уже на что собирают денежку и планируют свадьбу, в тяжёлые годы -откладывают, в лёгкие -наоборот.

Да, младенцы (пик рождаемости которых приходился на февраль -апрель) летом мёрли от энтероколита и ослаблении лактации у женщин, вызванной полевыми работами (жатва etc.)

Потом женская сверхсмертность в течении первых двух лет союза.

Исторические демографы основательно изучили период столетний 1650 -1750 AD, он был стабильным, население Европы увеличилось на 30%.

Плодовитость резко упала после 1760 AD

Муж у крестьянки в среднем был моложе её на год.

Средний интервал рождений по стране был 26 месяцев (в Канаде -23)

Тут как считается специалистами:

Пятеро детей-это более чем достаточно. чтобы обеспечить замену родителям, 3-4 % бездетных пар, а также холостякам.

Но всё упирается в смертность. Проблема не родить была, а сохранить их.

Детская смертность была, до года -28,8 %, от года до 4-14,5%, от 5 до 9-3,8%, от 10 до 19-4%.

То есть до 20 лет доживали меньше половины рождённых -48,9%. Масса людей мёрла от того, от чего сейчас три укола антибиотиков легко спасают.

Много мёрли вплоть до второй половины Ottocento везде, до развития медицины и санитарии

В хороших странах и в хорошие времена до 20 лет доживали 60-65 % (при Екатерине Великой в России, население увеличилось за 32 года её правления в 4 раза)

При Ancien Regime практически любая женщина находила себе партнёра, даже если она и захудалая и плохонькая.

Конечно это в народных слоях, в высших стратах захудалые и плохонькие женщины отсеивались безжалостно - монастырь, многочисленные "тётки" незамужние приживалки etc.

Однако далеко не каждый мужчина получал возможность обзавестись супругой.

Если мужчин меньше женщин, имеет место конкуренция. Воронка выбора. Не всякому дано иметь потомство.Так и было всегда, во всех стратах.

То есть при нормальном оперативном соотношении полов, с лёгким дефицитом молодых женщин 25-30 лет.

А возможность приобрести супругу получал только тот, кто выделялся своими талантами или же мог её финансово обеспечить. Иными словами, тот, кто способен был обеспечить жизнь и благополучие жены и потомства.

В принципе, есть мнение, что всегда существует некое соотношение между выбором партнеров по принципу надёжности и по принципу каких-то других качеств.

Эти другие качества - это внешность, это здоровье и какие-то свойства, скажем, иммунной системы, допустим, устойчивость иммунной системы, которая позволяет выжить там, где сильная зараженность, например, паразитами или инфекциями.

Поэтому, в принципе, получается ситуация, при которой женщины, могут выбирать себе партнеров, руководствуясь разными принципами.

Если речь идет о выборе постоянного партнера, то в первую очередь будут выбирать "хороших отцов", которые будут заботиться о детях, заботиться о женщине и вкладывать в детей и женщин.

Если речь идет о кратковременных связях, очень часто склоняться будут в сторону "хороших генов", будут выбирать мужчин, носителей тех генов, которые могут сделать детей этой женщины здоровыми, крепкими.

Сыновья таких мужчин окажутся успешными претендентами на то, чтобы заполучить, в свою очередь, хороших жён. А дочери будут более здоровыми и крепкими и смогут успешнее вынашивать детей.

Но это всё возможные стратегии выбора, соотношение которых при Ancien Regime имело место в разных пропорциях

Потом “выбирала”, конечно, не овца дурная, а родители.

Так в среде крупной буржуазии, при Ancien Regime, основной стратегией выбора (для дочки) был - хорошие гены (стремление породнится с благородной кровью и получить качественных потомков, ну и улучшить их социальное положение, стартовые возможности)

А вот стратегия в дворянстве, как раз иная, выдать дочку, руководствуясь иной стратегией - за надёжного, в материальном плане партнёра благородной крови, а не обедневшего носителя громкого имени.

Вот поэтому у господ и был разрыв в возрасте между мужем и женой.

Сначала благородный человек должен был состоятся на военной или гражданской службе, а уж потом жениться (ну кому то и везло - оставлял наследство холостой дядюшка).

Наследники майората могли позволить себе это раньше. А их братья шли в священники, воевали на суше и на море, служили королю на гражданском поприще, участвовали в коммерческих предприятиях в колониях.

Однососки и социальный осмос

Цивилизационный феномен - молочные братья.

Молочное братство устанавливает сквозь сословия и страты человеческую взаимосвязанность.

То, что Жюль Мазарини (Mazarini, Mazarin) являлся молочным братом могущественного Колонны, было первым шагом к его возвышению, завершившемуся после Саламанки морганистическим браком “сицилийского мерзавца” с вдовствующей королевой Франции (Анной Австрийской)

Кто ещё поднялся по социальной лестнице, использовав "молочное" братство?

В каком значении вы используете "мальтузианство". Обычно этим называют перенаселенность...
Мем о якобы существующем несоответствии между размножением человека и средств к существованию
Ведёт к ограничению искусственному рождаемости, изменению поведенческих паллиативов. Стихийному или нет.
а что в нем неправильно? Разве постоянное размножение не столкнется с ограниченностью ресурсов?
Эти мемы были актуальны 100 лет назад. Лебенсраум etc.

"...Понять их можно из анализа, хотя бы самого примитивного, экономической статистики начала прошлого века.
Ключевым словом тут будет — перенаселение.
Положение, при котором общество оказывается не в состоянии добывать предметы своего потребления в количествах, необходимых для поддержания его существования. В результате хроническая бедность, голод и вымирание населения.
Явление это признавали все ученые.
Марксисты пытались свести его к относительному перенаселению, обусловленному спецификой капиталистических производственных отношений. Мол, интенсивное индустриальное хозяйство создает новые источники средств к существованию. Главное, их поделить. Или поровну, или по справедливости.
Оппоненты полагали перенаселение абсолютным, принципиально неустранимым. Народ нуждается в достаточно просторной территории. А без таковой — обречен (Каутский К. Размножение и развитие в природе и обществе).
Сегодня, когда шестимиллиардное человечество пользуется небывалым в истории количеством материальных благ, рассуждения об абсолютном перенаселении могут показаться смешными. Правда, если пренебречь предостережениями алармистов-экологов. Которые не совсем ясно на чем основаны..."


Сейчас же ясно, что при росте населения жизненные ресурсы изменяются волнообразно.

"..Действительно, — без этого лебенсраум не проник бы в умы, — с ростом населения качество жизни падает. Ну, попробуйте-ка перенаселить деревню!

Но потом включаются ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ. Деревня превращается в город, и качество жизни несопоставимо растет. Колебания, присущие любой динамической системе. И переход на новый уровень, Пригожинский скачок, происходит лишь при перенаселении! Излишнее пространство консервирует отсталость.

И у горожанина (особенно в многоэтажном бараке) совсем иное демографическое поведение - Георгий Малинецкий приводит эмпирические данные, согласно которым при достижении обществом энерговооруженности в 3,5 кВт на душу рождаемость падает ниже уровня воспроизводства населения.