Международная торговля скотом в Европе Early Modern
“Окружность - нигде, центр –повсюду” (Николай Кузанский)
Préambule
85 % населения Европы в Cinquecento продолжали жить в рамках сельской общины и сеньории, неизменной в своих чертах.
Шевеление в верхах при остающейся непоколебимой основе, социальная приспособляемость, в сущности весьма относительная, – явление верхушечное.
Таким образом Европа Early Modern есть в основах своих Ancient Европа, Европа Ancien Regime
Период Early Modern, включает в себя :
- l'Epoque changement 1450 –1550 AD (эпоху сдвига)
- l'Epoque moderne antérieure 1550 –1750 AD (эпоху предмодерна)
Поскольку импульс исходит сверху, поскольку правит дух, поскольку организованная творческая мысль и воля, столь близкая к первобытной, придают в конце концов форму материи, то продовольственная революция, результативная по причине своей замкнутости в определённых рамках, обязательно должна была после 1550 AD выйти на уровень массовый и вещественный.
Процесс завоевания пространства начинала в первую очередь средиземноморская Европа: в нём соединились люди и сообщества оси север –юг, слегка отклонённой к западу, с идеями, капиталами и технологией Италии.
Cinquecento был веком великих лоскутных империй.
Эталоном в этом смысле была Испания Филиппа II, а вне христианского универсума – архаичная Турция.
Империя Филиппа II в 1598 AD контролировала непосредственно 19 миллионов человек в Европе, но при этом имело место множество внутренних различий, да и разнообразных ступенек “вниз”, до микроуровня крестьянина.
И самое главное - борьба с пространством и освоение пространства.
Италия и Нидерланды, Франция и Южная Германия начинают борьбу за внутреннее пространство и освоение земель.
От contado - к внутренней сельскохозяйственной колонизации всей территории.
Европу в лидеры экономической и геополитической гонки вывел не только порох и железо, но и плотоядный пищевой баланс, обусловленный развитием технологий производства и способов обмена.
Способ обмена
Европейская международная торговля крупным рогатым скотом возникла в 1470 AD из связи сети региональных рынков с местами выпаса животных в подвижных фронтах колонизации.
С датского фронтира экспорт рос с 2 000 голов в 1423 AD до 13 000 в 1484 AD и достиг пика в 45 500 голов в конце 1560 AD.
Датский экспорт достигал большей части Северной Европы (Любек, Гамбург и Вестфалия, Гессен и Саксония), после остановки на откорме в Фризии.
Несмотря на оттоманское вторжение, от 1470 AD до 1574 AD, скот из Венгерской периферии завоевал все рынки к югу от Майна.
Владычица Балкан с Trecento, хозяйка Центральной Европы после Мохача (1526 AD), – оттоманская держава в конце Cinquecento пришла в упадок.
В сущности с 1571 по 1683 AD турецкий исламский мир и европейский христианский мир пребывали в равновесии, однако внешние обстоятельства продолжали складываться в пользу Оттоманской империи.
В конце Cinquecento более 100 000 животных ежегодно пересекало границы на западе, в основном транзитом через Вену (еженедельный Wiener Oschsengries), и через Буду (на Венецию)
Ломбардия, не полагалась на венгерское мясо, скот поступал из высокогорных пастбищ Граубюндена (Grisons) и Вале (Valais).
Несмотря на то, что скот из Венгерского фронта колонизации достигал и далёкого Страсбурга, там по-прежнему продолжал функционировать региональный рынок в Sennsheim (Cernay).
Сотни животных еженедельно поставлялись на рынок из Бургундии.
Эти местные поставки особо приветствовались во время очередных кризисов, с которыми сталкивались в международной торговле (1485, 1515, 1526, 1550, 1562 AD)
В Польской периферии, район производства с севера (Breslau, Poznan, Gniezno) сместился на Юго-Восток: Русь (Ruthenia ), Молдавия, Валахия.
Фактически Польша состояла из десятка тысяч крупных доменов (с наслоениями двух несовместимых порядков землепользования), иногда представлявших неустойчивую федерацию.
И перед лицом суровой реальности окружавших её истинных государств (растущих колоссов – Австрии, Бранденбург –Пруссии и России) она была обречена исчезнуть в череде разделов Settecento
Однако к середине Cinquecento, турки предоставили права приоритета на продажу скота Константинополю, что и вызвало переориентацию всей торговли Юга –Восточной зоны.
Таким образом, в 1560 AD, скотопромышленники и торговцы пошли ещё дальше на восток и начали выпас скота в Белой Руси и Волыни (экспорт на запад через Брест).
Новая система и кризис
В целом потребители осевой Европы получили большую пользу в течение первых 60 лет Cinquecento: количество животных, подпадающих под “ нож мясника” увеличилось с 85 000 голов в 1509 AD до 145 000 в 1569 AD.
“На протяжении более четверти, века венгерские и польские производители соперничали в борьбе за господство на рынке Южной Германии, который в условиях острой конкуренции цены быстро расширяется” (Жан Бланшар).
По крайней мере до 1575 AD, несмотря на потерю доли рынка, беспрецедентно процветает торговля крупным рогатым скотом с Венгерской периферии.
С 1569 AD, характер экспорта, стабильного полвека, был сломан.
Экспорт, который колебался между 20-40 000 голов в год, возрос до 60 000 голов в 1569 AD и 80 000 голов в 1574 AD.
Вот он, победный оптимизм Cinquecento, в действии.
Скот с польского фронтира достиг впервые Страсбурге (1570 AD), вытесняя в процессе поставки с датской и венгерской периферии.
В то же время, увеличение продуктивности пастбищ обеспечило новый рост местных поставок, тем самым создавая новые модели регионализации.
В этом новом контексте, датские производители после 1580 AD, удержали лидерство только на ганзейском и Амстердамском рынках .
Те, кто ранее участвовал в откорме датского экспорта, вынуждены были перейти к специализации в молочное хозяйство.
Количественные и пространственные умножения (взрывное рождение христианского Дальнего Запада и Востока), великий перелом в начале Cinquecento и появление около 1540 –1550 AD первого планетарного наброска наметившейся сети мир –экономики является итогом революции начавшейся в середине Unocento и завершившейся к 1600 AD.
До того - мир архаичный, после –количественные изменения. Разрушен континуум, который чувствовали четыре переживших его поколения. Между 1500 и 1550 AD изменился мировой климат.
Один за другим из эпицентра иберийской и итальянской деловой активности, ломаются индексы цен и деловой активности. Изменяются направления или изменяются ритмы.
За длительным периодом относительно благополучных условий и нарастания симптомов следуют волны, периоды упадка, показатели наименьшего роста.
По общему правилу торговля на большие расстояния в своём кризисе обгоняет кризис сельского хозяйства и промышленности.
Правда в первую очередь страдают сложные секторы, секторы, создающие наибольшую стоимость при наименьшем объёме (производство драгметаллов etc.)
Но никого не минует “чаша сия”.
В 1575 –1577 AD , кроме всего прочего, сказалось и негативное влияние польского демпинга на кризис венгерского экспорта.
Потребителям пришлось прибегать к региональным рынкам.
В 1580 AD, объем экспорта с фронтира всё же восстановил почти 75 % от объёма 10 лет назад.
До 1590 AD международная торговля несёт шрамы от предыдущих кризисов .
После начала процесса "Пятнадцатилетней войны" (1591-1606 AD) против Оттоманов, венгерский экспорт полностью отступил из Германии и только доминировал на венецианском рынке.
Cinquecento завершается завоеванием немецкого рынка скотом из Польской периферии.
Условия производства и обмена
До 1560 AD, весь скот и для региональной и международной торговли поставлялся одиночными крестьянами, владеющими от 1 до 10 голов.
Мелким собственникам торговцы предоставляли силовую и правовую поддержку, инвентарь и продукты питания.
Такие типажи, как венгерский Гаспар Биро, который в 1550 AD, имел в собственности 10 000 голов были очень редким исключением.
Но после 1560 AD , в ходе организации пастбищного животноводства и переноса его в малонаселенные alföldi regio , такие крупные стада стали более распространенным.
Размер стада увеличился и на Руси (Ruthenia) и Украине (фронтире русской сельскохозяйственной колонизации, кланы которой спекулировали союзами).
Серо-белый крупный рогатый также улучшил качество.
Средний вес увеличился с 350 кг в 1560 AD до 500 кг в 1647 AD.
Несмотря на демографические расширения Европы в Cinquecento , в 1600 AD поставки мяса увеличились в 6,75 раза, по сравнению с 1500 AD, благодаря международной торговле.
И это положение было достигнуто путём организации пастбищного животноводства в зонах дальней пограничной колонизации.
“..Для того, чтобы добиться увеличения поголовья скота у производителей в рамках международной торговой системы, торговцы предлагали постоянно растущие цены, которые приводили к уменьшению собственного потребления среди производителей в обмен на заметное увеличение денежных доходов.
Каждый шаг на поставку был получен только через значительное повышение цен, рост которых угрожало задушить потребления на Западе.
Однако за счет снижения транзакционных издержек торговцы смогли компенсировать огромный рост цен на покупку крупного рогатого скота, и, таким образом, могли продавать их на рынках осевой Европы по ценам, которые номинально увеличивались сравнительно медленно, и в реальном выражении показали определенную тенденцию к падению… " (Жан Бланшар)
Операционные издержки
Из-за потери веса и качества, скот редко перегоняли более чем на 450 км в год, он набирался сил в течение зимы в переходных регионах откорма, до его передачи в новый и в конечном итоге продажи мясникам.
Перегон мог занимать до четырёх лет из областей молдавских выпасов.
На каждом промежуточном пункте скот бывал продан, тем самым создавая сложную систему перекрывающегося маркетинга и транспортных операций.
Но постепенно начали применять перегон 200 - головного стада через континент на одном дыхании, по 30 -40 км в день.
Эффект масштаба, падение транзита в разы, снижение расходов на выпас имели драматические последствия для цен.
В течении столетия, большие торговые дома оказались вовлеченными в торговлю, что обеспечивало более широкий обзор рынка их руководителями и позволял им устранять накладные региональные нарушения поставок.
Повышение регулярности и снижения цен в реальном выражении, такой вектор развития.
Участие больших домов также представило финансовые инструменты неизвестные до тех пор скототорговцам (за исключением, разве, что, датчан).
Благодаря международной торговле, большинству горожан удалось избежать судьбы жителей небольшого итальянского городка Монтальдо, чей пищевой рацион вообще не содержал мясо –молочных продуктов и был почти полностью мучнистый (Де Бросс).
Освоение пространства на восточном пограничье, позволило жителям осевой Европы забыть об эпидемическом голоде и недостатке протеина. Прирост населения и изменение пищевого баланса в Cinquecento , во многом обусловлен этими факторами развития технологии производства и способов обмена.
Беспокойная конъюнктура открывает простор преобладанию Севера
Они начали создавать небольшие "островки изобилия в сельской пустоши, разрушенной от голода и болезней" (Де Бросс).